Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития посредством коррекционной работы.

Автор:
Асадуллина Рида Анасовна

Аннотация:

Аннотация

 Развитие  внимания  у  детей  с  задержкой  психического  развития  посредством   коррекционных  занятий.

Асадуллина  Рида Анасовна,  учитель высшей категории

 

        Внимание  -  важное  и  необходимое  условие  эффективности  всех  видов деятельности   школьников.  У  детей  с  задержкой  психического  развития  отмечаются  существенные  отклонения  в  развитии  внимания,  что  отрицательно  сказывается  на  их деятельности.  Для  успешной  продуктивной  учебной  работы  необходимо  развивать  внимание  с  помощью  коррекционной  работы  на  уроках  и   специальных коррекционных  занятиях.  В  статье  раскрываются  особенности  развития  внимания  детей  с  задержкой  психического  развития, даны  результаты  проведенной  диагностики. Показано, что   проводимая  коррекционная    работа  по  развитию  всех  видов  внимания   даёт    положительные  результаты.

          Данная  работа  может быть  использована  педагогами в коррекционных  школах, где  обучаются  дети  с  задержкой  психического  развития.

 

2015-16-06

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2015,

Направление: Коррекционная педагогика  , Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки

Статья:

РАЗВИТИЕ   ВНИМАНИЯ   У   ДЕТЕЙ   С   ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО    РАЗВИТИЯ   ПОСРЕДСТВОМ   КОРРЕКЦИОННЫХ   ЗАНЯТИЙ

                                                              Асадуллина  Рида  Анасовна, учитель  высшей категории

                                  ГБОУ Уфимская коррекционная школа №120  V11 вида

                                                                               Республика  Башкортостан                

                                                                

У  детей  с задержкой психического развития (ЗПР)  наблюдается нарушение нормального развития психических функций (активного восприятия, всех видов памяти, внимания, словесно-логического мышления), нарушение в развитии речи. Характерно для них наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов  и  социальной  мотивации  деятельности.

  У детей с ЗПР наблюдается нарушение произвольного и непроизвольного внимания, снижена устойчивость, концентрация, сосредоточенность,  переключаемость,  распределение    и  объём  внимания, что отрицательно  сказывается на  результатах  обучения,  на качестве   выполняемой  работы.

             Воспитание внимания у  школьников младшего возраста  с ЗПР  тесным  образом  связано  с  формированием   их   личности.   Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств как целенаправленность, самостоятельность,  дисциплинированность, настойчивость и др.  Присущие  школьникам  с  ЗПР нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у  них  целенаправленности поведения  и  деятельности, резко  снижают  их  работоспособность.

 Начиная  обучение  детей в 1 классе,  в  сентябре   провожу   диагностику уровня развития  их  внимания.  Использую  методики Р.С.Немова (переключение, распределение, объём внимания), Л.Ф.Тихомировой (устойчивость, переключаемость  внимания). Результаты  всегда    показывают, что  развитие  их  внимания  находится  на более  низком  уровне, чем  у  их  сверстников,   

1. Объем внимания - это количество объектов, которое человек может одновременно охватить своим вниманием.  У  школьников с ЗПР  объем внимания несколько снижен, у  обучающихся 1 – 2 классов  ограничивается 4 - 8 объектами. У школьников постарше (3–4 классов)  он несколько выше (8-14).  При определенных благоприятных условиях, как предварительная инструкция, мотивация деятельности, предварительное знакомство с предъявляемыми объектами,  смысловыми  связями, существующими  между  ними,  он может расширяться.

       Вместе с тем, объем внимания  у  обучающихся  с ЗПР значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий  уровень  обобщения  и  осмысления.

 

К старшему школьному возрасту объем внимания у  обучающихся возрастает, однако он  никогда  не  достигает  уровня  внимания  нормально  развивающихся  старшеклассников.

2. Под устойчивостью внимания подразумевается способность человека   в  течение  длительного  времени  сохранять состояние  внимания  на  каком - либо объекте,  предмете  деятельности, не  отвлекаясь  и  не  ослабляя   его.  Устойчивость  внимания зависит  от психического  состояния,  физиологических  особенностей  детей, внешних  раздражителей: резкий стук, звук, мигание лампы, посторонний,  вошедший в класс и т. д. Большинство младших школьников могут   (10 – 15 мин.) интенсивно выполнять  несложную  однообразную  работу.   Далее нужно  менять  вид  деятельности,  проводить  физкультминутку.

          Устойчивость внимания  детей с ЗПР с возрастом повышается в основном за счет роста темпа работы, а  не  ее  качества.

3. Очень часто в процессе обучения от  детей   требуется   выполнение  двух операций,  двух  действий. Например,  комментированное письмо: одновременно  внимательно слушать учителя,  писать, комментируя правило; или, слушать объяснение и выполнять математическое действие, петь песню и выполнять какие – то  движения. Этим характеризуется умение распределять внимание.   Распределять  внимание дети с ЗПР  могут, но в недостаточной степени. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого  задания, им бывает сложнее   справиться с поставленной  перед  ними задачей, и дети  выполняют  только  одну,  ту,  которая  для   них   более   привычная   и   несложная.

4. Еще одним важным качеством внимания является его переключаемость.  Переключаемость внимания зависит не только от особенностей   познавательной деятельности, но и от характера  предъявляемых школьнику  объектов.  Младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным   материалом,  известными   объектами,   чем    абстрактными.

Обучающиеся, особенно младшего возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного вида  деятельности  на другой, с  одного  объекта на другой в силу патологической инертности возбуждения и торможения. Чрезмерный объём  изучаемого  материала  на уроке,  быстрый  темп приводят к быстрой утомляемости обучающихся, следствием которой является   неосознанное  переключение внимания с выполняемого задания  на  что-то  другое, более простое,  оказавшееся   в  поле  их  зрения,  т. е. происходит  отвлечение  внимания.  Для  снятия  усталости  необходимо  включать  игровые моменты,  релаксации,  физкультминутки. Затем учитель  вынужден  заново  настроить  учеников  на  дальнейшую  работу.

У школьников с задержкой психического развития с преобладанием процессов возбуждения наблюдается существенное отставание в показателях качества устойчивости, распределения и объема внимания по сравнению с их сверстниками. У школьников с преобладанием процессов возбуждения  отмечается  низкая  динамика  развития  внимания.

 Дети с преобладанием процессов торможения    имеют низкий показатель устойчивости  внимания,   них  самый узкий  объем  внимания.  

Таким образом, по результатам проведенного исследования выяснилось, что уровень развития  внимания  у  детей  находится  на  более  низком  уровне,  чем у  их  сверстников.  

Наглядно это подтверждается в представленной диаграмме №1             

 

 

 

                                       

 

                                                                                                                                                                                                             

    5                                                                                    А.    С

    4,5                                                            Д.Я

    4

    3,5                                                        В.Г.

    3                                               В.

    2,5         Л.       Д.      А.

    2

    1                                                                                                        

 

Рис.1. Результаты диагностических исследований состояния внимания обучающихся 1 класса в сентябре

Из  диаграммы  следует,  что  у  обучающихся  младшего  школьного  возраста  с задержкой  психического  развития   наблюдается   низкий   уровень   развития   всех   свойств  внимания,  чем   у  их  сверстников.    Комплексное   исследование   учащихся  с   использованием    вышеуказанных    методик  дало   нам  возможность   установить,   в   каких    видах деятельности  у  каждого  ребенка  отмечаются   наибольшие  затруднения   и   на какие  виды  опираться  в  процессе  коррекционного   обучения.

 

2.КОРРЕКЦИОННАЯ  РАБОТА  ПО  РАЗВИТИЮ  ВНИМАНИЯ    У  ШКОЛЬНИКОВ  МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА  С  ЗПР

           Цель:  развитие  внимания  у  детей  младшего  школьного  возраста  с  ЗПР.

           Задачи:  подобрать   игры   и   упражнения   и  с  их   помощью  развивать  умение наблюдать,   анализировать,   сравнивать,   выделять    характерные,    существенные  признаки  предметов    и   явлений,   обобщать   их   по   этим   признакам,  находить  ошибки.

Эффективность  коррекционной  работы  будет  зависеть  от  того,  насколько  будут  соблюдены  следующие   условия:

 систематичность  проведения  заданий,  упражнений;

распределение  их  в  порядке  нарастающей  сложности;

подчиненность  заданий  выбранной  цели;

чередование  и  вариативность  упражнений.

     Работа  была  организована   таким  образом,   чтобы   интерес   у   них   не   угасал   на протяжении всего   занятия.  А это  особенно  важно  в   работе  по  коррекции    внимания   и   развитию   познавательной   активности   школьников   младшего   возраста.

 Для  достижения  этой  цели  были  использованы  задания и упражнения из разных методик.    Дети  с  удовольствием   выполняли   упражнения  и  приемы,  направленные   на развитие  объема,  распределения,   концентрации,   сосредоточенности,   переключаемости  внимания.

 

Задания, направленные на развитие объема внимания

 

Задание 1.

 

            а б  

а                   б

б                     а

б                    а

 

 

           а

             б

 

а                    б

а                    б

б                     а              

 

В клетках даны буквы, нужно сосредоточиться, запомнить буквы  и  их расположение  в течение 30 сек., затем  по  памяти   воспроизвести   в  4-х  квадратах.

Если   расположили   10-12   букв  правильно, то  объем   внимания   хороший.

Задание 2. Дан рисунок с 15 предметами.  Ученик в течение 15 сек. смотрит  на рисунок,  запоминает все предметы, затем по памяти их называет. Если назовет 10-12 предметов, то  объем  внимания  хороший.

Задание 3. Учитель называет  буквы с цифрами  в  определенной логической последовательности,  дети  внимательно  слушают  и   запоминают, затем  воспроизводят.

 А 1,   Б 4,  В 8,   Г 12,   Д 16,   Ж 20,   З  3,   Е 6,   К 9,   Л  12,  М 15,   Н 18

Задание 4.

Для развития объема  внимания используется упражнение на динамику – тренировка с таблицами Шульте. Каждая таблица представляет квадрат с числами от 1 до 25. Методика заключается в том, чтобы быстро отыскивать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице отдельно. Время, затраченное на поиск всего ряда, замечается по секундомеру (на поиски чисел  с одной таблицы уходит 25-30 сек.)

 

21

5

20

2

8

13

23

9

14

12

24

10

1

19

17

16

7

18

25

6

3

15

4

11

22

 

 

Задания, направленные  на развитие распределения внимания

Задание 1.

А).  Школьнику  предлагается   писать на  доске  числа  от  1 до  20   и  одновременно   считать  вслух  от  20 до 1.

Б).  Предлагается  писать  свою  фамилию,  одновременно   называя   буквы   в   обратном  порядке – от конца к началу.

Фиксируется  количество  ошибок  и  остановок.

Задание 2.

Дана  таблица,  в  которой  расположены  произвольно   числа  от  1  до  40.  Всего  в  таблице  25  чисел, значит  15  пропущено.  Необходимо  по  порядку  числа  в  таблице найти (поиск  проводить  только  глазами).  За  таблицей даны  числа  от 1 до 40  по  порядку.  Если  ученик  не  находит  какое – либо  число  на  таблице,  то  карандашом   вычеркивает   их   в   этом  ряду.

33         

8

26

11

5

17

26

14

3

33

4

19

35

23

13

21

38

40

31

9

12

29

1

27

24

 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,

21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32, 33,34,35,36,37,38,39,40

Задание 3.  «Раз  буква,  два  буква»

Сосчитать,  сколько  гласных  букв,  сколько   согласных.  Делать  это  нужно  одновременно:  одна  гласная,  одна  согласная.  2 гласных,  три  согласных и т. д.

а    б    я    а   р   у   в   ю

с   а   ч    б    е   ж    а    г

ю   л   а   н   б   м    э    а

а   д   о   е    я    г    у    р

 

Задания, направленные  на развитие концентрации внимания

Задание 1.  Анаграммы  -  образовать новые слова:

сокол – колос,   куст – стук,   сосна – насос,   лето – тело,   весна – навес,   торг – грот,   крот – корт, кукла - кулон,   гора – рога.

Задание 2.

Нарисовать 3 вида предметов в 5-10 рядов.

Например: ( звёздочка, мяч, сердечко ). Расположение произвольное.

Нужно: а) вычеркнуть  все  звёздочки;

                 б)      подчеркнуть  мячики;

                  в)      вычеркнуть  все  сердечки  красным   карандашом,  а  мячики - синим

                  г)     вычеркнуть  все  мячики  и  подчеркнуть  все  звёздочки.

                                                                                         
     
     
                             
           
   
 
 
               
 
 
         
 
             
           
               
       
                         
 
 
 
 
 
 
 
       
         
         
                     
         
             
               
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

Задание 3.  Посчитать, сколько   треугольников и четырехугольников?

                                                       

 

 


 


 

       
   
     
 

 

 

Задание 4. Рассмотреть  в  течение минуты иллюстрацию  или  картину  художников, например, А. Саврасова « Прилетели грачи»,  затем  по  памяти  воспроизвести   детали картины.

Задание 5. Сколько  дано фигур  ?

 (дается 10 секунд)

 
   

 

 

 


Задания,  направленные  на развитие  сосредоточенности  внимания

Задание 1.

Ответьте,  пожалуйста,  на  вопросы.  Но   будьте   внимательны.  У   кого   нос    длиннее  –  у ОНИТАРУБа   или   РАМЕРУДа?  (у Буратино).   Какого   цвета   волосы  у  АЛЬВМЫНИ?  (голубые).

Задание 2. Найти  спрятанные  слова

Укроп, слон,                       М  П   А   Н                                                    

 парк, роль,                         Н  О   Р    К

  ноль                                   Ь  Л   С    У

  

Задание 3.   Какие  слова  можно  составить  из  букв    слов « пластина», «космонавтика»?

(тина, пласт,  лиса, лапа, салат,  сани);  космонавтика (коса, космонавт, котик, сок, сани, кости,  мостик, сток)

Задание 4.    Даны  ряды  букв  и цифр, букву  Р  взять  в  кружок, а  цифру 7 в  квадратик.  Дается  30 сек.

 

А  С  Т И 1  Л  5  Б  8  Д   Б  7  Э  8  Р  9   10   Р  Л  7  К  Х  Ъ  Е                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Р  Т  7  Е    Р  4  К  7  П  А  Д   Д  7  Р  12 Т   Я  7  О  П  Р   Ж   Ц

Ь  7  А  Д  3  7   Г  9  Р   Д  7  А  Р   С  Б  Ю  А  У  3   Е  К   Р   7

8  Р  О  5  Щ  З  Х  7  К  М   6  4  С  А  В   3  1  Р  Ж   2 9 7 Д    У

0  4  О  Л  Э  7  В  Р  3  7  У  Й  Б  7  К    Е  Б  7  8  10  О  Р  Ю  Х

 

 

Задание   на  переключение внимания

 

Задание 1.Учитель   называет   слова.  Если   существительное – дети   сидят,    глагол – шагают, прилагательное  –  хлопают ( носорог,  лиса,  красивый,  рычит,  рысь,    космический,  грызет,  кукла,     мышь,   умный,    летчик,    летит,   читает   и   т. д


 

 

 Задание 2.

    Арифметическое  сложение  слов.

 Про – р + мил – л + дора – а  ( помидор)

 Про  - п + сту – ту + ла – л  (роса)

 Ок – о + рос – с +ква – к   (корова)

 


 Найди  спрятанное  слово:

Ксаблглаголрфяс  (глагол),    кроасямлоис  (космос),    аплг земдбтлякчж  (земля)

 Упражнение   на  нахождение  в  тексте  повторяющихся  букв, «е»  взять  в  кружок,  «о»  зачеркнуть:

 

 

Белая берёза

Под  моим  окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И  стоит  берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

 

В  золотом  огне.

На занятие материал подбирался с учетом возможностей и общего развития ребенка. Обучение  на занятии носило индивидуально–подгрупповой характер (то есть дифференцированный подход).  Это  когда  одновременно занимались с несколькими детьми, однако работа носила индивидуальный характер, так как дети имеют разные стартовые возможности,  начинают  и  заканчивают  выполнение  задания  в  разное  время,   поэтому   на одном   занятии   предъявлялись  разные   требования   к   умениям   и   навыкам детей.   Исходя  из этого, осуществляется подбор материала  для  проведения  подгрупповой  и  индивидуальной  работы.

После коррекционной работы, для проверки полученных результатов, проведен  контрольный  эксперимент.

Задания для контрольного эксперимента были выбраны такие же, как  и  в  первоначальном  эксперименте.   Цель эксперимента: выявить успехи учащихся; сравнить полученные результаты  первоначального   и  контрольного  исследования.

 Проведение коррекционной работы способствовало развитию основных свойств внимания школьников младшего возраста. 75% обучающихся справились со всеми заданиями, которые им были предложены в начале эксперимента.  

В диаграмме № 2 приведен сравнительный анализ результатов выполнения методик  учащимися  контрольной  группы.

 

                                                                                        

  5,6                                                                     С.               .

  5,3                                                         Д. Я.,А.

  4                                         В.

  3,6                        А.

  3         Л.           Д.

  2

  1

 
   

 


Рис.2. Развитие внимания школьников к концу экспериментальных исследований (к концу  1 класса)

 

Из диаграммы 2 следует, что коррекционно-развивающая работа позволила развить внимание. Обучающиеся научились концентрировать внимание, распределять объем, устойчивость,  сосредоточенность внимания значительно повысились. Экспериментальное исследование подтвердило, что систематическая коррекционная работа, построенная с учетом возрастных особенностей и возможностей, обеспечивает развитие внимания у детей с ЗПР. Наиболее эффективно использование  тех  заданий  для  коррекции и профилактики   развития   внимания,    которые  были   отобраны. Анализируя нашу работу по результатам   диагностики, можно сказать, что коррекционные задания помогают воспитывать у детей устойчивый интерес и  к  игровым  занятиям,  и  к  обучению.

           В процессе  специального  коррекционного  обучения уровень  развития  внимания  с  возрастом  повышается. В целом, как показывают результаты экспериментов, прослеживается динамика в развитии свойств  внимания  у детей младшего школьного  возраста, но  все  же  по развитию  они отстают  от своих сверстников.   

 Особенно заметны различия между ними при выполнении заданий, требующих развитых навыков анализа, синтеза, абстрагирования, планирования деятельности.

Таким образом, в ходе исследования  наблюдалась средняя динамика развития внимания.  Примерно  75%  обучающихся  повысили  свой  уровень  развития  внимания.

Коррекционно-развивающая работа позволила развить все основные свойства внимания. Обучающиеся научились концентрировать  и переключать внимание, распределять его объем,  устойчивость  внимания  значительно  повысилась.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010