Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Решение задач повышенного уровня сложности

Автор:
Новикова Раисия Александровна

Аннотация:

Урок – лекция по химии:  «Гидролиз солей»

Автор: Новикова Раисия Александровна

 Аннотация.

  Уроки - лекции являются основной формой изложения нового материала. В 9-11 биолого-химических классах они проводятся по всем разделам химии.

Цели и задачи работы: углубление знаний учащихся по химии, развитие интереса к  предмету, формирование  лабораторных умений, исследовательской компетенции, развитие наблюдательных способностей, умения делать выводы, обобщать материал.

В ходе занятия обучающиеся ищут ответы на проблемные вопросы, поставленные  в начале лекции,  и делают самостоятельные выводы. Опираясь на полученные на уроке знания, обучающиеся впоследствии выполняют проектные работы. В качестве приложения приводится презентация, которая может сопровождать урок.   Новикова Р.А.

 

Программа элективного курса «Задачи повышенного уровня сложности»

Автор: Новикова Раисия Александровна

 Аннотация.

В курсе представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются на базовом уровне курса химии, а ориентированы на углубление знаний учащихся по предмету.

Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умение учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.

Целью данного курса является: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по химии; обучение решению задач разного уровня сложности, встречающихся в вариантах ЕГЭ  по химии и соответствующих требованиям вузов. Новикова Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

 Решение задач повышенного уровня сложности

(34 ч)

Программа элективного курса

Пояснительная записка

 Программа предназначена для учащихся 9-го класса.

В курсе представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии и ориентированы на углубление знаний учащихся по предмету.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое  усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.

 Решение сложных задач – интенсивный и творческий процесс, результат его часто бывает оптимальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

 У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремленность, упорство в достижении целей. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Однако в школьной программе уделяется недостаточное внимание наработке системных навыков решения задач.

Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умение учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.

Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно – научного профиля, а также в технических вузах.

 Целью данного курса является: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по химии; обучение решению задач разного уровня сложности, встречающихся в вариантах ЕГЭ  по химии и соответствующих требованиям вузов.

Задачи данного курса:

- повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии;

- привить навыки решения типовых химических задач;

- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность освоить в дальнейшем программу химии на повышенном уровне;

Учащиеся должны знать:

- основные физико-химические величины и их единицы;

- формулы, применяемые при решении задач;

- основы теорий и законов, химические свойства веществ, формулы соединений, уравнения химических реакций.

Учащиеся должны уметь:

- применять теоретические знания в решении расчетных задач;

- схематично записывать условия задач;

- правильно использовать физико-химические величины и их единицы;

- составлять и применять алгоритмы действий при решении задач;

- решать комбинированные задачи рациональными способами.

Итак, в процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений. Это необходимо для осмысленного восприятия последующего материала.

Умение решать задачи достигается одним путем постоянными и систематическими упражнениями.

 

Содержание курса

Тема 1. Химические понятия и химические величины, используемые при решении расчетных задач по химии (2 ч)

Относительная атомная масса элементов. Относительная молекулярная масса вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Число структурных частиц. Постоянная Авогадро.

Тема 2. Расчеты по химическим формулам веществ (3 ч)

       Массовые и количественные отношения элементов в веществе. Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества. Установление химического элемента и формулы вещества.

Тема 3. Газы. Расчет состава газовых смесей (3 ч)

       Объемная доля газов в смеси. Молярный объем газов. Задачи с использованием газовых законов. Уравнение Клапейрона -  Менделеева. Относительная плотность газов. Смеси: реакции с участием газов.

Тема 4. Растворы (8 ч)

Массовая доля растворенного вещества. Приготовление и смешивание растворов. Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах. Образование солей различного состава и их смесей.

Молярная концентрация. Растворимость веществ. Кристаллогидраты.

Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (3 ч)

Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами.

Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

Тема 6. Расчеты по химическим уравнениям (6 ч)

Вычисление массы вещества или объема газа по известной массе, количеству вещества, вступающего в реакцию или полученного в результате реакции. Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Вычисление массы продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси.

Тема 7. Закономерности протекания химических реакций (3 ч)

Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисление теплового эффекта. Закон Гесса и его следствия.

Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.

Тема 8. Ряд стандартных электродных потенциалов (4 ч)

Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли.

Электролиз. Закон Фарадея.

Итоговое занятие (2 ч)

Зачет по решению основных типов задач.

 

 

 

Учебно – тематический план

 

занятия

Название темы

Кол-во

часов

Виды

деятельности

1-2

Тема 1. Химические понятия и химические величины, используемые при решении расчетных задач по химии

2

Лекция

 

3

 4-5

Тема 2. Расчеты по химическим формулам веществ

Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

Вывод формулы химических соединений различными способами.

3

1

2

Решение задач различными способами

 

6

7-8

Тема 3. Газы. Расчет состава газовых смесей

Задачи с использованием газовых законов. Относительная плотность газов.

Объемная доля газов в смеси. Смеси:  реакции с участием газов.

 

3

      1

2

 

 

9-10

 

  11-12

13-14

 

 

15-16

Тема 4. Растворы

Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Приготовление и смешивание растворов. Молярная концентрация.

Растворимость веществ. Кристаллогидраты.

Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах.

 

Зачет по теме: «Растворы».

8

2

 

2

2

 

 

2

 

 

 

17-18

 

19

 

 

Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси

Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами.

Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

 

3

 

2

 

1

 

 

20-21

 

22

23-24

 

25

Тема 6. Расчеты по химическим уравнениям

Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Вычисление выхода продукта реакции.

Вычисление продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси.

Зачет по темам 5 и 6.

6

2

 

1

2

 

1

 

 

 

26

 

 

27-28

Тема 7. Закономерности протекания химических реакций

Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисление                

                   теплового      эффекта. Закон Гесса и его следствия.

 

 

Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.

3

 

1

 

 

2

 

 

29

 

30-31

32

Тема 8. Ряд стандартных электродных потенциалов

Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли.

 

Электролиз. Закон Фарадея.

Зачет по темам 7 и 8.

4

1

 

2

1

 

33-34

Итоговое занятие

Зачет по решению основных типов задач.

2

Зачет

 

Итого

34

 

 

 

 

Типовые задачи 

Тема 2.

  1. Оксид элемента имеет состав ЭО3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Определите, какой элемент образует оксид.

(Ответ: Сера).

  1. В состав химического соединения входят натрий, фосфор, кислород. Массовые доли элементов составляют (%): натрия  - 34,6; фосфора – 23,3; кислорода – 42,1. Определите простейшую формулу соединения. 

(Ответ: Na4P2O7).

  1. Молярная масса соединения азота с водородом равна 32 г/ моль. Определите формулу этого соединения, если массовая доля азота в нем составляет 87,5 %.

(Ответ: N2H4).

  1. Массовая доля безводной соли в кристаллогидрате фосфата цинка равна 84,2 %. Установите формулу кристаллогидрата.

(Ответ: Zn3(PO4)2 ∙ 4H2O).

  1. Массовая доля кристаллизационной воды в железном купоросе составляет 45,3 %. Определите число молекул воды в формуле железного купороса. (FeSO4 · nH2O).

(Ответ: FeSO4 · 7H2O).

Тема 4.

  1. Какую массу воды надо добавить к 200 г 25%-ного раствора соли, чтобы раствор стал 10%-ным?

(Ответ: 300г).

2. Какая масса 25%- ного и 5%-ного растворов серной кислоты (H2SO4) потребуется для приготовления 40 г 20%-ного раствора этой кислоты смешиванием двух исходных растворов?

                                                                                                     (Ответ: 30г и 10г).

  1. Вычислите массу натрия, которую необходимо добавить к порции воды массой 200г, чтобы получить 10%-ый раствор гидроксида натрия.

(Ответ: 12,2г).

  1. Продукты полного сгорания 4,48 л сероводорода (н.у.) в избытке кислорода поглощены 53 мл 16%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,18 г/мл). Вычислите массовые доли веществ в полученном растворе и массу осадка, который выделится при обработке этого раствора избытком гидроксида бария.

                     (Ответ: ω(NaHSO3) = 19,8%); ω(Na2SO3) = 8%; ω(BaSO3) = 43,4г).

  1. Продукты полного взаимодействия 0,69 г натрия и 0,8 г серы осторожно внесли в воду, и образовавшийся прозрачный раствор разбавили до объема 50 мл. Определите молярные концентрации соединений в образовавшемся растворе, вычислите максимальную массу брома, который может прореагировать с полученным раствором.

(Ответ: 0,1М Na2S; 0,2M Na2S2; 2,4 г  Br2)

  1. Сколько граммов кристаллогидрата  Na2SO4 · 10H2O необходимо добавить к 100 мл 8%-ного раствора сульфата натрия (плотность 1,07 г/мл), чтобы удвоить массовую долю вещества в растворах?

(Ответ: 30,6. Na2SO4 · 10H2O).

  1. Какую массу поваренной соли NaCl нужно добавить к 50 г воды, чтобы получить насыщенный при 20°С раствор? (Растворимость поваренной соли при 20°С составляет 35,9 г на 100 г воды).

(Ответ: 17,9 г).

  1. Вычислите, какая масса  нитрата серебра выпадает в осадок при охлаждении насыщенного  при 80°С раствора AgNO3 массой 10г до температуры 20°С. Растворимость AgNO3  составляет 635 г при 80°С и 228 г при 20°С.

(Ответ: 5,54 г).

 

Тема  7.

  1. Тепловые эффекты образования хлоридов алюминия и меди (II) соответственно равны 704,2 кДж/моль и 215,6 кДж/моль. Составьте термохимическое уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором хлорида меди.

(Ответ: 761,6 кДж).

  1. Реакция А(г) + В(г)  → 2F + Д протекает со скоростью 4 моль / (л ·мин) при концентрациях А и В, соответственно равны 4 и 5 моль/л. Вычислите константу скорости этой реакции.

(Ответ: 0,21 (моль/л · мин).

  1. При охлаждении реакционной смеси с 50°С до 20°С скорость химической реакции уменьшилась в 27 раз. Вычислите температурный коэффициент этой реакции.

(Ответ: 3).

  1. Реакция при температуре 30°С протекает за 2 мин. 15 сек. Вычислите, за сколько времени закончится эта реакция при 60°С, если температурный коэффициент скорости реакции равен 3.

(Ответ: ∆τ2 = 5с).

  1. Во сколько раз увеличится скорость реакции взаимодействия оксида углерода (II) и хлора, если концентрации исходных веществ  увеличить в 3 раза:  СО(г) + Cl2(г) = СOCl2(г)?

(Ответ: в 9 раз).

  1. Равновесие в реакции синтеза иодоводорода  Н2(г) + I2(г) = 2HI(г) установилось при следующих концентрациях веществ: водород – 0,8 моль/л. Определите исходные концентрации иода и водорода и рассчитайте константу равновесия.

(Ответ: 1,7 моль/л; 1,9 моль/л; Кр = 4,05).

 

Литература

  1. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989, 174с.
  2. Шишкин Е.А. Пути решения расчетной задачи. Химия в школе,2005, № 4, с. 46-53.
  3. Кузьменко Н.Е. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы: учебное пособие /Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. – М.: Издательство «Экзамен»,2006. – 638, [2] с.
  4. Врублевский А.И. Задачи по химии с примерами решений для школьников и абитуриентов. (А.И. Врублевский. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. -400 с.)
  5. Задачи по химии. Пособие для поступающих в вузы. Часть I. Составители: С.И. Галева, И.А. Рязанов. – Казань: «Булак -2». 1995.
  6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 3-е издание, исправленное и доп. – М.: «Новая волна», 1996. – 304 с.
  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 576 с.
  8. Витинг Л.М., Резницкий Л.А. Задачи и упражнения по общей химии. М.: Изд-во МГУ, 1976, 168с.
  9. Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… Химия в школе, 2005, № 2, с. 51-55.

10. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. 176с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия и здоровье

(34ч)

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия и здоровье» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа.

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению.

Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины.

Сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека.

Материал курса дает возможность учащимся получить представление о продуктах питания, их калорийности, пищевой ценности, содержании в них белков, жиров, углеводов, витаминов, углубить представление о роли химических элементов в жизни нашего организма.

Такая тема как «Химические средства гигиены и косметики» позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены.

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека. Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

 

Цель курса: Расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, химии, биологии, экологии и в некоторых социальных вопросах, направленных на повышение адаптационных возможностей человека в современном обществе.

Задачи курса:

- пропагандировать здоровый  образ жизни, формировать  представление о продуктах питания, их пищевой ценности, пищевых добавках и их влиянии на организм человека);

- предоставить учащимся возможность реализовать интерес к изучению химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;

- расширить кругозор учащихся;

- развить общеучебные умения учащихся, умение работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

Учащиеся должны знать:

- классификацию органических соединений, основные гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их пищевой ценности;

- понятие микро – и макроэлементов и их значение для организма;

- состав и свойства химических веществ, имеющихся в организме человека;

- средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии;

- применять вещества по назначению;

- грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные.

Рекомендуемые методические подходы к организации занятий в элективном курсе «Химия и здоровье».

Курс может быть представлен как отдельный элективный курс для профиль­ного обучения в старшей школе и стать основой для выполнения проектов в системе профильного обучения в 9 классе.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Ряд практических работ можно проводить во время изучения соответствующих тем.  Отдельные разделы практикума могут выполнять малые группы обучающихся (по 2-3 человека).

Программой предусмотрены практические работы, направленные на ис­следование продуктов питания, лекарственных препаратов и механизмов их воздействия на организм человека.

Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Преамбулы к каждой из работ, представленных в программе, учитель может исполь­зовать для создания проблемной ситуации и мотивации обучающихся к самостоятель­ной исследовательской деятельности.  Тематическое планирование элективного курса  является примерным и может быть изменено учителем в зависимости от образовательных запросов учащихся и материальной базы школы.

Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставить право выбора работ обучающимися со­гласно их запросам, охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с химическим оборудованием, приборами, постановка опытов и т.п.), комму­никативные умения старшеклассников, научить эффективно работать в команде.

Завершается изучение курса участием в конференции по проблемам здо­ровья обучающихся и окружающей среды, подготовленной школьниками под руководством преподавателя, медицинских работников школы, актива родите­лей.

Изучение курса помогает учащимся понять, что здоровье человека напрямую связано с тем, что и как он ест, что представляют собой современные продукты питания, из чего их изготовляют. А здоровье каждого – это достояние всего человечества, поэтому необходимо бережно к нему относиться.

Структура УМК:

Учебная программа обеспечена учебно-методическим комплектом, вклю­чающим следующую литературу:

-   книгу для внеклассного чтения учащихся 8 – 10 классов. «Химия и здоровье».

-  учебник «Органическая химия», 10 класс;

-   пособие «Лабораторно-практические работы по химии», 10 – 11 класс;

-  методические материалы для учителя.

 

Содержание программы

Тема 1. Питание  (14 часов).

Что такое пища. Питательные вещества и продукты питания. Состав пищевых продуктов. Белки как  высокомолекулярные вещества. Суточная потребность в белках. Жиры в природе, их состав и свойства, роль в организме. Суточная потребность в жирах. Углеводы. Их состав и свойства, значение для организма человека. Суточная потребность в углеводах. Витамины здоровья.

Практические работы:

  1. Свойства белков.
  2. Обнаружение жира в животных и растительных тканях с помощью качественной реакции.
  3. Определение наличия аскорбиновой кислоты в овощах.
  4. Определение наличия аскорбиновой кислоты в  фруктовых соках.

Тема 2. Химические элементы в организме человека (6 часов).

Обзор биологической роли элементов – органогенов. Углерод. Водород. Кислород. Азот. Сера. Фосфор.

          Биологически важные неорганические соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода. Минеральные воды. Пероксид водорода. Сероводород. Аммиак. Соли. Металлы в организме человека.

   Практическая работа 5. Физико-химический анализ минеральных вод.

         

Тема 3. Химия и медицина (6 часов).

Лекарства и яды в древности. Антидоты. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

Практическая работа 6. Исследование лекарственных препаратов.

Тема 4. Химические средства гигиены и косметики (6 часов).

Средства ухода за зубами. Строение зубов. Гигиена ротовой полости. Правила чистки зубов. Состав зубных паст и их влияние на организм человека. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.

Практическая работа 7. Исследование химического состава зубных паст.

Тема 5. Итоговое занятие (2 часа).

Защита проектных работ. Научно – практическая конференция, посвященная Дню здоровья.

Итого: 34 часа.

Учебно-тематическийплан

п/п

Темы урока

Кол-во

часов

Вид

деятельности

 

1.

 

2.

3.

 

 

    4.

5.

 

 

6.

 

7.

 

 

8.

 

9.

 

Тема 1. Питание.  

Что такое пища. Питательные вещества и продукты питания.

 

Белки как  высокомолекулярные вещества.

Свойства белков.

 

 

Жиры, масла.

Свойства жиров. Обнаружение жира в животных и растительных тканях.

 

Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды.

 

Витамины. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции.

 

Определение наличия аскорбиновой кислоты в овощах.

 

Определение наличия аскорбиновой кислоты в фруктовых соках.

 

 

1

 

2

1

 

 

1

1

 

 

2

 

2

 

 

2

 

2

 

Лекция

 

Лекция

Практическая работа

 

Лекция

Практическая работа

 

Лекция

 

Лекция

 

 

Практическая работа

Практическая работа

 

10.

11.

 

12.

 

13.

 

Тема 2. Химические элементы в организме человека.

Обзор биологической роли элементов – органогенов.

Биологически важные неорганические соединения неметаллов.

 Металлы в организме человека.

 

Физико–химический анализ минеральных вод.

 

1

2

 

2

 

1

 

 

Лекция

Лекция

 

Выступление учащихся

Практическая работа

 

14.

 

 

15.

 

16.

Тема 3. Химия и медицина.

Общие понятия о лекарственных веществах. Лекарства и яды в древности. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции.

Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.

Исследование лекарственных препаратов.

 

2

 

 

2

 

2

 

Лекция

 

 

Лекция

 

Практическая работа

 

17.

 

 

18.

 

19.

 

Тема 4. Химические средства гигиены и косметики.

Средства ухода за зубами. Строение зубов. Гигиена ротовой полости. Правила чистки зубов. Состав зубных паст и их влияние на организм человека.

Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства.

Исследование химического состава зубных паст.

 

 

2

 

 

2

 

2

 

Лекция

 

 

Лекция

 

Практическая работа.

 

20.

Тема 5. Итоговое занятие.

2

Защита проектных работ. Конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

 

 

Всего:

34

 

 

 

 

Темы исследовательских работ учащихся

  1. Исследование химического состава овощей.
  2. Исследование содержания  аскорбиновой кислоты в фруктовых соках.
  3. Исследование химического состава зубных паст.
  4. Исследование состава и свойств лекарств.
  5. Синтетические моющие средства и их эффективность при стирке.
  6. Использование комплексных соединений для определения Fe(III) в некоторых продуктах питания.
  7. Химические элементы в организме человека.
  8. Определение ионов Fe3+ в продуктах питания с помощью бумажной хроматографии.
  9. Физико-химический анализ качества минеральных вод, выпускаемых в Республике Марий Эл

10. Исследование проб воды в различных источниках.

11.Моющие средства – шампуни.

12.Природные эфирные масла.

13.Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения.

 

Список литературы

 

  1. Курсы по выбору: выбор за вами /Ред.- сост. И.А. Костенчук. – М.: Центрхимпресс,  2007. -112с. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».
  2. Халетова С.С. Культура питания и здоровье. Монография. Йошкар-Ола. – 2004.-176 стр.
  3. Погожева А.В. Здоровое питание. Путь к долголетию. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 256с. – (Серия «Энциклопедия женского здоровья»).
  4. Малькова Н.В. Химия внутри нас: Учебно-методический сборник.- Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива,2006. – 76с.
  5.  Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов. - Волгоград: Учитель, 2005.- 221с.
  6. Макаров К.А. Химия и здоровье: Кн.для внеклас. Чтения учащихся 8 – 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1985. – 144с., ил. – (Мир знаний).

Конспект урока-лекции по теме

«Химические свойства алкинов» (10 класс)

Р.А. Новикова, учитель химии МОУ «Коркатовский лицей», д. Коркатово, Моркинский район, Республика Марий Эл

В своей работе по углубленному изучению химии использую лекционно-семинарско-зачетную систему, позволяющую максимально приблизить урок к вузовскому уровню.  Уроки - лекции являются основной формой изложения нового материала. Использую  установочные и обзорные лекции. Лекция в чистом виде проводится редко, чаще всего  применяются лекции-беседы, лекции-рассказы, лекции-конференции, интегрированные лекции, лекции с проблемным изложением материала, лекции-диалоги. В конце каждой темы предусмотрен само- и перекрёстный взаимоконтроль на основе тестирования (работа в парах), основной задачей которого является формирование навыков оценки и самооценки учебных  достижений, сотрудничества, взаимопомощи, межличностного контакта. При проведении данного урока – лекции в классах профильного обучения предусмотрено использование ИКТ.

Цели урока:

 рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, окисления, тримеризации ацетилена в бензол, взаимодействие с основаниями; продолжить формирование умения работать с Интернетом, мультимедийными презентациями.

Задачи урока:

Образовательные: показать зависимость химических свойств от строения молекул, научить составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства алкинов;

Развивающие: научить применять теоретические знания в составлении генетических цепочек превращений и в выполнении тестовых заданий по подготовке к ЕГЭ по химии.

Воспитательные: способствовать развитию самостоятельности, интеллектуальной активности, творчества.

Оборудование и реактивы: кусочек карбида кальция, прибор для получения газов, вода, раствор KMnO4, аммиачный раствор оксида серебра. Электронная презентация «Химические свойства алкинов».

 

Ход урока – лекции

I. Подготовка к восприятию нового материала. Проверка домашнего задания.

1) Осуществите цепочку превращений по теме: «Алкены»

 

2) Дописать уравнение реакции окисления:

5СН3 – СН2 – СН = СН – СН3  +8KMnO4 + 12H2SO4

3) Какие реакции характерны для алкенов?

4) Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.

 

Тест 1.

1)    В молекуле бутина-1 гибридизация орбиталей углеродных атомов.

1) только sp3             3) sp3  и  sp2

2) только sp2             4) sp3  и  sp

2) Вещество, формула которого С4Н6, можно отнести к

     1) алкадиенам и циклоалканам             3) алкинам и алкадиенам

     2) алкинам и алкенам                             4) алкенам и алканам

3) Число π – связей в молекуле бутена-2 равно:

     1) 1        2) 2             3) 3             4) 4

4) Изомерами являются:

     1) пентан и пентадиен                            3) бутин и бутадиен

     2) этан и пропан                                     4) этан и ацетилен

5) К классу алкинов относится

     1) С2Н4            2) СН4                   3) С2Н6       4) С2Н2

6) Формула алкина с молекулярной массой 68

     1) С4Н6            2) С6Н10      3) С5Н8       4) С3Н6

7) Число структурных изомеров для алкина состава С5Н8

     1) 2        2) 3             3) 4             4) 5

II. Изучение нового материала. В чём суть реакционной способности алкинов?

Вопрос классу:  Какие реакции характерны для алкинов?

Ответ:  Реакции присоединения.

1) Реакции присоединения. Большинство реакций присоединения для алкинов протекают труднее, чем для алкенов. Это объясняется меньшей поляризуемостью π-электронной плотности тройной связи и её малой длиной.

  1. Гидрирование: реакция проходит в 2 стадии:

 

  1.  Галогенирование: (протекает в 2 стадии).

НС ≡ СН + Вr2 → СНВr = СНBr       1,2 – дибромэтан

СНВr = СНВr + Вr2 → CHBr2 – CHBr2       1,1,2,2 -  тетрабромэтан

Вывод: алкины как и алкены обесцвечивают бромную воду и поэтому данной качественной реакцией их  различить нельзя.

3. Гидрогалогенирование. Присоединение HCl идет в присутствии катализатора AlCl3 или AlBr3.

HC ≡ CH + HCl → CH2 = CHCl → (CH2 - CHCl)n, винилхлорид

Задание:  На доске написать уравнения с избытком HCl.

Для несимметричных алкинов применяют правило Марковникова.

Задание: Написать уравнение реакции присоединения HCl к пропину.

                                  2 – хлорпропен

(на каждой стадии выполняется правило Марковникова).

4.Гидратация. Реакция  Кучерова  Михаила Григорьевича.

 

Правило Эльтекова: спирты, содержащие ОН группы у атома углерода с двойной связью, изомеризуются в альдегиды или в кетоны.

Гомологии ацетилена превращаются в кетоны (правило Марковникова).

СН3 – С ≡ СН + НОН → [СН3 – СОН = СН2] → СН3 – СО – СН3

5.Присоединение цианистоводородной кислоты.

 

 

 

2. Реакции окисления:

1. Горение алкинов. На воздухе алкины горят коптящим пламенем, так как больше углерода, массовая доля углерода больше. Если вдувать дополнительно воздух, то сгорает полностью без копоти.

          2. Действие мягких окислителей. Реакция Вагнера. Взаимодействие с слабощелочным раствором KMnO4.

          СH ≡ CH + O + HOH → CHOH = CHOH → CH2OH – COH

Качественная реакция на кратную связь – происходит обесцвечивание.

          3. Действие жестких окислителей. При действии сильных окислителей (KMnO4 и H2SO4) происходит окисление с разрывом углеродного скелета и образуется смесь карбоновых кислот. Разрыв происходит по месту тройной связи.

5НС ≡ СН + 8 KMnO4 + 12H2SO4 → 5C2H2O4 + 8 MnSO4 + 4K2SO4 + 12H2O

Задание: Закончить уравнение реакции окисления.

5CH3–C ≡ C–CH2–CH3 +6KMnO4 + 9H2SO4 → …

(   Ответ: 5CH3 – COOH + 5CH3-CH2-COOH +6MnSO4+3K2SO4+4H2O)

III. Реакции полимеризации.

          1. Димеризация (из 2-х молекул ацетилена образуется димер в присутствии солей CuCl(I).

          СН ≡ СН + НС ≡ СН → СН2 = СН – С ≡ СН                 винилацетилен

Механизм реакций нуклеофильного присоединения.

          1 стадия: образование нуклеофила за счет распада связи С –Н. Например: при действии каt.(Fe).

         

          2 стадия: Присоединение нуклеофила к одной  из π-связи с образованием карбаниона.

          Н – С ≡ СН + НС ≡ С--НС = СН – С ≡ СН               карбанион

          3 стадия: Карбанион быстро реагирует с протоном.

          -НС = СН – С ≡ СН + Н+ → СН2 = СН – С ≡ СН                    если к винилацетилену присоединить Н2

          СН2 = СН –С  ≡ СН + Н2 → СН2 = СН – СН = СН2     

2. Тримеризация. Реакция Зелинского.

         

                                                                   

СН3

                                              1,3,5 триметилбензол

СН3       СН3

 

IV. Кислотные свойства алкинов.

          Атом водорода в ацетилене и его гомологах, содержащих тройную связь на конце молекул, довольно подвижен. Он может замещаться на металл, что обуславливает кислотные свойства алкинов. Продукты замещения называют ацетиленидами. Кислотные свойства алкинов настолько слабы, что для отрыва атома водорода требуется очень сильное основание, например амид натрия (т.к. атом С – sp гибридизации сильно электроотрицателен).

RC ≡ C – H + NaNH2 → RC ≡ C – Na + NH3

Ацетилениды серебра и меди(I) могут быть получены при пропускании ацетилена через аммиачный раствор оксида серебра или хлорида меди(I). Эта реакция позволяет отличить алкины с концевой тройной связью от алканов, алкенов и алкинов с тройной связью в середине углеродной цепи:

HC ≡ CH + 2[Ag(NH3)2]OH → Ag – C ≡ C - Ag↓ + 4NH3 + 2H2O

Ag2O + 4NH4OH → 2[Ag(NH3)2]OH + 3H2O

HC ≡ CH + 2[Cu(NH3)2]Cl → Cu – C ≡ C - Cu↓ + 2NH4Cl

Ag – C ≡ C – Ag + 2HCl → HC ≡ CH↑ + 2AgCl↓

Ацетилениды тяжелых металлов очень взрывоопасные вещества, они взрываются при ударе.

 Задание: Напишите уравнения реакции соответствующие следующей схеме:

1 слайд.      Al4C3 → X → У → Ag2C2;

                   

2 слайд.

Решение: СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

                          СН ≡ СН + СН ≡  СН → СН2 = СН – С ≡ СН

                          СН2 = СН – С  ≡ СН + НСl → CH2 = CH  -CCl = CH2

Вывод: Качественная реакция на алкины:

1)    Обесцвечивание бромной воды, раствора KMnO4. Аммиачный раствор оксида серебра (на концевую тройную связь алкинов ≡ СН)

V. Закрепление. Выполнить тест. «Химические свойства алкинов»

VI. Задание на дом: Выучить химические свойства алкинов. Решить следующие номера: 24 14; 24 – 15; 24 – 16; 24 – 36; 24 – 37; 24 – 38; 24 – 40 из задачника Кузьменко Н.Е. «2500 задач по химии с решениями».

Тест «Химические свойства алкинов»

1.Продукт взаимодействия ацетилена с избытком хлороводорода

          1) винилхлорид                       3) 1,1-дихлорэтан

          2) 1,2-дихлорэтан                             4) хлорэтан

2. При взаимодействии ацетилена с водой образуется

          1) муравьиный альдегид                   3) метан

          2) уксусный альдегид                       4) диметиловый эфир

3. Бутин-1, в отличие от бутина-2, взаимодействует с

          1) аммиачным раствором оксида серебра

          2) раствором брома в тетрахлорметане

          3) раствором перманганата калия

          4) водой в присутствии солей ртути

4. При окислении ацетилена с перманганатом калия в кислой среде образуется:

          1) уксусная кислота                          3) щавелевая кислота

          2) муравьиная кислота                      4) бензойная кислота

5. Тримеризацией ацетилена можно получить

          1) толуол    2) бензол    3) ксилол    4) метилбензол

6. Как бутен, так и бутин

          1) При гидратации дают спирты   3) Не реагируют с раствором  KMnO4       

          2) Обесцвечивают бромную воду 4) Не подвергаются гидрированию

7. Объем углекислого газа, который образуется при горении 40 л ацетилена в 40 л кислорода равен _____ л.

8. Качественной реакцией на алкины с концевой тройной связью является взаимодействие с

          1) аммиачным раствором оксида серебра,         3) бромной водой,

          2) свежеосажденным гидроксидом меди (II),     4)раствором    перманганата калия.

9. И для ацетилена, и для пропина характерны

          1) тетраэдрическая форма молекулы

          2) sр-гибридизация всех атомов углерода в молекуле,

          3) реакция гидрирования,

          4) наличие только σ- связей,

          5) горение на воздухе,

          6) реакции с аммиачным раствором хлорида меди (I)

10. В цепочке превращений, характеризующих алкины,

 

             

конечным продуктом Х4 является:

          1) ацетилен                    3) ацетальдегид

          2) этанол                        4) уксусная кислота

 

Ответ:

I вариант. Четные: 2) 2                 II вариант. Нечетные: 1) 1

                                     4)  3                                                   3) 1

                                     6) 2                                                    5) 2

                                     8) 1                                                    7) 32

                                    10) 3                                                   9) 3, 5, 6

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия: Орган. химия: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Кузьменко, Н.Е. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы: учебное пособие / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Левитина Т.П. Справочник по органической химии: Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока лекции по химии  с

проблемным изучением материала  по теме

"Гидролиз солей" (9 класс)

                                                                                     Новикова Р.А.

Цель урока: сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей.

     Задачи урока:

образовательные: научить  составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций гидролиза солей; записывать уравнения обратимого, необратимого, ступенчатого гидролиза и предсказывать среду растворов различных солей; применять теоретические знания в выполнении тестовых заданий по подготовке к ЕГЭ; показать практическое значение гидролиза веществ.

воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию у учащихся; умение принимать те или иные решения.

развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнения, реакция среды.

Оборудование: электронная презентация «Гидролиз солей»

1 группа растворов: Na2CO3, KOH, HNO3; (на столах учащихся)

2 группа растворов: AlCl3, K2CO3, NaCl. (на стол учителя)

Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсиальный индикатор, пробирки, держалки.

Ход лекции

I.Начало урока – лекции. Оргмомент.

 Активизация  опорных знаний и умений.

Разминка.

Назовите формулы сильных оснований.

Назовите формулы слабых оснований.

Назовите формулы сильных кислот.

Назовите формулы слабых кислот.

По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые.

Выполнение теста на повторение.

Тест. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.

1. К электролитам не относится:

а) MgCl2; б) Ba(OH)2; в) Na3PO4; г) СaCO3.

2. К электролитам относится:

а)BaO; б) СaCO3 в) K3PO4; г) Al(OH)3.

3. Слабый электролит – это:

 а) HNO3; б) H2SiO3; в) H2SO4; г)H3PO4.

4. Сильный электролит – это:

а) H2SO3; б) H2SiO3; в) H2S; г) H2SO4.

5.Вещество, которое при растворении в воде диссоциирует с образованием карбонат – ионов,  - это:

 а) Na2CO3; б) CO2; в) H2CO3; г) MgCO3.

6.Слабое основание – это:

а) Mg(OH)2; б) Ba(OH)2; в) KOH; г) NaOH.

Ответ: 1.г), 2. в), 3.б), 4.г), 5.а), 6.а)

Химический эксперимент.

Задание 1.

Как определить вещества выданные в 3 пробирках: растворы NaOH, HCl, NaCl?  (индикатором)

 Задание 2.

Определите растворы 3 веществ:Na2CO3, KOH, HNO3. Лабораторная работа.

Результаты исследований оказались одинаковыми у веществ: Na2CO3, KOH;

Лакмус – синий, фенолфталеин - малиновый 

 Задание 3. Демонстрация.

Проблемный вопрос.Провести испытание индикатором растворов 3 солей: AlCl3, K2CO3, NaCl.Результаты оказались разными? Почему? Почему по-разному ведут себя разные растворы солей? Откуда берутся в избытке ионы Н+ или группы ОН-?

Что представляет собой вода с точки зрения ТЭД?

 Ответ: В чистой воде одинаково присутствуют ионы Н+ и ОН- ;   

Н2О ↔Н+ + ОН-   [H+] = [OH-]

Реакция чистой воды рН = 7,нейтральная.

Для определения среды водных растворов пользуются водородным показателем – рН.

рН = -lg[H+]

Водородный показатель (рН) – это отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода.

Не только кислоты и основания, но и соли могут иметь щелочную и кислую реакцию, причиной этого является - гидролиз. (слайд – таблица).

 

II. Изучение нового материала.

  1. Понятие «гидролиз солей». Типы солей. (см. слайд)

 Гидролиз – это реакция обмена между солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

Если кислота – кислая соль, если основание – основная соль, и происходит изменение среды раствора.

 а) Соли, образованные сильным основанием  и сильной кислотой.

NaNO3; K2SO4;

Такие соли гидролизу не подвергаются. Нет связывания ионов, не образуется слабый электролит, поэтому гидролиз не протекает. рН = 7    [H+] = [OH-]

 нейтральная среда.

Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой.

K2SO4 + H2O →/ не пишем продукты

          б) Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой.

Анионный гидролиз.

    Na2CO3, K2SO3; При растворении солей многоосновных кислот гидролиз протекает ступенчато.      

       NaOH←Na2CO3→H2CO3 

1. Na2CO3 + H2O↔NaHCO3 + NaOH

         2Na+ + CO32- + H2O↔Na+ + HCO3- +Na+ + OH-

            CO32-  + H2O ↔ HCO3- + OH-

     2. NaHCO3 + H2O ↔ NaOH + H2CO3

        Na+ + HCO3- + H2O ↔ Na+ + OH- + CO2 + H2O

             HCO3- + H2O ↔ OH- + CO2 + H2O

 

              pH >7          [OH-] > [H+]          средащелочная

Вывод: В ходе гидролиза происходит накопление гидроксид - ионов ОН-,

 по Принципу Ле Шателье равновесие смещается влево  и по 2 ступени гидролиз не идет.

Задание: Написать уравнение гидролиза для KNO2 , K2SO3.

Алгоритм составления уравнения гидролиза соли:

а) по химической формуле соли определить, какой кислотой и каким основанием образована соль;

б) записать уравнения в молекулярном виде;

в) составить уравнения в общем ионном виде;

г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида;

д) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду.

 

в)Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой

Катионный гидролиз

      FeCl2, CuBr2, ZnSO4. При растворении солей многокислотных оснований гидролиз протекает ступенчато.

             HCl←FeCl2→Fe(OH)2

        1. FeCl2 + HOH↔FeOHCl + HCl

      Fe2+ + 2Cl- + HOH↔FeOH+ + Cl- +H++ Cl-

               Fe2+ + HOH ↔ FeOH+ + Cl-

       2. FeOHCl + HOH ↔ Fe(OH)2 + HCl

        FeOH+ + Cl- + HOH ↔ Fe(OH)2 + H+ + Cl-

               FeOH+ + HOH ↔ Fe(OH)2 + H+

             pH< 7          [H+] > [OH-]         кислотнаясреда

Вывод: Fe2+ - катион слабого основания. Ион Fe2+связывается с молекулами воды (Н+ОН-), образуя сложный малодиссоциирующий ион FeOH+, вследствие чего в растворе накапливаются ионы Н+, среда раствора соли становится кислотной, равновесие смещается в сторону обратной реакций.

Задание: Написать уравнение гидролиза для  CuBr2.

г) Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

Гидролиз идет и по катиону и по аниону. NH4CN, (NH4)2S

 cлабое основание, NH4OH←NH4CN→HCN, слабая кислота

        NH4CN + HOH ↔ NH3 · H2O + HCN

    Характер среды определяется константой диссоциации кислот и оснований. Либо слабокислотная или слабощелочная.

     Если Кд одинакова – среда нейтральная.

      Задание: Написать уравнение гидролиза для Al2S3

Необратимый гидролиз. Дописать уравнения гидролиза.

Al2S3 +6H2O→2Al(OH)3 + 3H2S

CaC2 +2H2O →Ca(OH)2 +C2H2

CaH2 + H2O →

Mg3N2 + H2O →

Задание: Какую реакцию среды имеют растворы солей CuSO4, NaNO2, K2SO4?

Общий вывод: 1.Гидролизу подвергаются только растворимые соли, в состав которого входит либо катион слабого электролита, либо анион слабого электролита.

2. В зависимости от состава соли определяют реакцию среды.

3. Гидролизу подвергаются соли 2,3,4 типов.

4. Гидролиз – процесс обратимый.

5. Если в состав соли входят катион и анион слабых электролитов, идет необратимый гидролиз.

2. Условия гидролиза.

 Гидролиз соли можно усилить:

  1. Добавить  воду (уменьшить концентрацию)
  2. Нагреть раствор.

      Гидролиз соли можно подавить:

  1. Охладить раствор.
  2. Добавить в раствор кислоту, если среда кислая.

     Добавить в раствор щелочь, если щелочная среда.

3.Практическое значение гидролиза. Гидролиз имеет большое значение в живом организме, живой природе, в практической жизни человека.

1. Использовали золу в древности K2CO3 в качестве моющего средства - среда щелочная, при гидролизе образуется ОН-, раствор становится мыльным.

2. При недостатке кислотности почвы у растений развивается заболевание хлороз. Вводится удобрение (NH4)2SO4, повышается кислотность.

Роль гидролиза в повседневной жизни человека (стирка, мытье посуды, умывание с мылом, процессы пищеварения).

Охрана природных ресурсов. Есть восполнимые и невосполнимые природные ресурсы. Соль относиться к невосполнимым природным ресурсам, поэтому нужно использовать экономно. Слишком много соли употреблять нельзя, накапливаются камни (в почках, печени и в различных органах).

Задание: Выполнить проект на тему «Соли в быту».

III. Закрепление.  Выполнить тест: «Гидролиз солей». Работа в парах (само и перекрестный взаимоконтроль на основе тестирования) (см. слайд)

1. Гидролизу не подвергается:

1) ZnCl2   2) Al2(SO4)3 3) KCl  4) Na2SO3

2. Гидролизу  подвергается:

1) Na2SO4  2) NaNO3  3) NaCl 4) Na2CO3

3. Избыток катионов водорода Н+ при гидролизе образует:

1) Na2SiO3 2) ZnCl2  3) K2CO3  4) NaNO3

4. Кислую среду имеет водный раствор:

1) хлорида натрия    2) хлорида алюминия

3) нитрата калия      4) хлорида кальция

5. Нейтральную среду имеет водный раствор:

1) карбоната натрия          2) нитрата калия

) сульфата цинка             4) нитрата свинца

6. Щелочную среду имеет водный раствор:

1) нитрата натрия           2) сульфата алюминия

3) сульфита калия           4) хлорида магния

7. В водном растворе подвергается гидролизу по катиону вещество,    формула которого:

1) CuSO4  2) LiCl  3) NaNO3  4) K2S

Ответ: 1-3; 2-4; 3-2; 4-2; 5-2; 6-3; 7-1

IV. Домашнее задание. Составить уравнения гидролиза для следующих солей: K3PO4, AlCl3, Cr2S3,определить тип соли, среду водных растворов. Выполнить следующие номера: № 2-102; 2-111; 2-118; стр. 29 Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.

 

 

Литература:

  1. Программы для классов с углубленным изучением химии/Авт.-сост. Р.А.Новикова- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 40с.
  2. Химия растворов. Задачи: от простого к сложному: Учебно – методическое пособие / Авт.-сост. Р.А.Новикова- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 28с.

     3. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений./ Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин. – 2-е изд., с исправл. – М.: Вентана- Граф, 2006. – 320с.:ил.

4. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся  9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010