Автор:
Максименко Ольга Леонидовна
Современные технологии
в развитии личностного потенциала ребёнка с ОВЗ
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств.
В работе важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у ребёнка с ОВЗ навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи и др.
Данные технологии использовались учителем-логопедом Максименко О.Л. при организации индивидуального обучения на дому ребёнка с ОВЗ.
Все мероприятия коррекционно-развивающегося процесса базировались на развитии личности ребёнка в целом, а не на тренировке отдельных функций.
В работе применялись следующие технологии обучения:
1. Формирование социального поведения, коммуникативных умений;
2. Укрепление физического развития;
3. Развитие познавательной деятельности;
4. Формирование и развитие коммуникативной функции речи;
5. Развитие игровой и продуктивной деятельностей.
Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья позволили активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.
__________________ Максименко О.Л
Статья:
Современные технологии
в развитии личностного потенциала ребёнка с ОВЗ
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств.
В работе учителя-дефектолога важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у ребёнка с ОВЗ, навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи и др.
Данные технологии использовались мною при организации индивидуального обучения на дому ребёнка с ОВЗ.
Мой подопечный имел множественные нарушения, которые предполагают три и более первичных нарушения, отягощающих структуру развития.
Обследование к началу обучения показало следующее: ребёнок физически слабо развит, крайне затруднена мелкая моторика, он нуждался в помощи при самообслуживании. Ведущая рука – левая.
Активная речь отсутствовала. У мальчика речь состояла из отдельных слов (часто лепетных), коротких нераспространенных фраз. Понимал обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. Словарный запас беден, в основном ограничен названиями окружающих бытовых предметов.
У ребёнка отсутствовала социально-бытовая ориентировка. Он не знал названий цветов, хотя иногда по показу соотносил их правильно. Понятия о количестве и счёте у него отсутствовали. В предметно-практической деятельности ребёнок испытывал большие трудности.
Чувства эмоциональной сферы были однообразны и неустойчивы, характеризовались двумя крайними состояниями — удовольствием и неудовольствием, возникали только при непосредственном воздействии раздражителя. Мальчик не проявлял настойчивости и инициативы в достижении цели, его поведение носило импульсивный характер.
Сложность общения заключалась в том, что родной язык ребёнка был не русским.
Все мероприятия коррекционно-развивающегося процесса базируется на развитии личности ребёнка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Именно этот аспект я учитывала в практической работе.
Поэтому применяла следующие технологии обучения:
1. Формирование социального поведения, коммуникативных умений:
- формирование потребности в общении с окружающими людьми и умение вступать в общение составляло необходимое условие для развития ребёнка и его социальной адаптации.
2. Укрепление физического развития:
- развитие моторики и двигательных навыков (развитие ощущений собственного тела и нормализации тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребёнка).
3. Развитие познавательной деятельности:
- сенсорное воспитание;
- формирование наглядно-образного мышления;
- ознакомление с окружающим миром.
4. Формирование и развитие коммуникативной функции речи:
- учить понимать обращенную речь, двух-трёхсоставную инструкцию;
- учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов;
- выражать свои потребности простой фразой из 1-3 слов;
- формировать у ребенка потребность высказывать свои желания в речи.
5. Развитие игровой и продуктивной деятельностей.
- ребёнок со сложными дефектами развития не всегда имеет возможность чем-либо заниматься. Основными целями этого направления являлось пробудить ребёнка к деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки, научить ребёнка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца.
В зависимости от характера и степени тяжести первичных нарушений условия имеют специфические образовательные потребности, которые заключаются в индивидуальном походе к определению методов и приёмов, темпа коррекционно-педагогического воздействия:
- Определение цели и составление программы обучения. Необходимо чётко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения обследовать ребёнка и составить этапную программу обучения. Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребёнку объяснить, что он должен сделать.
2. Затем при необходимости оказать ту или иную помощь.
3. Создать ситуацию успеха и поощрять за выполненное задание.
- Организация учебной среды. Обстановка должна облегчить ребёнку выполнение заданий и обеспечить условия, при которых влияние отвлекающих факторов будет минимальным. Моя задача состояла в том, чтобы так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ему, что можно, а что нельзя, чего от него ждут, а чего – нет.
- Учёт положительных возможностей. Для продвижения ребёнка со множественными дефектами развития в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей.
Для того чтобы помочь ребёнку показать себя с лучшей стороны, я:
- предлагала ребёнку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовала разнообразные виды деятельности;
- начинала и заканчивала каждую серию заданий ситуацией успеха;
- сочетала новые более трудные задания с уже известными заданиями, более лёгкими;
- включала в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
- Контроль за выполнением заданий. Для того, чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы, необходимо тщательно контролировать выполнение каждого задания. Нужно внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребёнка, а основательная работа укрепляла уверенность ребёнка в себе, развивала готовность заниматься.
- Единство и согласованность требований. Важно сохранить на занятиях и в семье единство и согласованность всех требований к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.
- Организация охранительного режима. Необходимо организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребёнка. Режим освобождает родителей и ребёнка от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
- Формирование подготовительных навыков. К самым важным подготовительным навыкам самообслуживания и игры относятся: умение брать, сидеть, стоять, выполнять простые команды, а также умение координировать движения глаз, с одной стороны, и движения ног, рук и пальцев, с другой, для выполнения совместных действий (зрительно-моторная координация). Эти умения относятся к разряду тех, что появляются в раннем детстве почти автоматически. Пользуясь ими постоянно, мы обычно не думаем о них как о навыках. Но однажды освоенные ребёнком, они становятся гигантским шагом на пути к успешному овладению другими навыками самообслуживания и игры.
Наверное, самым существенным из подготовительных навыков является умение концентрировать внимание. Ребёнку с особенностями развития трудно на некоторое время сконцентрировать внимание на задании. И, тем не менее, это самое важное умение, которому его необходимо научить. Ребёнка, неловко скорчившегося на стуле, постоянно озирающегося и не реагирующего на свое имя, нельзя считать готовым к занятиям.
Для того чтобы ребёнок смог учиться, он должен смотреть на вас, слушать то, что вы ему говорите, и быть в состоянии выполнять ваши инструкции.
Чтобы научить ребёнка концентрировать внимание я прибегала к следующим способам:
- Стояла рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
- Заботилась о том, чтобы моё лицо было на уровне его глаз. Располагалась так, чтобы ребёнок мог видеть моё лицо. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
- Звала ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекала его внимание, окликнув по имени. Не продолжала, пока он не поворачивался и не смотрел на меня.
- Устанавливала зрительный контакт. Когда звала ребёнка и, он ко мне поворачивался, смотрела ему в глаза. Иногда его лицо было передо мной, но взгляд был устремлён в пол, и малыш не мог сконцентрировать внимание.
- Внимательно подбирала слова. Пользовалась знакомыми словами и короткими предложениями.
- Была постоянна. Говоря о людях, местах и предметах, использовала всегда одни и те же слова.
- Использовала жесты. Дополняла свои слова соответствующими жестами, ребёнку было легче понять меня и тем самым сконцентрировать внимание.
При обучении, я учитывала, что произвольное внимание у мальчика неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Поэтому применяла частую смену деятельности. В процессе коррекционной работы объём внимания расширялся и, оно становилось более устойчивым. По мере обучения ребёнка количество времени на каждый вид деятельности увеличивался, а количество видов деятельности уменьшался (рис.1, рис. 2).
Рисунок 1 Рисунок 2
Также я постоянно использовала повторяемость материала: повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у ребёнка возникала более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира (рис. 3, рис. 4).
Рисунок 3 Рисунок 4
Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: в процессе рисования, ручного труда. Ведь рисунки не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают индивидуально личностные особенности (рис.5, рис. 6).
Рисунок 5 Рисунок 6
Вся деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождалась эмоциональной вовлеченностью. В любой деятельности с ребёнком нужно комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание) (рис.7, рис. 8).
Рисунок 7 Рисунок 8
Однако, что бы ни требовалось ребёнку для успешной работы: демонстрация, физическое руководство или и то и другое, использовать все виды работы нужно только вместе со словесными объяснениями и столько времени, сколько это необходимо ребёнку.
Нужно стараться всегда заканчивать урок оптимистической нотой. Если я видела, что ребёнку ещё трудно выполнять задание, то перед окончанием занятия я предлагала ему решить более простую задачу, с которой он определенно справлялся (рис. 9, рис. 10).
Рисунок 9 Рисунок 10
В заключении мне хочется сказать, что ключ к успеху - это, во-первых, чёткое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Каждый следующий шаг требовал, чтобы ребёнок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывало перед ним более широкие возможности. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья позволяют активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.