Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Модульное обучение на уроках истории

Автор:
Коршунова Елена Александровна

Аннотация:

 Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.

Статья:

 Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.

 Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений , результативностью и соответствием социальным нормам.

 Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами , активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  Одной из них является технология модульного обучения.

Особая привлекательность технологии модульного обучения заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно- ориентированное, эффективное обучение.

 1. модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению. Требования к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Учитель организовывает не эпизодические действия, а их систему, но для этого он должен знать состав учения.

 Компоненты учения:

 Мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания;

 Ориентировочный: принятие учеником цели учебно - познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование;

 Содержательно-операционный: система ведущих знаний ( представления, факты, понятия, законы, теории) и способы учения, как инструмент получения и переработки информации.

 Энергетический: внимание, воля, эмоции.

 Оценочный: самооценка и самоконтроль хода и результата выполнения действий. самоуправление процессом учения.

 2. Модульное обучение опирается на теорию развивающегося обучения:

ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития. Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:

а) дифференциации содержания и дозы помощи ученику,

б) организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной

3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:

- чёткие действия каждого ученика в определённой логике,

- активность и самостоятельность действий,

- индивидуализированный темп,

- самоконтроль и взаимоконтроль.

 4. Из теории поэтапного формирования умственных действий берётся главное- ориентировочная основа действий, которая осуществляется через материальную форму деятельности, громкую речь без предметов, внешнюю речь про себя и собственно внутреннюю речь. наибольший эффект деятельности достигается при обобщённой ориентировке, когда её строит сам ученик с дозированной помощью других.

5. Из кибернетики модульное обучение использует идею гибкого управления, переходящего в самоуправление.

6. Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что и обеспечивает развитие личности школьников.

7. Модульное обучение является очень эффективной технологией, поэтому следуя теории оптимизации, организовывать обучение нужно с наименьшей затратой сил времени и средств.

 Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой  себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающей оценки других.

 Вся учебная деятельность в школе должна начинаться с рефлексии и заканчиваться ею. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем. Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:

«Я»- как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.

«Мы»- насколько мне было комфортно работать в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, что было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.

 «Дело»- я достиг цели учения , мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.

 Основополагающей идеей технологии модульного обучения является идея модуля. Модуль-это функциональный узел (блок), в котором объединено: учебное содержание и технология владения им в систему высокого уровня целостности. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучении, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При работе с модулем ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

- цель усвоении модуля,

- где найти учебный материал,

- как овладеть им ?

- как проверит правильность выполнения задания?

- контроль ( тесты, письменные работы, сообщения )

 Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно. чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал его на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три:

        УЭ 0- в нём записываются цели модуля

        УЭ n-1- в нём даётся резюме

        УЭ n- выходной контроль

Требования к учебным модулям:

- модуль должен строиться так, чтобы в основе деятельности учащихся лежал механизм усвоения знаний, восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации,

- в модуле должно быть предусмотрено повторение изученного,

- это может быть обобщение изученного, составление таблиц сравнительной характеристики и т.д.,

- в них должна осуществляться непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей,

-задания в учебных модулях должны быть дифференцируемы по содержанию и уровню познавательной деятельности,

- в заданиях стремиться осуществлять проблемность, ориентируя учащихся, как на поиск самих проблем, так и на выбор и осуществление путей их решения.

 Главное, чтобы содержание всех УЭ интегрировалось целью модуля

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

 Интегрирующая цель

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

- знать основные направления внешней политики при Петре 1;

- международную обстановку накануне Северной войны;

- основные события войны и их итоги;

- что изменилось в социально-экономическом и политическом развитии России за годы правления Петра 1;

- уметь обобщать материал, анализировать, делать выводы;

- понимать, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны;

- уметь работать с атласом и контурной картой;

- уметь оценивать свою работу и работу своих товарищей

 Мы продолжим говорить о России времён Петра 1. На прошлом занятии мы характеризовали социально-экономические и политические особенности России в конце 17 –начале 18 в.в.Сегодня мы говорим о внешней политике России, как она влияла на развитие государства, на её международный авторитет

 

Запишите дату и название темы в рабочую тетрадь

УЭ1

 Входной контроль

Цель: проверить свою готовность к изучению нового материала

 Выполняйте задания входного контроля. Предложены задания разного уровня сложности. Используйте приложение № 1. Выберите свой вариант. Выберите свой уровень. Работу выполняйте письменно в тетрадях

Самоконтроль: проверьте правильность выполнения по листу ответов. Результаты занесите в лист контроля (Таблица № 1)

УЭ2

Цель: определить основные направления внешней политики России на рубеже 17-18 в.в.

- используйте текст учебника «История России конца 17-19 в.в.» под ред. В.И.Буганова, П.Н.Зырянова на стр. 13-15, 19-20

- данные о направлениях внешней политики России занесите в тетрадь в виде таблицы:

Направление

Содержание

 

 

Проверьте правильность заполнения по эталону, предложенному учителем

- таблица соответствует эталону-2 балла,

- соответствует частично-1 балл,

 

 

УЭ3

Цель: определить по карте ход военных действий, их итоги

Работайте в группах, используя карточку с указанием задания, соответствующую номеру вашей группы.

 Используя материал учебника, атлас отметьте на контурной карте:

А) места основных сражений,

Б) названия географических объектов, где проходили сражения,

В) дату события

Подготовьтесь к ответу у доски.

Прослушав ответы представителей групп у доски, ответьте на вопросы:

1)      В чём заключалась тактика русской армии перед Полтавским сражением?

2)      Какие цели преследовала Россия в Азовских и Крымских походах?

3)       Какое сражение имело сражение при Лесной для хода войны?

4)      В чём значение Полтавской битвы?

Работайте в группах

 1 гр.- внешняя политика России в конце 17 века

2 гр.- начальный этап Северной войны (1700-1708 г.г.)

3 гр. – события Северной войны (1708-170 г.г.)

4 гр. – события Северной войны в 1711-1720 г.г.

5 гр. Результаты и итоги Северной войны. Южное направление внешней политики в 1четверти 18 в.

 Ответ у доски оценивает учитель. Прослушайте ответы каждой группы. Запишите ответ на 4 вопрос в тетрадь. Определите долю вашего участия в работе группы.

Принимал активное участие- 2 б., работал не в полную силу- 1 б, участия не принимал- 0 б.

УЭ4

Промежуточный контроль

Цель: проверить усвоение нового материала.

Ответьте письменно на вопросы

1. В чём причины поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.?

2. С какой целью был построен Санкт-Петербург?

3. При каких условиях Россия становится империей, а Пётр 1 императором?

 

Работу выполняйте в тетрадях. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку. Если возникнут вопросы, обратитесь к учителю. Оцените выполненную работу.

Даны правильные ответы на все вопросы-2 б., на 1 вопрос-1 б., правильных ответов нет-0 б. Результаты занесите в лист контроля

УЭ5

 Цель: обобщить полученные знания, использовать их для решения проблемной задачи.

 Задача: все войны носят справедливый и несправедливый, захватнический и освободительный характер. Как можно определить характер Северной войны и внешней политики России во время царствования Петра 1. Можно ли в этом случае определённо точно говорить о том или ином характере. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения

 

Вспомните понятия: война, освободительная война, справедливая война, захватническая, несправедливая война.

УЭ6

Завершающий контроль.

Цель: проверить усвоение нового материала. Выполняйте задания завершающего контроля. Предложенные задания разного уровня сложности

Используйте приложение №3. Выберите свой вариант. Выберите свой уровень. Работу выполняйте в тетрадях. Работу оценивает учитель. Тетради сдайте учителю.

УЭ7

Запишите домашнее задание. Выучить параграф, сравнить полководческий талант Петра 1 и Карла 12

 

УЭ8

Резюме

Вернитесь к цели урока. Достигли ли вы её. Подсчитайте количество набранных вами баллов по листу контроля (Таблица №1)

Занесите отметку в лист контроля. Проведите рефлексию. Оцените своё эмоциональное состояние. Работайте на листе рефлексии

Работайте на листе контроля

Оцените себя:

Если вы набрали  11-9   б, вы получаете отметку «5», 8-7 б.- отметку «4», 6 б.- отметку «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Входной контроль

Вариант 1

1 уровень

1. Как называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских преобразований?

А) конституционная монархия, Б) президентская республика, В) абсолютная монархия

2. Кто из царей занимал двухместный трон в Кремле после стрелецкого восстания?

А) Александр 2 и Николай 1,  Б) Пётр 1 и Иван 1,  В) Пётр 1 и Иван 5

3. Как называлось при Алексее Михайловиче учреждение, ведавшее контролем над важнейшими государственными делами?

А) Государственный Совет,  Б) Боярская дума,  В) Тайный приказ

4. Как называлась политика поддержки собственного купечества в промышленности, проводимая Петром 1?

А) протекционизм,  Б)меркантилизм,  В) налоговая политика

5. Как назывался документ, определивший порядок прохождения службы, изданный Петром 1?

А) указ о единонаследии, Б) Табель о рангах,  В) жалованная грамота дворянству

6. Как называлось учреждение, управлявшее православной церковью после отмены Петром 1 патриаршества?

А) Сенат,  Б) Синод,  В) Государственный Совет

7. Назовите имя патриарха, проводившего религиозные реформы сер. 17 в.

А) Аввакум,  Б) Алексей,  В) Никон

2 уровень

1. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали хозяйственное развитие России в 17 в?

1) железнодорожное строительство

2) товарная специализация районов,

3) начало промышленного переворота,

4) создание первых мануфактур

 5) развитие ярмарочной торговли

6) уничтожение внутренних таможенных пошлин

2. Прочтите отрывок из сочинения В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика:

« Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был как вода рыбе.

 Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе, разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма 1 мог поспорить в простоте с петербургским, недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши».

 

3 уровень

Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра 1 и вернулся в завершающий этап его правления. Какие перемены в стране ему показались бы значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашёл неизменным?

 

Приложение №1

Входной контроль

Вариант 2

1 уровень

1. Как звали наиболее яркого противника церковных реформ сер. 17в.

А) Серафим,  Б) Аввакум,  В) Никон

2. как называют поход казаков под руководством С.Разина на Каспий в 1667-69 г.г.?

А) поход за зипунами, Б) Медный бунт,  В) Соляный бунт

3. Кто был фаворитом и фактически управлял страной при царевне Софье?

А) А.И.Остерман,  Б) В.В.Голицын,  В) А.Д.Меншиков

4. как назывался денежный налог с населения России, установленный Петром 1?

А) оброк,  Б) полюдье,  В)подушная подать

5. какое название получило восстание в Москве в 1648 г?

А) Соляный бунт,  Б) Медный бунт,  В) Золотой бунт

6. Осада какого города стала вершиной крестьянской войны под руководством С.Разина?

А) Москвы,  Б) Царицына,  В) Симбирска

7. Как называлась воинская повинность, введённая Петром 1?

А) стрелецкая,  Б) рекрутская,  В) натуральная

2 уровень

1. Прочтите отрыврк из сочинения современного историка и напишите имя патриарха о котором идёт речь.

« Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы , проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. Умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала ему».

2. Какие три из перечисленных договоров были заключены Россией в 17 в?

1)»Вечный мир» с Польшей,

2) Кючук-Кайнаржийский мир с Турцией

3) Столбовский мир со Швецией,

4) Ясский мир с Турцией

5) Ништадтский мир с Швецией,

6) Андрусовское перемирие с Польшей

 

3 уровень

Есть ли связь между экономическими реформами и сословными изменениями в стране? Обоснуйте свой ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист ответов

Вариант 1

Уровень 1

1 )а,  2) б,  3) в,  4) а,  5) б,  6) б,  7) в

Уровень 2

1) 2,4,5

2) Пётр 1

Уровень 3

 Перемены в управлении государством и церковью, введение деятельности Сената и Синода, деление территории государства на губернии и уезды, расширение территории государства. Поразили бы изменения во внешнем виде русских людей, участие женщин в ассамблеях.

 Неизменной осталась крепостная зависимость крестьян и их тяжёлое положение

 

Вариант 2

Уровень 1

1) б,  2) а,  3) б,  4) в,  5) а,  6) в,  7) б

Уровень 2

1) Никон

2) 1,3,6

Уровень 3

 Существует прямая взаимосвязь: с появлением мануфактур меняется состав городского населения за счёт появления в городах работных людей и чернорабочих. Регулярные граждане городов делились на гильдии

 Изменяется состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому пожалованию представители из других сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Направление

Содержание

 

 

Южное

Борьба с Крымским ханством и Турцией

Западное (европейское)

Великое посольство (поиск союзников )

Северо-западное

Северная война, борьба за выход к Балтийскому побережью

 

 

Лист контроля

ФИО

УЭ 1

УЭ 2

УЭ 3

УЭ 4

Итог

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Завершающий контроль

Вариант 1

1        уровень

1.Первым императором на российском троне был:

А )Алексей Михайлович

Б) Пётр 1
В) Павел 1

Г) Александр 1

2.В ходе какой войны произошло сражение у мыса Гангут и острова Гренгам

А)Семилетней, Б) Крымской, В) Смоленской, Г) Северной

3. Полтавская битва 1709 г. способствовала

А) резкому изменению хода Северной войны

Б) распаду Северного союза

В) потере русскими войсками Риги и Ревеля

Г) потере русскими войсками Нарвы

4. Кто первым начал Северную войну?

А) Россия,  Б) Дания,  В) Англия,  Г) Саксония

5. Какую битву Пётр 1 назвал «матерью Полтавской баталии»?

А) битвы под Нарвой,  Б) битву при Гренгаме,  В) битву под Лесной

2 уровень

1.Соотнесите дату и событие

Дата                                                                         Событие

1) 1703 г.                                                               А) Начало Северной войны

2) 1714 г.                                                               Б) Разгром шведской эскадры у мыса Гангут

3) 1709 г.                                                              В) Заключение Ништадтского мира

4) 1720                                                                   Г) Полтавская битва

2.Выберите правильные ответы:

Каковы были результаты победы России в Северной войне

А) включение в состав России Эстонии, Литвы, Ингерманландии,

Б) потеря Россией постоянного выхода к Азовскому морю,

В) переход польши под покровительство России,

Г) выплата Россией Швеции значительной суммы денег,

Д) официальное провозглашение России империей,

Е) ликвидация выборных гетманов на Украине,

Ж) получение Россией контрибуции  от Швеции ,

З) утверждение влияния России на Балтике

3 уровень

Почему после победы под Нарвой Карл 12 не пошёл на Москву или Петербург?

 

Приложение №3

Завершающий контроль

Вариант 2

1 уровень

1. Сколько лет длилась Северная война?

А) 10 лет,  Б) 15 лет,  В) 21 год,  Г) 7 лет

2. Союзниками России в Северной войне были:

А) Англия и Франция,  Б) Австрия и Пруссия,  В) Польша и Дания,  Г) Испания и Португалия

3. В 1721 г. Россия:

А) утвердилась на берегах Балтики,

Б) утвердилась на берегах Черноморского побережья,

В) присоединила территорию Кавказа,

Г) установила протекторат над Восточной Грузией

4. Результатами Прутского похода 1711 г. Для России были:

А) присоединение новых земель,

Б) увеличение численности населения государства,

В) возвращение Турции Азова,

Г) приобретение новых союзников

5. Петр 1 был провозглашён императором:

А) после смерти своего брата Ивана Алексеевича,

Б) победы в Северной войне,

В) указа о престолонаследии,

Г) первых побед в Северной войне

 

2 уровень

1.Соотнесите дату и событие

Дата                                                                         Событие

1) 1703 г.                                                                    А) Битва у деревни Лесной

2) 1708 г.                                                                    Б) Основание Санкт-Петербурга

3)  1720 г                                                                     В) Заключение Ништадтского мира     

4) 1721 г.                                                                     Г) П обеда русского флота у острова Гренгам

2. Выберите правильные ответы:

Каковы были результаты победы России в Северной войне

А) включение в состав России Эстонии, Литвы, Ингерманландии,

Б) потеря Россией постоянного выхода к Азовскому морю,

В) переход Польши под покровительство России,

Г) выплата Россией Швеции значительной суммы денег,

Д) официальное провозглашение России империей,

Е) ликвидация выборных гетманов на Украине,

Ж) получение Россией контрибуции  от Швеции ,

З) утверждение влияния России на Балтике

 

3 уровень

Пётр 1 назвал сражение пи Лесной –«матерью Полтавской баталии» Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания группам

1 группа

Внешняя политика России в конце 17 века

1. ) Откройте пар. 41 учебника «История России кон. 17 -19 в.в.» под ред. В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

2) Прочитайте текст  3 и 4 пунктов,

3)   Прочитайте текст на стр.15

4) Определите ведущие направления внешней политики России эпохи Петра 1,

5) Выделите основные задачи во внешней политике

6) Приготовьтесь к устному ответу у доски.

 

2 группа

Начальный этап Северной войны (1700-1708 г.г.)

1) Откройте пар. 42 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

2) Прочитайте текст  1-2 пункта,

3)  Прочитайте текст на стр. 19-20 ,

4) Выясните, как складывался начальный этап Северной войны:

- военные действия между Данией и Швецией,

- «Нарвская конфузия»,

- основание Санкт-петербурга,

- успехи 1704-1708 г.г.

5) Показать места военных действий по карте,

6) Приготовьтесь к устному ответу у доски.

 

3 группа

События Северной войны (1708-1710 г.г.)

1) Откройте пар. 42 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

 

2) Прочитайте текст  4пункта 

3) Определите, как проходили битвы при деревне Лесной и под Полтавой

4)Определите их итоги и значение

 5) Показать места военных действий по карте,

6) Приготовьтесь к устному ответу у доски.

 

4 группа

События  Северной войны (1711-1720 г.г.)

1) Откройте пар. 43 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

2) Прочитайте текст  1-3 пункта,

 3) Определите, как проходили военные события на суше и на море в 1711-1720 г.г.

4)Определите их итоги и значение

5) Показать места военных действий по карте,

5 группа

Результаты и итоги Северной войны. Южное направление внешней политики в 1четверти 18 в.

1) Откройте пар. 45 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

2) Прочитайте текст  1 пункта,

3) Откройте пар. 42 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

4) Прочитайте текст  3 пункта,

5) Откройте пар. 43 учебника «История России кон. 16-18 в.в.» под ред. . В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, А.Н.Сахарова

6) Прочитайте текст  2 пункта,

7) Определите, как развивалось южное направление во внешней политке России,

8) Определите его результаты и значение

9) Выделите итоги и результаты Северной войны,

10) Приготовьтесь к устному ответу у доски

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010