Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Электронные образовательные ресурсы в преподавании истории и обществознания.

Автор:
Джалмухамбетова Зомарат Тюлегеновна

Аннотация:

Аннотация

          «Электронные образовательные ресурсы в преподавании истории и обществознания».           В условиях работы по ФГОС нового поколения значение имеет применение ЭОР. Цель состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путём организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности, использование ЭОР для повышения познавательной активности учащихся. ЭОР - условие успешности деятельности педагогов и учащихся. Автор приводит примеры применения ЭОР в преподавании истории и обществознания. Думаю, что каждый учитель будет исходить из того, что подсказывает его опыт.

 

 

                                                              Джалмухамбетова Зомарат Тюлегеновна

 

Статья:

     Электронные образовательные ресурсы в преподавании истории и обществознания.

Главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для её решения недостаточно только учебника, хрестоматии, традиционной деятельности учителя по управлению процессом обучения. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды (телевидение, Интернет, компьютерные программы), сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные учёные-обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации утрачивают своё прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Чтобы поддержать интерес к процессу обучения, исключить кризис в процессе обучения и способствовать успешному формированию личности востребованной современным обществом необходимо использование ЭОР. Одно из основных направлений внедрения ЭОР в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.

    Применение ЭОР  на уроках истории и обществознания способствует:

 -  овладению каждым учащимся знаниями на минимальном базовом уровне;

 -  формированию  умения самостоятельно работать с информацией;

 -  стимулированию познавательного интереса к предметам;

 - осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

 Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путём организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. Важно использование ЭОР для повышения познавательной активности учащихся, усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда учителя, изменение отношения к уроку и учебному предмету, внедрение инновационных информационных технологий в преподавании, рост профессиональной и личностной компетентности учителя и ученика.

 Актуальность темы очевидна. Основным стимулом для выбора данной темы явились курсы повышения квалификации.

Хочу отметить, что с появлением в школе электронных пособий по истории и обществознанию, применяла фрагменты по отдельным темам, больше внимания стала уделять урокам-презентациям Microsoft PowerPoint. О своих наработках хочу рассказать. Конечно же, были и есть проблемы, но все они решаемы. Хочу отметить активность отдельных учащихся, которые учились вместе со мной создавать презентации, отбирать материал, анализировать его.                               

 Применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается с технологией развивающегося обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. При современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий даёт хорошие результаты в рамках личностно-ориентированного обучения. Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребёнка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок с учётом этих требований. В преподавании истории имеет большое значение использование наглядных пособий, которыми являются исторические карты, иллюстративный материал, аудио и видео материалы. Использование наглядных пособий позволяет создать у учащихся достоверный образ эпохи, сформировать личностное отношение к историческим деятелям, способствует развитию образного мышления. В связи с этим возникает необходимость в значительном количестве иллюстративного, аудио и видеоматериала. Поэтому, появление компьютерных программ, электронных энциклопедий и учебников, содержащих значительное количество аудио, видео и иллюстративных материалов, отвечающих современным требованиям, стало замечательным подспорьем в преподавании предметов.

В школе имеются следующие электронные пособия: «Атлас Древнего мира», «Всеобщая история» для 5-8 классов, курс «История России: XX век», состоящий из 4 компакт-дисков и брошюры, «От Кремля до Рейхстага», «Энциклопедия истории России. 862-1917» и др. В научно-теоретическом и методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» есть поурочно-тематическое планирование уроков истории в 5-11 классах с выделением особого раздела - «Раскрытие темы в электронном издании». Оно составлено на основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ программ и учебников. Имеющиеся в электронных пособиях анимационные карты дают полное представление о ходе битв, походов, сражений. С помощью этих пособий можно также провести контроль знаний по отдельному параграфу, разделу и по курсу в целом. Подготовка к урокам требует много усилий и времени не только учеников, но и учителя. Например, был проведён урок - соревнование среди учащихся 9-11классов по теме «Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии». Урок проводился в 9-11 классах. Были созданы две команды. В ходе урока учащимся демонстрировались фрагменты из двух электронных учебных пособий: «От Кремля до Рейхстага» (разработчик – Республиканский мультимедиацентр) и «История России: XX век». При подготовке заданий для работы команд полностью использовались только данные пособия. Выделялся фрагмент видео, затем задавался вопрос командам. После ответов учащихся фрагмент продолжался и звучал ответ компьютера. Учащиеся убеждались в своей правоте или признавали свои ошибки. Самое важное и главное - каждый сделал вывод о том, чтобы серьёзнее относиться к урокам, особенно к таким темам. С использованием электронных пособий был проведён урок обобщения знаний в 10 классе по теме «Россия в 19 веке». В ходе урока учащиеся были разделены на группы, которые должны были дать ответы на вопросы, но правильность ответов могли проверить, в том числе и по компьютеру. Использовала «Энциклопедию истории России. 862-1917». Учащиеся также выступали, используя лекционный материал из «Энциклопедии», раскрывали личностные черты императоров 19 века. Также электронное пособие помогло учащимся раскрыть цели, программные задачи декабристов. Задачи, стоявшие перед уроком, были решены. Электронные учебные пособия также были использованы при проведении урока обществознания в 11 классе «Выборы в Государственную думу РФ». Это мультимедиа: Россия на рубеже третьего тысячелетия, раздел «История России»; История России, 20 век (Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) - Москва, Клио Софт. Предварительно учащиеся получили задание – подготовить презентацию – исследование. Суть задания состояла в том, чтобы методом социологического опроса определить какие партии могут представлять граждан России в законодательном органе власти. По результатам предварительного опроса была составлена таблица, которая показала какие партии преодолеют 7% -й барьер. Остальные учащиеся индивидуально, а некоторые, объединившись в группы, подготовили материал о программных целях и задачах партий, допущенных Центризбиркомом к участию в выборах. Проектная работа учащихся была удачной, потому что они большое внимание уделили средствам массовой информации. К таким источникам подростки восприимчивы в большей степени, нежели к учебникам и научной литературе. Многочисленные социологические исследования последнего времени показывают, что роль СМИ в жизни общества возрастает. Учащиеся с опорой на компьютерный учебник восстанавливали информационный материал, связанный с созданием в России парламента, определяя его причины, анализировали Высочайший Манифест его Императорского Величества от 17 октября 1905 года. Были подведены итоги социологического опроса, проведённого учащимися школы. При подготовке урока и его проведении был осуществлён компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. Ученик учится ставить задачу, проектировать и оценивать опыт, а также должен осуществить контроль эффективности собственных решений. Очень интересно ребятам работать с компьютерным курсом «История России: XX век», который реализует замкнутый алгоритм обучения (процесс изучения учебного материала – контроль усвоения пройденного – выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению). В обучающих программах мультимедийные возможности могут играть не меньшую роль, чем компьютерные игры. Центральным элементом курса являются мультимедийные лекции, где соединяется педагогический, кинематографический и программистский опыт. Особо хочу обратить внимание на кинематографические технологии. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося представляется не менее важным, чем воздействие чисто информационное. Комбинированный, мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов, обеспечивает интерес к  получению более глубоких знаний. На уроке изучения аграрной реформы П.А.Столыпина внимание учащихся привлекло схематичное отображение лекционного материала, диаграммы, отражающие социальный состав населения Российской империи в начале 20 века. Нужно обязательно помнить о том, что необходимы перерывы и обязательно живое слово учителя, которое будет играть в процессе урока ключевую роль.                           

 Использование ИКТ, в том числе презентаций Microsoft PowerPoint. Целесообразно применение ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла, таких как история, обществознание в связи с потребностью в большей наглядности обучения. В преподавании истории использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей, формировать более целостные представления о прошлом человечества. Благодаря использованию возможностей ИКТ  формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках истории.  Большинство современных мультимедийных программ рассчитано на индивидуального пользователя. Использование презентаций на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой урока, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. На уроках -  презентациях, возможно, компенсировать слабые стороны электронных учебных пособий. По нормативам применение технических средств обучения на уроках не должно превышать 15-25 минут в зависимости от возрастной группы учащихся. Презентация позволила решить проблему комплексности средств обучения на уроках истории. Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Использование разнообразных средств обучения делает уроки более яркими, запоминающими.

 Кроме этого возможно использование презентации в проектной деятельности. Прежде, чем привлечь учащихся к этой деятельности, учитель должен сам приобрести опыт работы над проектом, конечным итогом которого должна стать презентация результатов. Под проектом  ( от лат. рrojectus-выдвинутый вперёд) в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. Проекты стали распространённой формой  продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Большую работу провели и учитель, и ученики в процессе подготовки к уроку - презентации по обществознанию по теме «Конституция - основной закон страны». Работать было интересно, так как пришлось самостоятельно подбирать материал, составлять схемы и таблицы. Более того, пришлось составлять тесты для проверки знаний учащихся, причём проверить правильность выполнения заданий они должны были сами, самостоятельно работая с компьютером. Проекты под названием «Метод проектов» уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В 1920-е гг. метод проектов привлёк внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Но в советской школе этот метод не получил широкое распространение. В современной российской школе проектная система начала возрождаться лишь в 1980-1990-е гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов.             

Проблемное обучение, исследовательский метод призван стимулировать познавательную активность, развивать творчество путём решения учебных проблем. При постановке и решении проблем учащийся, используя усвоенные ранее знания, решает возникшую проблему, при этом, пользуясь различными средствами, получает новые знания. Самостоятельная исследовательская работа учащегося и представление результатов в виде компьютерного проекта способствует росту интереса учащихся к предмету, повышает самооценку, стимулирует дальнейшее творчество.

Среди работ учащихся, готовивших свои проекты, более удачная работа была у учеников 9-11 классов.  Это работы о Сталинградской битве, о маршале Жукове Г.К., о Столыпинской модернизации страны, о Курской битве. Отдельные работы учащихся размещены в дневник.ру на страницах учащихся. Урок в 9 классе «Международное гуманитарное право» был проведён с использованием материала из Интернета, фрагментов фильма, снятого на одном из уроков в 4 классе нашей школы. Ученики рассказывали о своём отношении к войне и миру. Они нарисовали рисунки на эту тему, где показали какие беды несёт война и как прекрасен мир. Фрагменты фильма «Пусть не будет войны никогда» размещены в дневник.ру.  Материал о принципах международного гуманитарного права был представлен презентацией, с которой учащиеся не только знакомились, но и анализировали, аргументировали свою позицию. Воспитательное значение на учащихся оказали фотодокументы о событиях арабо-израильского и грузино-осетинского конфликтов, который был размещён на сайте www.vesti.ru. Учащиеся рассказывали о необходимости соблюдения принципов международного гуманитарного права. Работа «Буду помнить» была размещена в электронном журнале «конференц-зал». Материалы из Интернета были использованы в подготовке и проведении урока-памяти, посвящённого Дню Победы.

 История Интернета началась в 1970-х гг. Именно тогда, выполняя заказ Министерства обороны США, объединились четыре компьютерные фирмы. В 1992 г. родился Интернет - новый носитель информации, число пользователей которым в мире неуклонно растёт. Постепенно другие СМИ начали размещать свои материалы во Всемирной паутине, стали создаваться электронные версии газет, журналов.

 Информация, полученная из СМИ, в отличие от учебной, обладает рядом привлекательных для подростка свойств. Во-первых, она эмоционально окрашена; во-вторых, актуальна; в-третьих, не обязательна. Важной является задача формирования способности школьника анализировать содержание сообщений СМИ. Работа с информацией из СМИ предполагает умение ориентироваться в средствах информационных технологий, отслеживать, сохранять, оценивать и использовать информацию, понимать её скрытый смысл, цели и направленность информационных потоков. Использование материалов СМИ может выполнять некоторые дидактические функции, связанные с формированием и проверкой следующих умений:        

- находить требуемую информацию в различных источниках;

- систематизировать информацию по заданным признакам;

- собирать и систематизировать тематическую информацию;

- аргументировать собственные высказывания;

- находить ошибки в получаемой информации и вносить исправления;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против».

 Конкретные формы работы с материалами СМИ в значительной степени определяются уровнем подготовки учащихся. Новые  информационные технологии, в частности возможности передачи по сети Интернета текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, создают огромные возможности их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий состоит в том, что они представляют пользователю - учителю и учащимся - громадные возможности выбора источников получения разнообразной информации (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев).

 Социологические исследования, проводимые как за рубежом (Лондонский Открытый университет), так и в России, в частности в Российской академии образования, показывают, что школьники, активно работающие с компьютером, обнаруживают более высокие коэффициенты умственного развития, общей культуры, стремление больше читать. Интернет стремительно растёт как мощное информационное поле. Он не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев, любой желающий может не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Хочу подчеркнуть, что в Интернете есть немало негативного для нравственного, культурного, духовного развития личности. На это нужно обращать внимание, не отмахиваться от проблемы, делая вид, что её не существует. Необходимо помнить о сетикете.

Следует иметь в виду, что не вся информация, представленная в Интернете, является достоверной. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещённого на нём: государственная организация, частная компания или частное лицо. Поэтому решающая роль остаётся за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов сети Интернета в школьное образование. Обширная информация, представленная в сети Интернета, может быть использована для подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков, выдержки из документов, схемы и таблицы можно скопировать на компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Материалы сети Интернета можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении отдельных разделов и тем можно рекомендовать учащимся обратиться к материалам соответствующих сайтов для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение. Учащиеся периодически получают задания, связанные с поиском информации в сети Интернета. Например, выполняя конкурсную работу по теме «Недаром помнит вся Россия», учащиеся использовали материал из Интернета (дневниковые записи кавалерист-девицы Надежды Дуровой «Детские лета мои»).  Главное назначение сети Интернета состоит не в том, чтобы «латать дыры», восполнять нехватку наглядных средств обучения. Его следует использовать для участия школьников в различных телекоммуникационных и дистанционных проектах, теле- и видеоконференциях, чат - дискуссиях и web-конференциях, для общения друг с другом, с учащимися из других стран, для ведения электронной переписки. 

 При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. Происходит внедрение компьютерной техники в процесс обучения. Компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться в современном мире. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность учащегося первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель - ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнёрства, что также приводит к формированию личности способной не только к поиску и творчеству, но и плодотворному общению и толерантности в отношениях с людьми.

 Информационные технологии предполагают гибкость мышления, широту восприятия, умение пользоваться разнообразными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученные из разных источников сведения. Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся будет способствовать не только выработке данных умений и навыков, необходимых в учебной, а затем и в профессиональной деятельности, но помимо этого приведёт к росту самооценки, уверенности в своих силах, формированию личности, востребованной в условиях информационного общества.

Компьютер является мощным средством обучения и его применение является серьёзным подспорьем для учителя. В тоже время нельзя абсолютизировать данный метод, т.к. при использовании мультимедиа-технологий возрастает нагрузка на ученика, что может негативно отразиться на его здоровье, а здоровье ребёнка – это главное условие успешного учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник История России. 20 век: мифы и реалии информатизации процесса обучения. Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2000г.

2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе. Преподавание истории и обществознания в школе. №10,2012 г.

3. Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н., Мостяева Л.В. Современные подходы к преподаванию обществознания. Преподавание истории в школе, №8, 2006г.

4. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2002г.

5. Демьянюк И.Ю. Работа с биографическими материалами на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №8, 2008г.

6. Журавлёва О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2003г.

7. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. Преподавание истории и обществознания в школе, №9, 2002г.

8. Лазебникова А.Ю. Массмедиа. Средства массовой коммуникации как общественный институт. Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2005г.

9. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе, №9, 2002г.

10. Петрович В.Г. Метод проектов при изучении истории. Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2009г.

11. Сергеев И.С. Освоили метод учебных проектов…Что дальше? Преподавание истории и обществознания в школе, №9, 2005г.

12. Стойчева В. Непрерывная квалификация учителей в форме проектной деятельности. Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2007г.

13. Столбовская О.И. О значении исследовательской и проектной деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны. Преподавание истории и обществознания в школе. №5, 2011г.

14. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. Преподавание истории и обществознания в школе, №4, 2006г.

15. Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2007г.

16. Эмирова Л.Д., к.и.н., и.о. доцента кафедры ГОД АИПКП. Электронные образовательные ресурсы (презентация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010