Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Интегрированный урок по математике, письму, чтению во 2 классе.

Автор:
Зыкова Марина Александровна

Аннотация:

 Интегрированный  урок по математике, письму, чтению во 2 классе.

Тема урока: Систематизация знаний по математике, письму, чтению.

Цель: Систематизировать знания учащихся по математике, письму, чтению.

С практической точки зрения данный урок предполагал усиление межпредметных связей, содействовал снижению перегрузок учащихся, расширению сферы получаемой информации учащимися, подкреплению мотивации обучения.

Для улучшения зрения учащихся и эмоционального равновесия на данном уроке мною использовались авторские «зеленые» тетради.

Автор: Зыкова Марина Александровна.

Статья:

Интегрированный урок математики, чтения и развития речи, письма и развития речи во 2 классе
(урок-путешествие)

                                            Учитель начальных классов: Зыкова Марина Александровна

Тема: Систематизация знаний по письму и развитию речи, математике, чтению и развитию речи.

Вид урока: интегрированный.

Тип урока: урок-путешествие.

Технологии: здоровьесберегающие, «нетрадиционная терапия», ИКТ.

Цель: Систематизировать знания учащихся по письму, чтению, математике.

Задачи:

1. Образовательные:

·       Закрепить навыки счета в пределах 15;

·       Закрепить знания словарных слов, умение находить орфограммы в словах, умение работать с деформированным предложением;

·       В чтении отрывков сказки – работать над интонацией, над выразительностью речи.

2. Коррекционно-развивающие:

·        Развивать и корректировать речь учащихся;

·        развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции; наблюдательность.

3. Воспитательные:

·       воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;

4. Здоровьесберегающие:

·       создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;

·       вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.


Оборудование: ноутбук, презентация слайдов по сказке «Колобок», тренажер для глаз «Базарного» (презентация),  отрывки из текста сказки на зеленом и розовом фоне (на каждого ученика), словарные слова, елочки, грибочки с дифференцированными заданиями для каждого ученика (деформированное предложение), видеокартинка словарного слова сусеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

II. Постановка задач урока.

- Урок наш необычный, сегодня на нем мы будем читать, писать, считать. Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки?


<Рисунок 1>

III. Систематизация знаний.

 

1.- Ребята, давайте вспомним начало сказки. Прочитаем отрывок на зеленой бумаге, потом на розовой .

 

<Рисунок 2>

Жили - были старик со старухой;  и не было у них ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по коробам скрести, по сусекам мести и собрал немного муки. Замесила старуха колобок на сметане.

 - Ребята, а кто знает, что такое сусеки? Показ картинки.

\"http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=69294554-14-72\"

<Рисунок 8>   <Рисунок 9>

 

Сусеки - это лари (большие ящики) для хранения муки или зерна.
Cусеки - это отделения в ларе,
мука была разная- ржаная, пшеничная, кукурузная, гороховая...
Вот она и помела по сусекам, то есть набрала \"мучное ассорти\"

Один учащийся у доски собирает слово сусеки из магнитной азбуки.

 

<Рисунок 3>

На масле его пожарили и на окошко студить поставили. А колобок полежал-полежал, потом соскочил с окна да и покатился в лес.


2. Навыки счета в пределах 15.

- Навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Отвечает колобок: «Не ешь меня зайка, я любое твое задание выполню!» Ребята, поможем Колобку справиться с заданием Зайца?

<Рисунок 4>

 

- Задание математический диктант. Открыли тетради, записали 2 декабря, приготовились…

7   10  3  5  1  14  11  15  8  12

- Ребята, обведите в кружок синим карандашом самое маленькое число, зеленым самое большое, подчеркните простым карандашом все двузначные числа.

- напишите числовой ряд из вашего ряда от самого маленького в порядке возрастания.

1       3  5  7  8  10  11  12  14  15

- выпишите пропущенные числа в этом ряду 1-15

      2  4  6  9  13

- назовите двузначные числа, какое число обвели синим карандашом, зеленым? Назовите пропущенные числа?

3. Молодцы! Катится дальше по лесу Колобок, устал, и ваши глазки устали, проведем гимнастику для глаз. Тренажер для глаз «Базарного» Приложение 1.

4. Словарная работа.

 
- Побежал колобок дальше, навстречу ему волк. Ребята, вспомните слова волка. «Колобок. Колобок, я тебя съем!» Волк у нас с грубым голосом, давайте попробуем еще раз…

<Рисунок 5>


На доске словарные слова: улица, огурец, помидор. 
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места (непроверяемая безударная гласная). II вариант записать слово под диктовку: капуста. III вариант – словарные слова записаны на карточке.

- Ребята, найдите «4»- лишний, какое слово? Почему?

- Какая безударная гласная в слове улица?

- Какая ударная гласная в слове огурец?

Дети выходят по очереди записывают слова на доске.
- Молодцы! Помогли убежать Колобку.


5. Навыки счета в пределах 15.


- Катится колобок, а навстречу ему медведь: « Какой ты аппетитный Колобок! Пожалуй, я тебя съем!» Отвечает Колобок: «Нет, Михайло Потапыч, не ешь меня, лучше я твое задание выполню, а ребята мне в этом помогут»


 

<Рисунок 6>


На доске записаны примеры:

14-3

12-5

10+5

15-4

- Ребята, прочитайте примеры по-разному.

- Запись решений у доски и в тетрадь.

- Найдите «4»- лишний. Почему? Докажите.

- Молодцы! Помогли Колобку, не съел его медведь.

 

6. Давайте еще порадуем Мишу, выполним физминутку маленьких медвежат.

Физминутка:

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, ( круговые движения головой)
Головой своей крутили

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали ( поднять руки вверх и делать
Вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали

А потом они ходили ( ходьба по медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили ( наклоны туловища вперед)

А потом они плясали ( пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали ( прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!

7. Работа с деформированным предложением.


- Катится наш колобок по дорожке, а на его пути лес, да не простой, а волшебный. Давайте поможем Колобку разгадать волшебство.

На доске ёлочки и грибы с заданиями (елочки – II в, грибочки – III в.):
-Соберите и восстановите из слов предложения:

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел.

Я от зайца ушел.

Я от волка ушел.
Я от медведя ушел.

- Кто так говорит, ребята? Наш колобок. Давайте вспомним сказку сначала и восстановим песенку колобка.

- Запишите, ребята, в тетради каждый свое предложение. Вспомните, как пишем предложение? С большой буквы, в конце ставим точку.

- Молодцы!


8. Веселый устный счет в пределах 15.

 

- Катится наш Колобочек дальше, а навстречу ему…, ребята, как вы думаете, кто? Правильно, лиса. 

\"Описание:

<Рисунок 7>

- А лисичка-то у нас хитренькая. И приготовила она для Колобка задачи, да не простые, а в стихах. Поможем Колобку? Тогда слушайте внимательно.

 

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?

 

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

 

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
\"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!\"

 

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»

 

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, \"косой\",
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.

 

-Молодцы, ребята, все задачи решили, помогли Колобку, и не съела его хитрая лиса.

IV. Итог урока, рефлексия.

- Ребята, вам понравилось путешествовать с Колобком? Кого Колобок встречал на своем пути? Какие задания предлагали ему звери? Какие задания вам, ребята, понравились? А какие из заданий для вас оказались сложными?  Вы все молодцы, всем за урок ставлю «5». Кому на уроке было комфортно, и он со всеми заданиями справился легко, те, пожалуйста, нарисуйте в тетрадях красный кружок. А те ребята, которые в чем-то затруднялись – синий кружок. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ интегрированного урока  математики, чтения и развития речи, письма и развития речи во 2 классе по теме: Систематизация знаний по письму и развитию речи, математике, чтению и развитию речи.

Цель данного урока: Систематизировать знания учащихся по письму, чтению, математике.

    Показатели эффективности урока я отмечаю следующие: оригинальность и новизна методики (технологии) урока, мною были использованы технологии: здоровьесберегающие, \"нетрадиционная терапия\", ИКТ; гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока; технологичность, возможность для воспроизведения педагогической инновации другими учителями. 

   Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволило мне использовать содержание всех учебных предметов (чтение, письмо, математика), привлекать сведения из различных областей обращаясь к явлениям окружающей жизни.

   Потребность в применении мною  интегрированного урока объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В- шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне  развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

   Структура урока отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

   Закономерность интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как \"данное\" и \"новое\" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь.

   С практической точки зрения интеграция предполагала усиление межпредметных связей, содействовала снижению перегрузок учащихся, расширению сферы получаемой информации учащимися, подкреплению мотивации обучения.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных  схем-моделей - проявление творческой активности учителя.

В связи с этим, провожу интегрированные уроки как можно чаще, не реже 1 раза месяц.

Применяя в своей работе технологии «нетрадиционной терапии», а именно, на данном уроке использовалась цветотерапия, я изготовила для своих учащихся «зеленые» тетради. Приложение 2.

 Цветотерапия – эффективный метод воздействия цветом с целью восстановления деятельности организма. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием электромагнитных волн определенной длины на наши органы, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных заболеваниях.
Цветолечение сегодня очень популярно, оно активно используется в лечебных учреждениях мира благодаря двум основным свойствам: высокой эффективности и безопасности цветового воздействия.

   Цветотерапия – это природное лечение цветом и светом. Это средство для восстановления психического и эмоционального равновесия. Человек с рождения видит цвета. И они оказывают сильнейшее воздействие на его настроение, психологическое равновесие, физическое, умственное и душевное состояние. Цвет постоянно воздействует на человеческий организм. Для нас стало совершенно естественным то, что настроение улучшается в наполненный солнечным светом день, что сердце наполняется надежной в исполнение желания при виде пестрой радуги. А созерцание ясного голубого неба, лазурного свежего моря, изумрудной весенней зелени или девственно нетронутой белизны зимнего леса дарят умиротворение и спокойствие, наполняет новыми силами и энергией. Цвет оказывает серьезное влияние на человека.

Зеленый цвет в хромотерапии связан с эмоциональным равновесием, он восстанавливает силы и дарит успокоение, помогает при заболеваниях нервной системы, улучшает зрение, снижает кровяное давление, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.

Кстати, о белом. Большая часть территории нашей страны половина года покрыта снегом. Именно поэтом зимой мы такие закрытые и неэмоциональные.

 

Учитель начальных классов:                                           Зыкова Марина Александровна.

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010