Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие мелкой моторики и осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, посредством специальных игр и упражнений.

Автор:
Озимчук Светлана Николаевна

Аннотация:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

 

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Озимчук Светлана Николаевна SC-6388

Статья:

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

 

 

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Это сдерживает развитие осязания, отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности и моторной готовности руки к письму. В то же время в процессе выполнения различных форм деятельности велика роль осязания в помощи зрению. «Обследующая» рука слабовидящего ребёнка является заместителем глаза. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.

В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Одним из видов практической деятельности детей, направленной на совершенствование координации движений, является работа с мозаикой и конструктором. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению. Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки. Упражнения в конструировании также способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.

Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием. Осязание – это чувство, которое всегда с человеком. У человека чувствительность пальцев выше, чем губ, и уступает лишь языку. Незнакомую вещь мы всегда стремимся потрогать, покрутить то, что крутится, нажать то, что нажимается… Тактильный анализатор поддаётся тренировке. Дети учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь. Тактильное чувство будет утончаться само собой, если ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, кнопочниц, нанизывание бус, сортировки предметов пинцетом,  «Ниткографии», дидактического упражнения «Продолжи ряд», «Выложи узор из счётных палочек», помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Шнуровки бывают трех видов: простые шнуровки, где нужно зашнуровать что-либо, например: башмак, пуговицы, и другие цельные предметы. Сюжетные, когда малышу предлагается соединить различные предметы, например: пришить к домику крышу, или сшить лепестки у цветка, а иногда «накормить» червячка яблоком, продевая его в специальные отверстия и т.п. И третий вид шнуровки - мягкие игрушки, где с помощью шнурка предлагается сшить детали, что бы получить игрушку или целую картину.

Игры с природным материалом- развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало. Дети с большим удовольствием  перебирают и раскладывают  по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие.  Можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме или нарисовать пальчиком на крупе.

О значении пальчикового «Игротренинга» написано немало книг. Пальчиковые игры «Расскажи стихи руками», «Игры с пальчиковым театром», «Кукольным театром» развивают у ребенка не только мелкую моторику, но и любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают также справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок  может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга.

Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, что бы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.  Существуют и другие виды массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику. Рекомендую использовать массажные ролики, мячи, эспандеры.

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а так же, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. Это ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.

Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Выполняя различные  упражнения («Трафареты», «Обводка по контуру», «Штриховка»), дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на подготовку руки к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Рисование и аппликация, один из самых простых способов развития  мелкой  моторики. Сначала, используют  пальчиковые краски, а после знакомят  детей с разнообразными выразительными средствами. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику. Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук. Маленькому малышу можно предложить рвать бумагу на части, а потом наклеивать.

Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Малышу постарше можно предложить вырезать фигуры ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое.

Пазлы, лабиринты, сортеры, и многое другое, помогает развить мелкую моторику, которая очень важна для полноценного и правильного развития детей с нарушением зрения

Уделяя  должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, осязания и координации движений руки,  мы решаем  сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

            Озимчук Светлана Николаевна SC-6388

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010