Автор:
Колотвина Галина Ивановна
ключевые слова: обучение технологии, коррекционная работа, декоративно - прикладное искусство, лоскутная техника, аппликация, болванка.
очти 18 лет веду уроки трудового обучения «швейное дело» в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
Трудовое обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Это не просто один из школьных предметов, его значение и влияние на судьбу ребёнка гораздо больше. Ведь мы готовим школьников к жизни в современном технологическом обществе, важно чтобы полученные знания и навыки практических умений дети могли использовать в жизни.
Для достижения высоких результатов использую разные приёмы и методы в работе с детьми: например, некоторые изделия предлагаю украсить элементами декоративно- прикладного искусства (вышивка, аппликация, лоскутное шитьё, роспись по ткани), элементы для целевого использования предлагаю выбрать самостоятельно.
Разнообразие в работе увлекает детей, создаёт атмосферу творчества –это частица духовной жизни ребёнка ,они не просто переносят в процесс труда что-то из окружающего мира, они живут в этом мире, входят в него как творцы ,ощущая себя ими, наслаждаются тем, что сотворили. В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм», с помощью педагога преодолевает нерешительность, страх перед новой работой, а главное, развивает положительную самооценку.
Иногда взрослые, да и сами родители удивляются тому, что дети с ограниченными возможностями создают декоративные тапочки, коврики, сумки, создают узоры из лоскутков. Но на самом деле эти дети всегда горят желанием творить и порой, делают такие необыкновенные вещи, которые являются наглядным доказательством того, что это дети с поистине безграничными возможностями. А сделать подарок себе и близким вызывает у них восторг, желание «начать прямо сейчас». Одним из любимых предметов для подарка к празднику является « фигурная шкатулка».
Статья:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Любовь к обильному и яркому, стремление к народной украшенности предметов домашнего обихода были издавна свойственны русскому народу. В разнообразных, далеко друг от друга, отдалённых реками и глухими местами, лесами в деревнях и сёлах крестьяне осваивали благородное мастерство создания красивой бытовой вещи ,вносившей в простое жильё радость. В разных местах России складываются художественные промыслы .многие из них продолжают существовать и в наши дни: это и роспись по дереву, вышивка ,вязание, кружевоплетение, аппликация, декоративные куклы, вещи из папье-маше, различная мозаика из разных материалов , всего не перечесть! А современную моду и тем более не представить без рукоделия .оно популярно во всём мире. Декоративные панно на стене, вышитые салфетки, необычные подставки под карандаши, шкатулки и т. д. И обычная квартира приобретает своё лицо, превращаясь в уютный дом. Хранить украшения, драгоценности, простую бижутерию можно в обычной шкатулке, купленной в магазине ,но создать такую вещь своими руками куда приятнее. Некоторое количество фантазии и простых материалов помогут создать неповторимую вещь, немного творчества и появилась изюминка в интерьере, а можно осчастливить друга неповторимым подарком.
А если это подарок, то…. Это выражение особой симпатии и положительного отношения к человеку, самые популярные и красивые шкатулки - из драгоценных камней (малахитовые, янтарные). Красивы и деревянные, украшенные узором из соломки или ручной росписью. А можно изготовить шкатулку из папье – маше, расписать, украсить кусочками ткани в виде аппликации.
Такую фигурную шкатулку, необычной формы в виде снегурочки я и предлагаю сделать. Для работы потребуются материалы: любая картонная коробка, клей ПВА, лоскутки ткани, мех, кружево, флизелин, ткань для внутренней отделки, калька. Инструменты: нож, линейка, ножницы, карандаш, игла, нитки в тон ткани, швейная машина.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ «СНЕГУРОЧКА»
1. Заранее продумай размер предполагаемой шкатулки, нарисуй эскиз снегурочки, рисунок №1 ,это выкройка для изготовления болванки.
2. Вырежи из картона по выкройке 12 штук такой формы рисунок №2,№3. Склей их между собой, накладывая ровно друг на друга, рисунок№4.
3. Положи под пресс для высыхания рисунок №5. Болванка готова, обработай шкуркой боковые стороны её, нанеси клей ПВА, затирая пальцами пористые места, рисунок №6.
4. Для изготовления верхней части шкатулки на плотную бумагу переведи выкройку №1,рисунок №7.
5. Сделай надрезы по контуру чертежа, рисунок №8.
6. Ножом, слегка нажимая, обведи контур чертежа, рисунок №9.
7. Загни края, вырежи полоску картона шириной 2 см и длиной по размеру периметра болванки рисунок №10, №11.
8. Нанеси клей на загнутые края, рисунок №12.
9. Приклей полоску картона по боковой стороне, фиксируя плоскость булавками, рисунок №13.
10. Боковая часть шкатулки готова, рисунок №14.
11. Положи болванку на лист картона и обведи карандашом рисунок №15.
12. Вырежи и приклей сверху, рисунок №16.
13. Края формы обклей газетной бумагой, сними форму после высыхания, рисунок №17.
14. Поверни болванку на другую сторону для изготовления нижней части шкатулки, выполняется в такой же последовательности, как и верхняя, только высота боковой стенки 5-6 см.
15. Готовую форму шкатулки положи на лист бумаги, обведи карандашом, (выкройка№2), вырежи, переведи на кальку все детали костюма: воротник,
манжеты, варежки, кокошник, сапожки, рисунок №18,19.
16. Вырежи все детали, чтобы перевести их на ткань костюма, рисунок №20.
17. Сшей ткань из лоскутков в технике « ёлочка», рисунок №21,22.
18. Полоски этой ткани сшей до нужного размера ,рисунок № 23.
19. Вырежи по выкройке форму костюма, рисунок № 24.
20. Разложи остальные детали костюма ,посмотри как получилось рисунок№25.
21. Вырежи деталь костюма из флизелина рисунок № 26.
22. Деталь костюма положи на флизелин ,прогладь утюгом рисунок №27.
23. Приметай детали костюма ,выполни аппликацию ,косу пришей вручную, рисунок
№ 28
24. Из сшитой ткани «ёлочка» вырежи полоску, шириной 11см и длиной по периметру шкатулки, соедини в кольцо, стачай боковые швы , одень готовую деталь на верхнюю часть шкатулки, зафиксируй клеем ,рисунок №29.
25. По выкройке №1 вырежи из картона и ткани детали, на ткани сделай надрезы, рисунок№30.
26. Обклей этой тканью форму из картона, можно нарисовать поздравление красками по ткани рисунок№31.
27. Намажь клеем внутреннюю часть крышки шкатулки и вставь туда эту форму, верхняя часть шкатулки готова, рисунок№32.
28. Аналогично выполняется нижняя часть шкатулки, только туда надо изготовить и вклеить бортик.
29. Измерь сантиметром внутреннюю сторону нижней части шкатулки, вырежи из картона полоску шириной 5 см, соедини и склей в кольцо, обтяни тканью и прошей на машине, как показано на рисунке №33.
30. Вклей в нижнюю деталь шкатулки и зафиксируй скрепками до высыхания, рисунок №34.
31. Укрась верхнюю часть шкатулки бусинками и кружевами по своему желанию, рисунок № 35.
32. Шкатулка готова, осталось нарисовать лицо «снегурочке» красками по ткани,рисунок№36,№37.
33. На рисунке №38-39 показаны наши фигурные шкатулки и одна из них «СНЕГУРОЧКА».
34. Наш коллектив желает всем творческих успехов, рисунок № 40.
Г.И.КОЛОТВИНА,
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №16 гПУШКИН, СПБ.