Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения».

Авторы:
Пояркова Елена Ивановна
Садова Елена Александровна

Аннотация:

                                                             Аннотация

Пояркова Е.И., Садова Е.А.

 

«Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения».

 

  В работе представлены учебно-тематические планы и определение результативности по восприятию пространства и ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Данный материал предназначен для тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп и родителей.

Статья:

                        Управление образования администрации г. Коврова   

 

                       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение      

 

                                            детский сад № 8 комбинированного вида  

 

                       

 

 

 

     

 

 

             тема:  Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения.         

 

 

 

 

 

 

                        

             Авторы: Пояркова Е.И.  - (личный код  SC-4337)    

                             Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ № 8,    

                            I квалификационной категории.          

 

 

                             Садова Е.А. – ( личный код  SC-4338)        

                              Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ №8,    

                              I квалификационной категории.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Ковров, 20011    

               Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения.

                             

                                                                                   Слепой и слабовидящий специально                                                                                                                

                                                                                   должны быть обучены тому, что                                                                     

                                                                                  зрячий постигает сам.                                                                                               

                                                                                                                                              Л.С.Выготский                                                                                                                                                                                                                                                          

   В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. В связи с изменениями экологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей, но за счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05-0,1) и частично видящих (острота зрения 0,01-0,1). Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

   Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения была и остается проблема обучения ориентировке в пространстве.

   Самостоятельная ориентировка в пространстве для детей с патологией зрения рассматривается тифлопедагогикой и тифлопедагогами  М.И Земцовой, Л.А. Новиковой, Л.И.Солнцевой   и  другими,  как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции слабовидящего человека среди людей с нормальным зрением.

    Понятие  «пространственная ориентировка» трактуется рядом ученых  (В.А. Глебов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, М.Н. Наумов),  как  способность ориентироваться в пространстве на суженной сенсорной основе; овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности.

    Под ориентировкой в пространстве понимается  способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

    Формирование достаточно высокого уровня  навыков пространственной ориентировки позволяет детям с нарушением зрения осуществлять перенос этих навыков в различные сферы деятельности (учебную, игровую), снимает  такие последствия, как боязнь пространства, неуверенность в своих силах, медлительность и осторожность в движениях, ограничение самостоятельности, то есть влияет на личность слабовидящих в целом.

    В течение ряда лет мы разрабатывали и апробировали тематическое и перспективное планирование по ориентировке в пространстве для дошкольников с патологией зрения. При составлении учебно-тематических планов использовали: « Программу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» под редакцией ПлаксинойЛ.И.

    Цель работы - развивать ориентировку в пространстве у детей с патологией зрения и формировать у них представление о пространстве.

   Для этого решались следующие задачи:

   - обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела; 

   - формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать                                              

      информацию, полученную с помощью зрения;

   - обучение моделированию предметно-пространственных построений, чтению схем;

   - формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки

      предметов.

   Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушением зрения в развитии и наличием у него к моменту поступления в коррекционную группу целого ряда вторичных отклонений.

   Построение работы с детьми с нарушением зрения идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. В процессе специального обучения ориентировке в пространстве использовались  современные методики, модифицированные и адаптированные тифлопедагогами применительно к требованиям коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения.

  Обучение ориентировке в пространстве мы разделили на четыре блока. 

   1-й блок: формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном   теле.

   2 -й блок: развитие ориентировки в макропространстве, выделяя различные ориентиры                      (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения.

   3-й блок:  развитие ориентировки в микропространстве «от себя», формирование умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

    4-й блок: обучение ориентировке в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

   Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете охраны зрения, где собран весь коррекционный материал.

   Дети с нарушением зрения комплектуются в подгруппы  из 2-х,  4-х детей с учетом  характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня  сформированности  знаний по ориентировке в пространстве.

   Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

    Продолжительность занятий распределяется по возрастам, учитывая индивидуальные зрительные нагрузки.

    Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.

    В ходе занятий ведется контроль за тем, чтобы у детей не возникло зрительного утомления, строго соблюдаются требования  гигиены к освещению, позе и осанки детей, проводится гимнастика для глаз.

   Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется совместно с другими специалистами детского сада:

  - воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей  на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности ( игровой, учебной, бытовой);

   - логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным  восприятием;

   - инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями;

   - музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.

    В коррекционных группах сложилась система взаимодействия  коллектива специалистов с родителями воспитанников.

    Индивидуальные консультации  с родителями и открытые коррекционные занятия позволяют активизировать и закреплять знания, умения, навыки у детей с патологией зрения и использовать их вне детского сада.

    Вся коррекционная работа с детьми проводится при осуществлении тщательного наблюдения и контроля со стороны врача-офтальмолога.

    Для того, чтобы правильно планировать свою работу со слабовидящими детьми по ориентировке в пространстве, тифлопедагогу необходимо выявить исходный уровень знаний, умений и навыков, а также понять причину возможного отставания по развитию пространственной ориентировки, сенсорного и общего развития. С этой целью необходимо коррекционно-педагогическое обследование, которое проводится нами два раза в год, используя методику Л.И.Плаксиной.

    Результативность определялась по методу экспертной оценки «ребёнок должен знать». Это позволяло оценить не только уровень подготовленности ребёнка с патологией зрения к обучению, но и наметить конкретные шаги в организации коррекционной работы по данной теме.

    Для выявления уровня усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве использовались натуральные предметы, их модели, макеты, контурно-силуэтные изображения. Обследование проводилось только в игровой форме, предлагаемые задания были четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.

     Уровни усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве:

·   0 уровень

У ребенка нет никаких навыков, предлагаемые задания не выполняются

·   I уровень

Задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога

·   II уровень

При выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога

·   III уровень

Задания выполняются правильно, без подсказки и корректировки педагога

   

 Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий. 

    Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений тифлопедагогов, воспитателей, родителей и определяется роль каждого в комплексном процессе обучения дошкольника с патологией зрения.  

 

                            

 

Учебно-тематический план коррекционных занятий

по развитию ориентировки в пространстве

                                                       I год обучения

        Блоки

№ занятий

      Сентябрь

        Октябрь

      Ноябрь

Ориентировка на собственном теле

1,5,9

Формировать  представление о собственном теле. Учить находить и показывать части тела кукол.

Учить, правильно находить и называть части своего тела. Развивать прослеживающие функции взора.

Продолжать формировать умение ориентироваться на собственном теле. Развивать фиксацию взора.

Ориентировка в макропространстве

2,6,10

Учить ориентироваться в помещениях детского сада, используя  зрительные ориентиры.

Учить детей двигаться в заданном направлении. Развивать умение выполнять практические действия.

Учить ориентироваться в групповой комнате, используя зрительные и тактильные ориентиры.

Ориентировка в микропространстве

3,7,11

Развивать способность зрительно-осязательного обследования предметов.

Развивать зрительно-пространственные навыки. Укреплять мышцы глаз.

Учить ориентироваться на листе бумаги   (находить середину). Развивать зрительное внимание.

Работа с планами, схемами

4,8,12

Познакомить детей со схематическим изображением игрушки.

Учить определять схематическое расположение предмета на листе бумаги.

Учить определять и называть схематическое изображение предмета.

        Блоки

 

    Декабрь

       Январь

      Февраль

Ориентировка на собственном теле

13,17,21

Продолжать учить ориентироваться на собственном теле. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Учить детей понятию: правая, левая сторона. Упражнять в нахождении предметов расположенных справа или слева.

Учить использовать в речи термины      (справа-слева). Развивать прослеживающие функции взора.

Ориентировка в макропространстве

14,18,22

Продолжать учить ориентироваться в помещениях детского сада. Учить находить свой шкафчик.

Развивать зрительно-двигательную ориентировку. Учить, внимательно слушать словесные инструкции.

Учить находить предмет в групповой комнате, используя зрительные ориентиры.

Ориентировка в микропространстве

15, 19,23

Учить находить середину, правую, левую стороны на фланелеграфе.  

Продолжать учить располагать предметы в микропространстве по словесной инструкции.

Продолжать развивать зрительно-пространственные навыки. Развивать внимание.

Работа с планами, схемами

16,20,24

Учить строить простейшие постройки из кубиков.

Учить строить постройки по образцу. Развивать внимание.

Учить выполнять постройки самостоятельно.

       Блоки

 

    Март

       Апрель

         Май

Ориентировка на собственном теле

25,29,33

Продолжать развивать представление о частях тела.

Учить выполнять задание по словесной инструкции.

Закреплять полученные знания по теме.

Ориентировка в макропространстве

26,30,34

Закреплять умение ориентироваться в помещении д/с

Упражнять в передвижении в названном направлении.

Ориентироваться в д/с с помощью обоняния, осязания, слуха.

Ориентировка в микропространстве

27,31,35

Развивать зрительное внимание, память.

Упражнять в ориентировке в микропространстве

Формировать представление о промежутках времени.

Работа с планами , схемами.

28,32,36

Продолжать учить выполнять постройку по образцу.

Развивать простейшие пространственные представления.

Упражнять в использовании пространственных терминов.

 

                                  Учебно-тематический план коррекционных занятий

                                      по развитию ориентировки в пространстве

                                                         II год обучения

                                              

       Блоки                                                 

    

№ занятий    

    Сентябрь

       Октябрь

        Ноябрь  

Ориентировка на собственном теле

1,5,9

Закреплять знания о частях своего тела. Развивать зрительное внимание.

Обучать соотношению своего тела с частями тела других детей.

Продолжать учить определять стороны тела, используя термины.

Ориентировка в макропространстве

2,6,10

Ориентироваться в пространстве с точкой отсчета « от себя».

Развивать прослеживающие функции взора.

Формировать умение ориентироваться на участке д/с.

Ориентировка в микропространстве

3,7,11

Учить ориентироваться на поверхности стола.

Формировать умение находить и называть детали одежды.

Развивать зрительные функции.

Работа с планами, схемами.

4,8,12

Обучение моделированию из кубиков.

Учить определять расположение предметов.

Моделирование из мозаики.

        Блоки

 

      Декабрь

     Январь

      Февраль

Ориентировка на собственном теле

13,17,21

Формировать представление о пространственном расположении своего тела.

Учить использовать в речи предлоги (над, под, между).

Развивать пространственное мышление.

Ориентировка в макропространстве

14,18,22

Формировать представление о расположении предметов (далеко-близко).

Учить детей ориентироваться с помощью зрения и слуха.

Выполнять практические действия по словесной инструкции.

Ориентировка в микропространстве

15,19,23

Учить ориентироваться на поверхности листа, определяя стороны.

Учить использовать в речи пространственные термины.

Развивать зрительные функции взора        (фиксация, прослеживание).

Работа с планами, схемами

16,20,24

Учить ориентироваться по простейшей схеме.

Развивать умение выполнять постройки по образцу.

Учить соотносить форму предметов с эталонами.

     Блоки

 

         Март

         Апрель

      Май

Ориентировка на собственном теле

25,29,33

Учить располагать и находить предметы с точкой отсчета «от себя».

Упражнять в  ориентировке на собственном теле.

Закреплять умение ориентироваться на своем теле.

Ориентировка в макропространстве

26,30,34

Развивать умение двигаться в заданном направлении.

Продолжать развивать умение ориентироваться в открытом пространстве.

Закреплять знания детьми значения слов (далеко- близко; дальше- ближе).

Ориентировка в микропространстве

27,31,35

Упражнять в ориентировке в микропространстве.

Активизировать зрительные функции.

Закреплять пройденный материал.

Работа с планами. схемами

28,32,36

Развивать пространственные представления. Укреплять зрительные функции.

Упражнять в работе с простейшими схемами. Развивать внимание.

Упражнять в использовании в речи пространственных терминов.

 

                            Учебно-тематический план коррекционных занятий

                                      по развитию ориентировки в пространстве

                                                         III год обучения

     Блоки

    № занятий

      Сентябрь

      Октябрь

       Ноябрь

Ориентировка на собственном теле

 1,5,9

 Учить, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей.

Развивать умение определять эмоциональное состояние людей. Активизировать зрительные функции.

Продолжать формировать у детей понятия: правая, левая сторона. Учить определять стороны тела.

Ориентировка в макропространстве

2,6,10

Учить ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к другим группам и т.д.

Учить детей двигаться в заданном направлении. Развивать умение понимать словесную инструкцию.

Учить ориентироваться на участке детского сада, словесно обозначая направление движения.

Ориентировка в микропространстве

3,7,11

Учить определять пространственное расположение окружающих предметов. Развивать зрительные навыки.

Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.  Развивать внимание.

Закреплять навыки определения предметов в микроплоскости. Развивать зрительные функции.

Работа с планами, схемами

4,8,12

Дать представления о схематическом изображении предметов. Развивать внимание.

Учить, схематически изображать небольшие рассказы из личного опыта.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

         Блоки

 

      Декабрь

        Январь

     Февраль

Ориентировка на собственном теле

13,17,21

Учить выделять расположение частей тела, используя предлоги (над, под, между). Развивать пространственное мышление, активизировать зрительные функции.

Учить детей соотносить стороны тела и парных органов с правой и левой рукой. Развивать пространственное мышление. Развивать зрительное внимание.

Учить определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчета «от себя». Развивать зрительное и слуховое внимание.

Ориентировка в макропространстве

14,18,22

Учить детей двигаться в заданном направлении, понимать и выполнять практические действия по словесной инструкции.

Развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве. Активизировать зрительные функции.

Учить ориентироваться по территории детского сада от кабинета тифлопедагога. Развивать зрительное внимание.

Ориентировка в микропространстве

15,19,23

Развивать умение располагать предметы на фланелеграфе по словесной инструкции. Использовать в речи пространственные термины.

Закреплять умение ориентироваться на поверхности стола. Выполнять практические действия в соответствие со словесной инструкцией.

Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги. Тренировать зрительное внимание.

Работа с планами, схемами

16,20,24

Продолжать учить моделировать простейшие постройки с помощью предметов заместителей.

Развивать пространственные представления при прочтении плана. Активизировать зрительные функции.

Научить моделировать кабинет тифлопедагога, используя, предметы заместители.

        Блоки

 

           Март

         Апрель

          Май

Ориентировка на собственном теле

25,29,33

 Развивать умение передвигаться в заданном направлении. Активизировать зрительные функции.

Закреплять представления детей о пространственном расположении частей тела с помощью зрения и тактильных ощущений.

Закреплять навыки ориентировки на собственном теле. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ориентировка в макропространстве

26,30,34

Учить ориентироваться в групповой комнате. Понимать и обозначать в речи направление (вправо, влево, вперед, назад).

 Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве. Развивать зрительное внимание, пространственное мышление.

Учить определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола и т.д. Закреплять знания детьми значения слов (далеко - близко, дальше - ближе).

Ориентировка в микропространстве

27,31,35

Закреплять умение ориентироваться на фланелеграфе. Развивать зрительное внимание, воображение.

Продолжать развивать пространственные представления. Упражнять в ориентировке во времени.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Располагать фигуры по словесной инструкции.

Работа с планами, схемами

28,32,36

Продолжать учить моделировать простейшие постройки из кубиков, опираясь на предложенную схему.

Продолжать учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Развивать у детей пространственные представления при рассматривании схем открытого пространства.

                              

                             Учебно-тематический план коррекционных занятий

                                                по ориентировки в пространстве

                                                           IV год обучения

    Блоки

№ занятий

     Сентябрь

        Октябрь

       Ноябрь

Ориентировка на собственном теле

1,5,9

Формировать умения детей ориентироваться на собственном теле. Использовать в речи пространственное расположение частей тела.

Учить определять и называть части тела ребенка стоящего напротив. Учить сравнивать и соотносить пространственные направления.

Дать представления о пространственных отношениях в процессе направления стоящего впереди ребенка.

Ориентировка в макроплоскости

2,6,10

Развивать навыки ориентировки в пространстве. Учить  дифференцировать основные направления пространства.

Учить определять местоположение предметов находящихся от детей на расстоянии 2-х метров.

Учить определять местоположение предметов находящихся на расстоянии 5 метров.

Ориентировка в микроплоскости

3,7,11

Учить выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек.

Учить ориентироваться на поверхности листа в клетку. Учить схематическому изображению предметов.

Продолжать учить схематичному изображению предметов на листе в клетку.

Работа с планами, схемами.

4,8,12

Учить выполнять модели из металлического конструктора, работая в соответствии со схемой.

Учить составлять схемы помещений, отмечая расположение предметов.

Развивать умение моделировать, используя предложенные схемы.

      Блоки

 

       Декабрь

       Январь

       Февраль

Ориентировка на собственном теле

13,17,21

Закреплять умение выделять  направления (направо - налево; вперед-назад; вверх-вниз). Развивать зрительное и слуховое внимание.

Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале при повороте на 90 градусов.

Закреплять умение определять и называть части тела ребенка стоящего впереди, с точкой отсчета  «от себя».                

Ориентировка в макроплоскости

14,18,22

Учить определять направление движения в пространстве, обозначая движения пространственными терминами.

 

Развивать пространственное мышление детей, учить их, мысленно представлять место, которое занимает тот или иной предмет.

Учить ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице. Выделять ориентиры. Развивать зрительное внимание.

Ориентировка в микропространстве

15,19,23

Развивать навыки ориентировки на фланелеграфе. Учить располагать картинки в соответствии со словесной инструкцией. Развивать зрительное внимание.

Продолжать учить ориентироваться на листе в клетку. Учить отсчитывать определенное количество клеток в соответствии со словесной инструкцией.

Учить, самостоятельно располагать предметы в названных направлениях, словесно обозначая их расположение.

Работа с планами, схемами

16,20,24

Продолжать развивать умения моделировать по предложенной схеме. Развивать зрительные функции взора.

Продолжать учить собирать модели из металлического конструктора по предложенной схеме. Учить понимать схему.

Познакомить с моделью                « календарь природы». Развивать зрительные функции.

        Блоки

 

           Март

        Апрель

          Май

Ориентировка на собственном теле

25,29,33

Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале, при повороте на 180 градусов. Использовать в речи  специальные термины.

Совершенствовать умение выделять направления, используя пространственные термины. Развивать зрительные функции взора. 

Закреплять навыки, полученные в течение года по ориентировке на собственном теле, теле стоящего напротив или стоящего впереди ребенка.

Ориентировка в макроплоскости

26,30,34

Совершенствовать умения ориентироваться в помещениях детского сада. По просьбе педагога объяснить, как найти тот или иной кабинет в детском саду. Развивать прослеживающие функции взора.

Совершенствовать умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада. Словесно описывая свой путь. Развивать внимание, память.

Закреплять умение в  ориентировке в помещениях и на участке д/с с помощью всей сенсорной сферы.

Ориентировка в микропространстве

27,31,35

Закреплять умение ориентироваться на поверхности стола. Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур.

Закреплять умение определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами. Развивать зрительные функции взора.

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве. Учить выполнять работу по словесной инструкции.

Работа с планами,схемами

28,32,36

Закреплять умение строить постройки из строительного материала в соответствии со схемой.

Учить детей ориентироваться на улице. Продолжать знакомить с правилами поведения на улице.

Закреплять навыки работы с планами. Развивать зрительное внимание.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010