Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Разработка обобщающего урока по теме «Этот удивительный мир неметаллов»

Автор:
Шагимарданова Зульфира Мансуровна

Аннотация:

                                           (урок – соревнование)

Начиная изучение темы «Неметаллы» в 9 классе, предупреждаю учащихся о том, что обобщающий урок будет проведен в форме урока – соревнования, и предлагаю дополнительную литературу для чтения – список вывешиваю в кабинете.

Класс делю на 4 команды. Каждая команда заранее получает задание – подготовить презентацию, которая соответствует названию команды (подгруппа азота, галогены и.т.д.). К уроку составлена презентация, которая применяется учителем от начала до конца урока. В составлении презентации принимали участие   учащиеся 9 классов, а в подготовке конкурсов для 9-ых классов принимали  учащиеся 10-ых классов, и студенты Башкирского Государственного Медицинского Университета – выпускники нашей школы.

Для достижения желаемого результата  при проведении этого урока важно использовать различные способы деятельности учащихся: изучение литературы, сбор информации о неметаллах, составление презентаций, выполнение опытов, решение задач.

Разноплановая деятельность способствует успешному формированию знаний и умений, развитию творческих способностей и эмоционально – ценностных отношений учащихся.

Статья:

Обобщающий урок по теме «Неметаллы» (урок – соревнование).

 

Цели урока:

·       Обобщить знания о физических и химических свойствах неметаллов, их нахождение в природе, основных областях их применения.

·       Развивать общеучебные умения и навыки /работы с учебником, обобщать/,умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием, умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества.

·       Воспитательные: формировать условия для развития материалистического мировоззрения.

 

Оборудование:

·       Учебник: Габриелян О.С. Химия, 9 класс. М. Дрофа, 2008.

·       Таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей и  гидроксидов.

·       Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты, в пробирках с номерами - карбонат натрия, иодид калия, хлорид натрия, дихромат аммония, нитрат натрия

·       Приборы: штатив, спиртовка.

·       Мультимедиа.

·       Презентация к уроку (Неметаллы)

Оформление: Название , цели урока на экране. Газеты, подготовленные учащимися.

 

Ход урока.

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

 

       Мы с вами закончили изучение раздела «Неметаллы». Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний свойств неметаллов  и их соединений. Урок  наш  сегодня необычный, он пройдет в форме соревнования между четырьмя командами:

I.команда « галогены» ----     капитан Калашникова Дарья  

II.команда «халькогены»----капитан Шикаев Артем

III.команда «подгруппа азота»---Тебеньков Андрей

IY. команда «подгруппа углерода»---Денисова Ольга.

      Этот урок поможет вам узнать много интересного об удивительных веществах неметаллах. Вас ждут сегодня разнообразные конкурсы, в которых вы должны показать свои знания по химии неметаллов. Оценивать ваши знания будут ассистенты Бадалов Гулу и Юсупова Регина - учащиеся 10а класса.

 

I.Конкурс – разминка.

Вопросы разминки.

Первой группе:

М.В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745г., писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?

Второй группе:

Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонке фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович.

Третьей группе:

Шведский химик так описал свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии(оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто - зеленый цвет, пронзительный запах. Назовите этот газ.

Четвертой группе.

У Куртуа был  любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего – то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине – фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно – фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

 

II конкурс.  Презентация  своей команды. (см. презентацию)

 

III. Следующий  конкурс  «реши задачу».

   1команде. Какова масса фосфорной кислоты, которую можно получить из 62г фосфата кальция, если ее практический выход составляет 85%? ( Ответ:33,3г).

  2 команде. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция было получено 3,36л аммиака (н.у.). Вычислите его практический выход  в  объемных %.

  3 команде. Какова масса азотной кислоты, которую можно получить из 170г нитрата натрия, если ее практический выход составляет 88%. (Ответ: 110,9г).

   4 команде. При сжигании 93г фосфора в избытке кислорода было получено 196г оксида фосфора (V). Рассчитайте его практический выход ( в  %).             ( Ответ: 92%).          

 

IV. конкурс  « Эксперимент ».

1 команде. В трех пронумерованных пробирках находятся следующие соли: хлорида натрия, бромида натрия и иодида натрия. При помощи одного реактива распознайте их.

2 команде. В двух пронумерованных пробирках находятся растворы нитрата серебра и нитрата натрия. При помощи одного реактива распознайте их.

3команде. В двух пронумерованных пробирках находятся гидроксид натрия и гидроксид кальция. Как  распознать их?

4 команде. В двух пронумерованных пробирках находятся хлорид аммония и хлорид натрия. Как распознать их?

 

V конкурс  « Ромашка»

  На лепестках ромашки написаны вопросы. Каждая команда  отрывает лепесток и отвечает на вопросы.

1.Какой оксид азота выделится при взаимодействии концентрированной азотной кислоты с алюминием? (Алюминий не взаимодействует с конц. азотной кислотой).

2.Почему тяжелобольным не дают пользоваться кислородной подушкой длительное время? (Человек не может долгое время дышать чистым кислородом, необходима смесь азота и кислорода).

3.Какой газ выделяется при разложении нитрата натрия, как распознать этот газ?

4.Какая соль получится при взаимодействии аммиака с соляной кислотой?

5.Какой неметалл академик А.Е.Ферсман назвал « двигателем химической промышленности»? (Сера).

6.Какие вещества получаются при взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью?

7.Англичанин Дж.Пристли и швед К.Шееле открыли  этот элемент независимо друг от друга, но так и не поняли, что они открыли. Поэтому первооткрывателем его считается А.Лавуазье. (Кислород).

8.Какой оксид получатся при взаимодействии хлора с кислородом? (Хлор не взаимодействует с кислородом).

 

VI. конкурс. Найди ошибки.

Необходимо найти ошибки в «абсолютно правдивом рассказе» барона Карла  Иеронима  фон Мюнхгаузена.

      Я прекрасный химик. Правда, бываю несколько рассеян, что поделаешь – это основной недостаток гениев. О чем это я? А – а, о рассеянности. Как – то я забыл закрыть бутыль с серной кислотой и она почти вся испарилась. Я быстренько долил кислоту водой. На окошке у меня стояла кристально чистая азотная кислота. Взял  я медную пластинку, добавил концентрированную серную кислоту и стал собирать водород, но у меня получился озон и я заснул, так как озон, как известно, используется для наркоза. Пока я спал, весь водород растворился в воде. Так мне удалось наполнить водородом воздушный шарик.  Ну  ничего, в следующий раз я наполню шар смесью кислорода и водорода. То-то  он высоко взлетит!

 

 1.Серная кислота активно поглощает пары воды.

 2.Кислоту льют в воду!

 3.На свету азотная кислота разлагается.

 4.Выделившийся оксид азота(IV) придает азотной кислоте бурую окраску.

 5.Вданной реакции водород не образуется.

 6.Водород получается при электролизе воды.

 7.8.Озон не получается при нагревании воды и не используется для наркоза.

 9.Водород плохо растворяется в воде.

 10.Смесь водорода и кислорода – гремучий газ.

 

   VII. конкурс «Старая рукопись»

    В архиве нашли старую рукопись. Но она оказалась испорченной: во многих местах текст трудно разобрать. Восстановите записи.

Ca+HN(конц.)→?                         Zn(N→ ?

-?→?                                             - ? → ?

 +? → ?                                        + ? → ?

  Многие из вас, наверное, знают о неметаллах не только в пределах программы, но и пользуетесь дополнительной литературой. Поэтому следующий наш конкурс «Химическая викторина». Вопросы для этого конкурса подготовили учащиеся 10 класса.

    Вопросы для викторины.

1.Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу? (фтор).

2.Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак).

3.Главная составная часть воздуха? (Азот).

4.Соединение образующееся при взаимодействии азота с металлами (Нитрид).

5.Какие аллотропные модификации фосфора существуют? (черный, белый, красный, фиолетовый).

6.Какое простое вещество имеет самую высокую температуру плавления? (графит =380С).

7.Какой химический элемент образует более трех миллионов соединений? (углерод).

8.Наполнитель в производстве резины из каучука.  (Сажа).

9.Что такое «царская водка» ? (Смесь HNHCI в соотношении 1:3).

10.Какой элемент образует и очень твердое, и очень мягкое вещества? (Углерод).

11.В какой последовательности смешивают конц. серную кислоту и воду при разбавлении? (кислоту льют в воду).

12.Какой неметалл академик А.Е.Ферсман назвал «двигателем химической промышленности»? (Сера).

 

VIII.конкурс- Экологический.

Вам было дано задание подготовить небольшое сообщение об охране  и загрязнении воздуха по материалам периодической печати, интернет. Как элементы вашей подгруппы и их соединения влияют на окружающую среду? Можно представить эту работу в виде плаката.

 Подведение итогов урока, подсчет баллов ассистентами.

В конце один из подготовленных учеников демонстрирует занимательный опыт «Вулкан».

 Объявление результатов урока, выставление оценок.

Спасибо за урок!

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010