Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Образовательный проект «Химия, экология, здоровье»

Автор:
Маринина Ольга Викторовна

Аннотация:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 города Крымска, Краснодарского края организована в 1992 году. С момента организации школы основным направлением её работы стало экологическое образование и воспитание. В рамках президентской программы «Новая школа», изменились требования к образованию и воспитанию нового поколения. Это поиск и поддержка талантливых детей, их успешная социализация. Из опыта урочной и внеурочной работы при переходе к новым стандартам , был разработан образовательный проект «Химия, экология, здоровье», который успешно реализуется.
Цель проекта: создать образовательную среду, способствующую повышению интереса к предметам естественного цикла, в частности химии, экологии. Предусматривает интеграцию предметов, использование информационных технологий, осуществление химического эксперимента, освоение содержания раннего курса химии в седьмом классе, расширить кругозор и углубить знания по программам элективного и факультативного курсов, а исследовательская работа развивает творческие способности учащихся.
Данный проект – это интеграционный комплекс урочной системы и сферы дополнительного образования, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения и ориентирует на развитие практических навыков и умений учащихся седьмых классов, через раннее обучение химии, экологии, 9-11- х через факультативы. Всё это необходимо для повышения эмоционально - позитивного отношения к предметам естественного цикла, в частности химии, биологии, географии, экологии. Организация познавательной исследовательской деятельности, через работу в школьном научном обществе учащихся, способствует формированию социальных ориентиров учеников старших классов.
Результатами реализации проекта являются:
- итоговый экзамен по химии в 9 классе сдавали 26 человек при 100 % качестве;
- открытие профильного класса (10 – 11) естественно – математической направленности;
- успешная сдача экзамена по химии в новой форме (ЕГЭ);
- поступление в профильные вузы (медицинская академия, химико – технологический факультет технологического университета; факультеты аграрного университета).
Данный проект позволил привлекать к исследовательской работе большое число учащихся школы, что активизировало участие в районных, краевых, всероссийских конференциях учащихся среднего звена. Экскурсионные маршруты, совместная экологическая работа, летний отдых в профильных лагерях, объединяет и изменяет (экологизирует) мировоззрение учащихся. Экология – это не только наука, это образ жизни. Изменив себя, мы сможем изменить мир, сделать его добрей, отзывчивым на чужую беду.

Статья:

Содержание.

 

Область применения проекта « Химия, экология, здоровье»…………..………..…3

1. Обоснование актуальности проекта………………………………………….........4

2. Цель проекта……………………………………………………………………….5

3. Условия, необходимые для реализации проекта……………………………….6

4. Сущность и этапы реализации проекта………………………………………….6

5. Планируемые результаты…………………………………………………………..7

 

Результативность проекта «Химия, экология, здоровье»…………………………..7

Приложение…………………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Область применения проекта « Химия, экология, здоровье».

 

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24  города Крымска, Краснодарского края организована в 1992 году. С момента организации школы основным направлением её работы стало экологическое образование и воспитание.

       В 1996 году в школе родилась детская экологическая республика «Истоки», как одна из форм детского самоуправления. Республика имеет свой герб, гимн, устав. В члены республики приглашаются ученики всех классов (учащиеся первых классов организованы в отряд «Юных друзей природы»). В настоящий момент самоуправлением занимается школа лидеров, а воспитательные функции выполняет парламент республики.

       2005 год -  начало работы школьного научного общества «Поиск». Основными направлениями его работы являются: социально- экологическое, естественные науки, культурология, туризм, «Юниор». Исследовательская работа творческих групп, при кураторстве методических объединений,  предусматривает тесное сотрудничество средней школы №24 и учреждений дополнительного образования.

                                            МОУ СОШ №24 

 

Детский эколого – биологический центр. На базе 7б класса: ранее обучение химии, организована химическая лаборатория; 7а класс–курс историко-социальной направленности; 6а – туристко –краеведческое направление, знакомство с флорой и фауной Крымского района

Центр развития творчества детей и юношества. Хореографические кружки организованы на базе 4б, 2а и 6б классов. Учащиеся старших классов посещают клуб спортивного бального танца «Викарт»

Детские спортивные школы.

 Работают секции различных направлений: игровые (футбол, волейбол, хоккей на траве), силовые (бокс, тяжёлая атлетика, греко – римская  борьба, тахеквандо), конный спорт.

 

            В настоящее время в школе обучается 570 учеников, 20 классов. Организована кабинетная система.

Меняется время, меняются требования к образованию и воспитанию детей. Согласно, нормативным документам образовательного стандарта, весь процесс обучения направлен на достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программ формирования универсальных учебных действий (общеучебные умения). Особое внимание уделяется метапредметным результатам, как инструменту, обеспечивающему возможность ученикам свободно использовать информационные и коммуникативные ресурсы для решения жизненных проблем. Сегодня  «основной задачей и критерием оценки» выступают не освоение «обязательного минимум содержания образования», а овладение системой «учебных действий с изучаемым учебным материалом».

 

Используя опыт своих коллег, анализируя информацию научно – популярной и методической литературы, мной был разработан проект «Химия, экология, здоровье». Он является одной из форм овладения системой учебных действий и учебным материалом.

 

 

1.                 Обоснование актуальности проекта.

 Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом безграничном процессе познания — учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраи­вается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взгля­дов и убеждений человека, его миропонима­ние и поступки..

Какое же место в общей системе экологи­ческого образования занимает химическое образование?

Традиционно главная цель обучения хи­мии заключалась в том, что ученика необхо­димо было ввести в мир веществ (как при­родных, так и созданных человеком), зало­жить основу понимания причин его многооб­разия, сформировать не только общие пред­ставления о способах получения и областях применения веществ, но и практические уме­ния в обращении с ними. В этой связи, в данном проекте, для учителя образова­тельная цель  состоит в том, чтобы на основе фундаментальных химиче­ских знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии.  

Главное — изменить (экологизировать)  мировоззрение учащихся.

. Проект «Химия, экология и здоровье»,  на базе седьмого класса общеобразовательной школы организует химическую лабораторию, ранний курс обучения  представлен программой «Удивительное рядом».

Осознанный выбор профессии позволяет сделать элективный курс в 9 класс

 « Химия и здоровое питание», факультативы « Химия и экология»  (10 класс), «Химия в прикладных задачах» (11 класс), а также исследовательская работа в школьном научном обществе «Поиск», предусматривает составление индивидуальной траектории исследования.  Проект включает в себя четыре программы.

 

 

2. Цель проекта.

Проект «Химия, экология и здоровье» позволяет создать образовательную среду, способствующую повышению интереса к предметам естественного цикла, в частности химии, экологии. Предусматривает интеграцию предметов, использование информационных технологий, осуществление химического эксперимента, освоение содержания  раннего  курса химии в седьмом классе, расширить кругозор и углубить знания по программам элективного и факультативного курсов, а исследовательская работа  развивает творческие способности учащихся.

 

 

3. Условия, необходимые для реализации проекта.

 1) потребность социума в химическом образовании (ведущие ВУЗы края в качестве вступительных экзаменов предлагают сдачу химии) и экологической грамотности;

2) наличие учебного учреждения, реализующего инновационный подход к обучению (МОУ СОШ № 24, наличие современных образовательных технологий,   квалификационного уровня учителя);

3)  лабораторное оборудование (химический кабинет школы имеет микролаборатории, компьютер, мультимедиопроектор) позволяет усилить практическую ориентацию ученического эксперимента и прикладную направленность исследовательских работ учащихся.

 

 

4. Сущность и этапы реализации проекта.

 Данный проект – это интеграционный комплекс  урочной системы и сферы дополнительного образования, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения и ориентирует на развитие практических навыков и умений учащихся седьмых классов, через раннее обучение химии, экологии, 9-11- х через факультативы. Всё это необходимо для повышения эмоционально - позитивного отношения к предметам естественного цикла, в частности химии, биологии, географии, экологии. Организация познавательной исследовательской деятельности, через НОУ, способствует  формированию социальных ориентиров учащихся старших классов.

 

Этапы реализации.  

1  этап  (7 класс) -  знакомство с предметом химия, через эксперимент, овладение элементарными навыками практической работы

2   этап (8-9 класс) – выполнение программы  обучения и факультативных курсов; выбор и составление планов ученических исследовательских работ, подготовка к сдаче экзамена химии в новой форме.

3 этап (10 – 11 класс) –  мониторинг результатов; подготовка к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, защита исследовательских проектов на школьной и районной конференциях (участие в краевых и российских конкурсах), профориентация учащихся.

 

 

5. Планируемые результаты.

1) создание благоприятной образовательной среды, способствующей освоению учащимися седьмого класса раннего курса химии, учащимся старших классов осуществление собственной образовательной деятельности на уровне базовых компетенций;

2) достижение устойчивого эмоционально – позитивного отношения к изучению предметов естественного цикла,  проведение химического эксперимента позволяет на практике применять полученные навыки и умения;

3) построение индивидуальных образовательных траекторий, на основе личностно значимых целей, позволяет сделать осознанный выбор в профессиональном самоопределении.

4) повысить экологическую грамотность учащихся, что позволяет изменить мировоззрение, быть неравнодушным человеком, любить и беречь природу родного края, Родины.

               5) помочь реализовать учебную, личностную и социальную успешность каждого ученика школы.

 

 

 

Результативность проекта «Химия, экология, здоровье».

                 Результативность данной работы представлена в диаграммах. Проследив качество обучения химии одного выпуска, видно что,три класса одной параллели имеют почти равные результаты обучения (около 60 % в среднем звене), им предложили сдать итоговый экзамен химия в новой форме ГИА. Экзамен сдали 25 человек при 100 % качестве. Администрация школы открывает, первый в районе профильный класс естественно – математической направленности. Качество обучения химии составляет   более 70 % в старших классах. Экзамен в форме ЕГЭ сдавали 6 человек, успешно. (4 ученика студенты медакадемии и 2 -технологического университета химико – технологического факультета)

 

Качество обучения в 8-м классе                              Качество обучения в 9-м классе

Качество обучения в 10 и 11 классах

                   Учащиеся профильного класса активно участвовали в предметных олимпиадах (есть победители олимпиады по химии в районе и победитель в олимпиаде, которую проводил технологический университет), в работе районной Малой академии наук учащихся Крымского района (два ученика получили гранты главы района). Участники краевых и всероссийских конференций. Второй год команда нашей школы принимает участие во Всероссийском  экологическом форуме «Молодые интеллектуалы России» в Санкт – Петербурге. Привезли кубок и медали победителей.

 

           «В здоровом теле здоровый дух» -  не просто слова. В течении 2009 -2010 учебного года, в рамках проекта, выполнено и представлено 14 детских научно – исследовательских работ с различной тематикой по экологии, химии, географии, краеведению, а в 2010 – 11 учебном году – 26.   С 4 по 6 в ноября 2009 года  в городе Сочи, учащиеся 7б класса участвовали в работе  краевой конференции «К тайнам природы Кубани», шесть исследовательских работ успешно прошли заочный тур. Результатами выступления команды стали дипломы двух первых, двух вторых мест и грамоты участников. Как результат поездки, в следующем году, учащиеся написали  две работы: по топонимике Кубани и представителях сочинской Ривьеры.

         Собран к печати материал по теме «Памятники природы Крымского района», методические разработки  к программе «Удивительное рядом», комплект познавательных и экологических задач для 11 класса.

             В рамках проекта подготовлено ряд презентаций: «Охрана окружающей среды», «Охрана атмосферы», «Влияние галогенов и их соединений на организм человека», « Пища глазами химика» и другие.

          Были  проведены ряд экскурсий. Где,  увиденное и услышанное  часто рождают темы исследовательских работ.  Образовательные маршруты требуют практического приложения. Старшеклассники участвовали в акции «Чистый двор», школьный двор и ближайшие улицы были готовы встречать весну. «Спасём первоцветы» - выпускались листовки, «За чистоту берегов Чёрного моря» был организован выезд группы учащихся для уборки береговой линии в городе Анапа.

            Экология – это не только наука, это образ жизни. Изменив себя, мы сможем изменить мир, сделать его добрей, отзывчивым на чужую беду. В школьном возрасте формируется мировоззрение ребёнка,  и он должен вырасти Человеком.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010