Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Мастерская по обществознанию «Сократ»

Автор:
Запрягаева Наталья Юрьевна

Аннотация:

                                                            Технологии гуманной педагогики:

                                                        мастерская по обществознанию «Сократ»

                                                                 

     В первой части статьи описан алгоритм технологии. Во второй представлена  разработка мастерской.

     Цель: развитие навыков работы учащихся с текстом.

     Задачи урока: получение опыта проектной деятельности; обучение в сотрудничестве. Может использоваться в преподавании курсов истории, обществознания, при проведении зачета.

 

Запрягаева Наталья Юрьевна,  SC-4805

Подпись__________________________

Статья:

    Технологии гуманной педагогики: мастерская по обществознанию «Сократ»

                                                                            Запрягаева Наталья Юрьевна, SC-4805

 

     Размышляя о сути гуманной педагогики, я пришла к выводу, что для меня это единственная   возможность профессионального самоуважения. Зачем я работаю: чтобы учить? Куда иду? Я ищу истину и иду вместе с моими учениками? Или я стараюсь переполнить их знаниями для ЕГЭ?

     Именно  во время  уроков, проведенных по гуманным технологиям, видишь неподдельный интерес, удивление и творческие порывы детей, открываешь тему вместе с ними  и  учишься у них  непосредственному взгляду на мир.  Задача гуманной педагогики – включить детей в процесс учёбы на уровне творчества, уйти от  заданной традиционным  уроком назидательности, дать детям свободу.       На мой взгляд, наиболее успешно решает эти задачи технология мастерской. Да, она не нова, и всё чаще слышишь слова учителей, что это «вчерашний день». Но творчество не может быть вчерашним днём!  Так говорят те, кто не хочет прилагать усилий к своему собственному росту, сознавая, что каждая мастерская – это целый сценарий с продуманными действиями всех, это огромная работа по подбору  информации, это труд души и для учителя, и для учеников, это радостный поиск нового.

   Мастерскую «Сократ», представленную здесь, я провожу не первый год. И каждый раз  итог  для меня непредсказуем. Это всегда  открытие  удивительного в моих учениках. Оказывается, они рисуют и поют, сочиняют стихи и афоризмы, они умеют думать без подсказок учителя! Дети уходят окрыленными и  раскрепощенными, самостоятельно выстроившими свой путь познания  в эмоциях и поиске. А я ухожу со светлой изумленной радостью: сегодня я впервые услышала, как пел Андрей! Он  сочинил песню о Сократе и спел её всем! А  у Маши опять засверкали глаза!  А Арина показала глубочайшее понимание символического значения Сократа для культуры человечества! А несколько человек, к сожалению, сопротивлялись новой форме работы, потому что уже привыкли получать готовые знания, а здесь перед ними стояла проблема  самостоятельного поиска ответа на  вопросы. Им было трудно.

    Мастерская  обычно строится по определенному плану. Первый этап – индуктор. Это первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность детей. Оно должно обращаться к личному опыту, чувствам каждого, вызывать недоумение, интерес. Дальше идёт этап создания творческого продукта, индивидуально или во взаимодействии с другими детьми. В данной мастерской это речь, обращенная к врагам и друзьям. На этапе социализации созданное детьми предъявляется всем.

    Информация поставляется в мастерской по мере запроса, когда  возникает в этом необходимость. В мастерской «Сократ» это карточки с жизнеописанием  философа, информацией  из которых дети делятся друг с другом.

    Следующий индуктор – какую же речь мог сказать Сократ? Дети творят, потом продукт их творчества проходит этап социализации. А как же было на самом деле?

    А теперь можно прочитать речь Сократа из «Апологии» Платона. Никогда я не видела, чтобы дети с таким напряженным вниманием слушали довольно большой фрагмент философского текста! И это повторяется каждый раз.

    И последнее задание – создание проекта памятника Сократу, вернее, идеям великого философа. Учеников всегда  поражает это задание, но зато сколько фантазии и творческих идей родится во время обсуждения в группах и защиты проектов! На этом этапе появляются высказывания мыслителей  всех эпох о влиянии Сократа на последующее развитие человечества, и дети читают слова Ф.Ницше и И.А.Ильина, Гегеля и  Вышеславцева, Куно Фишера и Рассела…

     Но вот проекты обсуждены, их  встречают аплодисментами: вот Сократ ведет за руку маленького мальчика, символизирующего человечество, к  вершинам знаний; вот фигура Сократа вырастает из земного шара как символ мощи человечества,  получившего опыт самопознания; вот фигура сказочной птицы, полуорла-полусовы, на  вершине мира, как символ мощи  науки, основы которой заложил Сократ; вот свиток, на котором высечены слова «Пока я мыслю, я живу»; вот зеленое дерево, уходящее корнями в земной шар, с плодами-символами наук; вот  клетка со сломанными прутьями, из которой вырывается птица – символ свободного сократовского мышления; вот темная пещера, из которой выходит сияющий светом  человек – вперед, к будущему…

 Дети делятся своими впечатлениями об уроке – это обязательный этап мастерской – рефлексия. Все они в восторге от совместной работы, от неожиданных заданий. Они хотят подобных уроков.

   А главной радостью для меня становится осознание того, что уходят-то они вместе с Сократом, с их собственным Сократом! Произошел «разрыв» - открытие нового видения  значения  добра и зла, смысла философии и истории. И как замирает сердце, если подойдет ученик и спросит: «А что ещё можно почитать о Сократе?»…

      Говорят участники мастерской:

   «На меня этот урок произвел большое впечатление и подарил много приятны эмоций, потому что он был необыкновенный…Каждый ребенок открыл свою душу, показал свои чувства» - Ира Коршунова.

   «Во время урока не выпало ни одной свободной секунды. Он был очень увлекательным. Наш класс полностью на нём выложился…У меня остались только тёплые и хорошие воспоминания об этом» - Валера Чикин.

   «Урок был творческим во многих смыслах: постоянное обсуждение, эмоции, но самым интересным мне показалось последнее задание, где надо было нарисовать главную идею Сократа. И не важно, умеете ли вы рисовать или нет, нужно было привнести в проект глубокий смысл…» Алиса Лестева.

   «Школа должна служить не только для насыщения нашего мозга полезными сведениями, но и для обучения нас жизни внутри сложного организма, называемого обществом. Для этого и нужен был наш урок» - Ксения Богданова.

   «Мы не просто сидели и слушали учителя, а активно высказывали свое мнение, сочиняли речь и даже рисовали….В таком виде информация лучше запоминается, и остается больше впечатлений от урока» - Аня Новокшонова.

«Урок, посвященный Сократу, произвел огромное впечатление на всех учеников. Этот урок был интересным, творческим, противоречивым, в нем было затронуто множество глобальных тем, таких как добро и зло, дружба и вражда, красота и уродство… Такие уроки помогут развить в ученике культурные и моральные ценности» - Настя Смекалова.

«Я впервые увидела класс таким активным. Каждый хотел поучаствовать в том или ином задании, высказаться по поводу тех или иных вещей. Это здорово!» - Аня Дубикова.

  

 Мастерская «Сократ».

История, философия, обществознание.  Интегрированный урок (6, 11 классы).

ЦЕЛЬ урока: развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом, развитие творческого мышления.

Дано и вам, мою цикуту пьющим,

 Пригубить немоту и глухоту.

 Мне рубище раба не по хребту,

Я не один, но мы еще в грядущем.

 

А.Тарковский

ХОД мастерской

 

1. Учащиеся вспоминают ситуацию, сложившуюся в Афинах в V веке до нашей эры. Афины - могущественное государство. Но людям в Афинах живется не легко. Вспомним судьбы Мильтиада, Фемистокла, Протагора, Фидия. ОСТРАКИЗМ.

2.  Предлагается ситуация: представить себя на месте афинянина, подвергшегося остракизму. Какие слова вы могли бы сказать друзьям, вас защищавшим, врагам, вас несправедливо осуждавшим?

3.  Заслушиваются и обсуждаются варианты речей.

читель напоминает о Сократе, которого приговорили к казни и
предлагает учащимся вариант исследовательской работы: «Каким был
Сократ». Идет работа в парах. Дети получают тексты с информацией о
жизни, учении афинского мудреца. Через 5-7 минут, после ознакомления с
текстами, школьники отвечают на вопрос: Что вы узнали о Сократе?
(пересказывая тексты и сообщая, какие личностные качества
раскрываются через полученную информацию).

4.  Ведется запись качеств на доске и в тетради.

5.  Учащиеся записывают в тетрадях слова философа, которые, по их мнению, могут быть интересны и полезны современному человеку.

6.  Таким образом, собрав информацию из  различных текстов, ученики создают, как мозаику, образ Сократа (тексты могут быть наклеены на картонки, из которых можно сложить на доске изображение Сократа).

7.  Теперь мы знаем о Сократе достаточно много. Какую же речь мог сказать Сократ перед смертью? Детям дается задание сочинить речь от лица Сократ (возможна работа в группах по 4-5 человек или работа в парах).

8.  Зачитываются варианты. Вопрос учителя: какие различия появились, если сравнить эту речь с предыдущей? Появилось ли что-то новое?

9.  А что же сказал Сократ в действительности? Зачитываются отрывки из «Апологии» Платона.

10. Вопрос ведущего: «Чем же отличается Сократ от других мудрецов своего времени? Согласны ли вы с Пифией, назвавшей философа «мудрейшим из людей»?» Если бы вы встретили Сократа, какой вопрос могли бы ему задать?

11. Работа в группах (по 4-5 человек). Задание: создайте проект  памятника Сократу и придумайте надпись на пьедестале, таким образом, чтобы   зритель   понял,   о   ком   идет  речь   (без   упоминания   имени, отражающую самое важное, на ваш взгляд,  в философии Сократа).

Материалы: краски, фломастеры, пластилин, цветная бумага.

 В старших классах в помощь ученикам даются карточки  с высказываниями великих мыслителей о значении Сократа для развития философии и  культуры. (Приложение 2)

 

Работы вывешиваются. Представитель групп рассказывают о своих проектах.

Приложение № 1.  Рабочие материалы к мастерской

Сократ родился в Афинах в 469 году до нашей эры. Был он сыном скульптора и повивальной бабки (акушерки). В детстве получил обычное образование: научился чтению, письму, арифметике, геометрии, музыке. Как и все афинские мальчики, много времени уделял гимнастике.

В юности, как и его отец, был скульптором. Потом служил в войске Афин гоплитом, проявив себя выносливым и отважным воином, не обращавшим внимания на лишения, на плохую пищу, на холод.

На первый взгляд, Сократ жил как все прочие афиняне: у него был дом и небольшое имущество, была также семья: жена Ксантиппа и трое сыновей.

Сократ жил бедно, потому что больше всего ценил свободное время и беседы с друзьями. О хозяйстве своем Сократ совсем не заботился, питался кое-как, зимой и летом ходил одном и том же поношенном плаще.

Жена Сократа - Ксантиппа - не уставала бранить его за это, и ее имя стало нарицательным - так называют сварливых женщин, не дающих покоя своим мужьям. Однажды, когда Сократ разговаривал со своими друзьями под окнами своего дома, Ксантиппа вылила ему на голову помои. На это Сократ спокойно сказал: «У Ксантиппы всегда так сначала гром, а потом дождь». Когда Сократа спрашивали, почему он не разведется с Ксантиппой, он отвечал: «Моя жена научила меня обхождению с другими людьми».

Внешне Сократ был очень некрасив - коренастый, широколобый, курносый, неопрятный. Однажды Сократу сказали: «По твоему лицу видно, что у тебя множество пороков». На это Сократ невозмутимо ответил: «Ты прав, но я умею ими властвовать». Сократ редко пил ними, но когда пил, мог перепить любого: но никто никогда не видел его пьяным.

В выносливости он показывал чудеса. В военном походе, когда стояла жесточайшая стужа и все воины сильно закутывались в войлок и шкуры, Сократ ходил в легком плаще. Он на босу ногу ходил по льду легче, чем все остальные, обутые. Воины стали косо смотреть на него, думая, что он издевается над ними.

Сократ ходил по базарам и задавал людям, казалось бы, простые вопросы: что есть добро, а что зло, что такое полезное, а что такое прекрасное? Из бесед вдруг выяснялось, что добро в зависимости от обстоятельств может стать злом, а полезное - бесполезным.

- Дождь это добро? - спрашивал Сократ.

- Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить хороший урожай, -отвечали ему.

- А если дождь идет во время уборки урожая?

- Тогда он - зло.

- Так что же такое дождь - добро или зло? А что прекраснее -
глиняный горшок или статуя знаменитого скульптора?

- Конечно, статуя.

- А если вам не в чем сварить обед, что вы предпочтете - статую или горшок?

Собеседники Сократа запутывались и не могли дать однозначного и ясного ответа.

-  Я знаю, что я ничего не знаю, - говорил Сократ. Но люди
воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают
ничего. Вот и получается, что зная о своем незнании, я знаю больше, чем
все остальные.

Сократ не писал никаких сочинений. Рассказы о нем записали его ученики: Платон и Ксенофонт. До нас дошли многие изречения Сократа. Смеясь на теми, кто заботится только о своих материальных потребностях, Сократ сказал:

- Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть.
Проходя по базару, он говорил: «Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись!»

Или: «Люди покупают себе дорогие удовольствия на рынке, а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души!»

Ученики Сократа старались запомнить и записать его слова, и они сохранились, став крылатыми фразами.

Сократа спросили: «Почему нет на твоем лице признаков печали, Сократ?»

Мудрец ответил: «Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил».

Ученик спросил Сократа: «Не знаешь ли ты средства от любви с первого взгляда?» «Знаю, - ответил Сократ, - нужно посмотреть второй раз». Сократ считал, что причина того, что люди бывают несчастливы - в людской глупости, в беспечном существовании, в подчиненности мнению соседа.

Сократ не боялся говорить правду и часто выступал против общего собрания граждан Афин, когда оно принимало выгодные, но нечестные решения. Сократ обличал глупость, предрассудки, ложные мнения. Поэтому у него было немало врагов.

Враги обвинили Сократа в том, что он учит плохому собирающуюся вокруг него молодежь. Они считали, что Сократ воспитывает противников демократии.

Враги Сократа воспользовались тем, что во время Пелопонесской войны некоторые бывшие ученики Сократа приняли участие в мятеже против демократии. В 399 году трое завистников подали на философа жалобу с суд, обвиняя его в безбожии. Обвинение гласило: «Сократ погрешает и переступает меру должного, исследуя то, что под землею, и  что в небесах, делая более слабые доводы - более сильными и научая

тому же самому других». В обвинении было сказано, что Сократ не почитает богов, которых признает государство, и вводит других, своих собственных богов.

В своей речи Сократ говорил, что он защищается не ради себя, но ради своих судей. Он является своего рода оводом, которого Бог приставил к государству, и нелегко будет найти другого такого, как он. «Очень может быть, вы, тяготясь мною, как те люди, которых будят, когда они дремлют, оттолкнете меня, и с легким сердцем убьете. Но тогда вы и свою остальную жизнь проведете в спячке, если только Бог, в попечении о вас, не пошлет вам кого-нибудь другого».

Суд приговорил Сократа к смерти. Если бы ему предложили сохранить жизни при условии, что он перестанет заниматься философией, он ответил бы: «Я вас, афиняне, люблю и обожаю, но повиноваться буду более Богу, чем вам, и, пока дышу и в силах, не перестану заниматься философией...»

Целый месяц просидел Сократ в тюрьме, ожидая казни. Друзья подготовили ему побег из Афин, но он отверг их план. Ученикам, навещавшим его, Сократ доказывал, что всякий человек должен уважать законы отечества и подчиняться им, даже если они обрекают его на гибель. Свое учение Сократ подтвердил делом: в положенный срок спокойно выпил чашу с цикутой, и умер от этого яда.

Сократ с юности усердно занимался философией, стараясь понять устройство Вселенной. Но однажды он прочитал над дверями Дельфийского храма изречение: «Познай самого себя» - и с тех пор стал размышлять о том, что такое человек. Сократ первым поставил вопросы, над которыми человечество размышляет до сих пор: есть ли на свете высшая Правда, управляющая нашими поступками? Почему лучше быть честным, чем обманщиком? Добрым, а не злым? Милосердным, а не жестоким? Почему надо почитать родителей? Почему нельзя убивать и красть? В старое время люди не задавали таких вопросов: они различали, что хорошо и что плохо, без лишних размышлений.

Сократ доказывал, что законы Добра существуют.

Главное в человеке для Сократа - добродетель, только в ней заключается цель жизни и только она дает счастье. Добродетель неотделима от знания, ей можно и необходимо научиться. «Добродетель есть знание», «Мудрость - знание, как преодолеть страсти», «Храбр тот, кто знает, как себя вести в опасности и как поступает».

Добродетельный человек тянется к прекрасным людям. Любуясь ими, как по лестнице поднимается он от низшей красоты к высшей: сначала его привлекает прекрасное лицо; за красивым лицом он видит прекрасную душу; восхищаясь прекрасной душой, он влюбляется в прекрасные добродетели (милосердие, честность, мужество), которым эта душа служит. Бездушная красота его не волнует: трус или негодяй никогда не покажется ему прекрасным, какой бы привлекательной внешностью он ни обладал, и наоборот: невзрачным героем он может любоваться, пленившись блеском его души.

...Не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом  Избежать смерти не трудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и быстрее захватит. Нельзя избавиться от порицания, убивая

людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.

Всем людям следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.

По «Апологии» Платона. Речь Сократа

Люди скажут теперь, что вы, граждане афинские, неосновательно умертвили мудреца Сократа; скажут, что я был мудрец, хотя я и вовсе не мудрец, только для того, чтобы укорить вас, скажут, что вы неосновательно умертвили меня, потому что, если бы вы немного обождали, это случило бы само собою, так как я по своему возрасту уж и так близок к смерти. Еще же хочу сказать вам - тем, которые приговаривают меня, - то, что напрасно, приговорив меня к смерти, думаете, что я не знаю, чем бы я мог спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это недостойным себя. Я знаю, что вам бы приятно было слушать, если бы я рыдал, стонал, делал и говорил много другого. Но ни мне, ни кому-либо другому не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом. Во всех опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя. Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и скорее захватит. Я вот тяжел и стар, и меня захватила смерть, а вы, мои обвинители, вы бодры и быстры, и вас захватило нечто более быстрое -зло. Так что меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем. Все это так и должно было быть, и все к лучшему.

Кроме того, я хочу еще предсказать кое-что вам, моим обвинителям. Ведь перед смертью люди яснее провидят будущее. Так вот я и предсказываю вам, сограждане, то, что вы будете наказаны тотчас же после моей смерти, - наказанием гораздо более тяжким, чем то, к которому вы меня приговорили. А именно, что с вами случиться противное тому, что вы ожидали. Умертвив меня, вы возбудите против себя всех тех осуждающих вас, которых я сдерживал, хотя вы этого и не замечали, и осудители эти будут для вас тем неприятны, что они моложе, и вам будет еще тяжелее переносить их нападки. Так что моя смерть не избавит вас от порицания за вашу дурную жизнь. Вот это я и хотел предсказать вам, моим осудителям. Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.

Теперь обращаюсь еще к вам, к тем, которые на суде не обвиняли, а оправдывали меня. В последний раз беседуя с вами, я хочу рассказать вам нечто удивительное, случившееся со мной нынче, и то, что я вывожу из этого необыкновенного случая. Во всей моей жизни в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в моей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье. Нынче же, как вы сами видите, несмотря на то, что со мной случилось обстоятельство, которое считается обыкновенно крайним бедствием, нынче этот голос не предупреждал и не удерживал меня...

Что же это значит? А то, я думаю, что то что нынче случалось со мною, не только не зло, а благо. Ведь, в самом деле, одно из двух; смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть - такой сон, то я, по крайней мере, считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место.

Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.

И потому, хотя намерение тех, которые осудили меня, было то, чтоб сделать мне зло, я не сержусь ни на осудивших меня, ни на обвинителей.

Однако уже время расходиться: мне - с тем, чтобы умереть, вам -чтобы жить. Кому из нас лучше - знает только Бог.

Приложение № 2

«Познай самого себя» - это точка соприкосновения философии, религии и психологии. Самопознание означает у Сократа одновременно и работу над собой, и выковку самого себя. Оно лежит в основе всей культуры, всей практики и творчества; ибо, в конце концов, каждое действие - это работа над собой; и культура, искусство, техника - не чти иное, как   самооформление духа, его вечный эксперимент над самим

собой.

«Познай самого себя» - это императив, приказ; и он требует внутреннего переворота, как бы нового рождения. Это - освобождение и» бессознательности и приход к самому себе...

Б.П.Вышеславцев

Моральная точка зрения впервые возникла во времена Сократа. Афиняне сочли преступлением, что он перестал следовать законам отчизны, не верил в богов своей страны, не был более столь непосредственно нравственен. Сократ создал точку зрения внутренний рефлексии, внутреннее размышление о том, что истинно, о том, что понятия Бога, добра, красоты, истины значимы не непосредственно сами

по себе, но, для того, чтобы быть признаны, должны проникнуть во внутреннюю сущность человека; даймоний (внутренний голос) Сократа -дух, который всегда отрицает.

Гегель. Философия права

Активный гражданин, имеющий право голоса, должен знать все, все взвешивать, все решать и нести ответственность за каждое свое суждение. Каждое голосование, каждый закон, каждая реформа есть заключительное суждение, за которым скрывается целая цепь предварительных суждений. Эти исходные суждения, эти «предпосылки» говорят о самых различных содержаниях человеческой жизни, начиная с религиозной веры, добра и зла, родины, свободы и права, и кончая прозаическими соображениями о пользе и вреде. Поэтому Сократ был совершенно прав, когда он обращался к своим согражданам с сомневающимися и выпытывающими вопросами, чтобы как-нибудь разочаровать их в их политическом всезнайстве и подвинуть их к настоящему, ответственному аскезу в деле суждения (аскез - суровый, строгий отбор). И тот, кто поймет это, тот навсегда откажется от слепой веры в то, будто «глас народа есть глас Божий...»

(Забота о зрелости личного суждения - настоящий и необходимый фундамент всей человеческой культуры).

И.А.Ильин. Путь к очевидности.

Пример Сократа служит действительно превосходным пояснением законного восстания личности против окружающей среды. Но великий образ афинского мудреца есть лишь один пример из примеров этого рода. Тысячу раз, позднее и ранее, в исторически прославленных, как и бесследно забытых случаях повторялись эти примеры личного протеста против общественных преданий. Так ткется живая ткань человеческой истории.

П. И. Новгородцев

О непреклонная судьба

И могучая участь!

Мы приходим в мир,

Сжавши руки в кулак,

будто хотим сказать - все мое!

Мы уходит из мира с раскрытыми ладонями:

Ничего я не взял,

Ничего мне не нужно!

Весь я ваш, боги!

Сократ

Пусть умирает Сократ, но вечный смысл его мудрости и вечная тема его судьбы именно и увековечены его смертью. Сила его состояла в том, что в «угрозе гибелью» он нашел залог бессмертия, в том, что свое «да» и «нет» он сказал раз навсегда: «да» - своим святыням; «нет» - всем силам и противодействиям мира и людей. Таково бессмертие героев, мучеников и святых. Оно состоит в вечном значении их смысла, в постоянной победе

их идеала.

Б. П. Вышеславцев

Сократ был интеллектуальным трагическим героем. Ему сообщают его смертный приговор. В это самое мгновение он умирает, ибо тот, кто не понимает, что вся сила духа требуется на то, чтобы умереть, и что герой всегда умирает прежде, чем он умирает, тот не особенно далеко продвинется в своем рассмотрении жизни. От Сократа как героя требуется теперь, чтобы он оставался спокойным в себе самом, но от него как интеллектуального трагического героя требуется, чтобы он в это последнее мгновение имел достаточно силы духа для осуществления самого себя. Стало быть, он не может, подобно обычному трагическому герою, сосредоточиться на том, чтобы столкнуться со смертью, нет, он должен сделать это движение настолько быстро, чтобы в то же самое мгновение в своем сознании выйти за пределы этой борьбы и утвердить себя. Поэтому, если бы Сократ промолчал в этом кризисе смерти, он ослабил бы воздействие своей жизни, он пробудил бы в окружающих подозрение, что гибкость иронии в нем - это не какая-то мировая сила, но всего лишь игра, чью растяжимость ему пришлось использовать самому в решающее мгновение... Какая из реплик Сократа должна рассматриваться в качестве решающей? Тут мнения могут разделиться, ибо Сократ был многообразно поэтически воспет и возвышен Платоном. Я предлагаю следующее: ему сообщают о смертном приговоре, и в то же самое мгновение он умирает, и в то же самое мгновение он превосходит смерть и осуществляет самого себя в знаменитом ответе, что его удивляет то, что он был осужден большинством всего лишь в три голоса.

С.Кьеркегор. Страх и трепет

Когда Сократ в педагогических целях говорил, что разум совпадает с истинной пользой, то он ставил логическое ударение на прилагательном «истинная (польза)». В этом смысле для него стать жертвой несправедливости, пострадать и умереть за правду было более разумные и полезным для души, чем материально благоденствовать в этом мире... Сократ является отцом морального рационализма, покоящеюся на отождествлении понятий «разума» и «добра», «истинной пользы». В наше время этот взгляд в его чистом виде, по крайней мере, давно дискредитирован - даже Ницше называл Сократа «безумцем» - именно за его «безумную» идею о возможности не только понять, но и исправить мир силами одного разума.

С.А.Левицкий. Трагедия свободы

Влияние Сократа простерлось вплоть до нашего времени, да и на все далекое будущее, словно растущая и покрывающая потомство тень в лучах заходящего солнца; ... это влияние постоянно побуждает к воссозданию искусства - и притом искусства уже в метафизическом, широчайшем и глубочайшем смысле - и своей собственной бесконечностью ручается за его бесконечность.

Ф.Ницше

Сократ был недоразумением; вся исправительная мораль, также и христианская, была недоразумением... Самый яркий свет разумности во что бы то ни стало, жизнь светлая, холодная, осторожная, сознательная, без инстинкта, сопротивляющаяся инстинктам, была сама лишь болезнью, иной болезнью - а вовсе не возвращением к «добродетели», «к здоровью», к счастью... Быть вынужденным побеждать инстинкты - это формула для декадентов: пока жизнь восходит, счастье равно инстинкту.

Ф.Ницше. Проблема Сократа

То, что движет сократовскую философию в лице ее творца, в действительности есть не что иное, как генезис познания, переход от состояния незнания к состоянию знания, поиск истины, ее выяснение и связывание истинных понятий, - фактическое опровержение софистов, объявивших познание невозможным, потому что нет такого суждения, противоположного которому нельзя было бы утверждать с равным основанием. Для софистов постоянное противоречие человеческих мнений означает невозможность знания, у Сократа созданное из противоречивых мнений единое согласованное воззрение есть критерий противоположного убеждения. Поэтому-то обрести истину он может только в общении с людьми, в живом разговоре и в совместном диалогическом мышлении.

Куно Фишер

Кто хоть раз наглядно представит себе, как после Сократа одна философская школа сменяет другую, как волна волну, как неведомая дотоле  универсальность   жажды   знания,   охватив   широкие   круги образованного общества и сделав науку основной задачей для всякого одаренного человека, вывела ее в открытое море - кто представит себе все это,   а  вместе  с  тем   и   удивительную  в   своем   величии  пирамиду современного знания, тот принужден будет увидеть в Сократе одну из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории.

 

Ф.Ницше

Я уже упоминал о некоторых из сторон учения Сократа: о его интеллектуализме, т.е. его эгалитарной теории человеческого разума как универсального      средства      общения;      о      его      подчеркивании интеллектуальной скромности и самокритики; о его эгалитарной теории справедливости и его теории, согласно которой лучше быть жертвой несправедливости, чем самому причинять ее другим. Я считаю, что именно эта последняя теория поможет нам лучше понять ядро его учения, его кредо индивидуализма, его веру в то, что человеческая индивидуальность является целью сама по себе.

Сократ требовал, чтобы индивидуализм был не просто результатом разложения племенного духа: индивидуализм еще должен доказать, что он достоин своего освобождения. Именно поэтому Сократ настаивал, что человек - это не кусок плоти, не только тело. В человеке есть большее -божественная искра, разум, а также любовь к истине, доброте, человечности, любовь к красоте и благу. Именно они придают достоинство человеческой жизни. Ты прежде всего интеллект. Таков был ответ Сократа. Именно твой разум делает тебя человечным, позволяет тебе быть чем-то большим, чем просто суммой потребностей и желаний, именно он делает из тебя самодостаточного индивидуума и дает тебе право претендовать на статус цели самой по себе.

Карл Поппер

Теперь обычно признают, что Анит - демократический лидер, который поддерживал обвинение, - не намеревался делать из Сократа мученика. Его целью было изгнание Сократа. Однако его план был нарушен отказом Сократа пойти на компромисс со своими принципами. Я не верю в то, что Сократ хотел умереть или что ему нравилась роль мученика. Он просто боролся за то, что он считал правым, за дело своей жизни. Он никогда не намеревался подрывать демократию. В действительности он пытался дать ей веру, в которой она так нуждалась.

Смерть Сократа - это окончательное доказательство его искренности. Бесстрашие, простота, скромность, чувство меры, юмор никогда не покидали его... Сократ показал, что человек может умереть, не только повинуясь судьбе и не только ради славы или других великих целей такого рода, но также за свободу критической мысли и в силу самоуважения, которое не имеет ничего общего с чувством собственной важности или сентиментальностью.

Карл Поппер. Открытое общество и его враги

Сократ, несомненно, был не всегда тем Сократом, которого изображают Платон и Ксенофонт. Но если он бывал таким хоть иногда, это уже много. А раз он бывал таким, значит, Сократ Платона и Ксенофонта и есть настоящий Сократ; а каким он был на самом деле, не имеет ровно никакого значения.

Л. Фейхтвангер

Раньше я был горд, уважаем, здоров. У меня были дети, дом, жена. А вся моя нищета была попросту выдумка, я в нее играл: ведь я мог всегда заработать много, если бы захотел. Оказывается, нужно было потерять все: дом, детей, семью, здоровье, стать беззащитным перед смертью, как затравленный зверь, нужно было, чтобы сознание погрузилось во тьму и проснулось утром вместе с солнцем; нужно было, чтобы я лежал, бессильный, в поту и во мне уже ничего не было, кроме благодарной радости - жить, жить... - все это нужно было, чтобы я вдруг понял... Я часто говорил, что зло - это отсутствие просвещения и что все в жизни можно исследовать разумом. Это не так. Я понял в тюрьме то, что не смог додумать... Любовь... Любить всех. Понять то, что другой - это ты... И любить его... Если есть в тебе это, тогда разум сможет подсказать истину... И я никогда не был счастлив так, как в тот миг, когда почувствовал эту любовь в себе. И оттого мне так хочется жить сейчас. И немало из того, что я утверждал прежде, перестало мне казаться сейчас истиной...»

Э. Радзинский. Беседы с Сократом


 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010