Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Природные явления»

Автор:
Тарасюк Эльвира Павловна

Аннотация:

Аннотация к статье Тарасюк Эльвиры Павловны Урок по теме: «Природные явления» или физические и химические явления.

Разработка урока в 8 классе по теме «Физические и химические явления» по учебнику «Химия. 8 класс» Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Учащимся в начале урока объявляется тема в другой интерпретации – «Природные явления» для обеспечения возможности проблемного обучения, на данном уроке осуществляется начальный этап освоения учащимися технологии деятельностного подхода в обучении. В качестве приложения приводится презентация, которая может сопровождать урок.

 

Тарасюк Э.П.

Статья:

Урок по теме: «Природные явления» или физические и химические явления.

 

 

   Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от химического явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

   Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, признаки химических реакций.

   Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции; признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические и химические явления.

Демонстрации: Горение магния, плавление сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Раздаточный материал на столы учащихся: инструктивные карточки, тестовые задания (приложения 3,5), таблицы для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты (приложение 2) и для рефлексии (приложение 4). Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%).

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13. Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, на обратной стороне листа дать объяснение явления.

 

 

План урока.

Этап урока

отводимое время

I. Оргмомент.

3 мин.

II. Изучение нового материала, демонстрационный и лабораторный эксперимент.

35 мин.

III. Закрепление изученного материала, рефлексия.

7 мин.

 

I.                Оргмомент.

Учитель: давайте вспомним определение науки «химия».

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».

II.              Изучение нового материала.

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?

   В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.

   Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

   Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.

   Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

   Демонстрационные опыты:

№ п/п

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

1.      

Горение магниевой ленты (стружки)

Вспышка света, образование белого дыма (порошка)

химическое

2.      

Плавление сахарной пудры

Образование сиропа

физическое

3.      

Обугливание сахара конц. серной кислотой

Появление запаха жженого сахара, почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)

химическое

4.      

Фильтрование раствора глины

Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный

физическое

5.      

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

химическое

 

   При демонстрации опытов фронтально проводится беседа о наблюдаемых явлениях, по плану: какое явление наблюдаем (физическое/химическое), по каким признакам определили.

Учитель: теперь вам предстоит провести два лабораторных опыта самостоятельно, соблюдая правила охраны труда – горение парафиновой свечи, гашение соды уксусом. Работать будете по инструктивной карточке. (см. приложение 1)

   Как вы думаете, какие правила охраны труда необходимо выполнять при проведении этих опытов?

   Обсуждение правил охраны труда при проведении лабораторного эксперимента и о необходимости зафиксировать наблюдения в таблице.

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к уроку «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»

 

   Проведите лабораторные опыты по инструкции (см.ниже), определите вид явлений, сопровождающих этот эксперимент, результаты внесите в таблицу.

Опыт 1. Горение парафиновой свечи. Аккуратно поджечь спичками фитиль свечи, закреплённой на огнеупорной пластинке. Наблюдайте за горением свечи 1 2 мин., наблюдения внесите в таблицу. Аккуратно задуйте пламя свечи.

Опыт 2. Гашение соды раствором уксуса. В пробирку с кристаллической содой прилить несколько капель раствора уксуса. Флакон с кислотой не забудьте плотно закрыть. Наблюдаемые признаки впишите в таблицу.

 

№ опыта п/п

Содержание опыта

наблюдения

Вывод (физическое или химическое явление)

1.

Горение парафиновой свечи

 

 

2.

Гашение соды раствором уксуса

 

 

 

Обсуждение результатов демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Учитель: подведем итоги демонстрационного и лабораторного экспериментов. (Обсуждение сопровождается записями на доске и в рабочих тетрадях учащихся).

1.     Горение магния – химическое явление, т.к. образовалось новое вещество (белый порошок) с новыми свойствами; явление сопровождалось выделением большого количества энергии (вспышка света).

2.     Плавление сахарной пудры – физическое явление – изменение агрегатного состояния и формы вещества за счет изменения температуры.

3.     Обугливание сахара концентрированной серной кислотой – химическое явление – образование новых веществ (уголь, газ) с новыми свойствами: появление запаха, рыхлая масса черного цвета и др.

4.     Фильтрование раствора глины – физическое явление – выделение глины из раствора.

5.     Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

6.     Горение парафиновой свечи – 2 явления: плавление парафина – физическое явление, горение (выделение тепла, света, нового вещества с новыми свойствами) – химическое явление.

7.     Гашение соды раствором уксуса – химическое явление, т.к. образовалось новое вещество (газ).

 

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

   В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь:

1.     Выделение тепла (иногда света),

2.     Изменение окраски,

3.     Появление запаха,

4.     Образование осадка,

5.     Выделение газа.

III.           Закрепление.

Учитель: Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте попробуем.

1.     Какие из перечисленных явлений и почему относятся к химическим: ржавление железа, испарение воды, плавление стекла, горение спирта, растирание таблетки в порошок…

   Теперь вам предстоит поработать самостоятельно – выполнить тестовые задания и ответить на вопросы.

2.     Работа с тестами. См. приложение 3.

3.     Рефлексия. См. приложение 4.

Подведение итогов урока.

   Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13. Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, на обратной стороне листа дать объяснение явления.

 

 

 

Приложение 1.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к уроку «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»

 

   Проведите лабораторные опыты по инструкции (см.ниже), определите вид явлений, сопровождающих этот эксперимент, результаты внесите в таблицу.

Опыт 1. Горение парафиновой свечи. Аккуратно поджечь спичками фитиль свечи, закреплённой на огнеупорной пластинке. Наблюдайте за горением свечи 1 2 мин., наблюдения внесите в таблицу. Аккуратно задуйте пламя свечи.

Опыт 2. Гашение соды раствором уксуса. В пробирку с кристаллической содой прилить несколько капель раствора уксуса. Флакон с кислотой не забудьте плотно закрыть. Наблюдаемые признаки впишите в таблицу.

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

 

 

Приложение 2.

Фамилия, имя                                                             класс        , вариант   .

 

№ опыта п/п

Содержание опыта

наблюдения

Вывод (физическое или химическое явление)

1.

Горение парафиновой свечи

 

 

2.

Гашение соды раствором уксуса

 

 

 

Рефлексия.                                                                                                                   Приложение 4.

 

Продолжите фразу…

На этом уроке                                                                                                                                   .

Теперь я знаю..                                                                                                                                     .

 

 

Приложение 3.

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Вариант 1.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     К химическим явлениям относится…

А) сгорание угля

Б) испарение воды

В) образование росы на траве

Г) плавление алюминия

 

2.     К физическим явлениям относится

А) выделение газа при взаимодействии соды с уксусом

Б) испарение уксуса

В) сгорание бензина в двигателе

Г) обугливание древесины

 

3.     Верны ли следующие суждения?

А. Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого газа – это химическое явление.

Б. Химические явления ведут к образованию новых веществ.

1) верно только А                                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                                      4) оба суждения неверны

 

4.     Явления, которые проходят при горении спиртовки,

А) химические

Б) физические

В) в начале физические, а потом химические

Г) в начале химические, а потом физические

 

5.     Установите соответствие между процессом и явлением. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1)     замерзание водоёмов зимой

2)     изменение окраски листьев деревьев осенью

3)     плавление алюминия

4)     потемнение серебряных предметов при хранении

А – физические явления                    Б – химические явления

 

 

Вариант 2.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     К химическим явлениям относится…

А) получение сока из плодов

Б) фотосинтез

В) образование льда из воды

Г) плавление парафина

2.     К физическим явлениям относится…

А) ржавление железа

Б) горение бензина

В) кипение бензина

Г) образование осадка

3.     Признаком химических реакций не является:

А) появление запаха;

Б) изменение объёма;

В) изменение цвета;

Г) выделение света и тепла

 

4.     Явления, которые проходят при горении свечи

А) химические

Б) физические

В) вначале физические, а потом химические

Г) вначале химические, а потом физические

 

5.     Установите соответствие между процессом и явлением. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1)    лесной пожар

2)    высыхание лужи                               А – физическое явление

3)    ржавление железа                             Б – химическое явление

4)    таяние льда

 

Вариант 3.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     К физическим явлениям относится…

А) фильтрование осадка

Б) образование газа

В) прокисание сока

Г) взрыв газа

 

2.     К химическим явлениям относится…

А) варка яиц

Б) растворение поваренной соли в воде

В) размягчение пластилина

Г) плавление полиэтилена

 

3.     Укажите условия протекания и течения химических реакций:

А) наличие осадка;

Б) контакт веществ и нагревание;

В) действие света;

Г) растворение веществ.

 

4.     Верны ли следующие суждения?

А. Квашение капусты – это химическое явление.

Б. Химические явления ведут к образованию новых веществ.

1) верно только А                                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                                      4) оба суждения неверны

 

5.     Установите соответствие между процессом и явлением. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1)     замерзание водоёмов зимой

2)     изменение окраски листьев деревьев осенью

3)     таяние шоколада

4)     фотосинтез

А – физические явления                    Б – химические явления

 

Вариант 4.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     К химическим явлениям относится…

А) горение свечи

Б) плавление сахара

В) образование льда на лужах

Г) измельчение орехов

 

2.     К физическим явлениям относится…

А) испарение духов

Б) горение бумаги

В) прокисание молока

Г) гниение осенних листьев

 

3.     Химическое явление – это…

А) таяние льда

Б) образование картофеля

В) измельчение сахара в порошок

Г) свечение электролампы накаливания

 

4.     Явления, которые проходят при горении дров,

А) химические

Б) физические

В) вначале физические, а потом химические

Г) вначале химические, а потом физические

 

5.     Признаком химических реакций является:

А) появление запаха;

Б) изменение объёма;

В) плавление вещества;

Г) изменение температуры вещества.

 

Вариант 5.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     Химическое явление – это…

А) образование инея

Б) измельчение бумаги

В) кипение молока

Г) квашение капусты

 

2.     Физическое явление – это…

А) скисание молока

Б) появление запаха при выпечке пирога

В) течение воды из крана

Г) фотосинтез

 

3.     К химическим явлениям относится…

А) плавление сахара

Б) образование льда на лужах

В) измельчение извести

Г) горение торфа

 

4.     Признаком химических реакций не является…

А) образование осадка

Б) плавление льда

В) появление запаха

Г) изменение цвета вещества

 

5.     К химическим явлениям относится…

А) горение бумаги

Б) плавление сахара

В) образование росы на траве

Г) испарение воды

 

 

Вариант 6.

 

Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

1.     Физическое явление – это…

А) таяние мороженого

Б) прокисание молока

В) подгорание пищи

Г) пожелтение осенних листьев

 

2.     К химическим явлениям относится

А) распространение запаха духов в комнате

Б) вспенивание соды при действии на неё уксусом

В) плавление парафина

Г) превращение воды в лёд

 

3.      Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:

А) почернение медной пластинки при нагревании;

Б) измельчение сахара в ступке;

В) плавление льда;

Г) кипение воды.

 

4. Физические явления – это явления

А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;

Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;

В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.

 

5. Укажите условия протекания и течения химических реакций:

А) наличие осадка;

Б) контакт веществ и нагревание;

В) действие света;

Г) растворение веществ.

 

Приложение 5.

Бланк внесения ответов теста по теме «Природные явления»

Вариант           Фамилия, имя                                               класс             .

    варианты

номер          ответов

вопроса

 

А

 

Б

 

В

 

Г

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8 – 9 класс/ под ред. Оржековского П.А., Татура А.О. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.

2.     Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия…: 8 кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

3.     Каверина А.А. Химия: 8 – 9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы / А.А.Каверина, А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010