Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Карта педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) детском доме

Авторы:
Сяурис Анна Антоновна
Лукьянова Ольга Викторовна
Шевель Людмила Васильевна

Аннотация:

Карта педагогического сопровождения детей составлена с учетом особенностей развития, воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Карта поможет в реализации значимых для коррекции аспектов личностно-ориентированного обучения воспитанников.
Карта предназначена учителям-дефектологам в специальных дошкольных учреждениях.
Карта педагогического сопровождения создана творческой группой учителей-дефектологов Тулунского специального (коррекционного) детского дома:
Шевель Людмила Васильевна ____________;
Сяурис Анна Антоновна ____________;
Лукьянова Ольга Викторовна ______________.

Статья:

Цель: Коррекция и компенсация основного дефекта, т.е. преодоление недоразвития их познавательной деятельности, нарушений в развитии личности

Задачи: 1. Комплексное изучение воспитанников по познавательному развитию. Формирование системы знаний об окружающей действительности.

                   2. Коррекция психического развития детей.

    Для эффективного решения коррекционных задач, предусмотренных программами обучения: «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой; «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, возникла необходимость создания карты педагогического сопровождения детей, чтобы видеть реальную картину развития каждого воспитанника и динамику продвижения их в развитии, достижения максимального уровня развития каждого ребенка. ( См. Приложение 1)

   Карта создана для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специального (коррекционного) детского дома.  Карта сопровождения детей включает в себя несколько разделов.

   Первый раздел – информационный. В данный раздел входят сведения о детях с включением уточненных диагнозов.

    Второй раздел – диагностический. Сюда входят речевой профиль группы, результаты обследования и сравнительный анализ знаний, умений и навыков.

   Третий раздел – организационный. В раздел входят структура индивидуальных занятий и расписание индивидуального развития детей по подгруппам с учетом интеллектуальных возможностей каждого ребенка. Структурной частью индивидуального занятия являются логопедическая работа, задания по формированию наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления, сенсорного воспитания, задания по развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, развития мелкой моторики. Дополнительные занятия по разделам программы планируются с теми детьми, которые не усваивают материал на фронтальных занятиях. На индивидуальных занятиях учитель – дефектолог создает условия для преодоления недостатков познавательной деятельности, нарушений в развитии личности.

    Четвертый раздел – коррекционно-развивающий раздел. Данный раздел включает в себя общие задачи на месяц и индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка с учетом результативности. В соответствии с требованиями к документации маршруты развития составляются на один месяц. В них планируются основные направления работы, отражаются этапы их проведения.

    Пятый раздел – констатирующий. В раздел входят сводная таблица индивидуальных знаний, умений и навыков на каждого ребенка и сводная таблица успешности детей с подведением итогов за учебный год.  

    Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются замедленно без коррекционного обучения и нуждаются в специальных способах воздействия на них мы предлагаем в индивидуальных маршрутах развития разные задания, которые корригируют и компенсируют дефекты развития детей.

 


                                                                                                                                                     Приложение 1

 

 

Карта педагогического
сопровождения
 детей

 

( Программа О.П. Гаврилушкиной,

Н.Д. Соколовой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»)

 

 


Методические рекомендации для реализации карты сопровождения

   Маршрут индивидуального развития ребенка состоит из пунктов, характеризующих присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями, умениями и навыками). Если педагог считает, что данный способ или умения сформированы у ребенка, он ставит солнышко. Если данные неопределенные – вопросительный знак. Если, несмотря на специально принятые меры, результат оказывается ниже возрастных возможностей – ставится флажок. Флажок следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одном или нескольких разделов программы.

Примечание: На основе своих педагогических действий мы пришли к выводу: при общем количестве индивидуальных заданий по разделам программы (от 36 – 51 и больше), рост развития детей определяется общим количеством «солнышек», от чего и зависит успешность детей в дальнейшем их обучение.

 

Разделы программы

Количество заданий

ЗКР

1-2

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

 

4-6

Формирование элементарных математических представлений

 

4-5

Конструирование

2-3

Моторика

1-3

 

Показатели роста:

o                 От 35 и выше ☼ - ребенок выполняет требования программы;

o                 От 25 – 35 ☼ - владеет не все З.У.Н., предусмотренные программой;

o                 От 25 и ниже ☼ - не соответствуют требованиям программы.


 

 

 

Диагнозы детей группы

 

 

Фамилия и имя ребёнка

 

Диагноз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой профиль группы

 

 

Фамилия и имя ребёнка

 

Недостатки произношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Результаты обследования

(Программа О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»)

 

               Разделы          программы

   Дети

 

Ознакомление с окружающим

 

Развитие речи

Формирование элементарных математических представлений

 

Конструирование

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ знаний, умений и навыков

 по программе О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой

«Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»

в группе «_____________»  _____ г.о. (20__ - 20__ учебный год)

 

 

 

Разделы программы

Начало года

Конец года

 

Балл

 

%

Уровни

 

Балл

 

%

Уровни      

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

 

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструирова-

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оценка

по группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Структура индивидуального занятия

 

1.   Звуковая культура речи

2.   Развитие речи

3.   Формирование элементарных математических представлений

4.   Конструирование

5.   Развитие моторики

 

 

Расписание индивидуального развития детей

 

1 подгруппа                                                  2 подгруппа

                           1.                                                                   1.

                           2.                                                                   2.

                           3.                                                                   3.

                           4.                                                                   4.

                           5.                                                                   5.

                           6.                                                                   6.

 

1 подгруппа (вторник, четверг);  2 подгруппа (понедельник, среда, пятница)

 

 

 


Общие задачи

(заполняется на месяц)

                                                                                                                                                                                               Месяц________________

 

Звуковая культура речи

 

 

 

 

Развитие речи

 

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

Конструирование

 

 

 

Развитие моторики

 

 

Индивидуальный маршрут развития ребёнка__________________

( заполняется каждый месяц)

 

 

Месяц

 

Звуковая культура речи

Учет

 

Развитие речи и ознакомление с окружающим

Учет

Формирование элементарных математических представлений

Учет

 

Конструирование

Учет

 

Развитие моторики

Учет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица индивидуальных знаний, умений и навыков ребёнка___________________

(заполняется на каждого ребёнка)

 

                           Квартал

   Разделы

 программы

І квартал

ІІ квартал

ІІІ квартал

 

 

?

 

 

 

?

 

 

 

?

 

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие моторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица успешности детей

 

 

Имя, фамилия ребёнка

 

Количество    по кварталам

 

 

Общее количество 

І

ІІ

ІІІ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

 

 

 

Карта педагогического
сопровождения
 детей

 

( Программа Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»)

 

 


Методические рекомендации для реализации карты сопровождения

 

Маршрут индивидуального развития ребенка состоит из пунктов, характеризующих присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями,  умениями и навыками). Если педагог считает, что данный способ или умения сформированы у ребенка, он ставит солнышко. Если данные неопределенные – вопросительный знак. Если, несмотря на специально принятые меры, результат оказывается ниже возрастных возможностей – ставится флажок. Флажок следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одном или нескольких разделов программы.

Пояснение: На основе своих педагогических действий мы пришли к выводу: при общем количестве индивидуальных заданий по разделам программы (от 39 -53 и больше), рост развития детей определяется общим количеством «солнышек», от чего и зависит успешность детей в дальнейшем их обучение.

 

Разделы программы

Количество заданий

ЗКР

1-2

Развитие речи

4-6

Формирование элементарных математических представлений

 

4-6

Развитие психических процессов

2-3

Развитие ручной моторики

1-2

 

Показатели роста:

o      От 39 и выше ☼ - ребенок выполняет требования программы;

o      От 28 – 38 ☼ - владеет не все З.У.Н., предусмотренные программой;

o      От 27 и ниже ☼ - не соответствуют требованиям программы.


 

 

 

Диагнозы детей группы

 

 

Фамилия и имя ребёнка

 

Диагноз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевой профиль группы

 

 

Фамилия и имя ребёнка

 

Недостатки произношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Результаты обследования

(Программа Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение  и воспитание»)

 

 

Дети

 

 

Развитие речи

 

Ознакомление с художественной литературой

 

Ознакомление с окружающим

 

Социальное развитие

Формирование элементарных математических представлений

 

Сенсорное воспитание

 

Формир- ие мышления

 

Подготовка к обучению грамоте

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ знаний, умений и навыков

   по программе Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой                                                     

«Коррекционно-развивающее обучение  и воспитание»

в группе «_____________»  _____ г.о. (20__ - 20__ учебный год)

 

 

 

Разделы программы

Начало года

Конец года

 

Балл

 

%

Уровни

 

Балл

 

%

Уровни      

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с художественной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсорное воспитание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к обучению грамоте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая оценка

по группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 

Структура индивидуального занятия

 

1.   Звуковая культура речи

2.   Развитие речи

3.   Формирование элементарных математических представлений (сенсорное восприятие)

4.   Развитие психических процессов

5.   Развитие моторики

 

 

Расписание индивидуального развития детей

 

1 подгруппа                                                  2 подгруппа

                            1.                                                                  1.

                            2.                                                                   2.

                            3.                                                                   3.

                            4.                                                                   4.

                            5.                                                                   5.

                            6.                                                                   6.

 

1 подгруппа (вторник, четверг);  2 подгруппа (понедельник, среда, пятница)

 

 

 

 

 

Общие задачи

(заполняется на месяц)

                                                                                                                                                                                           Месяц_________________

 

Звуковая культура речи

 

 

 

 

Развитие речи

 

 

 

Ознакомление с художественной литературой

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

Социальное развитие

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

Сенсорное развитие

 

 

 

 

Формирование мышления

 

 

 

 

 

Развитие моторики

 

 

 


Индивидуальный маршрут развития ребёнка______________

(заполняется на каждого ребёнка)

 

 

Месяц

 

Учет

 

Учет

 

Учет

 

Звуковая культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с художественной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

 

Сенсорное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие моторики

 

 

 

 

 

 

 










 

Сводная таблица индивидуальных знаний, умений и навыков ребёнка___________________

(заполняется на каждого ребёнка)

 

                           Квартал

   Разделы

 программы

І квартал

ІІ квартал

ІІІ квартал

 

 

?

 

 

 

?

 

 

 

?

 

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с художественной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсорное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие моторики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица успешности детей

 

 

Имя, фамилия ребёнка

 

Количество    по кварталам

 

 

Общее количество 

І

ІІ

ІІІ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010