Автор:
Медведева Ольга Вадимовна
АННОТАЦИЯ
Статья «Социально-педагогическое сопровождение» в специальной (коррекционной) школе-интернате является важным в практической деятельности социального педагога. В основе статьи представлена система по защите прав и интересов воспитанников с особенностями развития в социально-педагогическом сопровождении.
Автор статьи О.В. Медведева — социальный педагог высшей категории, отличник народного образования ГОУ школы-интерната № 53 г. МоскваСтатья:
Социально-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
Одним из приоритетных направлений работы в школе-интернате является социально-педагогическое сопровождение воспитанников, которое рассматривается как системный процесс по защите прав и интересов детей. Сопровождение направлено на создание условий успешной социализации воспитанника и подготовке его к организации самостоятельного жизнеустройства.
Цель социально-педагогического сопровождения:
Создание условий для успешной социализации ребенка — сироты с особенностями развития
Задачи
Изучать психолого-педагогические особенности воспитанника, анамнез. |
|
Обеспечивать взаимодействие «социальный педагог — воспитанник» с учетом индивидуально-личностных характеристик и их социальных проблем. |
|
Разработать и совершенствовать программы для подростков по социально-правовой грамотности, патронатного сопровождения. |
|
Проводить систематический мониторинг социально-педагогического сопровождения. |
Ожидаемый результат:
Социализация ребенка-сироты в системе
социально-педагогического сопровождения.
Позиция социального педагога школы-интерната: сначала — педагог, а затем — собственно социальный работник.
Негативный опыт прошлого детей-сирот, дает основание скорректировать сопровождение социального педагога.
В рамках социально-педагогического сопровождения предлагаются следующие виды деятельности.
Вид деятельности |
Средства к деятельности |
Выход |
Социально-педагогическая диагностика |
План работы школы-интерната, запрос администрации, воспитателей, медико-педагогической комиссии |
Рекомендации по сопровождению ребенка-сироты |
Социально-нормативная деятельность в социально-правовой сфере |
Социальные проблемы воспитанника |
Решение проблем социальной и правовой защищенности |
Обучающая деятельность |
Разработка, апробация социально-правовой программы; совершенствование социально-педагогического сопровождения |
Формирование социально-правовой грамотности воспитанников |
Консультативная деятельность |
Запрос специалистов, педагогов, результаты диагностики, мониторинга |
Повышение социально-педагогической компетентности педагогов |
Аналитическая деятельность |
Плановая отчетность, анализ, справки |
Мониторинг социально-педагогического сопровождения |
На начальном этапе проводится социально-педагогическая диагностика вновь поступившего воспитанника: изучение анамнеза, психолого-медико-педагогических особенностей, определение форм и методов дальнейшей работы по решению социальных проблем ребенка-сироты в условиях школы-интерната.
Социально-нормативная деятельность. В условиях школы-интерната на социального педагога возложена миссия быть гарантом прав и интересов детей, выполнять роль социального регулятора в решении социально-жизненных проблем воспитанника.
· Социальный педагог работает с различными социальными и общественными организациями.
· Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущественных и ценных бумаг, выступает представителем школы-интерната в судебных инстанциях по защите прав и интересов детей.
Только при системе комплексного подхода можно оказать действительно эффективную помощь воспитанникам, нуждающимся в обеспечении жилья, пособий, пенсий и других видов социальной защиты.
Обучающая деятельность. На основе изучения личностных особенностей воспитанников с учетом их низкой социально-правовой грамотности возникла необходимость разработки доступного курса по социально-правовой ориентации.
Социально-правовая ориентация воспитанников осуществляется на основе нормативно-правового обеспечения:
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Конституция РФ.
• Семейный Кодекс РФ.
• Гражданский Кодекс РФ.
• Жилищный Кодекс РФ.
Разработанная программа «Защити себя сам» позволила повысить уровень социально-правовой компетенции воспитанников, осуществить проектирование комплексного социально-педагогического сопровождения — воспитанников школы-интерната, обобщить и провести сравнительный анализ по познавательной и мотивационной сфере во время занятий.
Консультативная деятельность социального педагога предусматривает консультации по вопросам прав и обязанностей воспитанников, льгот и пособий, социальной помощи и поддержки. Проводятся правовые консультации и беседы с воспитателями, педагогами, специалистами.
Аналитическая деятельность социально-педагогического отдела — это анализ собственной деятельности на каждом из её этапов. Анализируются положительные и отрицательные стороны, степень влияния полученных результатов на сопровождение ребенка-сироты, проводится мониторинг социально-педагогического сопровождения.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение ребенка-сироты в условиях школы-интерната — это системный процесс, направленный на создание условий успешной социализации воспитанников.