Авторы:
Пояркова Елена Ивановна
Садова Елена Александровна
Аннотация
Пояркова Е.И., Садова Е.А.
«Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения».
В работе представлены учебно-тематические планы и определение результативности по восприятию пространства и ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Данный материал предназначен для тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп и родителей.
Статья:
Управление образования администрации г. Коврова
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 комбинированного вида
тема: Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения.
Авторы: Пояркова Е.И. - (личный код SC-4337)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ № 8,
I квалификационной категории.
Садова Е.А. – ( личный код SC-4338)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ №8,
I квалификационной категории.
Ковров, 20011
Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения.
Слепой и слабовидящий специально
должны быть обучены тому, что
зрячий постигает сам.
Л.С.Выготский
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. В связи с изменениями экологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей, но за счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05-0,1) и частично видящих (острота зрения 0,01-0,1). Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения была и остается проблема обучения ориентировке в пространстве.
Самостоятельная ориентировка в пространстве для детей с патологией зрения рассматривается тифлопедагогикой и тифлопедагогами М.И Земцовой, Л.А. Новиковой, Л.И.Солнцевой и другими, как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции слабовидящего человека среди людей с нормальным зрением.
Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом ученых (В.А. Глебов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, М.Н. Наумов), как способность ориентироваться в пространстве на суженной сенсорной основе; овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности.
Под ориентировкой в пространстве понимается способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Формирование достаточно высокого уровня навыков пространственной ориентировки позволяет детям с нарушением зрения осуществлять перенос этих навыков в различные сферы деятельности (учебную, игровую), снимает такие последствия, как боязнь пространства, неуверенность в своих силах, медлительность и осторожность в движениях, ограничение самостоятельности, то есть влияет на личность слабовидящих в целом.
В течение ряда лет мы разрабатывали и апробировали тематическое и перспективное планирование по ориентировке в пространстве для дошкольников с патологией зрения. При составлении учебно-тематических планов использовали: « Программу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» под редакцией ПлаксинойЛ.И.
Цель работы - развивать ориентировку в пространстве у детей с патологией зрения и формировать у них представление о пространстве.
Для этого решались следующие задачи:
- обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела;
- формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать
информацию, полученную с помощью зрения;
- обучение моделированию предметно-пространственных построений, чтению схем;
- формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки
предметов.
Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушением зрения в развитии и наличием у него к моменту поступления в коррекционную группу целого ряда вторичных отклонений.
Построение работы с детьми с нарушением зрения идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. В процессе специального обучения ориентировке в пространстве использовались современные методики, модифицированные и адаптированные тифлопедагогами применительно к требованиям коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения.
Обучение ориентировке в пространстве мы разделили на четыре блока.
1-й блок: формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле.
2 -й блок: развитие ориентировки в макропространстве, выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения.
3-й блок: развитие ориентировки в микропространстве «от себя», формирование умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.
4-й блок: обучение ориентировке в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете охраны зрения, где собран весь коррекционный материал.
Дети с нарушением зрения комплектуются в подгруппы из 2-х, 4-х детей с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности знаний по ориентировке в пространстве.
Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Продолжительность занятий распределяется по возрастам, учитывая индивидуальные зрительные нагрузки.
Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.
В ходе занятий ведется контроль за тем, чтобы у детей не возникло зрительного утомления, строго соблюдаются требования гигиены к освещению, позе и осанки детей, проводится гимнастика для глаз.
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется совместно с другими специалистами детского сада:
- воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности ( игровой, учебной, бытовой);
- логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием;
- инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями;
- музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.
В коррекционных группах сложилась система взаимодействия коллектива специалистов с родителями воспитанников.
Индивидуальные консультации с родителями и открытые коррекционные занятия позволяют активизировать и закреплять знания, умения, навыки у детей с патологией зрения и использовать их вне детского сада.
Вся коррекционная работа с детьми проводится при осуществлении тщательного наблюдения и контроля со стороны врача-офтальмолога.
Для того, чтобы правильно планировать свою работу со слабовидящими детьми по ориентировке в пространстве, тифлопедагогу необходимо выявить исходный уровень знаний, умений и навыков, а также понять причину возможного отставания по развитию пространственной ориентировки, сенсорного и общего развития. С этой целью необходимо коррекционно-педагогическое обследование, которое проводится нами два раза в год, используя методику Л.И.Плаксиной.
Результативность определялась по методу экспертной оценки «ребёнок должен знать». Это позволяло оценить не только уровень подготовленности ребёнка с патологией зрения к обучению, но и наметить конкретные шаги в организации коррекционной работы по данной теме.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве использовались натуральные предметы, их модели, макеты, контурно-силуэтные изображения. Обследование проводилось только в игровой форме, предлагаемые задания были четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.
Уровни усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве:
· 0 уровень
У ребенка нет никаких навыков, предлагаемые задания не выполняются
· I уровень
Задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога
· II уровень
При выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога
· III уровень
Задания выполняются правильно, без подсказки и корректировки педагога
Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий.
Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений тифлопедагогов, воспитателей, родителей и определяется роль каждого в комплексном процессе обучения дошкольника с патологией зрения.
Учебно-тематический план коррекционных занятий
по развитию ориентировки в пространстве
I год обучения
Блоки |
№ занятий |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Ориентировка на собственном теле |
1,5,9 |
Формировать представление о собственном теле. Учить находить и показывать части тела кукол. |
Учить, правильно находить и называть части своего тела. Развивать прослеживающие функции взора. |
Продолжать формировать умение ориентироваться на собственном теле. Развивать фиксацию взора. |
Ориентировка в макропространстве |
2,6,10 |
Учить ориентироваться в помещениях детского сада, используя зрительные ориентиры. |
Учить детей двигаться в заданном направлении. Развивать умение выполнять практические действия. |
Учить ориентироваться в групповой комнате, используя зрительные и тактильные ориентиры. |
Ориентировка в микропространстве |
3,7,11 |
Развивать способность зрительно-осязательного обследования предметов. |
Развивать зрительно-пространственные навыки. Укреплять мышцы глаз. |
Учить ориентироваться на листе бумаги (находить середину). Развивать зрительное внимание. |
Работа с планами, схемами |
4,8,12 |
Познакомить детей со схематическим изображением игрушки. |
Учить определять схематическое расположение предмета на листе бумаги. |
Учить определять и называть схематическое изображение предмета. |
Блоки |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Ориентировка на собственном теле |
13,17,21 |
Продолжать учить ориентироваться на собственном теле. Развивать зрительное и слуховое внимание. |
Учить детей понятию: правая, левая сторона. Упражнять в нахождении предметов расположенных справа или слева. |
Учить использовать в речи термины (справа-слева). Развивать прослеживающие функции взора. |
Ориентировка в макропространстве |
14,18,22 |
Продолжать учить ориентироваться в помещениях детского сада. Учить находить свой шкафчик. |
Развивать зрительно-двигательную ориентировку. Учить, внимательно слушать словесные инструкции. |
Учить находить предмет в групповой комнате, используя зрительные ориентиры. |
Ориентировка в микропространстве |
15, 19,23 |
Учить находить середину, правую, левую стороны на фланелеграфе. |
Продолжать учить располагать предметы в микропространстве по словесной инструкции. |
Продолжать развивать зрительно-пространственные навыки. Развивать внимание. |
Работа с планами, схемами |
16,20,24 |
Учить строить простейшие постройки из кубиков. |
Учить строить постройки по образцу. Развивать внимание. |
Учить выполнять постройки самостоятельно. |
Блоки |
|
Март |
Апрель |
Май |
Ориентировка на собственном теле |
25,29,33 |
Продолжать развивать представление о частях тела. |
Учить выполнять задание по словесной инструкции. |
Закреплять полученные знания по теме. |
Ориентировка в макропространстве |
26,30,34 |
Закреплять умение ориентироваться в помещении д/с |
Упражнять в передвижении в названном направлении. |
Ориентироваться в д/с с помощью обоняния, осязания, слуха. |
Ориентировка в микропространстве |
27,31,35 |
Развивать зрительное внимание, память. |
Упражнять в ориентировке в микропространстве |
Формировать представление о промежутках времени. |
Работа с планами , схемами. |
28,32,36 |
Продолжать учить выполнять постройку по образцу. |
Развивать простейшие пространственные представления. |
Упражнять в использовании пространственных терминов. |
Учебно-тематический план коррекционных занятий
по развитию ориентировки в пространстве
II год обучения
Блоки
|
№ занятий |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Ориентировка на собственном теле |
1,5,9 |
Закреплять знания о частях своего тела. Развивать зрительное внимание. |
Обучать соотношению своего тела с частями тела других детей. |
Продолжать учить определять стороны тела, используя термины. |
Ориентировка в макропространстве |
2,6,10 |
Ориентироваться в пространстве с точкой отсчета « от себя». |
Развивать прослеживающие функции взора. |
Формировать умение ориентироваться на участке д/с. |
Ориентировка в микропространстве |
3,7,11 |
Учить ориентироваться на поверхности стола. |
Формировать умение находить и называть детали одежды. |
Развивать зрительные функции. |
Работа с планами, схемами. |
4,8,12 |
Обучение моделированию из кубиков. |
Учить определять расположение предметов. |
Моделирование из мозаики. |
Блоки |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Ориентировка на собственном теле |
13,17,21 |
Формировать представление о пространственном расположении своего тела. |
Учить использовать в речи предлоги (над, под, между). |
Развивать пространственное мышление. |
Ориентировка в макропространстве |
14,18,22 |
Формировать представление о расположении предметов (далеко-близко). |
Учить детей ориентироваться с помощью зрения и слуха. |
Выполнять практические действия по словесной инструкции. |
Ориентировка в микропространстве |
15,19,23 |
Учить ориентироваться на поверхности листа, определяя стороны. |
Учить использовать в речи пространственные термины. |
Развивать зрительные функции взора (фиксация, прослеживание). |
Работа с планами, схемами |
16,20,24 |
Учить ориентироваться по простейшей схеме. |
Развивать умение выполнять постройки по образцу. |
Учить соотносить форму предметов с эталонами. |
Блоки |
|
Март |
Апрель |
Май |
Ориентировка на собственном теле |
25,29,33 |
Учить располагать и находить предметы с точкой отсчета «от себя». |
Упражнять в ориентировке на собственном теле. |
Закреплять умение ориентироваться на своем теле. |
Ориентировка в макропространстве |
26,30,34 |
Развивать умение двигаться в заданном направлении. |
Продолжать развивать умение ориентироваться в открытом пространстве. |
Закреплять знания детьми значения слов (далеко- близко; дальше- ближе). |
Ориентировка в микропространстве |
27,31,35 |
Упражнять в ориентировке в микропространстве. |
Активизировать зрительные функции. |
Закреплять пройденный материал. |
Работа с планами. схемами |
28,32,36 |
Развивать пространственные представления. Укреплять зрительные функции. |
Упражнять в работе с простейшими схемами. Развивать внимание. |
Упражнять в использовании в речи пространственных терминов. |
Учебно-тематический план коррекционных занятий
по развитию ориентировки в пространстве
III год обучения
Блоки |
№ занятий |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Ориентировка на собственном теле |
1,5,9 |
Учить, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей. |
Развивать умение определять эмоциональное состояние людей. Активизировать зрительные функции. |
Продолжать формировать у детей понятия: правая, левая сторона. Учить определять стороны тела. |
Ориентировка в макропространстве |
2,6,10 |
Учить ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к другим группам и т.д. |
Учить детей двигаться в заданном направлении. Развивать умение понимать словесную инструкцию. |
Учить ориентироваться на участке детского сада, словесно обозначая направление движения. |
Ориентировка в микропространстве |
3,7,11 |
Учить определять пространственное расположение окружающих предметов. Развивать зрительные навыки. |
Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги. Развивать внимание. |
Закреплять навыки определения предметов в микроплоскости. Развивать зрительные функции. |
Работа с планами, схемами |
4,8,12 |
Дать представления о схематическом изображении предметов. Развивать внимание. |
Учить, схематически изображать небольшие рассказы из личного опыта. |
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами. |
Блоки |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Ориентировка на собственном теле |
13,17,21 |
Учить выделять расположение частей тела, используя предлоги (над, под, между). Развивать пространственное мышление, активизировать зрительные функции. |
Учить детей соотносить стороны тела и парных органов с правой и левой рукой. Развивать пространственное мышление. Развивать зрительное внимание. |
Учить определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчета «от себя». Развивать зрительное и слуховое внимание. |
Ориентировка в макропространстве |
14,18,22 |
Учить детей двигаться в заданном направлении, понимать и выполнять практические действия по словесной инструкции. |
Развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве. Активизировать зрительные функции. |
Учить ориентироваться по территории детского сада от кабинета тифлопедагога. Развивать зрительное внимание. |
Ориентировка в микропространстве |
15,19,23 |
Развивать умение располагать предметы на фланелеграфе по словесной инструкции. Использовать в речи пространственные термины. |
Закреплять умение ориентироваться на поверхности стола. Выполнять практические действия в соответствие со словесной инструкцией. |
Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги. Тренировать зрительное внимание. |
Работа с планами, схемами |
16,20,24 |
Продолжать учить моделировать простейшие постройки с помощью предметов заместителей. |
Развивать пространственные представления при прочтении плана. Активизировать зрительные функции. |
Научить моделировать кабинет тифлопедагога, используя, предметы заместители. |
Блоки |
|
Март |
Апрель |
Май |
Ориентировка на собственном теле |
25,29,33 |
Развивать умение передвигаться в заданном направлении. Активизировать зрительные функции. |
Закреплять представления детей о пространственном расположении частей тела с помощью зрения и тактильных ощущений. |
Закреплять навыки ориентировки на собственном теле. Развивать слуховое и зрительное восприятие. |
Ориентировка в макропространстве |
26,30,34 |
Учить ориентироваться в групповой комнате. Понимать и обозначать в речи направление (вправо, влево, вперед, назад). |
Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве. Развивать зрительное внимание, пространственное мышление. |
Учить определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола и т.д. Закреплять знания детьми значения слов (далеко - близко, дальше - ближе). |
Ориентировка в микропространстве |
27,31,35 |
Закреплять умение ориентироваться на фланелеграфе. Развивать зрительное внимание, воображение. |
Продолжать развивать пространственные представления. Упражнять в ориентировке во времени. |
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Располагать фигуры по словесной инструкции. |
Работа с планами, схемами |
28,32,36 |
Продолжать учить моделировать простейшие постройки из кубиков, опираясь на предложенную схему. |
Продолжать учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. |
Развивать у детей пространственные представления при рассматривании схем открытого пространства. |
Учебно-тематический план коррекционных занятий
по ориентировки в пространстве
IV год обучения
Блоки |
№ занятий |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Ориентировка на собственном теле |
1,5,9 |
Формировать умения детей ориентироваться на собственном теле. Использовать в речи пространственное расположение частей тела. |
Учить определять и называть части тела ребенка стоящего напротив. Учить сравнивать и соотносить пространственные направления. |
Дать представления о пространственных отношениях в процессе направления стоящего впереди ребенка. |
Ориентировка в макроплоскости |
2,6,10 |
Развивать навыки ориентировки в пространстве. Учить дифференцировать основные направления пространства. |
Учить определять местоположение предметов находящихся от детей на расстоянии 2-х метров. |
Учить определять местоположение предметов находящихся на расстоянии 5 метров. |
Ориентировка в микроплоскости |
3,7,11 |
Учить выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек. |
Учить ориентироваться на поверхности листа в клетку. Учить схематическому изображению предметов. |
Продолжать учить схематичному изображению предметов на листе в клетку. |
Работа с планами, схемами. |
4,8,12 |
Учить выполнять модели из металлического конструктора, работая в соответствии со схемой. |
Учить составлять схемы помещений, отмечая расположение предметов. |
Развивать умение моделировать, используя предложенные схемы. |
Блоки |
|
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Ориентировка на собственном теле |
13,17,21 |
Закреплять умение выделять направления (направо - налево; вперед-назад; вверх-вниз). Развивать зрительное и слуховое внимание. |
Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале при повороте на 90 градусов. |
Закреплять умение определять и называть части тела ребенка стоящего впереди, с точкой отсчета «от себя». |
Ориентировка в макроплоскости |
14,18,22 |
Учить определять направление движения в пространстве, обозначая движения пространственными терминами.
|
Развивать пространственное мышление детей, учить их, мысленно представлять место, которое занимает тот или иной предмет. |
Учить ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице. Выделять ориентиры. Развивать зрительное внимание. |
Ориентировка в микропространстве |
15,19,23 |
Развивать навыки ориентировки на фланелеграфе. Учить располагать картинки в соответствии со словесной инструкцией. Развивать зрительное внимание. |
Продолжать учить ориентироваться на листе в клетку. Учить отсчитывать определенное количество клеток в соответствии со словесной инструкцией. |
Учить, самостоятельно располагать предметы в названных направлениях, словесно обозначая их расположение. |
Работа с планами, схемами |
16,20,24 |
Продолжать развивать умения моделировать по предложенной схеме. Развивать зрительные функции взора. |
Продолжать учить собирать модели из металлического конструктора по предложенной схеме. Учить понимать схему. |
Познакомить с моделью « календарь природы». Развивать зрительные функции. |
Блоки |
|
Март |
Апрель |
Май |
Ориентировка на собственном теле |
25,29,33 |
Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале, при повороте на 180 градусов. Использовать в речи специальные термины. |
Совершенствовать умение выделять направления, используя пространственные термины. Развивать зрительные функции взора. |
Закреплять навыки, полученные в течение года по ориентировке на собственном теле, теле стоящего напротив или стоящего впереди ребенка. |
Ориентировка в макроплоскости |
26,30,34 |
Совершенствовать умения ориентироваться в помещениях детского сада. По просьбе педагога объяснить, как найти тот или иной кабинет в детском саду. Развивать прослеживающие функции взора. |
Совершенствовать умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада. Словесно описывая свой путь. Развивать внимание, память. |
Закреплять умение в ориентировке в помещениях и на участке д/с с помощью всей сенсорной сферы. |
Ориентировка в микропространстве |
27,31,35 |
Закреплять умение ориентироваться на поверхности стола. Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур. |
Закреплять умение определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами. Развивать зрительные функции взора. |
Закреплять навыки ориентировки в микропространстве. Учить выполнять работу по словесной инструкции. |
Работа с планами,схемами |
28,32,36 |
Закреплять умение строить постройки из строительного материала в соответствии со схемой. |
Учить детей ориентироваться на улице. Продолжать знакомить с правилами поведения на улице. |
Закреплять навыки работы с планами. Развивать зрительное внимание. |