Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Гражданином быть обязан

Автор:
Крам Татьяна Александровна

Аннотация:

  1. 1.     Аннотация

Тема избирательного права в системе правовых знаний современного школьника – одна из ключевых в формировании гражданской позиции учащихся.

В концепции модернизации российского образования говорится, что образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении динамичного развития российского общества с высоким уровнем гражданскоправовой культуры.

Условия современного общества требуют формирование активной личности, которая может регулировать свою деятельность, определять перспективу развития. Отсюда вытекает выбор темы методической разработки и формы ее реализации.

  1. 1.     Цели и задачи.

Цели работы:

1.Воспитание гражданской ответственности учащихся, их нравственности, патриотических чувств, толерантности и политкорректности.

2.Формирование у школьников навыков участия в дискуссии по обществен-нозначимым темам.

Задачи:

1.Создать инициативную группу из старшеклассников.

2.Организовать работу по изучению Конституции РФ, Конституции РК, «Закона о выборах»

3.Смоделировать политическую ситуацию подготовки и проведения выборов на школьном уровне.

 

3. Основная идея.

Основная идея предлагаемой работы заключается в том, чтобы спроектировать ситуацию выборов через игровую деятельность:

  • в основном звене – сюжетно-ролевая игра «Сказка о лесных выборах»
  • в основном звене – ученический проект «Выборы»
  • в старшем звене – интерактивная игра «Избирательное право».
  1. 4.     Новизна разработки.

Новизна данной работы заключается в системном подходе к изучению избирательного права, гражданских прав личности; в использовании информационных технологий и организации проектной деятельности учащихся. Таким образом, данная разработка дополняет, развивает и совершенствует имеющийся опыт преподавания обществознания, носит характер практических рекомендаций.

  1. III.            Вывод.

Предлагаемая разработка поможет учителям, классным руководителям довести в доступной для учащихся форме принципы демократичных ценностей, основных законов Российской Федерации, формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся. Использование этих форм в нашей школе дало заметные положительные результаты.

*появился интерес учащихся к изучению предмета «Обществознание»

*повысилось качество знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам

*повысилась активность учащихся в предметных олимпиадах по обществознанию

*осознанное участие школьников в организации и проведении выборов в детскую организацию «Школьная страна».

Методический материал актуален, современен и может заинтересовать учителей обществознания, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми.

 

Крам Т. А.

Статья:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Яснэгская  средняя  общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

Почтовый адрес: 168227, п.Яснэг

Сыктывдинского района

Республики Коми

 

 

 

 

 

 

 

«Гражданином быть – обязан»

 

 

 

 

Материалы на педагогический

форум «НОВАЯ  ШКОЛА»

 

 

 

Автор: код SС - 6063

Крам Татьяна Александровна

учитель истории

МБОУ «Яснэгская средняя

 общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Яснэг 2012 г.

Материалы для публикации

 

Основная школа

Материалы к теме « Право выбирать»

(урок обществознания в 6 классе)

            Цель:  * получить представление о ходе выборов;

                        *развитие умений выражать свои мысли

                        *развитие коммуникативных навыков работы в группе.

            Оборудование: *Конституция РФ;

                                       *тексты сказки «Лесные выборы»

                                       *текст с  лакунами

 

Ход урока

 

  1. Постановка проблемного задания.

Скоро в нашей стране пройдут выборы. Придёт время, и вы станете избирателями. А что такое выборы? Для чего они нужны?

  1. Ребята знакомятся с текстом «Сказки о лесных выборах». Автор сказки Шпилёва Виктория, ученица 9-го класса.
  2. Анализируют её содержание. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах. Отвечают на вопросы друг друга.

 

 

 

            В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.

            И решили тогда звери выбрать своего президента, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков  Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.

            Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить агитацию. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях , у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.

            За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен бюллетень – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл, инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что голосование личное дело каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.

            После выборов счётная комиссия проводила подсчёт. Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.

            В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.

            Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.

            С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.

            И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.

 

            Вопросы к тексту:

  1. Кого выбирали звери?
  2. Для чего им нужен президент?
  3. Как они готовились к выборам?
  4. Как проходило голосование?
  5. Какие ошибки допустили звери при голосовании?

 

Домашнее задание: Нарисовать любимых героев сказки. Придумать свою сказку на тему выборов.

 

 

 

Сказка о лесных выборах.

 

Текст с лакунами

 

            В одном царстве, в одном государстве жил лесной народ. На территории этого государства происходили конфликты, разногласия, была большая неразбериха.

            И решили тогда звери выбрать своего …………, чтобы он решал все вопросы. Выборы назначили, дату установили. На пост главы претендовали кандидаты: медведь Михайло Иванович Топтыгин, заяц Пётр Ушастиков Догоняй – не Догонишь и лось Емельян Копытин. В поддержку кандидатов лесные братья собирали подписи избирателей.

            Чтобы народ знал, кого выбирать, лисе Алисе поручили проводить ………. На агитационных лозунгах Михайло Топтыгина звучало «зверям – мир, государству – процветание, работникам – большие зарплаты!» Эти лозунги висели на деревьях, у входа в норы. Выступал медведь и по телевизору с речью о том, что он сделает, когда встанет на пост президента лесной страны. От кандидата – медведя не отставали и заяц с лосём. Лиса Алиса следила, чтобы в период агитации не было нарушений и призывов к насилию и вражде. Благодаря её усилиям, нарушений не было.

            За сутки до выборов запретили агитацию в любом виде. Выборы проводились с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Свой голос отдавать пришли все звери, прилетели все птицы. Каждому зверю был вручен ………. – лист, где напечатаны имена кандидатов. За ходом выборов следили сороки на 4 избирательных участках. На севере государства всё произошло без нарушений, на юге и западе замечаний нет, а вот на востоке государства произошёл инцидент: волк советовал кунице поставить свой голос за лося, дескать, он больше и много знает. Но сороки Марфа Полетайкина Белобокина и Любовь Залётная объяснили волку и кунице, что …………… каждого. Учудил и бобр, попросив ежа проголосовать за него, так как он сильно занят ремонтом плотины на ручье, и не может прийти на выборы.

            После выборов счётная комиссия проводила ……… Затем ещё раз перепроверили количество голосов. Ведь это очень важно.

            В ходе голосования президентом страны стал медведь Михайло Иванович Топтыгин. Он получил 48% голосов, его соперники: Лось – 27%, Заяц – 25%. Его инаугурация транслировалась по телевизору на всех каналах.

            Далее избранный президент говорил речь. Она была длинной, но доступной всем зрителям. Ещё президент благодарил всех, кто голосовал за него.

            С тех пор в лесном государстве царил мир и покой, все исполняли законы, подписанные президентом.

            И теперь все смотрят на эту страну и берут пример с неё.

 

 

  1. Кого выбирали звери?
  2. Для чего им нужен президент?
  3. Как они готовились к выборам?
  4. Как проходило голосование?
  5. Какие ошибки допустили звери при голосовании?

 

 

Старшее звено

 

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

11 класс

Материалы к интерактивной игре «Избирательное право»

 

Цели урока:

Обучающие:

  • систематизировать знания по теме «Выборы»;
  • приобретение учащимися компетенций необходимых для жизни в гражданском обществе.

Развивающие:

  • формирование личностной позиции учащихся по вопросу о выборах;
  • формирование практических навыков участия в выборах.

Воспитательные:

  • воспитание активной гражданской позиции учащихся.

Форма организационной деятельности.

Работа учащихся в командах

Оборудование:

* Конституция Российской Федерации;

* Закон, о Выборах в Гос.Думу;

* система «Консультант Плюс: средняя школа» ;

* программа Microsovt Pouer Point.

 Ход урока:

На доске эпиграф урока «Гражданином быть – обязан»

                                                           Н.Некрасов

 

Вступительное слово учителя

            Сегодня мы проводим обобщение по теме «Выборы», в виде интерактивной игры.

В игре участвуют 2 команды; придумывают  название, связанные с выборами, выбирают лидера команды. Жеребьёвка проходит следующим образом: задаётся общий вопрос команде, кто первый отвечает, тот начинает игру. Команды по очереди выбирают вопрос, имеют право первыми на него ответить. Если команда не справляется, то право ответа переходит к другой команде.

            На вопрос «Кот в мешке» команда должна предложить соперникам вопрос-задание, согласованный с учителем.

            К игре проводится дополнительная подготовка. Многие вопросы предполагают работу учащихся с дополнительной литературой, с документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, смекалку. За правильный ответ команда получает 5 баллов. За ходом игры наблюдает счётная комиссия в количестве 3 человек. Они подсчитывают баллы, оглашают итог конкурса.

 

 

 

 

ИГРА  «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО»

 

            Вопрос:

  1. Принципы проведения выборов в Российской Федерации?

Ответ: (Всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании).

Вопрос:

  1. Кто осуществляет власть в Российской Федерации?

Ответ: (власть осуществляет президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ,  Суды РФ)

  1. Избирательные права граждан?

Ответ: (Активное избирательное право. Пассивное избирательное право ст.32)

  1. Кот в мешке
  2. Что является высшей ценностей по Конституции?

Ответ: ( его право и свободы ст.2 Конституции)

  1. Что такое подписной лист?. Каковы формы поддержки депутатов?

Ответ: (Выдвижение списка кандидатов в депутаты поддержано избирателями и подписными листами (не более 10000. Ст. 39 «Закона о выборах депутатов».

  1. Как проходит предвыборная агитация и срок её проведения?

Ответ: (Агитация проводится по ТВ, и в СМИ. Агитация начинается со дня выдвижения кандидатов, а прекращается за сутки до голосования. Ст. 55, 56)

  1. Что такое избирательные фонды?

Ответ: (Партия обязана создать фонд для финансирования избирательной кампании, ст.64)

  1. Кот в мешке.
  2. Каков порядок голосования?

Ответ: (Голосование проводится с 8 до 20 часов. Избирателям выдаются изби-рательные бюллетени по предъявлению паспорта. Каждый голосует лично, ст.75 «Закон о выборах»)

  1. Как подводятся итоги голосования?

Ответ: (Избирательные комиссии на 5 день, не позднее устанавливают итог голосования)

  1. Что такое пропорциональная система выборов?

Ответ: ( Избиратели голосуют  за партии или блок партий, в зависимости от того сколько голосов наберет, столько получает мест в Думе, ст.83)

  1. Кто организует выборы?

Ответ: (Подготовку и проведения осуществляют ЦИК, Избирком субъектов РФ, ТИК, Участники избирательной комиссии, ст.18)

  1. Полномочия Центральной избирательной комиссии РФ?

Ответ: (1.Организует подготовку и проведение выборов; 2.Осуществляет контроль за проведение; 3.Регистрирует списки; 4. Рассматривают жалобы. Ст.25)

  1. Кот в мешке.
  2. Ситуация: Гражданин не пришёл голосовать. Вечером к нему пришёл член Избиркома и пристыдив, попросил проголосовать.

Ответ: (Член Избиркома нарушил ст.77 «Закон о выборах»).

  1. Какие должности являются выборными?
    1. Министр;            2.Командующий Армией                3.Депутат Гос.Думы
    2. Мэр города          5. Завуч школы                                 6. Районный прокурор
  2. Какие категории граждан обладают избирательным правом?

Ответ: 1. Гражданин моложе 18 лет;                    2. Старше 70 лет

  1. Священник                      4. Военный                5. Недееспособные

6.Осужденные по приговору суда                         7.командировочные за границу

8.гражданин с двойным гражданством

Ответы: 2, 3, 4, 7, 8.

     19. Кот в мешке.

      20. В какую вышестоящую избирательную комиссию должен передать особое мнение член своей комиссии, её председатель?

            Ответ: Субъект РФ → ЦИК; участковая   → территориальная;  

городская → субъект РФ.

 

Игра прилагается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

Основная школа

 

 

 

Данная ролевая игра может быть использована как учебная деятельность при изучении  темы «Политическая жизнь страны», также во внеклассной работе в 9, 10, 11 классах.

 

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию Федерального Закона о Выборах Российской Федерации.

2. Объяснить важность роли выборов в демократическом обществе.

3. Развивать учебные коммуникативные умения работы в группе.

 

Оборудование: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон о Выборах Российской Федерации.

 

Форма урока: Деловая игра

 

Технология деловой игры: Педагогическое моделирование ситуации с целью обучения учащихся принятию решений.

 

Особенности организации: Работа в группах.

 

Мотивация: Мотивация создается проблемной ситуацией. Скоро в нашей стране пройдут  выборы в Государственную Думу. Скоро ивы будете избирателями.

 

Инструктаж: На предыдущем уроке учитель раскрывает теоретические вопросы закона о выборах и избирательной компании кандидатов.

I этап организационный

- Учащиеся заранее делятся на группы и выбирают лидера и создают программу политической партии.

- Определяют самые важные проблемы, которые необходимо решать политической партии.

- Создают собственную предвыборную программу (стараются использовать проблемы характерные для нашего поселка) и формируют политическую партию.

- Аргументировано представляют ее на уроке (критически сравнивают с другими)

- Создается избирательная комиссия, готовятся бюллетени для тайного голосования

- Партии готовятся к проведению дебатов

Пример: При проведении были представлены следующие партии:

1. Партия «Золотая рыбка Яснэга» («ЗРЯ»)

2. Партия «Союз активных выпускников»  см. приложение

 

II этап представление программ партий

- Выступление кандидатов (важно чтобы учащиеся внимательно слушали коллег).

- Предвыборные дебаты (обсуждение программ партий и решений проблем нашего поселка).

- Голосование и подведение итогов выборов. Партия, набравшая большее количество голосов объявляется победителем.

III Организация домашнего задания

1. Подготовить политический плакат о выборах.

2. Составить частушку или слоган, призывающий на выборы.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Экономическая программа: лесной вопрос.

В связи с уменьшением площади лесов и заготовкой древесины в  близи от посёлка предлагаю:

а/ запретить вырубку леса в радиусе 10 км от поселков Яснэг, Кемьяр, Поинга, а так же              вблизи рек, оставляя прибрежную полосу леса шириной 3 км;

б/ с целью рационального использования лесных богатств расчищать вырубки с последующей посадкой на них молодняка хвойных и лиственных пород. Для проведения этих мероприятий необходимо передавать в местные лесничества часть средств оплачиваемых заготовителями в качестве налогов;

в/ построить в поселке пилорамы по производству пило и строй материалов по высоким стандартам, а так же наладить переработку отходов лесопиления и лесозаготовок, что позволит создать новые рабочие места. Для этого следует привлечь в поселок инвестиции     (в частности – банковский капитал).

  1. Дорожный вопрос:

а/ необходимо провести ремонт дорог, соединяющих п п. Яснэг, Кемьяр, Поинга;

б/ строительство дороги с твердым покрытием Яснэг – Нювчим, для бесперебойного транспортного движения с г.Сыктывкар;

  1. Геологическая разведка местности с целью возможного обнаружения рекреационных ресурсов (минеральных источников, лечебных грязей).

II. Социальная программа.

  1. Налоговая политика

Предлагаю схему взаимозачётов часть налогов уплачиваемых местными предприятиями в бюджет, оставлять в поселке, т.е. они будут оказывать помощь бюджетникам в виде  денежных средств.

Направление вышеупомянутых средств в школу, д/с, больницу, ДК для проведения ремонта зданий и приобретения нового оборудования.

Реорганизация школы: закупить современное оборудование для школьных кабинетов. Внедрение ЭВМ в изучение предметов, создать при школе видеозал.

     III. Коммунальная программа.

          Ремонт теплосети и водопровода.

         Жилищная программа

         Начать строительство благоустроенных домов для жителей посёлка.

         Выделение леса на корню и льготных ссуд для проведения частного строительства.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010