Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Особенности применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Автор:
Чередниченко Вера Васильевна

Аннотация:

 В этой работе отражена актуальность проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школе. Отмечается, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Особое место отводится дидактической игре (обучающая игра), через которую происходит и обучение и коррекция психических процессов ребенка.   

Демонстрируется  особая роль дидактической игры, через которую решается важная задача – подготовка детей  с ЗПР к школьному обучению.

Статья:

 Приводятся особенности психических процессов детей этой категории ( внимания, памяти, восприятия, мышления), которые необходимо учитывать в коррекционной работе и подборе методов и приемов. У детей с ЗПР часто имеет место органическая недостаточность центральной нервной системы, поэтому у большинства детей имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности, возбудимость, колебания внимания. Все это сказывается на обучаемости ребенка.  В статье отмечается как, используя дидактические игры, можно достигать положительных результатов в подготовке детей к школе и коррекции психических процессов.   Даются методические рекомендации по правильному использованию дидактических игр.                                   

 В приложении №1 приводится несколько примеров дидактических игр с иллюстрациями, которые широко используются автором статьи в своей работе.

В приложении №2 дан список пособий, в которых содержится описание дидактических игр.

В приложении №3 предлагается « Система дидактических игр», которая поможет педагогам быстрее ориентироваться в многообразии игр. 

 В приложении №4  предлагается перечень коррекционных целей, которые должны быть отмечены в каждом конспекте занятий учителя – дефектолога.

 

Чередниченко В.В.

 

Дополнительные сведения об авторе статьи.

 

 Чередниченко Вера Васильевна (15.08.1953г.р.) Окончила педагогическое училище по специальности воспитатель детского сада. Затем закончила пединститут по специальности учитель русского языка и литературы. Работала преподавателем в ПТУ, учителем русского языка в средней школе. Переехав на Камчатку,  работала воспитателем в детском саду в сурдологической группе, затем – в логопедической группе. Заинтересовавшись проблемами детей с отклонениями в развитии,  окончила логопедические курсы, а затем окончила Московский государственный открытый педагогический университет ( им. Шолохова). С 1997 года работаю учителем – дефектологом, логопедом на группах для детей с задержкой психического развития.  Являлась членом экспертной группы по аттестации учителей – дефектологов. Лауреат  конкурса « Учитель года». Имею звание и нагрудный знак                   « Почетный работник общего образования Российской Федерации».  Общий педагогический стаж более 37 лет.  В данное время проживаю в городе Белгороде, где работаю учителем – дефектологом в МДОУ № 67.

Каждому из основных этапов  развития в жизни человека соответствует  своя ведущая деятельность, определяющая психическое развитие человека и становление его личности.

 В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В школьном возрасте ведущая роль переходит к учению, а по окончании учения – к труду. 

Многие педагоги замечают, что детей с задержкой психического развития становится все больше. Естественно, что знания общеобразовательной программы такие дети усвоить не могут. Поэтому,  в работе с детьми с задержкой психического развития  (ЗПР) наряду с обучающей задачей ставится и коррекционная, без решения которой обучающая задача не может осуществляться в должной мере.

Поэтому для решения проблемы подготовки к школе детей с ЗПР, которая в последние годы становится все более актуальной, на первый план необходимо ставить решение коррекционных задач, как необходимое условие для решения задач подготовленности ребенка к школе.

В коррекционной работе с детьми с  задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (недоразвитие речи почти всегда сопутствует ЗПР) обозначаются  следующие моменты :

- коррекция психических процессов;

- подготовка к обучению грамоте;

- формирование элементарных математических представлений; 

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие связной речи;

- расширение словарного запаса ребенка;

- работа над грамматическим строем речи и др. 

 Как показывает  практика, успехов в коррекции психических процессов  и в обучении детей с ЗПР можно достичь, опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста, которой является игра, ведь « игра – королева детства». Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др.  Основой и сутью обучения в дошкольном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие.  Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.  То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Дидактические игры широко используются как на фронтальных, так и  на индивидуальных занятиях. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей с ЗПР через дидактическую игру, то есть                   « учить, играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.  С этой целью используются ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей с ЗПР. Педагоги – дефектологи знают существенные отличия этих детей от нормально развивающихся.  Кратко вспомним эти отличия. 

Внимание.

- Долго не формируется произвольное внимание.

- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное.  Снижается при умственной и физической нагрузке. Даже положительные бурные эмоции

( праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание.

- Малый объем внимания.

- Дети с ЗПР не  могут правильно распределить внимание.  

- Наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вода деятельности на другой. Иногда наблюдается «застревание» на чем – то одном.

 Память.

-  Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.

- Хуже развита вербальная память ( словесная), зрительная – несколько лучше.

- Страдает способность к логическому запоминанию.  Лучше развита механическая память.         В своей работе я использую ряд приемов, при использовании которых заметно возрастает внимание и память : 

- смена деятельности на более легкую;

- многократное повторение изучаемого материала, его дробление на несложную информацию. Постепенное усложнение. Повторение ребенком инструкции педагога;

-  использование разнообразных игр и игровых моментов; 

- применение красочного  эстетичного наглядного материала, схем.                                             Все это помогает поддерживать внимание и организовывать  более прочное запоминание нового материала.  

Мышление. 

-  Особенно страдает словесно – логическое мышление. Наблюдается недостаточная сформированность  таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.

- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений,  а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда « застревают» на этом.

- Затруднено установление причинно – следственных связей и т.д.

Восприятие. 

- Темп восприятия замедлен. Требуется больше времени для выполнения задания.

- Объем восприятия сужен.

-Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов ( например, круга и овала)

- Проблемы с гнозисом  (распознаванием).  С трудом узнают зашумленные и пересекающиеся изображения. Затрудняются в собирании разрезных картинок, часто ошибаются в «прохождении лабиринтов».

- Восприятие цвета, величин, формы, времени, пространства бывает грубо нарушено                      ( часто дети словесно их вообще не называют).

- Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи.

 У детей с ЗПР  имеет место органическая недостаточность центральной нервной системы, что влечет за собой незрелость в познавательной и в эмоционально – волевой сферах, Такие дети даже в старшем дошкольном возрасте не способны к длительным волевым усилиям и сосредоточенности. Вот почему занятия с детьми с ЗПР  более коротки ( как минимум на 5 минут)  в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.  У большинства детей с ЗПР имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности                ( ребенок как – бы смотрит на тебя, но не слышит и не видит,  находится в прострации). Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых  наоборот – возбудимость, суетливость. Все это сказывается на снижении обучаемости ребенка.  Поэтому, именно использование дидактических игр, помогает ребенку более длительно удерживать  внимание, способствует более качественному  запоминанию, лучшему восприятию и помогает  поддерживать интерес ребенка на протяжении  всего занятия.   

Практически  у всех детей с ЗПР и общим недоразвитием речи разных уровней наблюдается  низкий уровень владения звуковым анализом слова.  Например, они не могут выделить звук даже в ряду звуков или в начале слова. Испытывают трудности в выделении  гласных и согласных звуков в конце слова, затрудняются самостоятельно придумать слово с заданным звуком и т.д.  На примере подготовки к обучению грамоте рассмотрим , как  формируются  представления о звуковом составе слова.   Так, сначала дети учатся :                               

А) выделять звук из ряда звуков.  

Здесь можно использовать такие игры: « Услышишь звук – хлопни»,  где ребенок, услышав заданный звук, должен хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять соответствующий символ.  В дидактической  игре « Помоги зайчику перейти через болото» дети упражняются в различении изолированного звука «З»  в ряду других звуков. 

Б) Затем учим детей  выделять звук в слоговых цепочках.                                                                Здесь дефектологу и логопеду необходимо обратить внимание на то, что на становление  звукового анализа имеет влияние недостаточная  аналитико – синтетическая деятельность детей с ЗПР, что не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их.  Дети испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда. Так, они повторяют вместо трех всего два слога, часто меняют их порядок . Например, вместо того, чтобы повторить за педагогом « та – да – та», ребенок произносит « да – та». Для выделения звука в слоговых цепочках используем такие игры ,  как:   «Дразнилки», « Веселый попугай», « Споем песенки», « Какой слог лишний?» и т.д.

В) Далее учим детей выделять заданный звук в словах,   

 Можно использовать следующие игры: « Красный – белый», « Звуковые часы», « Зажги фонарик» , « Подари подарки  Соне и Шуре», « Отгадай, какой груз везет машина?»  и т.д. 

 Г ) Затем учим детей  определять место звука в слове и последовательности выделения.

 Формируется этот навык в  таких играх, как : « Цветочки», « Полянки», « Поезд», « Где звук спрятался?» и т.д. Причем, игру « Поезд» можно использовать и для определения количества звуков в слове и для работы над слоговым составом слова.

                     Для лучшего восприятия изучаемого материала, необходимо задействовать как можно больше видов анализаторов ( слуховой, зрительный, тактильный…).   В дидактической игре « Я покажу – ты назови»  ребенок  определяет нужный звук по зрительной опоре,  либо по беззвучной артикуляции педагога и называет звук. Здесь используется зрительная опора в виде символов, напоминающих геометрические фигуры, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции гласных звуков. Для более прочного запоминания образа букв разработана целая система игр и игровых упражнений. Например : «Угадай на ощупь», « Техники», « Выложи из палочек(  пуговиц, слепи из пластилина), «Буква рассыпалась» и т.д.

                   При введении дидактической игры в занятия как метода обучения, используя различные игровые приемы, создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес  к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик ( игрушка или плоскостное изображение), Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т.д.  Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного ( или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь  ему выполнить какое – либо задание, или  проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям. 

Кроме широкого использования  дидактических игр на различных занятиях,  необходимо применять пальчиковую гимнастику,  элементы психогимнастики, физкультурные минутки,  логоритмические упражнения, элементы фонетической ритмики.

                     Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо  подбирать  такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в  коррекции. Хотя , исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу  на два или более психических процессов.  Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и  вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала  и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.

                           Предлагаю методические рекомендации к использованию 

                                        дидактических игр в работе с детьми с ЗПР 

1.      Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в коррекционной работе.

2.       Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.

3.      В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4.       При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют получению не только новых знаний, но и  коррекции психических процессов ребенка. 

5.       Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.

6.       Зная особенности детей с ЗПР,  для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.

7.      Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.

 

 

 Далее привожу примеры нескольких дидактических игр. Приложение №1.                         

Список пособий с дидактическими играми приводится в приложении №2 .

Предлагаю,  разработанную мною, « Систему дидактических», которая поможет педагогам быстрее ориентироваться в многообразии игр. Приложение №3.

 Работая несколько лет в аттестационной комиссии учителей – дефектологов и учителей – логопедов, я заметила, что у педагогов возникают трудности в правильном подборе формулировок коррекционных целей, которые обязательно должны указываться в каждом конспекте. Такой перечень коррекционных целей я могу предложить в помощь педагогам, работающим с различными категориями  аномальных детей.  Приложение №.4

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010