Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Элективный курс «Но гражданином быть обязан»

Автор:
Сидоренко Людмила Николаевна

Аннотация:

Аннотация

Элективный курс  «Но гражданином быть обязан»

 

Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с его потребностями в стабильности и преемственности в стабильности и преемственности, консолидации и социальном согласии. Данная задача является приоритетной не только для государства или определенных политических сил, но и для общества в целом, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. Учебно - воспитательное образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры гражданина. Особенно значимым представляется акцентирование внимания на становлении гражданских ценностей молодежи в современном мире, характеризующемся резким усилением взаимопроникновением культур. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что в нашей стране на рубеже 20 -21 веков произошла резкая смена ценностной парадигмы общественного развития, приведшая к усилению социальной энтропии и дефициту согласия по ключевым вопросам общественной жизни. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль образования в гражданском становлении молодого поколения.

 

Учитель истории МБОУ СОШ № 2  г. Вилючинск, Камчатского края Сидоренко Людмила Николаевна (SC-3973).

 

Статья:

Учитель истории МБОУ СОШ № 2  г.Вилючинск Камчатского края Сидоренко Людмила Николаевна (SC-3973).


Элективный курс  «Но гражданином быть обязан»

Курс рассчитан на 35 часов.

Л.Н. Сидоренко

МБОУ СОШ № 2

г. Вилючинск Камчатский край

 

Ключевые слова: гражданин, гражданское общество, патриот, патриотизм, самосознание, гражданское сознание, гражданские ценности

 

Пояснительная записка

 

Курс «Но гражданином быть обязан» предназначен для изучения в 10 – 11 классах.

В элективном курсе «Но гражданином быть обязан» включены семь основных тем: «Человек в обществе», «Общество в мире», «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», «Нации и межнациональные отношения», «Социальное развитие и молодежь», «Гражданское общество и правовое государство», «Я – гражданин Российской Федерации».

 

Цель и задачи курса:

-воспитание гражданина;

-необходимость каждому гражданину иметь научные представления об институтах государства и институтах гражданского общества;

-изучить социальные нормы, регулирующие общественные отношения и поведение людей (прежде всего, нормы морали и права), а также прогрессивные традиции, сложившиеся, в российском обществе;

-умение анализировать актуальные проблемы, стоящие перед российским обществом и государством, осознание которых побуждает гражданина к активной деятельности, направленной на их решение;

-умение давать характеристику внутренней и внешней политики Российской Федерации, осознанное отношение к которой является существенным гражданской и патриотической позиции;

-развивать критическое осмысление актуальной для гражданина социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-закрепить оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом;

-применять опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

Актуальная задача воспитания гражданственности и патриотизма может успешно

решаться путем соединения усилий различных общественных сил: семьи, школы, средств массовой информации, общественных организаций. Гражданское воспитание предполагает в качестве одного из условий изучение Конституции Российской Федерации.

Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с его потребностями и стабильности и преемственности, консолидации и социальном согласии. Данная задача является приоритетной не только для государства или определенных политических сил, но и для общества в целом,так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. Особенно значимым представляется акцентирование внимания на становление гражданских ценностей молодежи в современном мире, характеризующемся резким усилением взаимопроникновения культур. Под гражданским становлением можно понимать процесс принятия личностью ответственности за собственные поступки, основанный на информированности и правовой грамотности, заинтересованности в общественном благе и направленности своей деятельности на решение существующих социальных проблем. Его результативность в учебно – воспитательном процессе определяется наличием особого образовательного пространства гражданского становления, которое появляется благодаря комплексу факторов и условий, позволяющих активно включать школьников в общественную жизнь, дающую им позитивный опыт гражданского поведения, взаимодействия с окружающими для конструктивного решения общественных проблем.

Завершить изучение элективного курса целесообразно научно – теоретической конференцией старшеклассников, в процессе которой следует еще раз подчеркнуть роль и значение гражданского становления личности для государства и общества.

 

Содержание программы.

Введение (2 часа)

 

Знакомство с документами, литературными источниками, которые окажут помощь обучающимся в прохождении курса.

 

Литература:

Конституция РФ; Декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Детская энциклопедия. Т. 8: «Из истории человеческого общества». М. «Педагогика» 1975; Энциклопедия для детей. Т. 18, 19»Человек», «Экология. М. «Аванта+» 2001

 

Тема 1. Человек в обществе (4 часа)

Что такое общество. Человек и общество. Из истории понятия «гражданственность». Человек в системе социальных связей. Что делает человека человеком. Происхождение понятия «гуманизм». Гуманное общество. Легко ли быть гуманным.

 

Литература:

Филологическое общество»Слово»; Центр гуманистических наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. М. 1994

Пушкин А.С. «Дубровский» Т. 3. М. «Художественная литература» 1987

 

Тема 2. Общество в мире (6 часов)

У роковой черты. Здоровье и загрязнение окружающей среды. Что нас ждет. Ноосфера. Владимир Иванович Вернадский. Экология в новых условиях. Гринпис. Познание в обществе. Теория развития общества. Критерии развития общества и смысл истории. Российское общество в современных условиях. Современное общество.

 

Литература:

Николаенко В.М., Залесов Г.М. Психология и педагогика. Новосибирск 2002

Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. М. 2002

 

Тема 3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение (4 часа)

Социальные нормы, их значение. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его причины. Наиболее опасные проявления отклоняющегося поведения. Алкоголизм. Наркомания. Преступность.

 

Литература:

Фролов С.С Основы социологии. М. 1997

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология: основы общей теории. М. 2002

 

Тема 4. Нации и межнациональные отношения (2 часа)

Этнические общности. Национальное и этническое самосознание. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Демократическая национальная политика. Толерантное сознание и поведение в отношениях между этносами, нациями, между людьми, принадлежащих к различным этнокультурным общностям. Межнациональные отношения в современном российском обществе.

 

Литература:

Конституция РФ

Концепция государственной политики Российской Федерации. М. 2000

Стефаненко Т. Энциклопедия. М. 2000

 

Тема 5. Социальное развитие и молодежь (4 часа)

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная сила. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте: работника, студента, семьянина, гражданина. Сложный и противоречивый характер социальных процессов в современной России. Молодежная субкультура. Общие черты (вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни). Особенности отечественных молодежных субкультур Наличие региональных и социальных различий.

 

Литература:

Конституция РФ

Волков Ю.Г. Социология молодежи. Ростов н/Д 2001

 

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство (4 часа)

Правовое государство и его ценностный смысл. Международные документы о правах человека, Конституция РФ. Защита прав. Взаимосвязь правового государства и правового общества. Право в неправовом и правовом государстве. Функции средств массовой информации. СМИ в жизни  общества. Повышение роли граждан в общественно-политической жизни общества и в жизни различных общественных формирований.

 

Литература:

Конституция РФ

Гаджиев К.С. Политология. М. 2001

 

Тема 7. Я – гражданин  Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (5 часов)

Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция РФ: законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. Избирательное право. Судебная защита прав граждан. Обязательное право. Юридическая ответственность.

 

Литература:

Конституция РФ

Заключение.(4часа)


Конференция, творческие проекты (темы на выбор).

Литература:

Конституция Российской Федерации Ростов – на Дону. «Феникс» 2010

Детская энциклопедия. Т. 8: «Из истории человеческого общества». М. «Педагогика» 1975

Энциклопедия для детей. Т. 18, 19»Человек», «Экология. М. «Аванта+» 2001

Николаенко В.М., Залесов Г.М. Психология и педагогика. Новосибирск 2002

Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. М. 2002

Филологическое общество»Слово»; Центр гуманистических наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. М. 1994

Пушкин А.С. «Дубровский» Т. 3. М. «Художественная литература» 1987

Фролов С.С Основы социологии. М. 1997

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология: основы общей теории. М. 2002

Концепция государственной политики Российской Федерации. М. 2000

Стефаненко Т. Энциклопедия. М. 2000

Волков Ю.Г. Социология молодежи. Ростов н/Д 2001

Гаджиев К.С. Политология. М. 2001

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010