Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ЗПР )

Автор:
Томилова Наталья Алексеевна

Аннотация:

Содержанием представленного на Форум материала является описание опыта работы учителя-дефектолога МДОУ № 20 Томиловой Н.А. по использованию элементов сказкотерапии в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет с ЗПР.

            В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают разные виды игры (Д.Б. Эльконин, Л.В. Кузнецова). Сказкотерапия занимает среди них особое место. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, реализовывать навыки ролевого поведения, оказывать влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё перечисленное содержание составляет основу организации коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР).

            Между тем методические материалы по использованию сказкотерапии по отношению к дошкольникам не разработаны. В связи с этим тема работы является чрезвычайно актуальной.

             На основе теоретико-методологических разработок использования сказки и элементов сказкотерапии в работе с нормально развивающимися детьми и опираясь на положения отечественной дефектологии о принципах, условиях, методах работы с детьми с задержкой  психического развития, выстроены подходы и возможности адаптации некоторых элементов сказкотерапии к психологическим и индивидуальным особенностям дошкольников с ЗПР.         

            В работе даны  рекомендации к отбору сказок, их методической обработке, перечень используемых в своей работе сказок, структура занятий, конспекты сказкотерапевтических занятий, в процессе которых через «погружение» в сказку решаются разнообразные образовательные и коррекционные задачи.       

            Анализ результативности использования  метода сказкотерапии представлен в виде мониторинга  уровня развития социальных эмоций как регулятора поведения и уровня сформированности общей способности к интеллектуальной деятельности.

            Работа содержит ценный опыт применения метода сказкотерапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками и может быть рекомендован для использования учителями-дефектологами ДОУ комбинированного и компенсирующего вида, работающими с детьми с ЗПР.

Статья:

 

    Доказано, что психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности ( в первую очередь, в игре ), в контекст которых включается обучение.

    Для ребёнка-дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции - главные регуляторы деятельности ребёнка. Его интеллект ещё слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть, играть с тем, что у него внутри. И сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр.

   В коррекционной педагогике и психологии известно значение сказкотерапии. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, реализовывать навыки ролевого поведения, оказывать влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё перечисленное содержание составляет основу организации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с задержкой психического развития (ЗПР).

    Учитывая тот факт, что специальных пособий, программ по использованию сказкотерапии как метода в работе с детьми с ЗПР нет, а также в силу актуальности проблемы поиска новых идей, методов в обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья, нам показалось интересным именно такое направление в работе.

   Данный опыт разработан и апробирован в МДОУ комбинированного вида № 20 Нижегородского района г. Н.Новгорода ( заведующая МДОУ № 20 Елена Константиновна Турилова).

   В учреждении, наряду с общеобразовательной и логопедической группами, есть 3 группы комбинированного вида, в которых - треть детей - с диагнозом \"задержка психического развития\".

       В группе, где проводилась наша экспериментальная работа – 12 нормально развивающихся дошкольников, 8 - с ЗПР (на момент начала эксперимента их возраст - 5-6 лет ).

Известно, что основными направлениями в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) можно назвать следующие:

    *развитие социальных эмоций (как регуляторов поведения );

    *коррекция негативных эмоциональных проявлений;

    *формирование общей способности к усвоению знаний:      формирование устойчивого положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности ( к познавательной задаче, к процессу её решения, получению правильного результата) как важнейшего побудительного мотива; формирование полноценных способов самоконтроля на всех этапах деятельности, введение их на уровень самостоятельной, свёрнутой ( в плане внутренней речи) вербальной саморегуляции;

    *коррекция, развитие познавательных процессов.

Мы продумали систему работы по использованию сказок в коррекционно-образовательном процессе со старшими дошкольниками с ЗПР.  Были выдвинуты следующие задачи:

·                    построить систему коррекционно - развивающих занятий в форме сказок;

·                    экспериментально проверить эффективность данной системы в целях коррекции познавательного и личностного развития дошкольников с ЗПР.

   В нашем учреждении коррекционно-образовательная работа строится на основе лексических тем (каждую неделю – определённая тема, в рамках работы над которой  осуществляется накопление, уточнение, систематизация представлений, активизация словарного запаса, формирование определённых навыков и умений).

 Каждую неделю с детьми учитель - дефектолог проводит 3 подгрупповых занятия:

       1. \" Ознакомление с окружающим миром \".

       2. \" Развитие речи \".

       3. \" Формирование элементарных математических представлений \" (включает в себя и задания на развитие психических процессов).

    И один раз в месяц мы проводим с детьми с ЗПР занятия в форме сказки. Мы выбираем тему месяца (как правило, основную за 4 недели, либо обобщающего характера). К каждой из них - выбираем сказку, содержание которой помогает решить определённые коррекционные задачи.

Вот темы и сказки к ним:

 

 Для детей 5 – 6-ти лет:

· Тема «Овощи» - сказка «Репка».

· Тема «Осень в неживой природе» - сказка «Жил на свете

               Слонёнок» Г. Цыферова.

· Тема «Дикие животные осенью» - сказка «Колобок».

· Тема «Домашние животные и птицы» - сказка «Петушок и

              Бобовое зёрнышко».

· Тема «Домашние вещи (посуда, мебель)» - «Три медведя».

· Тема «Профессии (строитель)» - сказка «Три поросёнка».

· Тема «Весна» - сказка «Лиса и Заяц».

· Тема «Домашние животные весной» - сказка «Волк и семеро

              Козлят».

· Тема «Насекомые» - сказка «Муха-Цокотуха» К.И, Чуковского.

 

 

Для детей 6 – 7-ми лет:

· Тема «Растения» - сказка «Мужик и медведь».

· Тема «Осень в природе» - сказка «Маша и Медведь».

· Тема «Перелётные птицы» - сказка «Серая Шейка» Д. Мамина-

              Сибиряка.

· Тема «Зима в неживой природе» - сказка «Серая Шейка»

              Д. Мамина - Сибиряка (продолжение ).

· Тема «Домашние вещи ( посуда, мебель )» - сказка «Федорино  горе» К.И. Чуковского.

· Тема «Продукты питания» - сказка «Каша из топора».

· Тема «Весна» - сказка «Медведь и Солнце» Н. Сладкова.

· Тема «Дикие животные» - сказка «Сказка про Зайца длинные  уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина - Сибиряка.

· Тема «Животный мир» - сказка «Теремок».

 

    В своей работе мы опирались на разработки исследователей в области методики использования сказки, сказкотерапии; а также на основные положения отечественной дефектологии о принципах, условиях, методах работы по коррекции у детей задержки психического развития.

    При выборе сказки мы опирались на наличие в ней познавательного, воспитательного содержания; а также на то, несёт ли данная сказка идеи, обозначенные Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, т.е. есть ли в ней коррекционная составляющая, а именно:

-   Окружающий мир - живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования  у ребёнка осмысленного отношения ребёнка к тому, что его окружает.

-   Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь, что важно для формирования чувства принятия другого.

-   Разделение добра и зла, победа добра. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального состояния и стремления к лучшему.

-   Самое ценное достигается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования у ребёнка нацеленности на результат, произвольности психических процессов.

-   Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с заданием самостоятельно даже с приложением усилий. Это помогает формировать умение адекватно реагировать на трудности, а также развивать самостоятельность, самоконтроль.

    Каждая сказка подвергалась дидактической обработке:

- содержание дополнялось, изменялось, сокращалось. Это необходимо для акцентирования внимания на решении необходимых задач, во избежание отвлечения ребёнка на сюжет; для этого были использованы для  некоторые методы  Фесюковой  Л.Б. (коллаж из сказок, сказки с новым концом и пр.);

- подбирались задания на развитие, коррекцию познавательных процессов и личностных проявлений, которые \" вплетаются \" в сказочный сюжет, ситуацию, подходят к герою;

- подбирались методы работы (обращения, вопросы к детям; иллюстрации с изображением сказочных героев и их действий, атрибуты, модели, схемы и т.д.), с учётом индивидуализации и дифференциации.

     Следует отметить, что, учитывая недостатки эмоционально-волевого развития наших детей, мы не брали сказки с ярко выраженными отрицательными героями.

   В общем виде это выглядит так: мы берём сказку (либо народную, либо авторскую) и, не нарушая её общего хода, побуждаем детей к выполнению коррекционно - развивающих заданий сказочного содержания, как правило,  помогая сказочному герою или действуя вместе с ним.

( рисунок № 1, рисунок № 2 ).

 

   Нами разработаны \"Перспективный план по использованию сказкотерапии как метода в образовательно - коррекционной работе с дошкольниками 5 -6-ти лет с ЗПР\" и аналогичный - для детей 6 -7-ми лет, каждый из которых состоит из 9-ти занятий - сказок. На каждом занятии решаются коррекционные и образовательные задачи ( разделы плана ):

- развитие социальных эмоций;

- формирование элементарных навыков учебной деятельности;

- коррекция, развитие познавательных процессов;

- ознакомление с окружающим миром;

- формирование элементарных математических представлений.

   В рамках каждого раздела, каждого направления в работе чётко прослеживаются усложнения.

     Например, тема \"Овощи\". В старшей группе используем сказку \"Репка\", в подготовительной - \"Мужик и медведь\". В разделе \"ознакомление с окружающим миром\"  с детьми 5 - 6 лет закрепляем представления детей  лишь о названиях, частях, внутреннем строении, вкусе, запахе овощей, использовании их в пищу, а с детьми 6 -7 лет - уже о строении травянистых растений и функции каждой части, об образовании плодов, распространении плодов и семян. В процессе работы над развитием мыслительной деятельности в старшей группе учимся обобщать, классифицировать овощи только по внешним признакам: форма, цвет, величина, вкус и т.д., в подготовительной - проводить аналогичную работу, но уже учитывая внешне невидимые признаки   (место произрастания, количество плодов на одном растении, срок созревания и т. д.), развиваем способность самостоятельно выделять признак для классификации. Решая задачу развития речи,  с детьми 5 -6 лет учим использовать схему при составлении рассказа о предмете, с детьми же 6 - 7 лет - использовать схему при рассказе о явлении. И в занятии  \" Репка\" и в занятии \"Мужик и медведь\" используем задания на развитие устойчивости, объёма внимания ( \"Обведи все репы в кружок, все огурцы в квадрат и т. д. ), но в первом случае инструкция предъявляется в зрительной форме, во втором - в слуховой. В разделе \"Математическое развитие\"  в старшей группе формируем представления \"целое\", \"часть\", развиваем навыки порядкового счёта; в подготовительной - учим сравнивать части по величине разными способами  ( приложение, измерение).

    Организация работы по применению \" сказочных занятий \" соответствовала  общим принципам организации коррекционной работы в группах:

   - охрана и укрепление здоровья детей (дети много двигаются - \" путешествия \",

\" превращения \" и т. п.);

   - пути, методы, средства педагогического воздействия - в соответствии с уровнем психического развития;

   -  индивидуализация и дифференциация приёмов, методов и средств (каждый ребёнок привлекается к посильной для него задаче, сказочной роли с понятной для него мотивацией деятельности; в то же время - именно к тому заданию, выполнение которого приближает его к формированию отсутствующего именно у него навыка, умения; постепенное усложнение от занятия к занятию для каждого ребёнка;

   -  положительное эмоциональное отношение со стороны ребёнка

(обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми: полное отсутствие упрёков за недостатки в работе; сама сказка как игра создаёт подобную атмосферу).

   - поощрение любого вида активности.

    Структура сказкотерапевтического занятия Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой отчасти была нами использована для своих занятий, т. к. она составлена с учётом основных требований к построению занятий для дошкольников:

1. Ритуал \" входа \" в сказку, на котором посредством коллективных упражнений создаётся настрой на совместную работу.

2. Повторение, где закрепляется опыт прошлых занятий.

3. Расширение, где читается, показывается новая сказка и появляется взаимодействие в привычной социальной среде, мотивация к новой деятельности.

4. Закрепление. Здесь - практическая деятельность, приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция. В этой части занятия - ведущий и дети связывают новый опыт с реальной жизнью.

6. Резюмирование. Ведущий подводит итог занятию, анализирует деятельность детей; происходит обобщение приобретённого опыта, связывание его с уже имеющимся.

7. Ритуал \" выхода \" из сказки. Здесь - повторение ритуала \" входа \" с дополнением; закрепление нового опыта, подготовка ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде.

   Занятие, как правило, длится дольше обычного занятия (35-40 мин). (Конспекты занятий в Приложении).

Анализ результативности:

   Результативность использования метода сказкотерапии мы изучали по 2-м параметрам:

- уровень развития социальных эмоций как регуляторов поведения;

- уровень сформированности общей способности к интеллектуальной деятельности.

   Для изучения социальных эмоций нами была выбрана методика А.Д. Кошелевой \"Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных картинок\", в ходе проведения которой мы наблюдали как дети воплощают эмоциональное состояние героев в специально подобранных сценках и  получили  сравнительные данные о сформированности у детей выразительности экспрессивно-мимических средств общения,  развитости умения сопереживать людям.

   Подготовка к исследованию включала в себя подбор ситуаций из жизни детей, близких и понятных им:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка следит за младшим братом.

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети смеются, мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь нельзя.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что сильно замёрз.                   

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила гoлову, вот-вот заплачет.

5. Мальчик / девочка радуется за своего друга / подругу, чей рисунок оказался лучшим в группе.

   Проведение исследования.

Каждый ребёнок принимал участие в каждой из сценок.

Экспериментатор описывает ситуацию, сначала чисто информативно, потом предлагает детям её изобразить. В случае затруднений даются пояснения:

1. Показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного мальчика, сочувственное лицо девочки.

2. Строгое лицо воспитателя, смеющихся, а потом смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

3. Показать, как мальчик не хочет показать, что замёрз.

4. Показать обиду девочки.

5. Показать неподдельную радость за другого.

Данные эксперимента приведены в таблицу:

 

Правильность передачи эмоций

ситуация

1

2

3

4

5

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Вася А.

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

Коля Б.

-

+

-

-

-

-

+

+

-

-

Андрей К.

-

+

-

+

-

+

+

+

-

+

Эвелина М.

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

Егор М.

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

Диана Н.

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

Алёша С.

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Ангелина С.

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

Всего:

0

5

0

7

0

1

3

7

0

2

 

   Сразу следует отметить, что в начале года дети плохо понимали смысл задания вообще; они понимали общую цель ( изобразить мальчика, маму и т.д. ), выполнить действие с атрибутом ( взять варежку и бросить её ), казалось им достаточным, но пояснения экспериментатора относительно эмоционального состояния героев имели значение только для 3-х детей из 8-ми.

В конце года все дети поняли смысл задания, старались выполнить правильно; использовали как мимические средства, так и выразительность движений. Двум детям помощь в целом не потребовалась, двое детей справились с задание заметно хуже.

Мы знаем, и здесь видим, что  передача эмоций очень трудно даётся детям с ЗПР, особенно сложно передать им радость за другого: с этим заданием справились даже в конце года только двое из восьми детей; легче оказалось передать состояние обиды, испуга (2-ая и 4-ая ситуации ).

            Для изучения уровня сформированности общей способности к учению мы использовали методики У.В. Ульенковой:

* \"Выкладывание ёлочки\"  (из серии диагностических заданий по наглядному образцу) в начале года;

* \"Рисование домика лесника\"  (из серии диагностических заданий по вербальной инструкции) в конце года.

Распределение испытуемых по уровням овладения общей структурой учебной деятельности при выполнении:

а.   задания по наглядному образцу в начале года;

б.   задания по вербальной инструкции.

а)

б)

 

   * \"Выкладывание ёлочки\"  (из серии диагностических заданий по наглядному образцу) в начале года.

Мы видим, что в начале года нет ни одного ребёнка на первом и пятом уровнях.

Большинство ( 4 ребёнка ) - на третьем уровне. При выполнении задания они не достигли заданного результата  (выложили все фигурки, но не соблюдая правил величины) и, что характерно, даже не видели этого. При побуждении взрослого к сравнению результата с образцом все четыре ребёнка ошибку  увидели, исправили; у всех - большие трудности с вербализацией.

2 ребёнка оказались на четвёртом уровне. Один ( Вася А. ) проявил негативное отношение к заданию, отказывался; потом быстро выложил ёлочку с ошибкой и, не глядя на образец, сказал: \" Ёлка у меня красивая \";  другой  ( Алёша С. ) долго перекладывал ёлочку, ни разу не взглянув на образец, т. е. для этих детей характерен бездумный, реактивный стиль поведения.

2 ребёнка - на втором уровне, они выполнили работу правильно, но с помощью взрослого.

 

* \"Рисование домика лесника\"  (из серии диагностических заданий по вербальной инструкции) в конце года.

На первом и пятом уровнях - ни одного человека.

На втором - 4 ребёнка ( в начале года - 2 ). Самые главные  достижения детей, которые поднялись с третьего на второй уровень: они стали более эффективно использовать помощь педагога, вербализовать цель, способы деятельности. У детей, которые остались на втором уровне, тоже можно проследить динамику ( они стали более самостоятельными в работе, стали допускать меньше ошибок и т.д. ), но некоторые недостатки ( некоторая несобранность в работе, неаккуратность, нечёткая программа деятельности перед её началом, а часто и её отсутствие ) не позволяют отнести их к первому уровню.

На третьем - 3 ребёнка (1 из которых поднялся с четвёртого );  1 ребёнок ( Алёша С. ) остался на четвёртом.

     Таким образом, динамика в овладении элементарной учебной деятельностью, на наш взгляд прослеживается ярче, если использовать в работе метод сказкотерапии.

    Следовательно применение сказкотерапии как метода в образовательно-коррекционной работе с дошкольниками, на наш взгляд, более чем оправдано.

Ситуация сказки, сказочные события (необходимость спасти героя, отправиться в чудесное место, превратиться в кого-либо ) существенно повышают мотивацию ребёнка к деятельности, его познавательный интерес.

Ребёнку очень нравится действовать вместо героя, вместе с ним.

Делая что-то в образе, ребёнок чувствует себя более свободно, легче выражает своё мнение. Замкнутые, стеснительные дети более активны в сказочном общении.

Стремясь понять эмоциональное состояние героя, эмоции которого обычно ярче, очевиднее, чем у людей, ребёнок учится это делать и в реальной жизни.

Преодолевая трудности в сказке, изначально вымышленные, ребёнок меньше их боится и в реальной жизни, вспоминая, как не боялся в сказке и, вспоминая, что он для этого делал.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1994. № 10.

2.  Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития:  Учебное пособие. М., 2001.

4.  Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к близким взрослым и сверстникам: Автореф.дис.канд. психол. наук. Н.Новгород, 1998.

5.  Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

6.  Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

7.  Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой,М.С. Певзнер. М., 1971.

8.  Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М., 1984.

9. Захарова Т.Л. Программа и содержание занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии. Н.Новгород, 1998.

10.  Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб., 2000.

11.  Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. М., 1992.

12.  Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.

13.  Посылкина Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников: Автореф. дис. канд.пед.наук. Чебоксары, 2001.

14.  Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя /  Сост.Н.П. Вайзман. М.,1992.

15.  Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникин. М., 1987.

16.  Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. М., 2001.

17.  Смоленцева А.А. Экономика в сказках: Методическое пособие. Н. Новгород, 2004.

18.  Тренинг по сказкотерапии. Спб., 2002.

19.  Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород,1994.

20.  Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Горький, 1980.

21.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов / Под ред. Г.А. Урунтаевой. М., 1995.

22.  Усачёва И. Волшебные карты или Джанни Родари учит сочинять сказку//Семья и школа. 1989. № 4.

23.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 2000.

24.  Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно - развивающего обучения. М., 1999.

25.  Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников //Мир психологии. 1998. № 3.

 

 

 

 

Приложения

Изображение

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010