Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Роль предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор:
Леонтьева Юлия Владимировна

Аннотация:

Как сделать предметно-пространственную среду развивающей? Чему следует уделять внимание при ее оформлении? Какие существуют требования?

Для развития ребенка важным условием являются социальные условия жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений - оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды, играющей большую роль в воспитании детей.

Статья:

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. В этом возрасте формируется личностное отношение ребенка к окружающему. Для развития ребенка важным условием являются социальные условия жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды, играющей большую роль в воспитании детей. Окружающая обстановка должна радовать ребенка, способствовать его развитию, пробуждению положительных эмоций.

Детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно.

Одной из главных задач обеспечения условий развития гармоничной, свободной, творческой и активной личности является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника и является «движущим фактором развития», поэтому окружающая среда должна вызывать желание играть.

Предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий.

Следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использованию больших ярких игрушек, необычных элементов образного декора. Эстетическая организация среды обеспечивает комфортное проживание в ней, так как для психики дошкольника характерна высокая зависимость от наглядной ситуации.

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Чтобы ребенок мог активно участвовать в разных видах деятельности, предметная среда должна быть наполнена всевозможными материалами, т.е. выполнять организующую функцию.

При формировании такой среды необходимо избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.

Окружающая среда должна способствовать проявлению активности, самостоятельности, инициативности и творчества ребенка. А также вселять у дошкольника чувства уверенности в себе, давать возможность испытывать и использовать свои способности. Для этого она должна соответствовать вкусам, настроению, меняющимся возможностям детей.

Соблюдение гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющей детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма ребенка.

Каким цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении учебных помещений? Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании образовательной деятельности.

Желтый цвет снимает умственное утомление, способствует умственной деятельности, внушает приятные ощущения разрядки, отвлечения. Желтый считается цветом гармонии, он способен вызывать у ребёнка радостные ощущения, а также стимулировать его к сосредоточенности и послушанию.

Красный цвет для ребенка - сильный раздражитель. Он обычно вызывает даже у самых спокойных детей чрезмерную активность.

Зелёный цвет оказывает сильное влияние на развитие и перемены в характере у детей. Он побуждает интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Оттенки зеленого внушают ребенку смелость, формируют уверенность в себе.

Голубые оттенки оказывают расслабляющее влияние на детский организм в целом, они успокаивают. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда. Этот цвет навевает лёгкость, способствует релаксации. Голубой – это цвет неба, благодаря этому он успокаивает все чувства.

Оранжевый цвет поможет ребенку стать более общительным.

Большое влияние на работоспособность и на психологический климат оказывает освещение. В помещение, в котором находятся дети, должно попадать как можно больше солнца. При хорошем дневном освещении человек чувствует себя комфортно и уютно. Немалое значение имеют и сами окна. Они должны быть ухоженными, чистыми и красиво оформленными.

При оформлении помещения и выборе дидактического материала необходимо учитывать половые и возрастные различия детей - содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.

Ребенка необходимо обеспечить такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы.

Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса.

К подбору игрушек также необходимо относиться внимательно. В первую очередь они должны быть безопасны.

Игрушка должна выполнять развивающую и образовательную функцию. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.

Простота и многофункциональность — главное требование к игрушкам для любого возраста.

Игрушка должна быть приближена к реальности. В дошкольном возрасте у детей еще не сформировано впечатление об окружающем мире, и нереалистичные игрушки помешают выработать им правильный стереотип.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры.

Предметная среда должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Должен соблюдаться режим проветривания и влажной уборки. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

При соблюдении всех правил, окружающая среда становится развивающей.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010