Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи"

Автор:
Симаева Марина Анатольевна

Аннотация:

"Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи"

АННОТАЦИЯ

материала для публикации

Симаевой Марины Анатольевны

   Урок  "Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи» является второй темой при изучении второго раздела курса обществознания в 11 классе «Проблемы социально-политического развития общества».Тема урока занимает важное место в курсе обществознания и имеет большое практическое значение, так как выпускники школы - будущие супруги и родители.

   Цели урока:

  1. Донести до учащихся значимость полноценной семьи для государства и всех его граждан.
  2. Убедить учащихся в необходимости серьезного, осознанного отношения к своей будущей семейной жизни.

Основные задачи урока:

     1. Познакомить учащихся с основными тенденциями развития семьи в современном обществе в России.

2.   Показать статистику неполных семей в России.

3.   Показать специфику и основные проблемы неполной семьи.

4.   Охарактеризовать основные параметры демографической ситуации в России и своем районе.

5.   Показать последствия и прогнозы демографического развития современной России.

   Тема урока интересна и актуальна для учащихся старшего подросткового возраста и призывает их серьезно относиться к вопросам семейного строительства.

 

 

 

                                                                                  __________________(М.А. Симаева)

Статья:

Демографическая ситуация в современной России

и   проблемы неполной семьи.

                       Цель урока: Донести до учащихся значимость полноценной семьи для              

                       государства и его граждан. Убедить в необходимости серьезного,

                       осознанного отношения к своей будущей семейной жизни.

Основные задачи:

     1. Познакомить учащихся с основными тенденциями развития семьи в современном обществе.

  1. Показать статистику неполных семей.
  2. Показать специфику и основные проблемы неполной семьи.
  3. Охарактеризовать основные параметры демографической ситуации.
  4. Показать последствия и прогнозы демографического развития страны.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Краеведческий материал – демографические данные по Мытищинскому району.
  3. Раздаточный материал – рабочие листы для мини-проекта, тесты по типу ЕГЭ.

План урока.

  1. Тенденции развития семьи в РФ.
  2. Проблема неполных семей.
  3. Современная демографическая ситуация.
  4. Демографическая ситуация в Мытищинском районе.

Тип урока – урок-лекция с элементами проектной деятельности и подведением итогов.

Новые термины: демография, нуклеарная семья, неполная семья, естественная убыль населения, депопуляция, инфантильность.

В конце урока вы должны ЗНАТЬ:

1. Основные термины и понятия по теме.

2. Показатели, влияющие на демографическую ситуацию.

3. Основные положения демографической политики проводимой в России.

В конце урока вы должны УМЕТЬ:

1. Использовать статистический материал, как источник информации о демографических процессах.

2. Применять полученную информацию в своей жизни.

 

1.     Тенденции развития семьи в РФ.

   Тему семьи вы не раз рассматривали на уроках обществознания, вы изучали социально-психологические, этические, правовые аспекты семьи. Сегодня мы поговорим о такой проблеме социально-политической жизни РФ, как влияние семьи на демографическую ситуацию России.

 

Мини-проект.

Класс произвольно делится на три группы (логичнее по рядам). В учебнике, на стр. 200 – после параграфа 17 приведен документ – отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для достижения положительной динамики демографического развития. Работа с рабочим листом.

1 группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни.

2 группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

3 группа – задача в области миграции и расселения.

Цель каждой группы изучить, что предлагает правительство для решения каждой задачи и заполнить таблицу:

  1. Какие задачи ставит правительство в данной области?
  2. Какие известные вам меры принимаются правительством?
  3. Какие предложения вы можете внести для рассмотрения в Государственную Думу по решению данной задачи?

Составьте общий ответ для своей группы. Приложение №1.

 

   Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения.

   Самое популярное СМИ – телевидение сейчас в рекламных паузах показывает ролики о количестве населения РФ, о высокой смертности, низкой рождаемости, о детях-сиротах. И вовсе не случайно все бьют тревогу из-за кризиса семьи и семейных ценностей. Сегодня население России составляет 141 млн человек.     

   Главная функция семьи – воспроизводство населения.

   Давайте проанализируем таблицу по данным статистики и переписи населения 2002 года.

Социологические опросы и данные статистики показывают:

  1. Растет число зарегистрированных браков, в 2001 году оно увеличилось на 11% и превысило 1 млн зарегистрированных браков в год.
  2. Жених старше невесты в среднем на 2 года.
  3. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин, особенно преобладание женщин отмечается с 33-летнего возраста.
  4. Увеличивается возраст людей, вступающих в брак – современная молодежь стремится до брака получить образование, устроиться на работу, приобрести жилье.
  5. Увеличивается число разводов Слайд. В среднем в РФ ежедневно регистрируется 3616 браков и 1534 развода, т.е. 42 % от количества браков. В результате без одного из родителей остается 1288 детей.
  6. Основные мотивы разводов – алкоголизм, наркомания, конфликты, скандалы, плохие отношения с родственниками супруга, измена, физическая несовместимость. Но эти мотивы говорят только об отсутствии у супругов социально-психологической подготовки к браку, все эти проблемы грамотные люди могут разрешить.
  7. Увеличивается возраст родителей на момент рождения первого ребенка, главная причина – стремление добиться материального благополучия. Меньше стало детей в семье. Обратите внимание – в семье патриархальной  благополучие зависело от количества работников.

   Демографы считают, что для обеспечения стабильности численности населения, каждая женщина должна иметь 2,5-3 ребенка, или на 1 ребенка больше, чем родителей.

    Социологи называют моделью типичной семьи в современном индустриальном обществе – нуклеарную (от лат. Nucleus – ядро) семью - это полная семья, состоящая из супругов с 1-2 детьми, находящаяся в зарегистрированном браке, оба супруга работают.

   Современная семья переживает серьезные изменения, вызванные изменениями в развитии общества, но семья занимает важное место в жизненных планах молодежи. Среди мотивов заключения брака доминируют – любовь, стремление жить как все, расчет.

НО:

  1. Сокращается средний размер семьи.
  2. Ослабевают внутрисемейные связи.
  3. Возникает эффект двойной занятости женщин.
  4. Падает престиж мужчины в семье.
  5. Снижается воспитательная функция семьи.

 

2.     Проблема неполных семей.

   Неполная семья  - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.  

   Во всем мире возникла новая проблема, которая волнует социологов и демографов.

Ученые отмечают отклонения от идеальной модели семьи:

А) изначально неполная семья (одинокая мать с ребенком)

Б) распавшаяся семья  (развод)

В) распад семьи из-за внешних событий (вдовство)

Г)  фактическое отсутствие семейных отношений.

   Растет число детей, родившихся вне брака, с 1994-2000 год с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака.

      Распад и ослабление семейных связей, рост числа неполных семей мешает выполнению основных функций семьи. Это:

  1. Материальные проблемы.
  2. Отсутствие полноценных семейных отношений.
  3. Неполноценное общение.
  4. Психологическая незащищенность.
  5. Неполная социализация.
  6. Невозможность выполнять репродуктивную функцию по воспроизводству населения.

 

3.Современная демографическая ситуация в РФ.

    В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по проблеме «Повестка дня на 21 век». На ней ученые пришли к заключению, что если не будут приняты масштабные меры, то на планете будет сохранен только один миллиард населения. Кризис семьи отражается на демографической ситуации. Тенденции сегодняшнего демографического положения таковы:

 1. Население сокращается и из-за естественной убыли – превышения числа смертей над числом рождений на 92%. Так же причина сокращения – эмиграция в зарубежные страны. 

Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 3 раза выше, чем в развитых странах. 

2. Население не воспроизводится с середины 60-х годов 20 века. За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это -  Первая мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике.

Механизм противодействия естественной убыли населения – иммиграция. Но прием большого количества мигрантов, особенно иноязычных, сложный процесс.  

3. Многодетные семьи – возможность преодоления демографического кризиса в России.

4. Сокращение трудоспособного населения. Российские демографы свидетельствуют, что в 2030-2050 годах вместо сегодняшнего 50% трудоспособного населения будет только 25-30% трудоспособного населения.

 Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

Последствия депопуляции:

1. Сокращение трудового потенциала.

2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.

4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

 

                       4.Демографическая ситуация в Мытищинском районе.

   По сравнению с прошлым годом уровень рождаемости повысился на 12,8%. Год отмечен самой высокой рождаемостью за последние пятнадцать лет. В это же время снижается коэффициент смертности на 1,1%. Коэффициент естественной убыли понижен на 1,6 процентных пункта за счет повышения рождаемости и понижения смертности.  Изменилась и динамика по количеству рожденных детей в семье. Стали чаще рожать второго, третьего, четвертого и пятого ребенка. По сравнению с прошлым годом уровень рождаемости повысился на 12,8%. Год отмечен самой высокой рождаемостью за последние пятнадцать лет. На протяжении ряда лет дети, в основном, рождаются в браке.

    В Мытищинском районе прирост населения обеспечивается за счет прироста миграции. Основную долю приезжающих составляют граждане из других областей, краев, республик Российской Федерации, гораздо в меньшей степени – граждане из других городов и районов Московской области.

   В 2008 году количество прибывших лиц превысило количество выехавших из района в 2,7 раза. К нам прибывает в 2,5 раза больше людей, чем выезжает. Из государств бывшего СССР  прибывает в 11,8 раза больше людей, чем выезжает из района в эти государства. По сравнению с 2007 годом количество граждан, прибывших в Мытищинский  район, увеличилось на 8,3 %, при этом уменьшилось количество выезжающих из района граждан на 3,4 %.

   Численность населения Мытищинского муниципального района  на 01 января 2009 года составила 191329 человек. Среднегодовая численность увеличилась на 0,9 тысяч человек или 0,6 % и составила в 2008 году 190,7 тысяч человек. Городское население составляет 170,4 тысяч человек или 89,4%. Сельское население составляет 20,3 тысячи человек или 10,6%.

На начало 2010 года население 172488 человек, 4% сельские жители, на 11 женщин – 9 мужчин, уровень смертности в 1,2 раза превышает число рожденных. Новорожденных за 2009 г. 2324, что на 1 % больше, чем в 2008, на 24,3 % больше, чем в 2006 г. За 2009 г. количество прибывших в 2,6 раза больше убывших.

Практические выводы:

Английскому писателю Джону Голсуорси принадлежат слова: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».

1. Изучение проблем семьи и демографической ситуации поможет серьезно

отнестись к будущей семейной жизни.

2. Не надо в будущем ограничиваться одним ребенком в семье – он может вырасти эгоистом, первенцы имеют худшие показатели здоровья, снижение

рождаемости наносит вред здоровью нации.

3. Ваши дети – это ваша обеспеченная и не одинокая старость.

4. Полноценная семья дает возможность прожить дольше, сохранить здоровье и интерес к жизни.

Тестирование для закрепления материала.  Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи.

А 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа это:

1. род               2. сословие

3. семья           4. элита

А 2. Патриархальная традиционная семья, в отличие от демократической партнерской характеризуется

1. экономической зависимостью женщины от мужчины

2. совместным обсуждением семейных проблем

3. справедливым разделением домашних обязанностей

4. равным участием женщин и мужчин в общественном труде

А 3. Что характеризует демократическую семью?

1. главенствующее положение отца 2. подчиненное положение женщины

3. взаимоуважение между супругами

4. неучастие женщин в общественном производстве

А 4. Репродуктивная функция семьи проявляется в

1. организации потребления       2. моральной регламентации поведения

3. воспитании детей в традициях семьи  4. биологическом воспроизводстве

А 5.Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья – это малая группа.  Б. Семья – это социальный институт.

А) верно только А                 В) верны оба суждения

 Г) оба суждения неверны    Б) верно только Б

А 6. Верны ли суждения о тенденциях развития семьи?

А. В последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа.

Б. Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере.1. верно только А                2. верно только Б

3. верны оба суждения              4. оба суждения неверны

А 7. Верны ли суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1. Верно только А                       2. Верно только Б

3. Верны оба суждения              4. Неверны оба суждения 

А 8. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной                      2) партрнерской

3) супружеской                        4) нуклеарной

В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Главные институты общества:

  1. Государство
  2. Религия
  3. Образование
  4. Производство
  5. ……………….

Ответ:………………………………………….

В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Функции……………….

1. Репродуктивная

2. Досуговая

3. Хозяйственная

4. Социально-статусная

Ответ:………………….

В 3. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества. К позиции в первом столбце подберите позицию из второго.

Главные социальные институты

Сферы жизни общества

А. государство

1. экономика

Б. религия

2. политика

В. образование

3. духовная культура

Г. производство

4. социальные отношения

Д. семья

 

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

В 4. 1. В исследовании приняли участие 1503 человека старше 18 лет «. Им задавали вопросы о заключении брака, разводе, воспитании детей. 3. Каждый второй утверждал, что ранние браки заканчиваются разводом. 4. На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество.

Каждое предложение текста пронумеровано. Определите, какие положения текста носят  А) фактический характер         Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером предложения букву, обозначающую его характер, перенесите в таблицу.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

В 5. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов. «Семья – это основанная на___________(1) и кровном родстве малая___________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_____________________ (3) по отношению друг к другу, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. супружеские отношения, деторождение и первичная ____________________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.

А) дети  Б) брак  В) социализация  Г) коллектив  Д) обязанности

Е) институт  Ж) отношения  З) группа  И) любовь К) уважение

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

В 6. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов. «В последние десятилетия психологи сделали ряд открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его __________(1). Стало истиной, что________________(2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и уход, но лишен постоянных_____________(3) со взрослым, плохо развивается…Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет»________________(;) ребенка…________________(5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его ___________(6) и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития личности».

Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.

А) потребности    Б) психика   В) личность    Г) культура

Д) общение   Е) семья   Ж) контакты    З) группа   И) гуманизм

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

С 1. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.

С 2. Назовите три любые фактора социализации личности.

С 3. Гражданин А., находясь в разводе с женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли сын оказывать материальную помощь отцу? Приведите два аргумента в обосновании своей позиции.

С 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи СМИ, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет. Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы  экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи». (Л. Туроу)

1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая обществоведческие знания, укажите два ее признака.

С 5. Раскройте смысл одного из высказываний и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором предположение, отношение к нему. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а так же факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

« Семья – это кристалл общества» (В.Гюго)

« Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть» (Ж.П. Сартр)

« Вы посмотрите на моих детей.

                Моя былая свежесть в них жива.

                В них оправданье старости моей» (В. Шекспир)

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Леонтьев)

 

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин)

 Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И. Шевелев)

«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь» (Ф. Саган)

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010