Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Социально-педагогическое сопровождение» в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Автор:
Медведева Ольга Вадимовна

Аннотация:

АННОТАЦИЯ

Статья «Социально-педагогическое сопровождение» в специальной (коррекционной) школе-интернате является важным в практической деятельности социального педагога. В основе статьи представлена система по защите прав и интересов воспитанников с особенностями развития в социально-педагогическом сопровождении.

Автор статьи О.В. Медведева — социальный педагог высшей категории, отличник народного образования ГОУ школы-интерната № 53 г. Москва

Статья:

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

 

Одним из приоритетных направлений работы в школе-интернате является социально-педагогическое сопровождение воспитан­ников, которое рассматривается как системный процесс по защите прав и интересов детей. Сопровождение направлено на создание условий успешной социализации воспитанни­ка и подготовке его к организации самостоятельного жизнеустройства.

 

Цель социально-педагогического сопровождения:

Создание условий для успешной социализации ребен­ка — сироты с особенностями развития

 

Задачи

 

Изучать психолого-педагоги­ческие особенно­сти воспи­танника, анамнез.

 

Обеспечи­вать взаи­модействие «социаль­ный педа­гог — вос­питанник» с учетом индивидуально-личностных харак­теристик и их соци­альных проблем.

 

Разрабо­тать и со­вершенст­вовать программы для подро­стков по социально-правовой грамот­ности, патронатного сопровождения.

 

Проводить системати­ческий мониторинг социально-педагогиче­ского сопровождения.

 

Ожидаемый результат:

Социализация ребенка-сироты в системе
социально-педагогического сопровождения.

 

Позиция социального педагога школы-интерната: сначала — пе­дагог, а затем — собственно социальный работник.

Негативный опыт прошлого детей-сирот, дает основание скорректировать сопровождение соци­ального педагога.

В рамках социально-педагогического сопрово­ждения предлагаются следующие виды деятельности.

 

 

Вид деятельности

Средства к деятель­ности

Выход

Социально-педагогическая диагностика

План работы школы-интерната, запрос админи­страции, воспитателей, медико-педагогической комиссии

Рекомендации по сопровождению ре­бенка-сироты

Социально-нормативная дея­тельность в соци­ально-правовой сфере

Социальные пробле­мы воспитанника

Решение проблем социальной и правовой защи­щенности

Обучающая деятельность

Разработка, апроба­ция социально-правовой программы; совершенствование со­циально-педагогического сопровождения

Формирование социально-правовой грамотности воспи­танников

Консультатив­ная деятельность

Запрос специалистов, педагогов, резуль­таты диагностики, мо­ниторинга

Повышение соци­ально-педагогической компетентности пе­дагогов

Аналитическая деятельность

Плановая отчетность, анализ, справки

Мониторинг соци­ально-педагогического сопровождения

 

На начальном этапе проводится социально-педагогическая диагностика вновь поступившего воспитанника: изучение анамнеза, психолого-медико-педагогических особенностей, определение форм и методов дальнейшей работы по решению социальных проблем ребенка-сироты в условиях школы-интерната.

Социально-нормативная деятельность. В условиях школы-интерната на социального педагога возложена миссия быть гарантом прав и интересов детей, выполнять роль социального регулятора в решении социально-жизненных проблем воспитанника.

· Социальный педагог работает с различными социальными и общественными организациями.

· Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущественных и ценных бумаг, выступает представителем школы-интерната в судебных инстанциях по защите прав и интересов детей.

Только при системе комплексного подхода можно оказать действительно эффективную помощь воспитанникам, нуждаю­щимся в обеспечении жилья, пособий, пенсий и других видов социальной защиты.

Обучающая деятельность. На основе изучения личност­ных особенностей воспитанников с учетом их низкой социально-правовой грамотности возникла необходимость разработки дос­тупного курса по социально-правовой ориентации.

Социально-правовая ориентация воспитанников осуществ­ляется на основе нормативно-правового обеспечения:

• Конвенция ООН о правах ребенка.

• Конституция РФ.

• Семейный Кодекс РФ.

• Гражданский Кодекс РФ.

• Жилищный Кодекс РФ.

Разработанная программа «Защити себя сам» позволила повысить уровень социально-правовой компетенции воспитанников, осуществить проектиро­вание комплексного социально-педагогического сопровождения — воспитанников школы-интерната, обобщить и провес­ти сравнительный анализ по познавательной и мотивационной сфере во время занятий.

Консультативная деятельность социального педагога предусматривает консультации по вопросам прав и обязанно­стей воспитанников, льгот и пособий, социальной помощи и поддержки. Проводятся правовые консультации и беседы с  воспитателями, педагогами, специалистами.

Аналитическая деятельность социально-педагогического отдела — это анализ собственной деятельности на каждом из её этапов. Анализируются положительные и отрицательные сторо­ны, степень влияния полученных результатов на сопровождение ребенка-сироты, проводится мониторинг социально-педагогического сопровождения.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение ребенка-сироты в условиях школы-интерната — это системный процесс,  направленный на создание условий успешной социализации воспитанников.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010