Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии

Автор:
Мартина Евгения Васильевна

Аннотация:

В статье рассказывается об активизации методической работы по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида, цели этой работы и пути их решения. Так же в данной статье даны некоторые методические материалы, которыми могут воспользоваться как музыкальные руководители так и воспитатели и родители.

 

Статья:

Здоровье сберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии.

                               Музыка – не только фактор облагораживающий,

                                                                            воспитывающий, но и целитель здоровья.

                                                                            В. М. Бехтерев

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей – одна из основных задач педагогов. Дети инвалиды стоят одними из первых в группе риска, поэтому необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в коррекционно – развивающее обучение тем более очевидна. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка инвалида не маловажное значение отводится музыкотерапии - игротерапии, звукотерапии, ритмотерапии, танцерапии. В практике проведения музыкальных занятий методы и технологии музыкотерапии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, широко используемые методики уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Поэтому встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровье сберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида.

Цель работы – изучить эффективность использования здоровье сберегающих технологий в творческом развитии детей инвалидов.

Основное внимание в здоровье сбережении и музыкальной психотерапии уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие комплексов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение, а особенно ребенка с ДЦП, так как все эти проблемы у него выражены ярче. Итак,  перейдем к самим технологиям – то есть к приемам сохранения и укрепления здоровья путем музыки.

Терапевтические возможности музыкального искусства.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость, придает физическую бодрость. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывает мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен до конца еще изучен, но уже получил название – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а трубы эффективна при радикулитах и невритах. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения неврозов, артритов, сердечных болезней и других.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия  способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают две формы: активную - двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий, и пассивную - прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском учреждении  и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для снятия эмоционального напряжения, для погружения в дневной сон надо включать мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звукки природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Вокалотерапия.

Звук, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Упражнения по «реабилитации» голосовых связок – улучшают состояние здоровья, координируют дыхание и речь, улучшают артикуляцию и дикцию, устраняют монотонность и безжизненность в голосе, гнусавость и повизгивание. На занятиях музыкой постановкой голоса специально заниматься не надо – самостоятельное пение, бурчание, легкое, свободное – помогает ребенку естественно развивать и укреплять голос. Пение как средство лечения назначают детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте – это «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – неподвижность плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением вдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент.

Ритмотерапия.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогает ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дает психотерапевтический эффект.

Улыбкотерапия.

Очень важна на занятии улыбка самого ребенка. Когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя работать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. В результате постоянной тренировки «пение плюс улыбка» мимика лица ребенка с ДЦП становиться намного свежее и отношение ребенка к самому себе окружающих к нему становиться намного теплее и проще.

В результате использования элементов здоровье сберегающих технологий на занятиях музыкотерапии у детей инвалидов формируются следующие умения:

- появляется самоконтроль над движениями, речью;

- дети начинают согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;

- снимается зрительное напряжение и утомление;

- повышается двигательная активность, звукопроизношение;

- возрастают показатели двигательной памяти.

Достоинствами применения здоровье сберегающих технологий на

занятиях музыкотерапии с детьми инвалидами являются:

  1. Абсолютная безвредность; 
  2. Легкость и простота применения;
  3. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

В процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья стоит поэтапно, планомерно воспитывать и развивать средствами музыкальной коррекции. И если учитывать все эти критерии, то эффект психокоррекционного воздействия на особого ребенка наступит быстрее, чем вы ожидаете, а сам ребенок обязательно станет вашим помощником в достижении поставленных вами целей.

 

 

Литература

 

  1. Ильина И.С. «В помощь воспитателям и детям – Адаптация ребѐнка к детскому саду» – М, 2008.
  2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /.- М., 2001.
  1. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» /.- М.,  Академия, 1999
  2. Радынова О. П.. «Музыкальное воспитание дошкольников» /.- М., 2009
  3. О.Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. – СПб., Вектор, 2008
  1. Шушарджан С. «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994
  2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  к статье «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии», автор Мартина  Е.В., музыкальный руководитель БУ «Реабилитационный центр «Гармония»,

г.Нягань     

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКОТЕРАПИИ

«Звуки весны»

Цель: развитие эмоциональной сферы посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

- учить детей слушать музыкальное произведение, эмоционально реагировать на его характер;

- развивать у детей вокальные навыки, учиться подпевать взрослому и петь знакомые песни;

- закреплять навык ритмических движений в соответствии с изменениями характера музыки;

- способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

- формировать доброжелательное отношение к окружающим;

            - научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А. Моцарт, «Весенняя песня» И.С. Баха, муз. Ф. Бейера «Быстрый ручеёк», видеоклип «Голоса леса», песня «Зеркальце весны» муз. и сл. Е. Гомоновой, П.И. Чайковского «Подснежник», муз. А. Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Материал: деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит «Весенняя» В.А. Моцарта, дети входят в зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (далее - М.Р.): Вам понравилась музыка, под которую мы с вами вошли в музыкальный зал? (ответы детей).

М.Р.: Эту музыку написал Вольфганг Амадей Моцарт и называется она «Весенняя».

Да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне.

В зал влетает воздушный шарик-почтальон.

М.Р: Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину весны! Согласны? (да) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь!

ИГРА «Собираем пазл» под музыку В.А. Моцарта «Весенняя»

М.Р.: А сейчас мы отправимся в волшебный лес.

УПРАЖНЕНИЕ «Мы шагаем»

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

М.Р.: Вот мы и в весеннем лесу. Давайте присядем на полянке, на пенечки. Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк.

И.С. Бах «Весенняя песня».

Дети слушают фрагмент. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Змейка» под музыку Ф. Бейера «Быстрый ручеёк»

У змейки нет ни рук, ни ног,       - показать плавные движения руками «змейка»

Но как она тогда живет?                                                                 поочередно

Как ест, без вилки и ножа?

А ходит? Обувь ведь нужна!

Не поиграть никак в футбол,      - руки на пояс, выброс одной ноги, потом

Ведь сразу же забьют ей гол,                         другой, движение «футбол»

Не поиграть с друзьями в прятки,   - руками закрыть глаза

Из-за хвоста найдут ребятки.

Но ведь змея не так добра,         - показать плавные движения руками «змейка»

Она коварна и хитра,                 - погрозить пальчиками

Пленит она всех красотой,

А попадешься, будет «Ой»!            - обхватить руками щеки

М.Р.: Я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте снова присядем и прислушаемся к их голосам, посмотрим на обитателей весеннего леса.

ВИДЕОКЛИП «Голоса леса»

М.Р.: Дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «Весенняя телеграмма» на стихи В. Суслова.

Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук - тук да тук.

Всем друзьям своим на юг - тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт - туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг - туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал - тук да тук,

В жарких странах не бывал - тук да тук.

И понятно, почему - скучно дятлу одному.

(тук- медленный удар, туки - быстрый).

М.Р.: Давайте, и мы с вами подпоём птицам и, чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню!

ПЕСНЯ «Зеркальце весны» муз. и сл. Е. Гомоновой

М.Р.: Весной и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами»! Сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в игру «Я – Цветок».

ИГРА «Я - Цветок» под музыку П.И. Чайковского «Подснежник»

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я - цветочек Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения.

М.Р.: А теперь нам пора возвращаться домой.

Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

РЕЛАКСАЦИЯ - «Волшебный цветок добра» под музыку А. Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

М.Р.: Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза.

Всего вам доброго! 

Дети не торопясь, встают.

М.Р.: Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!»

ПОПЕВКА «До свидания!»

М.Р.:Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010