Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Авторы:
Введенская Нина Алексеевна
Смирнова Галина Александровна
Шабалина Зоя Ивановна

Аннотация:

 

ЭТАПЫ  РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

НА  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

 

(диагностика, эпикризные сроки, разделы этапов, возрастные особенности, этапы обучения 1-10, с первого месяца до 3-х лет. Схема планирования занятий по звукопроизношению Принципы работы логопеда с детьми-сиротами раннего возраста в условиях Дома ребенка.)

 

Логопедическая работа носит  комплексный характер и строится поэтапно, в зависимости от развития речи  в доречевом и предречевом  периодах на первом году жизни ребенка. Логопед обследует всех детей  по развитию  речевой  деятельности, определяет уровень  развития каждого ребенка и определяет задачи коррекционного  обучения, обеспечивающие своевременное развитие речи и мышления.

 

 

 

 

А В Т О Р Ы:  ВВЕДЕНСКАЯ Н.А. –  логопед в/ к

 

                          СМИРНОВА Г.А.     – логопед в/к 

 

                          ШАБАЛИНА З.И.    – логопед в/к

 

 

Москва, Cпец. дом ребенка №8, 2012 год

 

 

 

 

Статья:

Этапы речевого обучения детей

на логопедических  занятиях

в условиях дома ребенка.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дети в любом обществе являются важнейшим фактором будущего и в то же время самым уязвимой частью общества. Ребенок должен находиться в гармоничных условиях для нормального развития  психических и физических функций. Ему необходимо   не только питание и санитарно-эпидемиологическая обстановка, но и  благоприятный  социальный и моральный климат, окружающий его.

 

Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Эти воспитательно-оздоровительные  реабилитационные учреждения призваны заменить детям семью .Но уже на первом году жизни у детей отмечаются  нарушения  физического и психического развития,  которые с возрастом только нарастают. На первом году снижаются ориентировочные реакции, когнитивные функции формируются с искажением – нарушается формирование предметной деятельности. Выражена задержка  доречевого и предречевого развития. На фоне обедненного эмоционального развития выявляются   депрессивные  проявления. На втором году проявляется задержка психического развития: отставание развитие речи, задерживается  развитие мелкой моторики, игровая деятельность, дети безынициативны в общении. На третьем году жизни  все психические отклонения характеризуются  определенностью и выраженностью. Особенностью этих нарушений является  их сокращение до полного исчезновения  при сенсорной, когнитивной, речевой стимуляции, Особое внимание должно уделяться формированию привязанности, которая является базисом эмоционального развития и коммуникативной деятельности.

 

Возраст детей в Домах ребенка колеблется  от рождения до трех–четырех лет. Дети поступают  в учреждение  в разном  возрасте и с разным уровнем развития. Контингент детей  разнообразен: дети с задержкой  психического и речевого развития, с синдромом Дауна, органическими поражениями центральной нервной системы и  другие. Коррекционная программа  воспитания и обучения в условиях Дома ребенка должна решать  задачи адаптации ребенка к новым условиям жизни, профилактики раннего отставания, психической депривации, создание условий развития личностного и  интеллектуального потенциала ребенка.

 

Логопедами СДР № 8 Введенской Н.А., Смирновой Г.А., Шабалиной З.И. разработаны и внедрены в практику этапы обучения детей на логопедических занятиях в условиях Дома ребенка, также были разработаны  рекомендации воспитателям  групп с целью совместной  коррекционной работы. Большое внимание уделяется дидактической  игре, как основной форме воздействия  на ребенка в процессе обучения. В основе  этапов были использованы принципы развития онтогенеза речевого развития здорового ребенка по работе Гвоздева А.Н «Вопросы изучения развития детской речи», а также возрастная  диагностика нервно-психического развития детей 1 – 3 года жизни, разработанная Г.В., Фрухт Э.Л., Печорой К.Л. «Диагностика НПР детей  первых трех лет жизни.»

 

Диагностика проводится каждые три месяца до 2-х лет, затем  каждые  6 мес. Наполняемость этапов различается по мере  изменения возраста ребенка, например, до 6 месяцев большое внимание уделяется развитию зрительных, слуховых, двигательных анализаторов, а в 1г.3м. – приоритет развитию речи, фонетического восприятия.

Для каждого  этапа обязательны следующие разделы:

 

-элементы артикуляционной гимнастики по подражанию,

-развитие фонематического слуха, речевого  дыхания,

-развитие  речи – экспрессивной,

-развитие речи – импрессивной,

-развитие сенсорных навыков,

-развитие мышления,

-развитие мелкой моторики.

 

Возрастной уровень логопедического этапа и возраст  ребенка на момент занятий могут не совпадать, так как дети имеют патологию развития. С детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Основная задача индивидуальной работы: развитие у ребенка зрительно-слухового сосредоточения и внимания к речи взрослого  и на теме занятия. Гибкость построения  занятий с проблемным ребенком заключается в том, что помимо основных  занятий соответствующего логопедического этапа, логопед имеет возможность  адекватного выбора приоритетной  задачи, что и является главным условием  эффективности  работы логопеда.

 

Учитывая, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, большой раздел в работе отводится  развитию мелкой моторики пальцев рук.

 

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития: увеличивается объем словаря, формируется структура предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь становится средством общения На этом этапе актуальны занятия логоритмики, основанные на тесной  связи слова, движения, музыки с включением пальчиковых,  речевых, музыкальных и коммуникативных игр, упражнений  для развития крупной  и мелкой моторики, развития координации « речь – движение», навыков общения, эмоциональности. На занятиях речедвигательной ритмики  при повторяемости речевого материала отрабатывается  ритмическая структура слова и более четкое произнесение доступных звуков.

 

Сложность  занятий и время их проведения  корректируется  уровнем  развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э Т А П Ы

РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

НА  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

 

 

Виды деятельности. Задачи. Игры и упражнения

Цель занятий, содержание

Дидактический

Материал

 

1 этап обучения.

Уровень речевого развития 1 мес.- 3 мес.

1.1. Развитие зрительного

слухового

сосредоточения и

слежения

 

Цель:активизация зрительного  и слухового

анализаторов:

а) наклонившись над ребенком и , разговаривая с ним, вызвать у него зрительное сосредоточение на  лице

говорящего,

б) развивать сосредоточение и слежение в вертикальном  положении на руках взрослого,

в) разговаривать с ребенком  и, передвигаясь вокруг манежа, побуждать его к поиску говорящего ( или другого звука),

г) побуждать прислушиваться к звукам  речи, пению взрослого, колокольчика3 мес

Звучащие игрушки:

погремушки, дудочка

 

1.2. Развитие ответных

эмоционально-

положительных

реакций.

 

Цель: вызвать комплекс оживления

 

 

1.3. Развитие гуления.

Цель: вызывание голосовых реакций.

 

 

 

2 этап обучения.

Уровень речевого развития 3 мес.- 6 мес.

2.1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

 

Цель: развитие целенаправленного восприятия.

а) показывать игрушки, разные по форме и  цвету.

б) вызывать слежение за движущейся игрушкой в горизонтальном и  вертикальном положении.

в) обращаться к ребенку издали, развивать умение искать и находить источник звука ( с поворотом головы в различном положении: на спине, в вертикальном положении ).

г) побуждать прислушиваться к звучанию разных игрушек и музыкальных инструментов, пению взрослого.

Звучащие игрушки,

Музыкальные игрушки.

 

2.2. Развитие эмоционально-

положительных

ответных реакций.

Цель: развитие положительных  реакций.    

а) развивать положительные  эмоции:    разговаривать с каждым ребенком ласково, улыбаясь, вызывать ответный смех, улыбку, звуки, движения.

б) общаться оживленно, ласково

 

 

2.3. Развитие  речи: гуления, лепета.

Цель: развитие артикуляционных ощущений.

а) побуждать ребенка  прислушиваться к звукам, произносимым  взрослыми,

б) побуждать повторять определенные  звуки, слоги (па,ба),

в) при кормлении учить  самостоятельно снимать пищу с ложки губами, не всасывая её.

 

 

3 этап обучения.

Уровень речевого развития 6 мес. – 9 мес.

3.1. Развитие речи:

понимание движений  и действий предметов.

 

Цель: научить понимать ориентировочный  вопрос «Где?»,

а) учить находить взглядом  один предмет в определенном

месте, по вопросу «Где?»

б) учить находить взглядом этот предмет при

перемещении,

в) учить находить взглядом 2 -3 предмета в определенном

месте, а затем при их перемещении,

г) учить понимать  названия движений и действий,

выполнять их: «Ладушки», до свидания, какой большой, 

дай ручку, догоню (сначала по показу  и  слову, а потом

только по слову),

д) понимать слово «дай»  в соответствующей ситуации

(дать предмет из  рук ребенка),

е)  знакомить  ребенка с игрушками и предметами – показ

их в действии, прятки под платок, показ заводных

игрушек.

 

 

Прозрачный

 платок

3.2. Развитие

активной речи.

 

Цель: обучение слоговому лепету, введение новых слогов в

«перекличку».

а)  вызывать  произнесение слогов, имеющихся  в лепете

ребенка, т.е. «перекличка»,

б) вызывать подражание новым слогам: на, мА, та, да.

 

 

4 этап обучения.

Уровень речевого развития 9 мес. – 12 мес.

4.1. Артику-ляционные

упражнения на основе звукопод-ражаний.

Цель: закрепление артикуляционных ощущений,

 движений в звукоподражании.

а) закрепить  артикуляционные упражнения на основе

звукоподражании животным: птицам, предметам:

кошка мяукает: мяу – мяу,

собака лает: ав-ав,

мишка рычит: э-э-э.

Обучение во время игры, в свободной деятельности.

 

 

Сюжетная игрушка.

 

4.2. Развитие речи. Понимание речи:

- по вопросу «Где?» находить игрушки,

- знакомство

с предметной

картинкой,

- развитие

пространст-венной ориен-тировки.

Цель: накопление пассивного словаря, Дифференцировать

 игрушки по вопросу «Где?»

а) находить игрушку, названную логопедом, среди 2-х,

затем более предметов, на занятиях, в игре.

Игрушки: кукла, машина, мяч, собака, кошка.

Те же предметы на картинке крупного формата.

Этапность:

а) знакомство с изображением, затем выбор из 2-х, 3-х и

т.д.

б) знать имена детей в группе, показывать по вопросу

 «Где?»,

в) знать части тела на кукле и на себе: ручки, ножки,

глазки,

г) в игре с куклой , в режимные моменты, по вопросу

«Где?» находить предметы обобщений:

посуда -  ложка, чашка,

мебель – стол, стул,

одежда – платье, туфли,

Цель: учить детей облегченным словам,

звукоподражаниям, отвечать на вопросы: Кто это? Что это?

Например: кукла – Что это? – ляля.

                   собака – Кто это ? – ав-ав,

Предметные картинки:

кукла, мяч, машина,

собака, кошка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки: чашка, стол,

стул, ложка, платье,

туфли.

 

 

 

 

5 этап обучения.

Уровень речевого развития 1 год – 1г.3 мес

5.1. Артикуля-ционная гимнас-тика – воспи-тание правиль-ного произно-шения.

 

Пассивная гимнастика – на сопротивление  мышц)

 

Активная гим-настика – вы-зывать актив-ные движения языка

Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка, развитие их подвижности.

- губы сближают вместе и растягиают, пока не возникнет сопротивление,

- собирают  губы в трубочку – до сопротивления,

-побуждать ребенка  к стремлению дотянуться до шпателя с сиропом,

- создавать уклады губ для произнесения звуков: а, у, о,и,

- язык шпателем подвинуть кзади, надавливая на кончик языка, образуя подъем  спинки языка,

-отклонять шпателем язык в стороны от средней линии языка,

- формировать  эмоциональное отношение: удивление, узнавание, настороженность,

-готовить артикуляционный аппарат к  правильному звукопроизношению,

- учить выполнять простые  упражнения  на основе звукоподражаний:

-собачка лает: ав-ав,

-мишка рычит: э-э-э,

-кошка мяукает: мяу-мяу,

«Чудесный мешочек»

5.2. Развитие речи. Задачи: развивать понимание речи,

активизировать

предметный словарь.

Цель: учить понимать вопросы: Кто это? Что это?                                                          - по слову находить знакомые игрущки,

- показывать части тела на кукле: руки, ноги, голова, на лице: глазки,

- постепенно знакомить с именами детей в группе,

- показ и выделение по слову предметов: посуды ( ложка, чашка), одежды-туфли, мебели ( стол, стул),

- одноступенчатые  инструкции ( поручения) : по вопросу «Где?» находить, приносить, показывать предметы .

Активная речь: вызывать звукоподражания и первые лепетные, облегченные слова: на, дай, вот, там ,ав, мяу, э-э-э, ля-ля, бах, опа, топ-топ.

 

5.3. Действия  с предметами.

Задача: развитие

сенсорного

восприятия.

Цель: формировать понятие о величине предметов.

- учить выполнять  действия с дидактическими игрушками по образцу и слову. Словарь; собери, покажи, большой – маленький,

Дидактические игрушки:

-пирамидка -2 величины колец,

-вкладыши – 2-3,

-матрешки 2-х составные

5.4. Развитие мелкой мото-рики. Задача: развитие рече-двигательного

анализатора.

Цель: Развивать мелкую моторику рук на крупном материале. Работа с крупным  материалом.

Пальчиковая гимнастика, массаж, речедвигательная ритмика.

Крупный

дидактический

материал.

 

 

6 этап обучения.

Уровень речевого  развития 1г. 3мес. – 1г. 6 мес.

6.1. Артикуля-ционная гимнас-тика. Задача: воспитание правильного произношения.

Цель: готовить артикуляционный аппарат  к правильному  звукопроизношнию ( подвижность, свободные движения, ощущение этих движений:

-машина едет: би-би,

-птичка поет: пи-пи,

- паровоз гудит: у-у-у,.

Артикуляционная гимнастика: обучение  произвольным движениям - поцелуй, подуй, поплюй, покашляй, улыбнись, открой – закрой рот, покажи  язык,  пощелкай им, оближи губки,  слижи из уголка рта сироп.

 

6.2. Развитие целенаправлен-ной воздушной струи

Цель: учить выполнять длительный целенаправленный выдох. Дыхательная гимнастика: пассивно поддерживать позу губ «хоботок», игры на губах «вибрация; бррм»:

б-б-б.

 

Дудочки, султанчики.

6.3. Развитие фонематического восприятия.

Цель: Учить на слух дифференцировать звукоподражания, Дидактическая игра:»Кто как голос подает?»

Задача: формирование фонетического восприятия, развитие речеслуховой памяти.

 

Набор игрушек

 

6.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, предметный и глагольный словарь.

Цель: Учить понимать вопросы Кто это? Что это? Что делает?

-учить детей пользоваться  полными словами, наряду с лепетными и звукоподражаниями.

-дидактические игры: «Кто в домике живет?», «чудесный мешочек».

-занятия с картинкой средней величины. Предметный словарь:

-понимать вопросы: Кто это? Что это?

-по слову показывать знакомые предметы ,-знать имена детей в группе,

- показывать части тела на себе и кукле: спина, животик, на лице: нос, рот,

- обобщения, по вопросу «Где?»  найти:

- посуда- ложка, чашка, тарелка,

- одежда – платье, рубашка, колготки,                                                                                 

ботинки, шапка.

-мебель- кровать.

Глагольный словарь: в показе и в самостоятельной деятельности дифференцировать действия предмета: сидит, спит, ест, купается, идет и  т д.

В игре: кормить куклу, укладывать спать, проговаривая свои действия, «разговаривая с куклой».

Активная речь: закрепить звукоподражания би-би ( машина), пи-пи (птичка), у-у-у          ( паровоз),

-учить детей говорить лепетными словами ( образец речи давать с  полными названиями).

-Это кукла: ля-ля  Это машина: би-би,

- упал : бах! Идет; топ-топ!

- отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?

 

 

 

 

Игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки:

Картинки

6.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных

представлений.

Цель: формировать представление о величине, форме (шарик, кубик, кирпичик, крыша),

Словарь: покажи - большой, маленький, вопрос: Какой? (знакомство, интонация), собери ( пирамидку,  и т.д.),

Количество: 1 предмет – много- Сколько?

(обращение), Выделение из множества по образцу:

1- много, по слову:1 – много.

 

 

Счетный материал.

6.6. Развитие конструктивного мышления.

Цель: развития мышления.

Разрезная картинка из 2-х частей без разворота в плоскости.

Набор разрезных

картинок

6.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: развивать мелкую моторику рук, способствующую развитию речи.

Задача: научить нанизывать, вставлять, надевать на стержни материал средней величины

Пальчиковая гимнастика, массаж руки. Речедвигательная ритмика.

Дидактический

материал

 

7 этап обучения.

  Уровень  речевого развития 1г.6мес. – 1г.9мес.

7.1. Артикуля-ционная гимнас-тика. Задача: воспитание правильного произношения.

Цель: развивать подвижность губ и языка. на основе звукоподражаний:

-отвечать  на вопросы по предметной картинке: как гудит паровозик? Мычит корова?

-Артикуляционные упражнения: покажи – как рыбка открывает ротик?

-как кошка лакает молоко?

- как цокает лошадка? и т.д.

 

7.2. Развитие целенаправлен-ной воздушной струи,

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха

Султанчики, вертушки.

7.3. Развитие фонематического восприятия.

Цель: формирование  фонематического восприятия, развитие  речеслуховой памяти.

Дидактическая игра : «Кто как голос подает?»

 

7.4. Развитие речи. Задача:

-развитие понимания речи.

-формирование словаря и грамматического строя речи.

Цель: учить понимать вопрос: Кто это?

Что это? Что делает?

Фраза из двух слов (предмет + действие), говорить стереотипным и отраженным предложением. Отработка глагольного словаря по картинке:

- один предмет – несколько действий,- одно действие – несколько предметов.

Предметный словарь в показе и на картинке, дидактические игры, «Лото», картинки средней величины.

Понимание речи: учить понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы взрослых, вербальное общение.

По вопросу взрослых «Где?» - уметь дифференцировать игрушки и их изображение, а также дифференцировать действия предметов: едет, кушает, моется ( купается).

-знать имена детей и взрослых,

-показывать части тела на себе и игрушках:- на голове: уши, волосы, на руках и ногах: пальчики.

По вопросу «Где?» находить, приносить показывать во время игры, режимных  процессов: посуду- чайник, кастрюля, одежду – трусы, носки, шорты, варежки, сапоги, пальто.

Активная речь:

- учить говорить  полным словом, фразой из двух слов ( Кукла спит. Мишка едет.).

-отвечать на вопросы: Кто? Что делает?

Игра: воспроизведение последовательных действий ( начало сюжетной игры).

 

7.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных

представлений.

Цель: формирование понимания  о величине,  форме, цвете, количестве.

Понимать вопросы: Какой? Сколько? величина – 3 контрастных величины, Форма – до 6 объемных  геометрических фигур,

-Цвет: начало соотнесения  до 3-х  цветов

-Количество: один – много, (показ, образец, дать по слову)..

-Учить соотносить объемные и  плоскостные изображения геометрических фигур.

 

7.6. Развитие  мышления.

Цель: развивать логическое и конструктивное  мышление, внимание, память.

- Собирать разрезную картинку из двух частей с разворотом в плоскости.

Воспроизводить несложные сюжетные постройки, перекрытия ( ворота, дом, забор).

Султанчики, вертушки.

7.7. Развитие моторики. Задача:

развитие мелкомоторики

Цель: учить захвату предметов двумя пальчиками.

Работа с мелкими предметами, например: с мозаикой, мелкими бусами и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Речедвигательная ритмика.

 

 

      8 этап обучения.

  Уровень речевого развития 1г.9мес. – 2 года.

8.1. Артику-ляционная гимнастика. Задача:

воспитание правильного произношения.

Цель: развивать подвижность  языка.

-Киска пьет молоко, облизывается.

-Часики, лошадка скачет и т.д.

- уточнение артикуляции гласных: а, о., у, и, э, ы.

 

 

Разрезная картинка,

Набор игрушек.

 

8.2. Развитие целенаправ-ленной воздуш-ной струи.

Цель: формирование  длительного  целенаправленного выдоха (дуть на  бабочек, султанчики, вертушки и др.)

 

 

8.3. Развитие  фонематичес-кого восприя-тия.

Цель: учить на слух дифференцировать  звукоподражания.

Дидактическая игра «Кто голос подает?»

Задача: формирование  фонематического восприятия, речеслуховой памяти.

 

8.4. Развитие речи. Задача: развитие понимания речи, формиро-вание словаря и грамматичес-кого строя ре-чи.

Цель: учить понимать и отвечать на вопросы : Кто? Что это? Что делать? Где?

Формирование фразы из 2-3-х слов (предмет + действие + дополнение),            -предметный словарь в показе и на  картинке,

-вербальная классификация и обобщение,

-глагольный словарь: фраза по картинке (Девочка моет куклу.) и т.д.

-занятия по книге.

-сюжетная картинка с одним  действующим лицом.

Словарная работа:

-по вопросу «Где?» находить  все игрушки в группе, узнавать их на картинке ( шире использовать книги).

- знать имена персонала группы и детей.

- показывать части тела на себе: локти, колени, ногти, на лице – губы, зубы,брови

По вопросу «Где?» находить, приносить, показать предметы:

-посуды: вилка, нож,

- одежды : гольфы, тапочки, шарф,

- мебель: кресло, диван,

-транспорт: машина, автобус, трамвай,

знакомить  с названиями фруктов и овощей, во время кормления проговаривать названия продуктов; хлеб, суп.

Активная речь: закреплять умение пользоваться полным словом, говорить фразой, отвечать на вопросы.

 

8.5. Сенсорное развитие. Задача: накопление сенсорных представлений.

Цель: формирование понятия о цвете, величине количестве .Учить понимать вопросы и отвечать на них: Какой? Сколько?

- нанизывать  и называть  величину: большой, побольше ( поменьше). маленький.

- включение в ряд ( предметы, картинки)

-дифференцировать по слову ; основных цвета,

- выделять из множества по образцу 3-4, по слову: 1,2,3.

 

8.6. Развитие мышления. Задача: развивать логическое и конструктивное мышление, память.

Цель: учить собирать разрезную картинку из  3-х частей, узнавать целое по  одной части.

- учить классифицировать по темам (невербальная классификация),

- учить соотносить объемные геометрические формы с плоскостными отверстиями (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

- учить по образцу выполнять простые изображения из палочек : квадрат, крыша, флажок и т.д.

 

8.7. Развитие мелкой моторики.

Цель: отработка мелких движений пальцев (нанизывание мелких предметов, шнуровка и т.д)

Пальчиковая  гимнастика.

Речедвигательная ритмика.

 

 

9 этап обучения.

 Уровень речевого развития 2г. – 2г.6мес.

9.1. Артику-ляционная гимнастика.

Цель: развивать подвижность языка              ( сказка о язычке).

Задача: воспитание правильного произношения.

зеркало

 

9.2. Развитие

целенаправ-ленной

воздушной струи.

Цель: формировать целенаправленный длительный выдох.

султанчики, вертушки,

9.3. Развитие

Фонемати-ческого

восприятия.

Цель: учить дифференцировать на слух

звукоподражания.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Музыкальные игрушки, звучащие предметы.

9.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, форми-ровать словарь и граммати-ческий строй речи.

Цель: учить понимать вопросы, задавать их, пользоваться фразой ( от 3-х слов), использовать предлоги: в, на, у. Расширять предметный  словарь по темам : мебель, овощи, фрукты, транспорт, животные и др. Учить  понимать обобщающие  слова: собери игрушки, принеси посуду для куклы, где твоя одежда?

-вербальная классификация,

- сюжетная картинка с двумя действующими лицами .

Фраза: Мама купает дочку.

- рассказ без показа: учить понимать рассказ о событиях из жизни детей, используя прогулки, игру, режимные процессы.

- ориентироваться во всем доме, широко использовать  целевые экскурсии.

 

Активная речь:

-обращать внимание на правильное построение слова: не пропускать и не  переставлять слоги.

- обращать внимание  на правильное произношение  согласных: п, т, б, в, к, д,

г, ф, х

-развитие инициативной речи, потребности  в речевом общении с детьми и взрослыми

Предметы, картинки,

показ  действий,

9.5. Сенсорное развитие.

Задача: накопление

сенсорных

представлений.

Цель: учить отвечать на вопросы:

Какой? Сколько?

Формировать понятие о цвете, количестве.

- нанизывание  4-х основных цветов: синий, желтый, красный, зеленый.

- выделение из множества по слову 1-3 предмета,пересчет до 3-х, счет в пределах 3-х на конкретном материале с закрытым результатом, называние количества,  итогового числа.

Дидактический материал,

 

9.6. Развитие    мышления. Задача:

развивать логическое и конструктивное

мышление, внимание, память.

Цель: Формировать логическое и конструктивное мышление.

- собирать разрезную картинку из 3 – 4  частей.

- невербальная классификация, обобщение,

-соотнесение объемных геометрических фигур с плоскостными изображениями

-конструирование по образцу из палочек.

Разрезные картинки:

деревянные, бумажные

9.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: отработка мелких движений пальцев рук на различном материале.

Задача: развивать мелкую моторику рук.

Использовать  дидактический материал, учить детей застегивать пуговицы на платье куклы, застегивать липучки, кнопки, молнии. Застегивать  сандалии,  молнии на курточках и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Массаж пальчиков.

Речедвигательная ритмика.

геометрические формы:

предметы, лото, палочки

дидактические пособия

 

 

10 этап обучения.

  Уровень речевого развития  2г.6мес. – 3года.

10.1. Артику-ляционная гимнастика.

Цель: развивать подвижность языка, губ.

Задача: воспитание правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика и упражнения  по подражанию перед зеркалом.

зеркало

 

10.2. Развитие  целенаправ-ленной воз-душной струи.

Цель: формирование  целенаправленного

длительного выдоха

-поддувание мелких предметов, вертушки.

дидактические пособия

 

10.3. Развитие  фонематического восприятия.

Цель: учить дифференцировать  гласные  звуки:

а, о, у, и, э, ы.

-проговаривать гласные звуки отдельно одним звуком, два  звука вместе :ау, иа,ао

-проговаривание слогов: па, та, ка  и далее по плану.

-различение слов, близких по звучанию: стол-стул,, мышка-мишка и т.д.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?» , музыкальные и звучащие игрушки.

Игрушки, предметные

картинки

10.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, форми-ровать  словарь и граммати-ческий строй речи.

Цель: понимание обращенной речи, предложно-падежных конструкции и предлогов, числа и времени глаголов, понимание префиксальных отношений: понимание  глаголов с различными приставками (открыть-закрыть, принести-унести и т.д.)

- понимать слова, обобщающие  предметы, действия, признаки,

-понимание предлогов: за, по, над, под, через  - при выполнении поручений,

- понимать единственное – множественное число прилагательных: синий кубик, синие кубики,

-понимание настоящего и прошедшего времени глагола, задавать вопросы: Что ты собирал  на прогулке? Что собираешь сейчас?

- понимание глаголов с различными приставками отрабатывается в игре, на занятиях, например: открой – закрой матрешку.

- сюжетная картинка с несколькими действующими лицами.

 Активная речь:

-говорит многословными предложениями, более трех слов, употребляет простые предлоги,

- в спонтанной речи появились вопросы Где?  Куда? , знакомство с вопросами Зачем? Почему?

-усваивает основные части речи :существительные, глаголы, предлоги, наречия, количественные числительные, прилагательные.

-слоговая структура слова усложняется, употребление  2-3 х сложных слов , со стечением согласных, типа: лимон, зайка, кошка.

-развитие потребности ребенка к высказываниям, в вербальном общении с детьми и взрослыми, инициативной речи,

Дидактические пособия

10.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных представлений.

Цель: развитие сенсорных навыков:

- называние  четырех основных цветов, .расширение понятий о цветовых оттенках спектра, дифференциация цвета, называние цвета в словосочетании: красный кубик.

-расширение понятий о величине, размере, пространственном расположении предметов.

- понятие о времени, временах года.,

-количество: пересчет в пределах 4-х, с итоговым числом, выбор из множества, понимание вопроса «Сколько?»

Использовать показ,

предметы,

картинки

 

10.6. Развитие мышления. Задача:

развивать логическое и конструктивное  мышление, память, внимание.

Цель: формировать логическое и конструктивное мышление:

-собирать разрезную картинку из 3-4 частей,

-Дидактические игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?»,  «Четвертый лишний»,

- конструирование из палочек: молоточек, флажок, дом, лесенка.

Дидактические пособия

 

10.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: формирование дифференцированных захватов  и  противопоставлений пальцев рук:

- ладонный захват,

-захват двумя пальцами,

-захват тремя пальцами,

-согласованность движений рук,

-ведущая рука.

Пальчиковая гимнастика.         Логоритмика.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

-уточнение артикуляции  произнесения звуков.

- развитие речевого дыхания,

-развитие высоты и  силы голоса.

-развитие фонематического восприятия.

 

Планирование занятия

по звукопроизношению

с детьми от 2-х до 3-х лет.

 

 Цель:

-подготовка  артикуляционного аппарата,

-постановка звука,

-закрепление произнесения звука:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

звукокомплексе, в слоговых сочетаниях, словах и предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика:

каждый вид занятия

проводится отдельно,

переход к другому

занятию проводится

только по мере

усвоения задания, все

артикуляционные

задания

проводятся по

подражанию.

 

 

 

 

 

Тема занятий, звуки.

 

 

Последовавтельность :

 

гласные звуки:

А.-У.-АУ.-И.-УИ.-О.-ОАУИ.-Э.-АУИО.-( Ы)

 

Согласные звуки:

М.-П.-Б.-Ф.-В.-Т.-Д.-К.-

Г,-(Х),Н.

Тематический план занятий     по формированию  фонетической стороны речи.

 

 Виды занятий.

Уровень активности речи:

-отдельные звуки.

-аутоэхолалия (самоподражание),

-физиологическая эхолалия

 (подражание произнесения новых звуков,

  отдельно и в слоговых рядах).

-произнесение звука в звукоподражаниях, облегченных словах, в односложных

словах и т.д.На таких занятиях ведущей задачей будет не автоматизация изучаемого звука, а восприятие его на слух и выделение в речевом потоке.

 

 

 

 

 

Дидактические игры

для развития силы

голоса, речевого

дыхания, слухового

внимания

 

 

На каждый вид занятия

логопед подбирает

соответствующий

дидактический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

                  Возраст от одного до трех лет является периодом  существенных перемен в жизни маленького ребенка. На первом году он начинает ходить, на втором  - развитие предметных действий, на  третьем развивается  предметная  деятельность и  становится ведущей. Определяется ведущая рука, формируется согласованность обеих рук, Активно развивается восприятие и  наглядно- действенное мышление, интенсивное развитие речи.

Логопедическая работа носит комплексный характер и строится поэтапно, в зависимости от развития ребенка  в доречевом, предречевом периодах,  где он должен пройти физиологические циклы: безусловно-рефлекторный, начало гуления, интонированное гуление, лепет. Начиная с семимесячного возраста появляется новая ведущая линия развития – предпосылки  формирования понимания речи, предметно-действенного общения. На  втором году у ребенка совершенствуются  понимание речи,  функция общения, расширяется понятийный  словарь, интенсивнее расширяются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. На третьем году жизни ребенок начинает понимать временные отношения, некоторые грамматические  отношения: предложно-падежные, суффиксальные, префиксальные. В экспрессивной речи  возрастные изменения усвоения звуковой и слоговой структуры речи. Большое значение  имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха. Это показатели при благоприятном  развитии жизнедеятельности ребенка.

                     В Дома ребенка  из семей или мед. учреждений, поступают дети уже давно лишенные родительского тепла и заботы, страдающие  от психической  депривации, с выраженными симптомами нарушения коммуникабельности, выраженным отставанием развития речи.

Опыт работы в сиротском учреждении привел нас к созданию этапов  развития речи, как канве, основе для работы, Это не значит, что мы ограничили работу по речевому развитию только  этими этапами. Сюда не вошли занятия по развитию фонематического  восприятия, артикуляционной гимнастики, развитию мелкой моторики, речедвигательной ритмикой, коммуникативной функции речи, показы, работа с картинкой, ознакомлению с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          окружающей средой, кукольного театра, экскурсии и т.д.. Мы стараемся разнообразить жизнь детей, вывести их из ограниченного пространства  и закрытости  сиротских детских учреждений. Мы принимаем гостей,  артистов, к нам приходят священники, студенты, слушатели курсов повышения квалификации. Главный принцип  работы логопедов, работающих с детьми раннего возраста: избавить ребенка от  депривации, и чем раньше   (особенно до года), тем  нормальней будет его  последующее развитие. При этом менее обратимыми все таки являются  нарушения речи, мышления, и способности к  длительным и сильным  межличностным  привязанностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

 

1.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития.

   

           Под редакцией Стребелевой  Е .А.,Москва,Полиграф-сервис,1998 г.

 

2.Вопросы изучения детской речи.

          

          Гвоздев А.Н.,Москва,Просвещение,1961 г.

 

3. Ребенок учиться говорить.

 

           Кольцова М., Москва .Просвещение,1980 г.

 

4. Диагностика нервно-психического  развития  первых трех лет жизни.

 

            Пантюхина Г.В., Фрухт Э.Л., Печора К.Л. Москва,Просвещение,1978 г.

 

5. Знакомим малыша с окружающим миром.

 

             Павлова Л.Н.,Москва,Просвещение,1980 г.

 

6. Воспитание у детей правильного произношения

 

              Фомичева М.Ф., М., Просвещение,1976.

 

7. Игры в логопедической  работе с детьми.

 

                Селиверстов В.И., М., Просвещение,1976г.

 

 

 

 

 

 

 

;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э Т А П Ы

РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

НА  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

 

 

Виды деятельности. Задачи. Игры и упражнения

Цель занятий, содержание

Дидактический

Материал

 

1 этап обучения.

Уровень речевого развития 1 мес.- 3 мес.

1.1. Развитие зрительного

слухового

сосредоточения и

слежения

 

Цель:активизация зрительного  и слухового

анализаторов:

а) наклонившись над ребенком и , разговаривая с ним, вызвать у него зрительное сосредоточение на  лице

говорящего,

б) развивать сосредоточение и слежение в вертикальном  положении на руках взрослого,

в) разговаривать с ребенком  и, передвигаясь вокруг манежа, побуждать его к поиску говорящего ( или другого звука),

г) побуждать прислушиваться к звукам  речи, пению взрослого, колокольчика3 мес

Звучащие игрушки:

погремушки, дудочка

 

1.2. Развитие ответных

эмоционально-

положительных

реакций.

 

Цель: вызвать комплекс оживления

 

 

1.3. Развитие гуления.

Цель: вызывание голосовых реакций.

 

 

 

2 этап обучения.

Уровень речевого развития 3 мес.- 6 мес.

2.1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

 

Цель: развитие целенаправленного восприятия.

а) показывать игрушки, разные по форме и  цвету.

б) вызывать слежение за движущейся игрушкой в горизонтальном и  вертикальном положении.

в) обращаться к ребенку издали, развивать умение искать и находить источник звука ( с поворотом головы в различном положении: на спине, в вертикальном положении ).

г) побуждать прислушиваться к звучанию разных игрушек и музыкальных инструментов, пению взрослого.

Звучащие игрушки,

Музыкальные игрушки.

 

2.2. Развитие эмоционально-

положительных

ответных реакций.

Цель: развитие положительных  реакций.    

а) развивать положительные  эмоции:    разговаривать с каждым ребенком ласково, улыбаясь, вызывать ответный смех, улыбку, звуки, движения.

б) общаться оживленно, ласково

 

 

2.3. Развитие  речи: гуления, лепета.

Цель: развитие артикуляционных ощущений.

а) побуждать ребенка  прислушиваться к звукам, произносимым  взрослыми,

б) побуждать повторять определенные  звуки, слоги (па,ба),

в) при кормлении учить  самостоятельно снимать пищу с ложки губами, не всасывая её.

 

 

3 этап обучения.

Уровень речевого развития 6 мес. – 9 мес.

3.1. Развитие речи:

понимание движений  и действий предметов.

 

Цель: научить понимать ориентировочный  вопрос «Где?»,

а) учить находить взглядом  один предмет в определенном

месте, по вопросу «Где?»

б) учить находить взглядом этот предмет при

перемещении,

в) учить находить взглядом 2 -3 предмета в определенном

месте, а затем при их перемещении,

г) учить понимать  названия движений и действий,

выполнять их: «Ладушки», до свидания, какой большой, 

дай ручку, догоню (сначала по показу  и  слову, а потом

только по слову),

д) понимать слово «дай»  в соответствующей ситуации

(дать предмет из  рук ребенка),

е)  знакомить  ребенка с игрушками и предметами – показ

их в действии, прятки под платок, показ заводных

игрушек.

 

 

Прозрачный

 платок

3.2. Развитие

активной речи.

 

Цель: обучение слоговому лепету, введение новых слогов в

«перекличку».

а)  вызывать  произнесение слогов, имеющихся  в лепете

ребенка, т.е. «перекличка»,

б) вызывать подражание новым слогам: на, мА, та, да.

 

 

4 этап обучения.

Уровень речевого развития 9 мес. – 12 мес.

4.1. Артику-ляционные

упражнения на основе звукопод-ражаний.

Цель: закрепление артикуляционных ощущений,

 движений в звукоподражании.

а) закрепить  артикуляционные упражнения на основе

звукоподражании животным: птицам, предметам:

кошка мяукает: мяу – мяу,

собака лает: ав-ав,

мишка рычит: э-э-э.

Обучение во время игры, в свободной деятельности.

 

 

Сюжетная игрушка.

 

4.2. Развитие речи. Понимание речи:

- по вопросу «Где?» находить игрушки,

- знакомство

с предметной

картинкой,

- развитие

пространст-венной ориен-тировки.

Цель: накопление пассивного словаря, Дифференцировать

 игрушки по вопросу «Где?»

а) находить игрушку, названную логопедом, среди 2-х,

затем более предметов, на занятиях, в игре.

Игрушки: кукла, машина, мяч, собака, кошка.

Те же предметы на картинке крупного формата.

Этапность:

а) знакомство с изображением, затем выбор из 2-х, 3-х и

т.д.

б) знать имена детей в группе, показывать по вопросу

 «Где?»,

в) знать части тела на кукле и на себе: ручки, ножки,

глазки,

г) в игре с куклой , в режимные моменты, по вопросу

«Где?» находить предметы обобщений:

посуда -  ложка, чашка,

мебель – стол, стул,

одежда – платье, туфли,

Цель: учить детей облегченным словам,

звукоподражаниям, отвечать на вопросы: Кто это? Что это?

Например: кукла – Что это? – ляля.

                   собака – Кто это ? – ав-ав,

Предметные картинки:

кукла, мяч, машина,

собака, кошка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки: чашка, стол,

стул, ложка, платье,

туфли.

 

 

 

 

5 этап обучения.

Уровень речевого развития 1 год – 1г.3 мес

5.1. Артикуля-ционная гимнас-тика – воспи-тание правиль-ного произно-шения.

 

Пассивная гимнастика – на сопротивление  мышц)

 

Активная гим-настика – вы-зывать актив-ные движения языка

Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка, развитие их подвижности.

- губы сближают вместе и растягиают, пока не возникнет сопротивление,

- собирают  губы в трубочку – до сопротивления,

-побуждать ребенка  к стремлению дотянуться до шпателя с сиропом,

- создавать уклады губ для произнесения звуков: а, у, о,и,

- язык шпателем подвинуть кзади, надавливая на кончик языка, образуя подъем  спинки языка,

-отклонять шпателем язык в стороны от средней линии языка,

- формировать  эмоциональное отношение: удивление, узнавание, настороженность,

-готовить артикуляционный аппарат к  правильному звукопроизношению,

- учить выполнять простые  упражнения  на основе звукоподражаний:

-собачка лает: ав-ав,

-мишка рычит: э-э-э,

-кошка мяукает: мяу-мяу,

«Чудесный мешочек»

5.2. Развитие речи. Задачи: развивать понимание речи,

активизировать

предметный словарь.

Цель: учить понимать вопросы: Кто это? Что это?                                                          - по слову находить знакомые игрущки,

- показывать части тела на кукле: руки, ноги, голова, на лице: глазки,

- постепенно знакомить с именами детей в группе,

- показ и выделение по слову предметов: посуды ( ложка, чашка), одежды-туфли, мебели ( стол, стул),

- одноступенчатые  инструкции ( поручения) : по вопросу «Где?» находить, приносить, показывать предметы .

Активная речь: вызывать звукоподражания и первые лепетные, облегченные слова: на, дай, вот, там ,ав, мяу, э-э-э, ля-ля, бах, опа, топ-топ.

 

5.3. Действия  с предметами.

Задача: развитие

сенсорного

восприятия.

Цель: формировать понятие о величине предметов.

- учить выполнять  действия с дидактическими игрушками по образцу и слову. Словарь; собери, покажи, большой – маленький,

Дидактические игрушки:

-пирамидка -2 величины колец,

-вкладыши – 2-3,

-матрешки 2-х составные

5.4. Развитие мелкой мото-рики. Задача: развитие рече-двигательного

анализатора.

Цель: Развивать мелкую моторику рук на крупном материале. Работа с крупным  материалом.

Пальчиковая гимнастика, массаж, речедвигательная ритмика.

Крупный

дидактический

материал.

 

 

6 этап обучения.

Уровень речевого  развития 1г. 3мес. – 1г. 6 мес.

6.1. Артикуля-ционная гимнас-тика. Задача: воспитание правильного произношения.

Цель: готовить артикуляционный аппарат  к правильному  звукопроизношнию ( подвижность, свободные движения, ощущение этих движений:

-машина едет: би-би,

-птичка поет: пи-пи,

- паровоз гудит: у-у-у,.

Артикуляционная гимнастика: обучение  произвольным движениям - поцелуй, подуй, поплюй, покашляй, улыбнись, открой – закрой рот, покажи  язык,  пощелкай им, оближи губки,  слижи из уголка рта сироп.

 

6.2. Развитие целенаправлен-ной воздушной струи

Цель: учить выполнять длительный целенаправленный выдох. Дыхательная гимнастика: пассивно поддерживать позу губ «хоботок», игры на губах «вибрация; бррм»:

б-б-б.

 

Дудочки, султанчики.

6.3. Развитие фонематического восприятия.

Цель: Учить на слух дифференцировать звукоподражания, Дидактическая игра:»Кто как голос подает?»

Задача: формирование фонетического восприятия, развитие речеслуховой памяти.

 

Набор игрушек

 

6.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, предметный и глагольный словарь.

Цель: Учить понимать вопросы Кто это? Что это? Что делает?

-учить детей пользоваться  полными словами, наряду с лепетными и звукоподражаниями.

-дидактические игры: «Кто в домике живет?», «чудесный мешочек».

-занятия с картинкой средней величины. Предметный словарь:

-понимать вопросы: Кто это? Что это?

-по слову показывать знакомые предметы ,-знать имена детей в группе,

- показывать части тела на себе и кукле: спина, животик, на лице: нос, рот,

- обобщения, по вопросу «Где?»  найти:

- посуда- ложка, чашка, тарелка,

- одежда – платье, рубашка, колготки,                                                                                 

ботинки, шапка.

-мебель- кровать.

Глагольный словарь: в показе и в самостоятельной деятельности дифференцировать действия предмета: сидит, спит, ест, купается, идет и  т д.

В игре: кормить куклу, укладывать спать, проговаривая свои действия, «разговаривая с куклой».

Активная речь: закрепить звукоподражания би-би ( машина), пи-пи (птичка), у-у-у          ( паровоз),

-учить детей говорить лепетными словами ( образец речи давать с  полными названиями).

-Это кукла: ля-ля  Это машина: би-би,

- упал : бах! Идет; топ-топ!

- отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?

 

 

 

 

Игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки:

Картинки

6.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных

представлений.

Цель: формировать представление о величине, форме (шарик, кубик, кирпичик, крыша),

Словарь: покажи - большой, маленький, вопрос: Какой? (знакомство, интонация), собери ( пирамидку,  и т.д.),

Количество: 1 предмет – много- Сколько?

(обращение), Выделение из множества по образцу:

1- много, по слову:1 – много.

 

 

Счетный материал.

6.6. Развитие конструктивного мышления.

Цель: развития мышления.

Разрезная картинка из 2-х частей без разворота в плоскости.

Набор разрезных

картинок

6.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: развивать мелкую моторику рук, способствующую развитию речи.

Задача: научить нанизывать, вставлять, надевать на стержни материал средней величины

Пальчиковая гимнастика, массаж руки. Речедвигательная ритмика.

Дидактический

материал

 

7 этап обучения.

  Уровень  речевого развития 1г.6мес. – 1г.9мес.

7.1. Артикуля-ционная гимнас-тика. Задача: воспитание правильного произношения.

Цель: развивать подвижность губ и языка. на основе звукоподражаний:

-отвечать  на вопросы по предметной картинке: как гудит паровозик? Мычит корова?

-Артикуляционные упражнения: покажи – как рыбка открывает ротик?

-как кошка лакает молоко?

- как цокает лошадка? и т.д.

 

7.2. Развитие целенаправлен-ной воздушной струи,

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха

Султанчики, вертушки.

7.3. Развитие фонематического восприятия.

Цель: формирование  фонематического восприятия, развитие  речеслуховой памяти.

Дидактическая игра : «Кто как голос подает?»

 

7.4. Развитие речи. Задача:

-развитие понимания речи.

-формирование словаря и грамматического строя речи.

Цель: учить понимать вопрос: Кто это?

Что это? Что делает?

Фраза из двух слов (предмет + действие), говорить стереотипным и отраженным предложением. Отработка глагольного словаря по картинке:

- один предмет – несколько действий,- одно действие – несколько предметов.

Предметный словарь в показе и на картинке, дидактические игры, «Лото», картинки средней величины.

Понимание речи: учить понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы взрослых, вербальное общение.

По вопросу взрослых «Где?» - уметь дифференцировать игрушки и их изображение, а также дифференцировать действия предметов: едет, кушает, моется ( купается).

-знать имена детей и взрослых,

-показывать части тела на себе и игрушках:- на голове: уши, волосы, на руках и ногах: пальчики.

По вопросу «Где?» находить, приносить показывать во время игры, режимных  процессов: посуду- чайник, кастрюля, одежду – трусы, носки, шорты, варежки, сапоги, пальто.

Активная речь:

- учить говорить  полным словом, фразой из двух слов ( Кукла спит. Мишка едет.).

-отвечать на вопросы: Кто? Что делает?

Игра: воспроизведение последовательных действий ( начало сюжетной игры).

 

7.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных

представлений.

Цель: формирование понимания  о величине,  форме, цвете, количестве.

Понимать вопросы: Какой? Сколько? величина – 3 контрастных величины, Форма – до 6 объемных  геометрических фигур,

-Цвет: начало соотнесения  до 3-х  цветов

-Количество: один – много, (показ, образец, дать по слову)..

-Учить соотносить объемные и  плоскостные изображения геометрических фигур.

 

7.6. Развитие  мышления.

Цель: развивать логическое и конструктивное  мышление, внимание, память.

- Собирать разрезную картинку из двух частей с разворотом в плоскости.

Воспроизводить несложные сюжетные постройки, перекрытия ( ворота, дом, забор).

Султанчики, вертушки.

7.7. Развитие моторики. Задача:

развитие мелкомоторики

Цель: учить захвату предметов двумя пальчиками.

Работа с мелкими предметами, например: с мозаикой, мелкими бусами и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Речедвигательная ритмика.

 

 

      8 этап обучения.

  Уровень речевого развития 1г.9мес. – 2 года.

8.1. Артику-ляционная гимнастика. Задача:

воспитание правильного произношения.

Цель: развивать подвижность  языка.

-Киска пьет молоко, облизывается.

-Часики, лошадка скачет и т.д.

- уточнение артикуляции гласных: а, о., у, и, э, ы.

 

 

Разрезная картинка,

Набор игрушек.

 

8.2. Развитие целенаправ-ленной воздуш-ной струи.

Цель: формирование  длительного  целенаправленного выдоха (дуть на  бабочек, султанчики, вертушки и др.)

 

 

8.3. Развитие  фонематичес-кого восприя-тия.

Цель: учить на слух дифференцировать  звукоподражания.

Дидактическая игра «Кто голос подает?»

Задача: формирование  фонематического восприятия, речеслуховой памяти.

 

8.4. Развитие речи. Задача: развитие понимания речи, формиро-вание словаря и грамматичес-кого строя ре-чи.

Цель: учить понимать и отвечать на вопросы : Кто? Что это? Что делать? Где?

Формирование фразы из 2-3-х слов (предмет + действие + дополнение),            -предметный словарь в показе и на  картинке,

-вербальная классификация и обобщение,

-глагольный словарь: фраза по картинке (Девочка моет куклу.) и т.д.

-занятия по книге.

-сюжетная картинка с одним  действующим лицом.

Словарная работа:

-по вопросу «Где?» находить  все игрушки в группе, узнавать их на картинке ( шире использовать книги).

- знать имена персонала группы и детей.

- показывать части тела на себе: локти, колени, ногти, на лице – губы, зубы,брови

По вопросу «Где?» находить, приносить, показать предметы:

-посуды: вилка, нож,

- одежды : гольфы, тапочки, шарф,

- мебель: кресло, диван,

-транспорт: машина, автобус, трамвай,

знакомить  с названиями фруктов и овощей, во время кормления проговаривать названия продуктов; хлеб, суп.

Активная речь: закреплять умение пользоваться полным словом, говорить фразой, отвечать на вопросы.

 

8.5. Сенсорное развитие. Задача: накопление сенсорных представлений.

Цель: формирование понятия о цвете, величине количестве .Учить понимать вопросы и отвечать на них: Какой? Сколько?

- нанизывать  и называть  величину: большой, побольше ( поменьше). маленький.

- включение в ряд ( предметы, картинки)

-дифференцировать по слову ; основных цвета,

- выделять из множества по образцу 3-4, по слову: 1,2,3.

 

8.6. Развитие мышления. Задача: развивать логическое и конструктивное мышление, память.

Цель: учить собирать разрезную картинку из  3-х частей, узнавать целое по  одной части.

- учить классифицировать по темам (невербальная классификация),

- учить соотносить объемные геометрические формы с плоскостными отверстиями (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

- учить по образцу выполнять простые изображения из палочек : квадрат, крыша, флажок и т.д.

 

8.7. Развитие мелкой моторики.

Цель: отработка мелких движений пальцев (нанизывание мелких предметов, шнуровка и т.д)

Пальчиковая  гимнастика.

Речедвигательная ритмика.

 

 

9 этап обучения.

 Уровень речевого развития 2г. – 2г.6мес.

9.1. Артику-ляционная гимнастика.

Цель: развивать подвижность языка              ( сказка о язычке).

Задача: воспитание правильного произношения.

зеркало

 

9.2. Развитие

целенаправ-ленной

воздушной струи.

Цель: формировать целенаправленный длительный выдох.

султанчики, вертушки,

9.3. Развитие

Фонемати-ческого

восприятия.

Цель: учить дифференцировать на слух

звукоподражания.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Музыкальные игрушки, звучащие предметы.

9.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, форми-ровать словарь и граммати-ческий строй речи.

Цель: учить понимать вопросы, задавать их, пользоваться фразой ( от 3-х слов), использовать предлоги: в, на, у. Расширять предметный  словарь по темам : мебель, овощи, фрукты, транспорт, животные и др. Учить  понимать обобщающие  слова: собери игрушки, принеси посуду для куклы, где твоя одежда?

-вербальная классификация,

- сюжетная картинка с двумя действующими лицами .

Фраза: Мама купает дочку.

- рассказ без показа: учить понимать рассказ о событиях из жизни детей, используя прогулки, игру, режимные процессы.

- ориентироваться во всем доме, широко использовать  целевые экскурсии.

 

Активная речь:

-обращать внимание на правильное построение слова: не пропускать и не  переставлять слоги.

- обращать внимание  на правильное произношение  согласных: п, т, б, в, к, д,

г, ф, х

-развитие инициативной речи, потребности  в речевом общении с детьми и взрослыми

Предметы, картинки,

показ  действий,

9.5. Сенсорное развитие.

Задача: накопление

сенсорных

представлений.

Цель: учить отвечать на вопросы:

Какой? Сколько?

Формировать понятие о цвете, количестве.

- нанизывание  4-х основных цветов: синий, желтый, красный, зеленый.

- выделение из множества по слову 1-3 предмета,пересчет до 3-х, счет в пределах 3-х на конкретном материале с закрытым результатом, называние количества,  итогового числа.

Дидактический материал,

 

9.6. Развитие    мышления. Задача:

развивать логическое и конструктивное

мышление, внимание, память.

Цель: Формировать логическое и конструктивное мышление.

- собирать разрезную картинку из 3 – 4  частей.

- невербальная классификация, обобщение,

-соотнесение объемных геометрических фигур с плоскостными изображениями

-конструирование по образцу из палочек.

Разрезные картинки:

деревянные, бумажные

9.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: отработка мелких движений пальцев рук на различном материале.

Задача: развивать мелкую моторику рук.

Использовать  дидактический материал, учить детей застегивать пуговицы на платье куклы, застегивать липучки, кнопки, молнии. Застегивать  сандалии,  молнии на курточках и т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Массаж пальчиков.

Речедвигательная ритмика.

геометрические формы:

предметы, лото, палочки

дидактические пособия

 

 

10 этап обучения.

  Уровень речевого развития  2г.6мес. – 3года.

10.1. Артику-ляционная гимнастика.

Цель: развивать подвижность языка, губ.

Задача: воспитание правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика и упражнения  по подражанию перед зеркалом.

зеркало

 

10.2. Развитие  целенаправ-ленной воз-душной струи.

Цель: формирование  целенаправленного

длительного выдоха

-поддувание мелких предметов, вертушки.

дидактические пособия

 

10.3. Развитие  фонематического восприятия.

Цель: учить дифференцировать  гласные  звуки:

а, о, у, и, э, ы.

-проговаривать гласные звуки отдельно одним звуком, два  звука вместе :ау, иа,ао

-проговаривание слогов: па, та, ка  и далее по плану.

-различение слов, близких по звучанию: стол-стул,, мышка-мишка и т.д.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?» , музыкальные и звучащие игрушки.

Игрушки, предметные

картинки

10.4. Развитие речи. Задача: развивать понимание речи, форми-ровать  словарь и граммати-ческий строй речи.

Цель: понимание обращенной речи, предложно-падежных конструкции и предлогов, числа и времени глаголов, понимание префиксальных отношений: понимание  глаголов с различными приставками (открыть-закрыть, принести-унести и т.д.)

- понимать слова, обобщающие  предметы, действия, признаки,

-понимание предлогов: за, по, над, под, через  - при выполнении поручений,

- понимать единственное – множественное число прилагательных: синий кубик, синие кубики,

-понимание настоящего и прошедшего времени глагола, задавать вопросы: Что ты собирал  на прогулке? Что собираешь сейчас?

- понимание глаголов с различными приставками отрабатывается в игре, на занятиях, например: открой – закрой матрешку.

- сюжетная картинка с несколькими действующими лицами.

 Активная речь:

-говорит многословными предложениями, более трех слов, употребляет простые предлоги,

- в спонтанной речи появились вопросы Где?  Куда? , знакомство с вопросами Зачем? Почему?

-усваивает основные части речи :существительные, глаголы, предлоги, наречия, количественные числительные, прилагательные.

-слоговая структура слова усложняется, употребление  2-3 х сложных слов , со стечением согласных, типа: лимон, зайка, кошка.

-развитие потребности ребенка к высказываниям, в вербальном общении с детьми и взрослыми, инициативной речи,

Дидактические пособия

10.5. Сенсорное развитие. Задача:

накопление сенсорных представлений.

Цель: развитие сенсорных навыков:

- называние  четырех основных цветов, .расширение понятий о цветовых оттенках спектра, дифференциация цвета, называние цвета в словосочетании: красный кубик.

-расширение понятий о величине, размере, пространственном расположении предметов.

- понятие о времени, временах года.,

-количество: пересчет в пределах 4-х, с итоговым числом, выбор из множества, понимание вопроса «Сколько?»

Использовать показ,

предметы,

картинки

 

10.6. Развитие мышления. Задача:

развивать логическое и конструктивное  мышление, память, внимание.

Цель: формировать логическое и конструктивное мышление:

-собирать разрезную картинку из 3-4 частей,

-Дидактические игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?»,  «Четвертый лишний»,

- конструирование из палочек: молоточек, флажок, дом, лесенка.

Дидактические пособия

 

10.7. Развитие моторной деятельности.

Цель: формирование дифференцированных захватов  и  противопоставлений пальцев рук:

- ладонный захват,

-захват двумя пальцами,

-захват тремя пальцами,

-согласованность движений рук,

-ведущая рука.

Пальчиковая гимнастика.         Логоритмика.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

-уточнение артикуляции  произнесения звуков.

- развитие речевого дыхания,

-развитие высоты и  силы голоса.

-развитие фонематического восприятия.

 

Планирование занятия

по звукопроизношению

с детьми от 2-х до 3-х лет.

 

 Цель:

-подготовка  артикуляционного аппарата,

-постановка звука,

-закрепление произнесения звука:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

звукокомплексе, в слоговых сочетаниях, словах и предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика:

каждый вид занятия

проводится отдельно,

переход к другому

занятию проводится

только по мере

усвоения задания, все

артикуляционные

задания

проводятся по

подражанию.

 

 

 

 

 

Тема занятий, звуки.

 

 

Последовавтельность :

 

гласные звуки:

А.-У.-АУ.-И.-УИ.-О.-ОАУИ.-Э.-АУИО.-( Ы)

 

Согласные звуки:

М.-П.-Б.-Ф.-В.-Т.-Д.-К.-

Г,-(Х),Н.

Тематический план занятий     по формированию  фонетической стороны речи.

 

 Виды занятий.

Уровень активности речи:

-отдельные звуки.

-аутоэхолалия (самоподражание),

-физиологическая эхолалия

 (подражание произнесения новых звуков,

  отдельно и в слоговых рядах).

-произнесение звука в звукоподражаниях, облегченных словах, в односложных

словах и т.д.На таких занятиях ведущей задачей будет не автоматизация изучаемого звука, а восприятие его на слух и выделение в речевом потоке.

 

 

 

 

 

Дидактические игры

для развития силы

голоса, речевого

дыхания, слухового

внимания

 

 

На каждый вид занятия

логопед подбирает

соответствующий

дидактический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

                  Возраст от одного до трех лет является периодом  существенных перемен в жизни маленького ребенка. На первом году он начинает ходить, на втором  - развитие предметных действий, на  третьем развивается  предметная  деятельность и  становится ведущей. Определяется ведущая рука, формируется согласованность обеих рук, Активно развивается восприятие и  наглядно- действенное мышление, интенсивное развитие речи.

Логопедическая работа носит комплексный характер и строится поэтапно, в зависимости от развития ребенка  в доречевом, предречевом периодах,  где он должен пройти физиологические циклы: безусловно-рефлекторный, начало гуления, интонированное гуление, лепет. Начиная с семимесячного возраста появляется новая ведущая линия развития – предпосылки  формирования понимания речи, предметно-действенного общения. На  втором году у ребенка совершенствуются  понимание речи,  функция общения, расширяется понятийный  словарь, интенсивнее расширяются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. На третьем году жизни ребенок начинает понимать временные отношения, некоторые грамматические  отношения: предложно-падежные, суффиксальные, префиксальные. В экспрессивной речи  возрастные изменения усвоения звуковой и слоговой структуры речи. Большое значение  имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха. Это показатели при благоприятном  развитии жизнедеятельности ребенка.

                     В Дома ребенка  из семей или мед. учреждений, поступают дети уже давно лишенные родительского тепла и заботы, страдающие  от психической  депривации, с выраженными симптомами нарушения коммуникабельности, выраженным отставанием развития речи.

Опыт работы в сиротском учреждении привел нас к созданию этапов  развития речи, как канве, основе для работы, Это не значит, что мы ограничили работу по речевому развитию только  этими этапами. Сюда не вошли занятия по развитию фонематического  восприятия, артикуляционной гимнастики, развитию мелкой моторики, речедвигательной ритмикой, коммуникативной функции речи, показы, работа с картинкой, ознакомлению с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          окружающей средой, кукольного театра, экскурсии и т.д.. Мы стараемся разнообразить жизнь детей, вывести их из ограниченного пространства  и закрытости  сиротских детских учреждений. Мы принимаем гостей,  артистов, к нам приходят священники, студенты, слушатели курсов повышения квалификации. Главный принцип  работы логопедов, работающих с детьми раннего возраста: избавить ребенка от  депривации, и чем раньше   (особенно до года), тем  нормальней будет его  последующее развитие. При этом менее обратимыми все таки являются  нарушения речи, мышления, и способности к  длительным и сильным  межличностным  привязанностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

 

1.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития.

   

           Под редакцией Стребелевой  Е .А.,Москва,Полиграф-сервис,1998 г.

 

2.Вопросы изучения детской речи.

          

          Гвоздев А.Н.,Москва,Просвещение,1961 г.

 

3. Ребенок учиться говорить.

 

           Кольцова М., Москва .Просвещение,1980 г.

 

4. Диагностика нервно-психического  развития  первых трех лет жизни.

 

            Пантюхина Г.В., Фрухт Э.Л., Печора К.Л. Москва,Просвещение,1978 г.

 

5. Знакомим малыша с окружающим миром.

 

             Павлова Л.Н.,Москва,Просвещение,1980 г.

 

6. Воспитание у детей правильного произношения

 

              Фомичева М.Ф., М., Просвещение,1976.

 

7. Игры в логопедической  работе с детьми.

 

                Селиверстов В.И., М., Просвещение,1976г.

 

 

 

 

 

 

 

;.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введенская Н.А.

Смирнова Г.А.

Шабалина З.И.  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010