Автор:
Тукачёва Виктория Михайловна
Аннотация к уроку химии по теме: "Состав и название солей"
Задачи урока. Образовательные: формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей; формирование навыков работы с химическим оборудованием. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; Воспитывающие: воспитывать умение работать самостоятельно; воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи; воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения; способствовать формированию художественного вкуса у учащихся. Методы: словесно - наглядный. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь: составлять формулы солей; давать им названия; отличать соли от других классов неорганических соединений. Системно-деятельностный подход и индивидуализированный подход предполагает собственную деятельность ребенка. Чтобы создать условия для возникновения этой деятельности, даю возможность опираться на личный опыт учащихся . На данном уроке – это лабораторные опыты с веществами, с которыми встречаются в жизни: разная вода, почва, чипсы. И смысл работы в том, чтобы получить соль выпариванием - реально видеть объект урока. Здесь дети в диалоге показали свои первоначальные знания о солях на основе метапредметных связей. Личный опыт детей учитываю при демонстрации слайдов по применению солей и демонстрации образцов солей, в том числе минеральных удобрений. Чтобы воздействовать на мотивационную сферу, сообщаю о том на доске план урока, в конце урока – самооценка по оценочной скале. Критерии оценивания на листе с тестированием. У учащихся в тетради приклеены «мордашки» с уровнем мотивации к предмету химия: 50% класса отобразили хорошую мотивацию, 10% высокую,35% среднюю, 5% низкую, негативного нет.
Тукачева В.М.
Статья:
Урок химии по теме: "Состав и название солей"
Задачи урока:
Образовательные:
- Формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;
- Познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;
- Формирование навыков работы с химическим оборудованием
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
- Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
- Воспитывать умение работать самостоятельно;
- Воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи;
- Воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения;
- Способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.
Оборудование:
- Набор №1: раствор HCl, Zn (гранулы), пробирки в штативе.
- Набор № 2: пробирки в штативе: а) HCl; б) Н2О; индикатор метиловый – оранжевый, пипетка.
- Набор № 3: предметное стекло, держатель пробирок, сухое горючее, спички, темный экран.
Методы: словесно - наглядный.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
- составлять формулы солей;
- давать им названия;
- отличать соли от других классов неорганических соединений.
Ход урока
Эпиграф.
Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять;
ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше
С каждым разом.
I. Проверка знаний домашнего задания.
Тема сегодняшнего урока: “Состав и название солей”. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений, который называется соли. Также поговорим о классификации солей, научимся составлять формулы солей и давать им названия.
1). Два человека у доски с заданиями на карточках.
Набор № 1. Экспериментально получите газ водород, используя имеющиеся реактивы и вещества. Объясните ход действий. Напишите уравнение реакций на доске.
Набор № 2. Даны два вещества: прозрачные, бесцветные, без вкуса и запаха. Определите, какое из них кислота. Объясните ход эксперимента.
2). Задание для класса: игра “Ручеёк”.
Первый ученик проговаривает формулу любой задуманной кислоты, следующий ее называет и в свою очередь задает свою формулу соседу. Учитель выбирает и корректирует разные направления, течения и делает заключение.
3). Задание для класса “Третий лишний”.
K2O
|
CO2
|
HNO3
|
CaO
|
MgO
|
BaCO3
|
P2O5 |
SO3 |
H2SO4 |
Определить:
- кислотный оксид среди основных.
- основной оксид среди кислотных.
- соль среди кислот
4). Заслушивание ответов у доски, их анализ, выставление оценок.
II. Изучение нового материала.
1). Актуализация знаний.
Итак, на основании первого опыта мы можем сказать, что цинк прореагировал с кислотой с образованием водорода и какого-то соединения. Водород улетучился, а что осталось в растворе? Давайте выпарим этот раствор.
Демонстрационный опыт. Выпаривание раствора соли. (Набор №3).
- Что выпарилось? (вода).
- Что осталось? (соль).
Цинк вытеснил водород, следовательно, образовалось новое вещество. Общие свойства кислот обусловлены тем, что в состав всех кислот входят атомы водорода. Кроме атомов водорода в молекулах кислот содержатся атомы или группы атомов, которые называются кислотными остатками. Вывод: кислотные остатки не изменившись, переходят в состав образующихся веществ – солей.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотными остатками.
Соли - самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились при изучении свойств водорода и кислот. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью - NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3. Это обиходные (тривиальные) названия солей. Систематические названия солей складываются из названия кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков:
название солей = кислотный остаток + металл
2). Название кислотных остатков.
Перед вами задание - головоломка. Если вы ее разгадаете, то узнаете фамилию русского композитора – химика. (Бородин).
- Кислотные остатки:
- Угольной кислоты.
- Фосфорной кислоты.
- Бромоводородной кислоты.
- Соляной кислоты.
- Сероводородной кислоты.
- Сернистой кислоты.
- Азотной кислоты.
3). Составление формул солей.
Если известны валентности (степени окисления) металла и кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как и формулы соединений из двух элементов. Перед вами инструктивные карточки № 1 по составлению формул солей. Изучите их.
Карточка №1. “Составление формул солей”.
Записать химический знак металла и кислотного остатка, входящих в состав соли. Подставить степени окисления: Al+3SO4-2.
Определить наименьшее общее кратное степеней окисления металла и кислотного остатка: (6)
Al+3 SO4_2
Найдем число атомов металла и количество кислотных остатков. Для этого наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления металла, находят индекс к металлу: 6 / 3 = 2. В случае, если индекс получается равным единице, его не пишут.
(6)
Al2+3SO4-2
Затем наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления кислотного остатка, находят индекс к кислотному остатку: 6 / 2 = 3. В случае, если индекс получается больше единицы, то формулу кислотного остатка заключают в скобки: (6)
Al2+3(SO4)3-2.
Значит, в данной соли на каждые два атома алюминия приходится три кислотных остатка серной кислоты.
4). Составление названий солей.
Название кислотных остатков кислородсодержащих кислот, как правило, имеют окончания - ат. Al2 (SO4)3 - сульфат алюминия. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот оканчиваются на - ид. BaCl2 – хлорид бария.
5). Задание классу.
Составьте формулы солей и запишите их названия.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
Mg PO4 |
K CO3 |
Ca NO3 |
Проверить записью на доске.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
Mg3(PO4)2 Фосфат магния |
K2CO3 Карбонат калия |
Ca(NO3)2 Нитрат кальция |
6). Физические свойства солей.
Все соли – твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. Растворимость солей в воде различна. Растворимость веществ можно определить по Таблице растворимости на форзаце учебника. Например, все нитраты и соли калия и натрия растворимы в воде.
7). Сообщение ученика “Сладкие соли”.
Среди неорганических соединений действительно имеются соли, сладкие на вкус. Таковы, например, соли элемента бериллия. Но наиболее замечательные в этом отношении комплексные соли тиосульфатов серебра, которые отличаются поразительно сладким вкусом. У этих солей сладкий вкус чувствуется даже при разбавлении 1:320000. (Для сравнения: сладкий вкус сахара начинает чувствоваться лишь при разбавлении 1:200). А много ли солей соленых? Оказывается только одна – хлорид натрия или поваренная соль. Остальные соли – либо горькие, либо кислые, либо смешанного вкуса.
8). Классификация солей.
Соли |
||
Средние Na2CO3 Карбонат натрия |
Кислые NaHCO3 Гидрокарбонат натрия |
Основные CaOHCl Гидроксохлорид кальция |
Атомы водорода многоосновных кислот в ходе реакции замещаются на металлы не одновременно, а последовательно, поэтому в соответствии с количеством реагентов они могут оказаться замещенными не все. Тогда образуются соли, содержащие атомы водорода. Они называются кислыми. При составлении названий кислых солей к латинскому названию кислотного остатка добавляют приставку гидро-. Примером кислой соли может служить питьевая сода NaHCO3 - гидрокарбонат натрия. Для солей многоосновных кислот, не содержащих водорода, используется название средниесоли. Na2CO3 - карбонат натрия. Соли, содержащие кроме кислотных остатков одну или несколько гидроксогрупп, называются основными солями.
9). Сообщение ученика “О роли солей”.
В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты, только один продукт везде одинаков - поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8 – 10г соли ежедневно. Недостаток соли, как и ее избыток, пагубно сказываются на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в ХIII веке из каменной соли изготавливали сами монеты. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль, означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.
10). Самостоятельная работа.
Задания дифференцированы, каждый ученик выбирает себе задание сам.
Карточке №2.
Вариант 1 (3балла).
Назовите следующие соли: a) KCI, б) K2CO3, в) NaNO3, г) BaS.
Вариант 2 (4 балла).
Составьте формулы следующих солей:
а) карбонат калия; б) хлорид меди (II); в) фосфат калия; г) сульфат натрия.
Вариант 3 (5 баллов).
Выпишите отдельно формулы кислот, оксидов и солей, и назовите каждое соединение:
Na2O, H2SiO3, K3PO4, HBr, Zn (NO3)2, P2O5.
Учитель проверяет результаты самостоятельной работы.
11). Применение солей.
Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия.
- Где она еще применяется?
Она применяется для обработки кожевенного и мехового сырья.
Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сделаем следующий расчет потребления соли, взяв за основу
15г - в сутки.
За месяц 15г х 30 = 450г
За год 450г х 12 = 5400г
Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли, которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст.
- Сколько получилось?
Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей
В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)
Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!
Соль способствует задерживанию воды в организме, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления. Поэтому врачи рекомендуют снижать суточное потребление поваренной соли, особенно при гипертонической болезни, ожирении, проблемах с почками и нервной системой.
При нарушении солевого баланса появляется мышечная слабость, сердечные колики, потеря аппетита, неутолимая жажда, быстрая утомляемость, что естественно мешает полноценно учиться и заниматься спортом.
Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.
Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.
В названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль) и т. д.
Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.
Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.
III. Домашнее задание.
Параграф 8.2, вопрос 4 стр. 155.
IV. Закрепление.
Игра “Крестики – нолики”.
Карточка №3.
Распознать вещества, относящиеся к одному классу неорганических веществ.
H2SO4 |
BaCl2 |
P2O5 |
HNO3 |
CuO |
CuCl2 |
H2O |
K2CO3 |
BaSO4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CuO |
NaNO3 |
HCl |
NO2 |
H2SiO3 |
H2O |
CO2 |
N2O3 |
SiO2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N2O |
K2CO3 |
H2O |
BeO |
SO2 |
H3PO4 |
Mg(NO3)2 |
Na2O |
CuCl2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Определить формулы солей. 2) Определить формулы кислот. 3) Определить формулы кислотных оксидов.
V. Подведение итогов урока.