Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок «Монархия в современном мире»

Автор:
Ведерникова Наталья Ивановна

Аннотация:

Урок «Монархия в современном мире»

 

Автор:  Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории МБОУ СОШ № 11 нп. Раякоски Мурманской области. В ходе учебного занятия предполагается рассмотрение особенностей монархической формы правления на примере ряда современных стран мира.  Урок разработан на основе использования информационных материалов сети интернет и позволяет развивать умение анализировать различные источники информации.

 

Автор: Ведерникова Н.И.

 

2014-12-26

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: Обществознание в школе

Статья:

Урок «Монархия в современном мире»

 

 

Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 нп. Раякоски Мурманской области

Предмет(ы): обществознание, история

Класс: 11

Учебно-методическое обеспечение: Боголюбов Л.Н., Лазебникова Л.Ю. Обществознание, 11 класс, базовый уровень. М., Просвещение, 2011

Время реализации занятия: 2 урока по 45 минут (учебная пара)

Цель урока: исследование понятия «монархия»

Задачи урока:

Образовательные

  • Изучить понятие «монархия»
  • Рассмотреть особенности монархической формы правления в современном мире
  • Выяснить перспективы существования монархической формы правления

Развивающие

  • Развивать умение работать с информационными материалами
  • Развивать ИКТ-умения, навыки поиска информации в сети Интернет
  • Развивать логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи

Воспитательные

  • Воспитывать уважение к особенностям политического устройства стран мира
  • Воспитывать толерантное отношение к политическим, социальным и культурным отличиям других народов

Тип урока: урок изучения новой темы с использование ИКТ

Форма урока:

  • урок-исследование понятия

Оборудование: рабочий лист урока в бумажном и электронном варранте (список ссылок в файле на экране компьютера), компьютеры с доступом в сеть Интернет (компьютерный класс)

 

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

3

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

5

Изучение темы

75

Работа с компьютером не более 30

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

7

 

Ход урока:

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока:

 

Современный мир разнообразен и многолик. Это мир разных и необычных, великих и малых, старых и новых народов, стран и государств.

 

Определимся с терминологией урока:

Блиц-опрос на знание понятий - форма государственного устройства, форма правления, монархия, республика.

 

Мы уже рассматривали с вами содержание понятия «форма государственного устройства», говорили о сути форм правления. Задача нашего урока – на примере некоторых из монархий современности попытаться дать ответ на вопрос – «Есть ли будущее у такой «несовременной» формы правления, как монархия?». Работа на уроке предполагает использование материалов сети Интернет. Итогом урока будут заполненный рабочий лист урока и выводы общей дискуссии.

 

Давайте определимся с личным отношением к проблемному вопросу. Познакомьтесь с информацией о современных монархических государствах по ссылке № 1 рабочего листа, в которой вам предложена статистическая информация о монархиях современности. Ссылки № 2 и 3 – словарные статьи из словарей.

ссылка № 1 http://ria.ru/infografika/20130403/930791707.html#14026718313123&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

ссылка № 2

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1264/МОНАРХИЯ

ссылка № 3

http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/115/Монархия

 

Задание: в ходе изучения источников информации заполнить таблицу № 1 рабочего листа урока.

 

Таблица № 1.

Монархия

 

 

 

признаки

Абсолютная

Ограниченная

Дуалистическая

Парламентская

Законодательная власть

 

 

 

Исполнительная власть

 

 

 

Личная власть монарха

 

 

 

Примеры стран

 

 

 

 

На основе статьи по ссылке № 2 давайте попробуем сформулировать положительные и отрицательные стороны монархической власти и заполним таблицу № 2 рабочего листа.

 

Таблица № 2.

Монархия

+

-

 

 

 

 

 

 

Абсолютная

Ограниченная

Дуалистическая

Парламентская

+

-

+

-

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе совместного обсуждения формулируются доводы «за» и «против» монархии. Заполнение таблицы. Далее работа осуществляется в группах либо индивидуально, в зависимости от условий (наличие персонального компьютера для каждого ученик, количество детей в классе)

 

Следующий этап урока – анализ развития современных монархий на основе доступных интернет-источников, в частности, Энциклопедии Кругосвет. Обратите внимание на имеющиеся на странице ссылки на разделы статей, что упростит вашу работу. Аналогичный материал вы можете изучить на сайте  http://ru.wikipedia.org

 

Саудовская Аравия (абсолютная монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SAUDOVSKAYA_ARAVIYA.html

Иордания (дуалистическая монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/IORDANIYA.html

Норвегия (парламентарная монархия) - http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/NORVEGIYA.html

 

Примечание: страны могут быть и другие, в данном случае учитывалось мнение учащихся.

 

В ходе изучения материалов по странам предлагается ответить на вопросы:

  1. Каков уровень политической стабильности государства?
  2. Связаны ли успехи в социальном, экономическом и культурном развитии страны с монархической формой правления?
  3. Существуют ли проблемы в этих странах?
  4. Каковы, по-вашему, перспективы сохранения монархического строя в данных государствах?

 

Заключительный этап урока предполагает обсуждение результатов работы групп. Далее – завершающая дискуссия по проблемному вопросу урока - «Есть ли будущее у такой «несовременной» формы правления, как монархия?».

 

Заключительная беседа, подведение итогов урока. Учащиеся должны прийти к выводу о жизнеспособности такой формы правления, как монархия. Ученики должны оценить преимущества и недостатки монархии в условиях современного мира.

 

Формулировка и обсуждение домашнего задания:

Проблемное эссе: «Возможно ли возрождение монархии в России?»

 

Список источников:

Монархии мира. Иконографика РИА НОВОСТИ.  [www документ] — URL: http://ria.ru/infografika/20130403/930791707.html#14026718313123&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

Статья «Монархия». Юридический словарь. [www документ] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1264/МОНАРХИЯ

Статья «Монархия». Политология. Словарь. [www документ] — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/115/Монархия

Статья «Саудовская Аравия» [www документ] — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SAUDOVSKAYA_ARAVIYA.html

Статья «Иордания». [www документ] — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/IORDANIYA.html

Статья «Норвегия» [www документ] — URL:  http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/NORVEGIYA.html

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010