Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ХИМИЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ

Автор:
Артёмова Галина Юрьевна

Аннотация:

Автор делится опытом проведения ХИМИЧЕСКИХ КАНИКУЛ в школе, которые были проведены и подготовлены учащимися 10-х классов для семиклассников, с целью поддержания и повышения интереса к предмету у уч-ся разного уровня, применения знаний, расширения кругозора по химии и поддержания дружеских отношений между учащимися по вертикали. Опыт может быть полезен учителям химии во внеклассной работе и  на уроках.

Статья:

ХИМИЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ

 

МОУ СОШ №3 г. Протвино Московской обл., учитель химии Артёмова Г.Ю.

SC-4621

 

    На уроках всегда не хватает времени  для использования дополнительной интересной и полезной информации по предмету. Этот недостаток можно легко компенсировать, организовав предметные сборы в каникулярное время.   К этой деятельности можно привлечь заинтересованных  лиц любого возраста: как старшеклассников, так и родителей. 

Мы организовали ХИМИЧЕСКИЕ каникулы для уч-ся 7 класса, где факультативно велся вводный курс по химии, силами уч-ся 10-х классов.

     Для участия  приглашались все желающие. Старшеклассники в роли наставников, уч-ся 7 классов в роли слушателей и участников химических игр. Старшеклассники предварительно получили задания по подготовке занимательных опытов, чтения литературы, подготовке сообщений, выступлений и  оформлению.

   Первый день был посвящен знакомству с Периодической таблицей  Д.И.Менделеева. В игровой форме в виде различных конкурсов, набирая очки в течение дня, участники познакомились с химическими элементами, и незаметно для себя, без особых усилий выучили множество химических знаков.

   Во второй день была организована экскурсия на мебельную фабрику «Янтарь», где во время экскурсии по предприятию, зам.директора обращал внимание на химические и экологические процессы при производстве мебели.

    Третий день прошел под девизом «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Этот день был посвящен экспериментальной части химии.

Старшеклассники  рассказали о содержимом аптечки, познакомили семиклассников с химическим  оборудованием, рассказали о его назначении, провели игру на знание химического оборудования и правил ТБ. Показали семиклассникам удивительные химические опыты:

·         «Дым без огня»

·         «Вулкан на столе»

·         «Как очистить яйцо без рук»

·         «Несгораемый платок»

·         «Несгораемый стакан»

·         «Кровь, как в кино»

  Завершился день конкурсом плакатов по ТБ. Участники творчески и с  юмором подошли к заданиям, в результате плакаты получились красочными  и оригинальными. Каждый  плакат был прокомментирован, от чего все отлично выучили правила работы в кабинете химии. Получилось очень весело и полезно всем, как старшеклассникам, так и семиклассникам.

   Четвертый день был посвящен М.В.Ломоносову. На эту встречу были приглашены уч-ся 8-х классов всех школ. После литературно-мультимедийной композиции о Ломоносове, подготовленной учащимися  10-х классов, была проведена викторина. Победители награждены грамотами.

     Цель проведения данного мероприятия, а именно: поддержание и повышение интереса к предмету у уч-ся разного уровня, применение знаний и расширение кругозора по химии учащихся 10 классов, поддержание дружеских отношений между учащимися по вертикали, была достигнута. Такие  каникулы очень полезны, они не утомляют детей, а способствуют поддержанию устойчивого интереса к предмету.  Поверьте, старшеклассники получают удовольствия от этих занятий не меньше, чем семиклассники.

Занятия проводились примерно по следующей схеме:

9.00 – 11.00 занятия по теме дня

11.00 – 11.30 чай с булками    

11.30  - 12.30 просмотр фильма по теме, обсуждение проблемы дня или рукоделие.

12.30 – 13.30 – викторина, подведение итогов дня, определение победителя дня.  

                                 

Конкурсы, которые были использованы при проведении

ХИМИЧЕСКИХ КАНИКУЛ

 

1. Конкурс шифровальщиков.

Высказывание М.В.Ломоносова

    Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова.

    Чтобы расшифровать запись, нужно найти этот элемент в таблице Менделеева, в названии элемента выбрать ту букву,  которая указана цифрой- индексом.  Если индекса нет, то надо читать первую букву химического знака.

 

Es3Li2RbSnKN3   HgAtSPtB3Co2AgTeTi2Mn3AlBe2Na3 ClO2MoZn2As5

Br2Ru2OMg5 SHF3Zr2 V DbCu2C3S4

(Широко   распростирает  химия руки свои в дела… человеческие)

Попробуйте продолжить фразу и зашифровать её так же.

 

2. Кто дальше?

Играют по 1 представителю от команды. С помощью Периодической таблицы по очереди участники называют химические элементы (по алфавиту)  и делают шаг вперед при правильном ответе. Если участник  не знает элемента, то- шаг назад. Побеждает тот, кто прошагает дальше.

 

3. Сколько знаков?

    На ватмане разным цветом и разного размера хаотически изображены символы 10-12 химических элементов. Играющий  за 10с.  должен подсчитать число знаков. Можно сделать несколько попыток.

 

4. Музыка в химии.

С помощью ПС определить, какие элементы являются музыкальными? В состав каких элементов входят ноты или музыкальный инструмент?  Побеждает команда, которая назвала элемент последней.

(водород, серебро, рений, резерфорд, кадмий, радон, гольмий, фермий, сиборгий, кобальт)

 

 5.  Шуточные вопросы-загадки

1.      Какой элемент всегда рад?  (радон)

2.      Какой газ утверждает, что он – это совсем не он?  (неон)

3.      Какой неметалл является лесом? (бор)

4.      Какой химический элемент состоит из двух животных?   (мышьяк)

5.      Какой элемент вращается вокруг Солнца?   (Уран)

6.       Какой элемент является настоящим гигантом?  (титан)

7.      Какие химические элементы утверждают, что могут «Другие вещества  рождать»? (водород, углерод, кислород)

8.      В состав каких химических элементов входят деревья? (никель, дубний)

9.       Какой благородный металл содержит болотные водоросли? (платина)

10.  В названия каких химических элементов входят названия рек? (Индий, полоний, радон)

11.   В какой химический элемент входит табун лошадей? (цирконий)

12.   От какого металла нужно отрезать две буквы, чтобы получить известную кость человека?  (серебро)

13.   Название какого металла прячет в себе волшебника? (магний)

14.   В названиях каких химических элементов есть  тройки? (натрий, иттрий)

15.   Какой элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор)

16.   В названия каких элементов входят другие элементы? (иттербий-тербий, протактиний-актиний, сиборгий-бор)

17.   Названия каких химических элементов очень похожи друг на друга? (церий-цезий, радий-родий, лантан-тантал, галлий-таллий, хром-бром)

 

6. Знакомство с химическим  оборудованием – игра «Для чего?»

    На столе разложено химическое оборудование. Например, ложечка для сжигания веществ, фарфоровая чашечка, пробиркодержатель, асбестовая сетка, шпатель, капельница и т.п. Учащийся с завязанными глазами берет какой-то прибор, отгадывает его и рассказывает,  для чего он предназначен.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010