Автор:
Ведерникова Наталья Ивановна
Урок «Монархия в современном мире»
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории МБОУ СОШ № 11 нп. Раякоски Мурманской области. В ходе учебного занятия предполагается рассмотрение особенностей монархической формы правления на примере ряда современных стран мира. Урок разработан на основе использования информационных материалов сети интернет и позволяет развивать умение анализировать различные источники информации.
Автор: Ведерникова Н.И.
2014-12-26
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Гуманитарное , Модуль: Обществознание в школе
Статья:Урок «Монархия в современном мире»
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 нп. Раякоски Мурманской области
Предмет(ы): обществознание, история
Класс: 11
Учебно-методическое обеспечение: Боголюбов Л.Н., Лазебникова Л.Ю. Обществознание, 11 класс, базовый уровень. М., Просвещение, 2011
Время реализации занятия: 2 урока по 45 минут (учебная пара)
Цель урока: исследование понятия «монархия»
Задачи урока:
Образовательные
- Изучить понятие «монархия»
- Рассмотреть особенности монархической формы правления в современном мире
- Выяснить перспективы существования монархической формы правления
Развивающие
- Развивать умение работать с информационными материалами
- Развивать ИКТ-умения, навыки поиска информации в сети Интернет
- Развивать логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи
Воспитательные
- Воспитывать уважение к особенностям политического устройства стран мира
- Воспитывать толерантное отношение к политическим, социальным и культурным отличиям других народов
Тип урока: урок изучения новой темы с использование ИКТ
Форма урока:
- урок-исследование понятия
Оборудование: рабочий лист урока в бумажном и электронном варранте (список ссылок в файле на экране компьютера), компьютеры с доступом в сеть Интернет (компьютерный класс)
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
Организационный момент |
3 |
Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса |
5 |
Изучение темы |
75 Работа с компьютером не более 30 |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. |
7 |
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока:
Современный мир разнообразен и многолик. Это мир разных и необычных, великих и малых, старых и новых народов, стран и государств.
Определимся с терминологией урока:
Блиц-опрос на знание понятий - форма государственного устройства, форма правления, монархия, республика.
Мы уже рассматривали с вами содержание понятия «форма государственного устройства», говорили о сути форм правления. Задача нашего урока – на примере некоторых из монархий современности попытаться дать ответ на вопрос – «Есть ли будущее у такой «несовременной» формы правления, как монархия?». Работа на уроке предполагает использование материалов сети Интернет. Итогом урока будут заполненный рабочий лист урока и выводы общей дискуссии.
Давайте определимся с личным отношением к проблемному вопросу. Познакомьтесь с информацией о современных монархических государствах по ссылке № 1 рабочего листа, в которой вам предложена статистическая информация о монархиях современности. Ссылки № 2 и 3 – словарные статьи из словарей.
ссылка № 2
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1264/МОНАРХИЯ
ссылка № 3
http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/115/Монархия
Задание: в ходе изучения источников информации заполнить таблицу № 1 рабочего листа урока.
Таблица № 1.
Монархия –
|
|||
признаки |
Абсолютная |
Ограниченная |
|
Дуалистическая |
Парламентская |
||
Законодательная власть |
|
|
|
Исполнительная власть |
|
|
|
Личная власть монарха |
|
|
|
Примеры стран |
|
|
|
На основе статьи по ссылке № 2 давайте попробуем сформулировать положительные и отрицательные стороны монархической власти и заполним таблицу № 2 рабочего листа.
Таблица № 2.
Монархия |
|||||
+ |
- |
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Абсолютная |
Ограниченная |
||||
Дуалистическая |
Парламентская |
||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ходе совместного обсуждения формулируются доводы «за» и «против» монархии. Заполнение таблицы. Далее работа осуществляется в группах либо индивидуально, в зависимости от условий (наличие персонального компьютера для каждого ученик, количество детей в классе)
Следующий этап урока – анализ развития современных монархий на основе доступных интернет-источников, в частности, Энциклопедии Кругосвет. Обратите внимание на имеющиеся на странице ссылки на разделы статей, что упростит вашу работу. Аналогичный материал вы можете изучить на сайте http://ru.wikipedia.org
Саудовская Аравия (абсолютная монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SAUDOVSKAYA_ARAVIYA.html
Иордания (дуалистическая монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/IORDANIYA.html
Норвегия (парламентарная монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/NORVEGIYA.html
Примечание: страны могут быть и другие, в данном случае учитывалось мнение учащихся.
В ходе изучения материалов по странам предлагается ответить на вопросы:
- Каков уровень политической стабильности государства?
- Связаны ли успехи в социальном, экономическом и культурном развитии страны с монархической формой правления?
- Существуют ли проблемы в этих странах?
- Каковы, по-вашему, перспективы сохранения монархического строя в данных государствах?
Заключительный этап урока предполагает обсуждение результатов работы групп. Далее – завершающая дискуссия по проблемному вопросу урока - «Есть ли будущее у такой «несовременной» формы правления, как монархия?».
Заключительная беседа, подведение итогов урока. Учащиеся должны прийти к выводу о жизнеспособности такой формы правления, как монархия. Ученики должны оценить преимущества и недостатки монархии в условиях современного мира.
Формулировка и обсуждение домашнего задания:
Проблемное эссе: «Возможно ли возрождение монархии в России?»
Список источников:
Монархии мира. Иконографика РИА НОВОСТИ. [www документ] — URL: http://ria.ru/infografika/20130403/930791707.html#14026718313123&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
Статья «Монархия». Юридический словарь. [www документ] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1264/МОНАРХИЯ
Статья «Монархия». Политология. Словарь. [www документ] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/115/Монархия
Статья «Саудовская Аравия» [www документ] — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SAUDOVSKAYA_ARAVIYA.html
Статья «Иордания». [www документ] — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/IORDANIYA.html
Статья «Норвегия» [www документ] — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/NORVEGIYA.html