Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие психических функций детей с задержкой психического развития через проектную деятельность.

Автор:
Буркацкая Татьяна Афанасьевна

Аннотация:

 Развитие высших психических функций детей с задержкой психического развития через проектную деятельность.

 В долгосрочном проекте «Путешествие по сказкам» обобщён практический опыт работы воспитателя высшей категории МКДОУ № 66 «Аистенок» г. Железногорска Т.А. Буркацкой. Методические материалы посвящены одной из важнейших проблем специальной педагогики – развитию и коррекции психических функций детей с задержкой психического развития (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Разработка проекта продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера. Проект имеет чёткую структуру изложения материала: цель и задачи, участники, продукты проекта, диагностика, последовательность работы, итог проекта.

                                                                                                                           Автор Т.А. Буркацкая

 

 

Статья:

Развитие психических функций детей с задержкой психического развития

 через проектную деятельность.

 Основной задачей подготовки к школе детей с задержкой психического развития является повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального. [4] Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития дошкольников и воспитания у них положительных качеств личности.  Для решения данной задачи был создан проект «Путешествие по сказкам». И. первым приключением в этом путешествии стала русская народная сказка «Репка». Проект осуществлялся в группе детского сада для детей 5-7 лет с задержкой психического развития.

Цель проекта: стимулирование и коррекция психических функций ребёнка с задержкой психического развития через творческую деятельность и специальные упражнения.

Участниками проекта стали:  дети, воспитатели детского сада, родители, специалисты д/ сада (дефектолог, музыкальный руководитель, логопед), библиотекарь городской библиотеки.

Предполагалось,что продуктами проекта будут являться:

- положительные результаты диагностики психических функций детей нашей группы

  (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально – волевой сферы);

-  установление доброжелательных связей между родителями, детьми и воспитателями;

-  драматизация сказки «Репка»;

-  создание костюмов и атрибутов к сказке «Репка»;

-  выставка поделок из овощей;

-  участие в конкурсе д/сада «Фестиваль сказок».

Для реализации проекта были сформулированы следующие задачи:

1. Проведение сравнительной диагностики по выявлению уровня развития психических функций  детей, до начала и после реализации проекта. 

2. Развитие функции восприятия;

3. Развитие активной речи;

4. Развитие внимания;

5.  Развитие мышления;

6. Развитие памяти;

7. Развитие крупной и мелкой моторики;

8. Задача эмоционального проживания сказки;

9. Развитие сотрудничества с родителями;

10. Итоговая задача проекта - это драматизация сказки.

    Педагог обязан распознать особенности ребёнка и приложить максимум усилий к тому, чтобы обучение и развитие каждого ребёнка было сообразно его природе. Один из путей  реализации принципа природосообразности – использование сказки в детском саду. Сказка – это тоже игра!

Только ещё более увлекательная, так как она погружает малыша в удивительный мир приключений, активизирует творческое воображение, стимулирует его любознательность.

     Почему же сказочный мир так увлекает ребёнка? Ведь зачастую, нам, взрослым, кажется, что сюжеты и тексты сказок слишком просты и бесхитростны. Но именно эта незатейливость и привлекает малышей. Им нравятся повторы сюжетных ходов, возможность предугадать действия героев, ритмичность языка, наличие устойчивых оборотов.

(Например «Тянут – потянут, вытянуть не могут», «Терем – теремок, кто в тереме живёт?»). Всё это облегчает понимание сказки, помогает ребёнку окунуться в мир человеческих взаимоотношений, научить его тем или иным навыкам, развить его способности.

   Проект «Путешествие по сказкам» создан специально для развития  мышления, внимания, памяти и речи, он научит детей думать, рассуждать, отличать предметы по размеру, цвету, форме, улучшит развитие мелкой моторики. Последовательность работы со сказкой включает в себя несколько этапов:

1 этап – знакомство с содержанием сказки;

2 этап – вопросы по содержанию сказки;

3 этап – вопросы поискового и аналитического характера («зачем?», «почему? и т п…);

4 этап – развитие у детей умения самостоятельно (или при помощи взрослого) передавать   

              содержание сказки;

5 этап – эмоциональное проживание сказки;

6 этап – дидактические  и развивающие игры и упражнения по сказке;

7 этап – изготовление поделок (самостоятельное или вместе с родителями);

8 этап – драматизация сказки «Репка».

 

 Графическое изображение модели этапов работы со сказкой.

 

 Ведущая роль в планировании работы со сказкой принадлежит педагогу.  Однако, при работе со сказкой, есть виды деятельности, которые в большей степени требуют индивидуальной или подгрупповой работы с детьми. В осуществлении этих видов деятельности должны помогать родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика.

Необычный вид деятельности используется на пятом этапе работы со сказкой, он называется эмоциональное проживание сказки. На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

   - учить понимать эмоциональное состояние героев сказки.

   - развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

   - корректировать эмоционально-волевую сферу детей.

   -учить сопереживать героям сказки и откликаться на эмоционально состояние окружающих. Детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение деда в начале сказки (удивлённый, уставший, сердитый), а в конце сказки дед радостный, весёлый, благодарный.   

Подробнее остановлюсь на 6 этапе работы со сказкой «Дидактические  и развивающие игры и упражнения». Все дидактические игры и упражнения систематизированы и сгруппированы в определённом порядке, на развитие той или иной психической функции. Содержание дидактических игр и упражнений представлено на  схеме.

  Каждая  подборка игр и упражнений выделена на схеме определённым цветом. Например, синим цветом изображена группа игр на развитие восприятия.  Развитие речи детей происходит на протяжении всего проекта, на каждом его этапе, и выделяется отдельной задачей проекта. Для этого используются разные виды театров: «Ложковый театр», «Теневой театр», «Театр на фланелеграфе».

  На схеме бордовым  цветом  изображена группа игр на развитие внимания: «Лабиринт», «Найди фрагмент сказки», «Найди, кто спрятался?», «Найди отличия».

 Представим содержание некоторых игр: «Найди фрагмент из сказки по картинке». В игру могут одновременно играть два ребёнка. Дети, поочерёдно выкладывая фрагменты, собирают целую картину. Упражнение «Найди, кто спрятался?». Выполняя это упражнение, ребёнок должен не только найти, но и узнать животное по его отдельному фрагменту. Усложнением к упражнению будет вопрос: «Какие животные живут в сказке «Репка», перечисли?»

Хорошо развивает внимание упражнение «Найди отличия». Для развития самоконтроля ребёнка называется точное количество отличий, например: найди 12 отличий. Ребёнок, не владеющий счётом, выкладывает фишки на нарисованные кружки по количеству найденных отличий.

  Зелёным цветом на схеме обозначены игры и упражнения на развитие мышления: «Назови животных», «Обобщение»,  «Кто за кем?»,  «Найди ошибки художника», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Приведём примеры игр на развитие мышления:

 Упражнение «Назови животных», ребёнку предлагается перечислить животных, которых он видит на картинке и показать только домашних животных. Рассказать, какую пользу они приносят людям? Припомнить, кто из животных помог вытащить репку?

Упражнение «Найди ошибки художника?» помогает развивать умение находить нарисованные художником нелепости.

Игра «Загадай загадку, нарисуй отгадку», заключается в том, что бы ребёнок отгадал загадку  о герое из сказки «Репка». Отгадка контурно (точками) изображена на репке, предлагается найти и нарисовать отгадку. Если ребёнок затрудняется в нахождении отгадки по контурному изображению, то ему предлагаются цветные изображения героев сказки.

  Фиолетовым цветом на схеме обозначены игры и упражнения на развитие памяти (Приложение 5). Упражнение «Чего не стало?» - На столе раскладываются муляжи овощей. Дети называют каждый овощ и запоминают их расположение. Закрывают глаза, в это время воспитатель прячет один из овощей. Дети припоминают, чего не стало? Аналогично проводится игра с изображениями героев сказки.

  Оранжевым цветом на схеме обозначены виды деятельности на развитие моторики. (Приложение 6) Рисование овощей при помощи трафарета, выставка рисунков «Осенний урожай», выставка поделок из овощей (вместе с мамами), праздник «Осень добрая пришла, урожай к нам принесла».                     Пальчиковая гимнастика «Репка».

 

Дед наш репку посадил.           (Имитация посева семян, пальчики сложены щепоткой)

Её удобрил и полил.                 (Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо)

Росла репка, всё росла,            (Поочерёдно разгибать пальчики правой (левой) руки)

Стала желта и кругла.          

Дед её тянул, тянул,                 (Сжать пальчики в кулачки и с усилием потянуть)               

Только с места не свернул.

Бабка, внучка, жучка, кошка   (Поочерёдное разгибать пальчики правой (левой) руки)

Поднатужились немножко.

Потом, мышку все позвали,     (Ладони рук повёрнуты в верх, пальцы сжаты. Плавные

Наконец её достали!                  движения «подзываем». Расслабление рук и пальцев)

Красным цветом на схеме обозначены виды деятельности сотрудничества с родителями: совместное изготовление костюмов к драматизации сказки «Репка», вечер сказок для родителей, встречи  в клубе «Поварята» - готовим салаты из овощей .

 

  Итогом проекта становится драматизация сказки «Репка».

 

 В детском саду состоялось блистательное, эмоциональное выступление детей группы (ЗПР) на традиционном фестивале д/сада «Сказочный калейдоскоп» с драматизацией русской народной сказки «Репка».

- Дети научились правильно, выразительно, эмоционально проговаривать текст своей роли.

- Развитие коммуникативных способностей детей ярко проявилось в совместном пении песенок и хороводном танце.

- В сказке дети научились играть на музыкальных инструментах (бубен, музыкальный треугольник, свистульки) и составили дружный оркестр. Выступление детей сопровождалось весёлым смехом и громкими аплодисментами зрителей.

- Обогатился словарь детей. Они узнали новые народные пословицы и поговорки о добрых делах и поступках людей, и научились  выразительно их проговаривать.

- Хорошим показателем реализации проекта стали навыки и умения детей самостоятельно распределять роли, читать сказку наизусть, и драматизировать её без участия взрослых в свободной деятельности.

- Силами родителей и воспитателей создан альбом фотографий, в котором отражена работа над проектом с самого его начала до завершения.

- Опыт работы над проектом «Путешествие по сказкам» был обобщён и представлен на городском методическом объединении, на научно-практической конференции педагогов дошкольного образования г. Железногорска. Работа получила положительные отзывы от коллег по работе.

 Необходимо помнить, что при работе со сказкой взрослому, прежде всего, важно получить эмоциональный отклик ребёнка. Каждый продукт деятельности ребёнка, будь то рисунок или речевое высказывание самоценен и природосообразен возможностям данного ребёнка.

Для сравнения результатов диагностики уровня развития психических функций детей группы (ЗПР) на начало учебного года (конец учебного года) использовалась специальная таблица.

По данным из таблицы видно, что на начало учебного года: 3 ребёнка показали низкий уровень развития по всем разделам, 3 ребёнка  - на уровне ниже среднего, 2 ребёнка – на среднем уровне. На конец учебного года: один ребёнок на низком уровне, 3 – ниже среднего, 4 - на среднем уровне; таким образом, 2 ребёнка с низкого уровня перешли на уровень ниже среднего, а средний уровень к концу учебного года наблюдается у 4 детей.

 

Уровень развития психических функций

 

 

Предположения, что по окончании работы над проектом будет видна положительная динамика в развитии психических функций детей с ЗПР 5-7 лет, оправдались.  На гистограмме хорошо виден результат - зелёным цветом показаны уровни развития  начало учебного года, а красным цветом - конец учебного года. Работа над проектом ««Путешествие по сказкам» дала положительный результат в развитии психических функций детей с задержкой психического развития. 

Гистограмма

Н. Г. – начало учебного года, К. Г. – конец учебного года

Надеюсь, что представленный материал будет полезен в вашей работе. Желаю вам успехов и совместного с детьми творчества!

 

 

Использованная литература:

 

 

1.  Жукова О.С. «Игры со сказками. Сказочное лукошко», С/Петербург: Астрель, 2010.

2. Ивановская О.Г, Петрова Е.А., Савченко С.Ф.

     «Логопедическая сказка для развития речи», С/Петербург: КАРО, 2007.

3. Крылова О. С., Сомсонова Л.Ю.

 «Развитие творческих способностей», Москва: Экзамен, 2009.

4.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», книга первая/ под общей ред. С.Г. Шевченко/ Москва: Школьная Пресса, 2007.

5. Шаманская Л.М., Козина Л.Ю. «Путешествие по сказкам»,  Москва: Творческий центр, 2010.

Приложения

Статья

  1. Статья
  2. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010