Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Правовые основы брака и семьи. (Урок обществознания в 9 классе) Реформы Петра Великого. Урок истории в 10 классе.

Автор:
Сухонос Наталья Анатольевна

Аннотация:


на урок обществознания в 9 классе по теме «Правовые основы брака и семьи». Аннотация написана учителем истории и обществознания Сухонос Натальей Анатольевной.

Данный урок проведён в рамках технологии проблемного обучения с использованием некоторых приёмов критического мышления. Урок может быть использован при изучении данного материала в основной школе. Цели урока: ребята узнают что такое брак, условия заключения брака, обязанности и права супругов, а также необходимость правового регулирования семейных отношений; смогут определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях; сформируют своё отношение к условиям заключения брака и созданию семьи.

Организация деятельности на уроках с использованием проблемного обучения не только решает задачи познавательного, интеллектуального характера, но и воспитывающего. Учащийся постепенно приучается вникать в суть происходящего, критически относится к собственным действиям, рефлексировать. Всё это подготавливает школьника к жизни после школы, его успешной социализации.

 

 на урок истории  в 10 классе по теме «Реформы Петр Великого».

Данный урок проведён по технологии позиционного обучения. Цели урока: учащиеся узнают основные понятия по темы, внутренние преобразования Петра I; смогут составлять схемы государственного и территориального устройства в данную эпоху; сформируют своё отношение к важности проведённых реформ. Изучение предметного материала включает три последовательные этапа работы: информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный. Третий этап является наиболее интересным. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.  В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций, моделируется ситуация многоголосья, что ведёт к многомерной репрезентации всего изучаемого материала. Данный урок может быть использован при изучении темы в 10 классе, как в профильных классах, так и в базовых.

Статья:

Тема урока: Правовые основы брака и семьи. (Урок обществознания в 9 классе)

Цели урока:

В конце урока учащиеся:

Узнают: - о необходимости правового регулирования семейных отношений;

               - что такое брак;

               - какие условия заключения брака;

               - какие обязанности и права есть у супругов;

Смогут: - определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях;

Сформируют: - своё отношение к условиям заключения брака и созданию семьи.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы: «Мозговой штурм», «Ассоциация», «Займи позицию», «Работа в малых группах».

Основные понятия: брак, ЗАГС, Семейный кодекс РФ, права и обязанности супругов, моногамия.

План урока:

  1. Орг.момент
  2. Целеполагание – фокусировка внимания. Презентация темы.
  3. Метод «Ассоциация»
  4. Проблемная ситуация. Данные ЗАГСа Шербакульского района Омской области.
  5. Работа в малой группе. Работа с текстом «Семейного кодекса» (условия заключения брака).
  6. Метод «Займи позицию»
  7. Метод «Мозговой штурм»
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Включаем «Марш Мендельсона» (15-20 сек.). Что вы услышали? В связи с чем звучит эта музыка?..... Так значит  о чём мы будем говорить сегодня? О какой отрасли права? Семейное право.

Слайд 1. Правовые основы брака и семьи.

Слайд 2 . Цели урока следующие:  (прочесть)

  1. С чем ассоциируется у вас слово брак?

- слово образовалось от старославянского «брачите, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.

- омоним «брак» от немецкого – бракованный товар.

В семейном кодексе существует официальное определение брака.

Брак это - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Слайд 3.

  1. Предлагается проблемная ситуация. В  нашем Шербакульском районе в 2006 году было заключено браков – 141, а расторгнуто браков – 90; в 2007 году было заключено браков – 141, расторгнуто – 92. Как вы думаете, в чём может быть причина этого?
  2. Все ли могут заключать брак? Или существуют какие-то условия вступления в брак? Ответить мы сможем, поработав с соответствующими статьями семейного кодекса.

Работа в малых группах.

Условия работы: 1) будете работать в парах

                             2) выявляете какое-то одно условие, которое обозначено в статье

                             3) оформляете в тетради

                             4) когда будете готовы, сигнализируйте.

Время работы в группах две минуты.

Задания для первой группы: Ознакомиться с извлечениями из семейного кодекса РФ и ответить на вопросы, какие условия вы можете назвать исходя из данной статьи? (Взаимное добровольное согласие). Как государственные органы узнают о том, что брак совершается добровольно? (Согласие при регистрации).

Семейный кодекс РФ. (Извлечение)

Статья 12. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, и достижение ими определённого возраста.

 

Задания для второй группы: Ознакомиться с извлечениями из семейного кодекса РФ и ответить на вопросы: Каков брачный возраст, существуют ли исключения? Почему брачный возраст устанавливается именно в 18 лет?

Статья 13. 1. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

                  2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

 

Задания для третьей группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Брак не может быть заключён, если хоть одна из сторон уже состоит в браке. Моногамный брак в РФ)

Статья 14.  Не допускается заключение брака между: - лицами, их которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. 

 

Задания для четвёртой группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Не допускается брак между близкими родственниками)

Статья 14. 2. Не допускается заключение брака между: - близкими родственниками ( родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать, братьями и сестрами).

 

Задания для пятой группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни или слабоумия).

Статья 14. 3. Не допускается заключение брака между: - лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособными, вследствие психологического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Общий слайд – зачитать ещё раз.

 

  1. Где заключается брак? (ЗАГС)  Чтобы брак имел юридическую основу, необходимо официальная регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Поработаем по методу «Займи позицию». (Встаньте, пожайлуста) В разных углах аудитории развешаны таблички «Согласен», «Не согласен», «Другое мнение». В соответствии со своими убеждениями вы должны выбрать соответствующую позицию, и аргументировано попытаться доказать её. Высказывание следующее: «Брак по расчёту – самый правильный брак». 

Итог слушают стоя: отношения в семьё должны строиться на понимании, взаимоуважении, тёплых отношениях друг к другу, но очень важна и финансовая сторона, обеспеченность, достаток. Поэтому брак желательно заключать, когда у молодых людей уже имеется образование и профессия. ( Всем спасибо, присаживайтесь на свои места).

  1. Метод «Мозговой штурм». А теперь  давайте попробуем исходя из вашего жизненного опыта, назвать обязанности мужа и жены. На доске вывешиваются два понятия: муж и жена, и  вместе с ребятами вычерчивается Т-схема. А теперь, вспомните, какие права человека вы знаете? Можно ли как-то разделить эти права, сказав, это только мужские, а это только женские? НЕТ – В ПРАВАХ ВСЕ РАВНЫ. А может мужчина выполнять то, что вы назвали обязанностями женщины?  Меняем таблички на доске, и что получилось. То, что выполняет жена, может выполнять и муж. В ОБЯЗАННОСТЯХ ТОЖЕ РАВЕНСТВО.
  2. «Мысли вслух»  Попробуйте раскрыть смысл пословицы «Человек, сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать на своих плечах целую страну».
  3. Итак, вы узнали,  что такое брак, попробовали определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях, выработали позитивное или негативное отношение к условиям заключения брака, можете сказать о правах и обязанностях супругов, давайте вернёмся к нашей проблеме. В качестве домашнего задания поразмышляйте  над данной проблемой, и свои мысли оформите в виде эссе.
  4. Оценки за урок. Всем спасибо.

 

 

 

 

Тема. Реформы Петра Великого. Урок истории в 10 классе.

Эпиграф к уроку:

«Перемен! Перемен! Их требуют наши сердца»

Виктор Цой.

Цели урока:

В конце урока учащиеся:

Узнают: - основные понятия по теме;

               - внутренние преобразования Петра I.

Смогут: - составлять схемы государственного и территориального устройства в данную эпоху;

Сформируют: -  своё отношение к важности проведённых реформ.

Тип урока: получение новых знаний.

Данный урок проведён по технологии позиционного обучения. В процессе применения позиционного обучения рассматриваются и отрабатываются как бы три главные обобщенные позиции. Первая – нормативная, которая связана с усвоением определённого материала. Вторая -  диалектическая, которая связана с выявления и формулирования оригинальных, интересных, перспективных сторон материала. Третья – символическая, обучаемый должен ответить на вопрос какое отношение данный материал имеет лично ко мне.

Ход урока.

Учебное занятие состоит из нескольких этапов.

I этап – организационно-информационный.

Цель данного этапа мотивировать обучающихся на активную работу, организовать учащихся на дальнейшую деятельность. Человек сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, Пётр I считал, что лишь он один знает, в чём состоит счастье державы, а сопротивление его начинаниям происходит от лени и неразумия. 1723 – в одном из указов: «Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, потом благодарят».

Содержание деятельности педагога состоит в обосновании значимости материала, сообщение темы, постановка цели занятия, создание групп для рассмотрения материала с определённой позиции, организация работы в группах. Учащимся предлагается разделиться на четыре группы. Каждая группа будет освещать предложенный материал с позиций «Понятие», «Схема», «Практик», «Ассоциация». Учитель может разделить учащихся на группы по своему усмотрению, а можно разделить по интересам. На данном этапе формы деятельности обучаемых: фронтальная и индивидуальная. Методы обучения: монолог, беседа, самостоятельная работа учащихся.  Главное условие для проявления активности у ребят  - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а также уважения достоинства каждого обучаемого. Средством развития личности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся, чем они займутся на следующем этапе урока.

II этап – смысловой.

Цель данного этапа: уметь анализировать материал с предложенных позиций. Каждая группа получает карточки с заданиями, знакомятся с текстами учебных пособий.

Задания для группы «Понятие»: указать основные понятия, входящие в тему, и дать им определение. Для выполнения этого задания ребята знакомятся с текстом параграфа. Все основные понятия выписываются маркерами на заранее заготовленных карточках.

Задания для группы «Схема»: представить схему государственного и территориального устройства в эпоху Петра I.

Задания для группы «Практик»: реформы Петра I не обошли стороной и наш Омский край. Какие важные события произошли на территории Омской области в эпоху Петра I? Ребята  из этой группы знакомятся с дополнительным материалом об основании города Омска. Учащимся, которые интересуются углубленным изучением истории, можно заранее дать дополнительную литературу для ознакомления и анализа материала. Основные положения по освоению города Омска оформляются на карточках.

Задания для группы «Ассоциация». Используя все имеющиеся материалы сделать коллаж, в котором отражены ассоциации (образы), возникшие при ознакомлении с личностью и эпохой Петра I, возможно это будет рисунок (Рисунок 1.jpg), а также эта группа пишет синквейн, характеризуя деятельность Петра I с положительной и отрицательной сторон.  

На этом этапе формы деятельности обучаемых следующие: групповая работа, работа в парах.

Методы обучения: самостоятельная работа, дискуссия в группах. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта.

На данном этапе у ребят вырабатываются навыки работы с историческими источниками, умение критически относится к аспектам исторического развития, умение сотрудничать и работать в группе, принимать решение.

III этап – демонстрационно-дискуссионный.

Цель данного этапа: представить и аргументировать групповое решение. Учащиеся демонстрируют и защищают групповое решение по соответствующим позициям. Каждая группа составляет свой метаплан и оформляет его на доске.

Вот, например, как может выглядеть Синквейн, характеризующий деятельность Петра I с положительной стороны.

Пётр

Деятельный, властный

Изменяет, исправляет, преображает.

Россия вышла на новый уровень. (Перенёс опыт Европы на российскую землю)

ИМПЕРАТОР!

А вот пример синквейна, характеризующий деятельность Петра I с отрицательной стороны.

Пётр

Злобный, агрессивный

Убивает, разрушает, подчиняет.

Уничтожил самобытность России.

Антихрист.

На данном этапе у учащихся формируются умения занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение по изучаемому вопросу, умение принимать решение и нести ответственность (особенно тем ребятам, кто демонстрирует наработанный материал). Ребята демонстрируют и защищают групповое решение по соответствующим позициям. Средствами обучения на данном этапе являются метапланы, которые составляются каждой группой и вывешиваются на доске. Методом обучения на данном этапе является дискуссия, учитель выступает в роли консультанта.

В заключении подводим итог, обобщаем изученный материал. Ребята оценивают собственные знания по следующим критериям:

1) Принимал участие во фронтальной беседе в начале урока (проявлял заинтересованность) – 1 балл; высказывал свою точку зрения – 2 балла.

2) Самостоятельно изучил теоретический материал – 2 балла; принимал участие в выполнении задания – 3 балла.

3) Был спикером группы. Демонстрация и защита группового решения по соответствующим позициям – 4 балла.

8-9 баллов – «5» (отлично)

7-5 баллов – «4» (хорошо)

3-4 балла -   «3»  ( удовлетворительно)

Домашнее задание на выбор учащихся:

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010