Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Состав и название солей

Автор:
Тукачёва Виктория Михайловна

Аннотация:

 Аннотация к уроку химии по теме: "Состав и название солей"

Задачи урока. Образовательные:  формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;  познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;  формирование навыков работы с химическим оборудованием. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; Воспитывающие: воспитывать умение работать самостоятельно; воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи; воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения; способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.  Методы: словесно - наглядный. Тип урока: комбинированный.  Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь: составлять формулы солей; давать им названия; отличать соли от других классов неорганических соединений.  Системно-деятельностный подход и индивидуализированный подход предполагает собственную деятельность ребенка. Чтобы создать условия для возникновения этой деятельности, даю возможность  опираться на личный опыт учащихся .  На данном уроке – это лабораторные опыты с веществами, с которыми встречаются в жизни: разная вода, почва, чипсы. И смысл работы в том, чтобы получить соль выпариванием -  реально видеть объект урока. Здесь дети в диалоге показали свои первоначальные знания о солях на основе метапредметных связей.  Личный опыт детей учитываю при демонстрации слайдов по применению солей и демонстрации образцов солей, в том числе минеральных удобрений. Чтобы воздействовать на мотивационную сферу, сообщаю о том на доске план урока,  в конце урока – самооценка по оценочной скале. Критерии оценивания на листе с тестированием. У учащихся в тетради приклеены «мордашки» с уровнем мотивации к предмету химия: 50% класса отобразили хорошую мотивацию, 10% высокую,35% среднюю, 5% низкую, негативного нет.

                       Тукачева В.М.

 

Статья:

Урок химии по теме: "Состав и название солей"

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;
  • Познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;
  • Формирование навыков работы с химическим оборудованием

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
  • Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение работать самостоятельно;
  • Воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи;
  • Воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения;
  • Способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.

Оборудование:

  • Набор №1: раствор HCl, Zn (гранулы), пробирки в штативе.
  • Набор № 2: пробирки в штативе: а) HCl; б) Н2О; индикатор метиловый – оранжевый, пипетка.
  • Набор № 3: предметное стекло, держатель пробирок, сухое горючее, спички, темный экран.

Методы: словесно - наглядный.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • составлять формулы солей;
  • давать им названия;
  • отличать соли от других классов неорганических соединений.

 

Ход урока

Эпиграф.

Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять;
ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше
С каждым разом.

I. Проверка знаний домашнего задания.

Тема сегодняшнего урока: “Состав и название солей”. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений, который называется соли. Также поговорим о классификации солей, научимся составлять формулы солей и давать им названия.

1). Два человека у доски с заданиями на карточках.

Набор № 1. Экспериментально получите газ водород, используя имеющиеся реактивы и вещества. Объясните ход действий. Напишите уравнение реакций на доске.

Набор № 2. Даны два вещества: прозрачные, бесцветные, без вкуса и запаха. Определите, какое из них кислота. Объясните ход эксперимента.

2). Задание для класса: игра “Ручеёк”.

Первый ученик проговаривает формулу любой задуманной кислоты, следующий ее называет и в свою очередь задает свою формулу соседу. Учитель выбирает и корректирует разные направления, течения и делает заключение.

 

 

 

3). Задание для класса “Третий лишний”.

                                                                     

K2O

 

CO2

 

HNO3

 

CaO

 

MgO

 

BaCO3

 

P2O5

SO3

H2SO4

 

Определить:

  • кислотный оксид среди основных.
  • основной оксид  среди кислотных.
  • соль среди кислот

4). Заслушивание ответов у доски, их анализ, выставление оценок.

II. Изучение нового материала.

1). Актуализация знаний.

Итак, на основании первого опыта мы можем сказать, что цинк прореагировал с кислотой с образованием водорода и какого-то соединения. Водород улетучился, а что осталось в растворе? Давайте выпарим этот раствор.

Демонстрационный опыт. Выпаривание раствора соли. (Набор №3).

- Что выпарилось? (вода).

- Что осталось? (соль).

Цинк вытеснил водород, следовательно, образовалось новое вещество. Общие свойства кислот обусловлены тем, что в состав всех кислот входят атомы водорода. Кроме атомов водорода в молекулах кислот содержатся атомы или группы атомов, которые называются кислотными остатками. Вывод: кислотные остатки не изменившись, переходят в состав образующихся веществ – солей.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотными остатками.

Соли - самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились при изучении свойств водорода и кислот. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью - NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3. Это обиходные (тривиальные) названия солей. Систематические названия солей складываются из названия кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков:

название солей = кислотный остаток + металл

2). Название кислотных остатков.

Перед вами задание - головоломка. Если вы ее разгадаете, то узнаете фамилию русского композитора – химика. (Бородин).

 

  1. Кислотные остатки:
  2. Угольной кислоты.
  3. Фосфорной кислоты.
  4. Бромоводородной кислоты.
  5. Соляной кислоты.
  6. Сероводородной кислоты.
  7. Сернистой кислоты.
  8. Азотной кислоты.

3). Составление формул солей.

Если известны валентности (степени окисления) металла и кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как и формулы соединений из двух элементов. Перед вами инструктивные карточки № 1 по составлению формул солей. Изучите их.

Карточка №1. “Составление формул солей”.

Записать химический знак металла и кислотного остатка, входящих в состав соли. Подставить степени окисления: Al+3SO4-2.

Определить наименьшее общее кратное степеней окисления металла и кислотного остатка: (6)

Al+3 SO4_2

Найдем число атомов металла и количество кислотных остатков. Для этого наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления металла, находят индекс к металлу: 6 / 3 = 2. В случае, если индекс получается равным единице, его не пишут.

(6)

Al2+3SO4-2

Затем наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления кислотного остатка, находят индекс к кислотному остатку: 6 / 2 = 3. В случае, если индекс получается больше единицы, то формулу кислотного остатка заключают в скобки: (6)

Al2+3(SO4)3-2.

Значит, в данной соли на каждые два атома алюминия приходится три кислотных остатка серной кислоты.

4). Составление названий солей.

Название кислотных остатков кислородсодержащих кислот, как правило, имеют окончания - ат. Al2 (SO4)3 - сульфат алюминия. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот оканчиваются на - ид. BaCl2 – хлорид бария.

5). Задание классу.

Составьте формулы солей и запишите их названия.     

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Mg PO4

K CO3

Ca NO3

Проверить записью на доске.

                                                                     

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Mg3(PO4)2

Фосфат магния

K2CO3

Карбонат калия

Ca(NO3)2

Нитрат кальция

6). Физические свойства солей.

Все соли – твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. Растворимость солей в воде различна. Растворимость веществ можно определить по Таблице растворимости на форзаце учебника. Например, все нитраты и соли калия и натрия растворимы в воде.

7).   Сообщение ученика “Сладкие соли”.

Среди неорганических соединений действительно имеются соли, сладкие на вкус. Таковы, например, соли элемента бериллия. Но наиболее замечательные в этом отношении комплексные соли тиосульфатов серебра, которые отличаются поразительно сладким вкусом. У этих солей сладкий вкус чувствуется даже при разбавлении 1:320000. (Для сравнения: сладкий вкус сахара начинает чувствоваться лишь при разбавлении 1:200). А много ли солей соленых? Оказывается только одна – хлорид натрия или поваренная соль. Остальные соли – либо горькие, либо кислые, либо смешанного вкуса.

8).    Классификация солей.        

Соли

Средние

Na2CO3

Карбонат натрия

Кислые

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Основные

CaOHCl

Гидроксохлорид кальция

Атомы водорода многоосновных кислот в ходе реакции замещаются на металлы не одновременно, а последовательно, поэтому в соответствии с количеством реагентов они могут оказаться замещенными не все. Тогда образуются соли, содержащие атомы водорода. Они называются кислыми. При составлении названий кислых солей к латинскому названию кислотного остатка добавляют приставку гидро-. Примером кислой соли может служить питьевая сода NaHCO3 - гидрокарбонат натрия. Для солей многоосновных кислот, не содержащих водорода, используется название средниесоли. Na2CO3 - карбонат натрия. Соли, содержащие кроме кислотных остатков одну или несколько гидроксогрупп, называются основными солями.

9).   Сообщение ученика “О роли солей”.

В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты, только один продукт везде одинаков - поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8 – 10г соли ежедневно. Недостаток соли, как и ее избыток, пагубно сказываются на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в ХIII веке из каменной соли изготавливали сами монеты. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль, означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.

10). Самостоятельная работа.

Задания дифференцированы, каждый ученик выбирает себе задание сам.

Карточке №2.

Вариант 1 (3балла).

Назовите следующие соли: a) KCI, б) K2CO3, в) NaNO3, г) BaS.

Вариант 2 (4 балла).

Составьте формулы следующих солей:

а) карбонат калия; б) хлорид меди (II); в) фосфат калия; г) сульфат натрия.

Вариант 3 (5 баллов).

Выпишите отдельно формулы кислот, оксидов и солей, и назовите каждое соединение:

Na2O, H2SiO3, K3PO4, HBr, Zn (NO3)2, P2O5.

Учитель проверяет результаты самостоятельной работы.

11). Применение солей.

Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия.

- Где она еще применяется?

Она применяется для обработки кожевенного и мехового сырья.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сделаем следующий расчет потребления соли, взяв за основу

15г - в сутки.

За месяц 15г х 30 = 450г

За год 450г х 12 = 5400г

Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли, которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст.

- Сколько получилось?

Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей

В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!

Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли, особенно при гипертонической болезни, ожирении, проблемах с почками и нервной системой.

При нарушении солевого баланса появляется мышечная слабость, сердечные колики, потеря аппетита, неутолимая жажда, быстрая утомляемость, что естественно мешает полноценно учиться и заниматься спортом.
Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.

Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

В названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль) и т. д.

Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.

Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.

 

III. Домашнее задание.

Параграф 8.2, вопрос 4 стр. 155.

IV. Закрепление.

Игра “Крестики – нолики”.

Карточка №3.

Распознать вещества, относящиеся к одному классу неорганических веществ.

                                                                 

H2SO4

BaCl2

P2O5

HNO3

CuO

CuCl2

H2O

K2CO3

BaSO4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CuO

NaNO3

HCl

NO2

H2SiO3

H2O

CO2

N2O3

SiO2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N2O

K2CO3

H2O

BeO

SO2

H3PO4

Mg(NO3)2

Na2O

CuCl2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Определить формулы солей.  2) Определить формулы кислот. 3) Определить формулы кислотных оксидов.

V. Подведение итогов урока.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010