Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Учим дошкольников с нарушением зрения ориентироваться на микроплоскости

Автор:
Кондракова Елена Ивановна

Аннотация:

АННОТАЦИЯ

Учим дошкольников с нарушением зрения ориентироваться на микроплоскости

(из опыта работы)

 

В статье рассматривается проблема развития микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения. Предложенные задания и дидактические игры  способствуют формированию умения ориентироваться на микроплоскости, развитию зрительных функций, мышления и внимания, а также подготовке детей к школе.

 

      Кондракова Елена Ивановна –

                   учитель-дефектолог высшей категории,

                                     отличник образования республики Башкортостан

                          МБДОУ д/сад № 5 компенсирующего вида

                                                 города Стерлитамак                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Учим дошкольников с нарушением зрения ориентироваться на микроплоскости

(из опыта работы)

 

      Кондракова Елена Ивановна –

                   учитель-дефектолог высшей категории

                                     отличник образования республики Башкортостан

                          МБДОУ д/сад № 5 компенсирующего вида

                                                 города Стерлитамак

                                                     

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке по программе «Обучение ориентировке в пространстве» одной из задач является – научить детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, тетради, фланелеграфа, поверхности стола, магнитной доске). Прежде всего, мы объясняем  детям, что такое верхний и нижний край листа. Тот край, который дальше от ребёнка, будет называться верхним, а тот край, который ближе – нижним. Где правая рука – будет правая сторона листа, где левая – левая сторона листа. Показывает середину листа.  Младших дошкольников учим брать предмет правой (левой) рукой и располагать их на магнитной доске, на приборе «Графика» справа и слева, вверху и внизу, посередине, для облегчения запоминания одеваем на правую руку ребенка яркую резинку или бантик. Старших дошкольников учим самостоятельно располагать предметы, в названных направлениях микропространства: справа, слева, вверху, внизу, в середине, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу и т. д Учим рисовать фигуры,  игрушки в названных направлениях микропространства. Обозначать в речи расположение предметов в микропространстве: «Домик стоит в левом верхнем углу», «Круг нарисован посередине листа».

 

Рисунок 1.

Задание. Поставь петушка в середине, справа от петушка божью коровку, слева положи ягодку.

Программное содержание: Учить детей располагать предметы в названных направлениях  микропространства: справа, слева, в середине.

 

 

Рисунок 2.

Задание. Петушок в центре, на верху пчелка, внизу лягушка, справа от петушка божья коровка, слева ягодка.

          Программное содержание: Учить понимать и располагать предметы в названных направлениях: в центре, вверху, внизу, справа, слева.

 Старших дошкольников знакомим с правым верхним и с правым нижним углом, с левым верхним и левым нижним углом. Использование тренажера «Графика» также помогает развивать пространственные представления детей.

 

 

Рисунок 3.

Задание. Практические упражнения на ориентировку на приборе «Графика». В центре поставь домик, в правом  нижнем углу бегемотика, в левом нижнем углу пингвина и т. д.

Программное содержание: Учить располагать предметы в названных направлениях микропостранства: в правом верхнем углу и левом верхнем углу, в правом нижнем  и левом нижнем углу, в середине.

Эти знания закрепляем различными упражнениями. Например, попросить нарисовать в верхнем правом углу - солнышко, в нижнем правом углу - ёлочку, а в нижнем левом углу – домик, в левом верхнем углу – тучку.

                                                     

                                                 

Рисунок 4.

Привлекательность этому заданию придает наличие сюжета, а также то, что сюжет раскрывается постепенно. До последнего момента для детей сохраняется элемент неожиданности. Применение трафаретов для наших детей, с нарушением зрения, облегчает процесс зрительной ориентации, достижения положительного качественного результата, а это снимает предпосылки к формированию неуверенности в своих силах, повышает стремление детей к преодолению  трудностей. Игра «Разноцветные кружки» помогает закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства.

 

 

Рисунок 5.

Ребенок рассматривает поле с кружками, называет их, показывает указкой, отвечая на вопрос педагога: «Где расположен желтый (красный, синий, зеленый, черный) кружок?» «Какого цвета кружок в левом верхнем углу (в правом нижнем углу)?

Аналогично проводится игра  «Что, где находится?». Ребенок самостоятельно описывает расположение игрушек.

 

Рисунок 6.

В заданиях на штриховку, учим выполнять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева на право, сверху вниз или вправо вниз и т.д.

 

 

Рисунок 7.

При выполнении графических заданий у ребенка совершенствуются навыки точных движений руки под контролем зрения, происходит развитие зрительных операций и умений, развивается тактильная память. Повторение одного итого же движения во время штриховки приводит к автоматизации двигательных навыков. Стимулирование детей к проговариванию своих действий «сверху вниз» или «слева на право» развивает речь и закрепляет у детей навык ориентировки.

Интересны для детей задания на раскрашивание: раскрась желтым цветом рыбок, плывущих вправо, розовым – влево. При выполнении таких заданий совершенствуется умение ориентироваться на плоскости, происходит развитие мелкой моторики.

 

 

Рисунок 8.

 Важным условием эффективного обучения ориентировке считаем соблюдение принципа доступности, посильности предлагаемых заданий, подбор их по возрастам и степени сложности. Использование разнообразного игрового и дидактического материала помогает вызвать у ребенка интерес к заданию и сохранять его в процессе всей игры.

 Дидактическая игра «Где, кто находится?» - учит детей определять направления в микропространстве с точкой отсчета «от себя», и обозначать их в речи, развивает логическое мышление.

 Вначале просим ребенка рассмотреть сюжет. Затем спрашиваем: «Покажи и расскажи, где сидит белка (птичка, зайка), где находится грибок (цветочек, ёлка)».

 

 

Рисунок 9.

Детей старшего возраста учим  создавать сюжеты по словесной инструкции. В центре фланелеграфа дорога, справа от дороги внизу дом, рядом с домом справа елка и т.д.

 

Рисунок 10.

Детей старшего возраста учим ориентироваться по клеткам. Сначала знакомим детей с клеткой, даем задание обвести её карандашом. Учим находить центр клеточки, стороны, углы, даем различные задания: проводить прямые, наклонные линии, срисовывать простые изображения.

 

Рисунок 11 .

С большим удовольствием дети выполняют различные упражнения на прямое копирование с образца с опорой на клетки, которые развивают зрительно-моторную координацию, формируют зрительное сосредоточение «глаз- рука», комментирование своих действий развивает речь. Задание. Нарисуй цыплятам братишек.

 

Рисунок 12.

Задание. Срисуй самолет по клеткам.

 

Рисунок 13.

Очень нравятся детям графические диктанты, которые развивают слуховое сосредоточение «ухо – рука». Перед работой объясняем, что в месте работы надо поставить точку, которая должна находиться на пересечении линий клеток.

 

Рисунок 14.

Большую помощь в обучении ориентировке оказывают магнитные тренажеры. При работе на них у детей формируется умение ориентироваться по клеткам, перемещаться в указанном направлении, отсчитывать нужное количество клеток, упражняться в словесных обозначениях различных пространственных направлений. На магнитном тренажере «Муха», играя, ребенок учится перемещаться на одну клетку в разных направлениях, проговаривая направления перемещения (вправо, влево, вверх, вниз).

 

Рисунок 15.

Муха может ходить вверх, вправо, влево, вниз, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении. Дети по очереди говорят, куда должна перейти муха. Проигрывает тот, у кого муха выходит за пределы игрового поля.

Игра: «Рассели жильцов» помогает закреплять умение ориентироваться  в микропространстве по словесной инструкции.

По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик, в левом верхнем углу синий магнитик, в левом  нижнем жил розовый магнитик, в правом нижнем углу черный магнитик, в центре желтый.

 

Рисунок 16.

Игра «Дойди до синего кружка» помогает  вводить в активный словарь детей, слова, обозначающие основные направления перемещения на плоскости,

 развивает умение перемещаться на несколько клеток в разных направлениях, развивает  прослеживающие функции глаз, формирует зрительное сосредоточение.

 

Рисунок 17.

Игровая ситуация помогает быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки и поддержанию интереса. Меняем сюжет «Помоги добраться до мамы».

 

 

 

 

Рисунок 18.

На игровом шахматном поле стоят магниты божьи коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, должен переместить божью коровку к маме (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться», «Доведи петушка до зёрнышка» и т.д.

 С удовольствием дети выполняют  различные задания с палочками:

  - расставь палочки по образцу,                                                                                      

 - продолжи узор  палочками.

 

Рисунок 19.

Наши дети с нарушением зрения в большинстве своем не уверены в своих возможностях, поэтому нерешительны. Им необходима поддержка, поощрение, поэтому мы поддерживаем их всегда добрыми словами: «Молодец, у тебя всё хорошо получилось». Похвала стимулирует ребенка правильно выполнять задание. Игровая ситуация и использование разнообразных игровых и дидактических материалов  помогает вызвать у   ребенка интерес к заданиям, что способствует усвоению детьми навыков ориентировки в пространстве. Овладение ориентировкой в микропространстве процесс сложный и длительный, требующий от педагога настойчивости и терпения и. конечно же, огромного желания помочь детям.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010