Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Мы вместе» Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1-4 классов

Автор:
Суманова Ольга Викторовна

Аннотация:

Коррекционно-развивающая  программа

для обучающихся 1-4 классов

 

«Мы вместе»

 

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся младших классов «Мы вместе» составлена педагогом-психологом МКОУ С(К)ОШ VIII вида Сумановой О.В.

Цель программы – формирование навыков общения умственно отсталых школьников через коррекционное воздействие посредством сочетания двух методов: психологического и иппотерапевтического. Решение психолого-педагогических задач достигалось посредством применения инновационного метода – иппотерапии.

            Данная программа включает подробное обоснование, описание психофизических особенностей детей, с которыми проводилась работа. Методическое обеспечение и диагностический инструментарий также соответствует этим особенностям.

Реализация программы включала в себя три этапа -  диагностический, коррекционный и оценочный. Описана структура коррекционных занятий, проводимых в условиях школы и конно-спортивного клуба. Учебно-тематический план занятий составляет 36 часов. В содержании программы представлены темы занятий.

Из полученных результатов в ходе реализации можно судить о положительной динамике в развитии сферы общения обучающихся.

 

 

О.В. Суманова

Статья:

 

 

              

                                

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая  программа

для учащихся 1-4 классов

                                  

«Мы вместе»

 

Срок реализации программы – 1 год

Возраст детей: 8 – 12 лет

 

 

                        Автор-составитель:

                                            Суманова Ольга Викторовна,

                                             педагог-психолог МОУ СКОШИ VIII вида

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Выкса

   Пояснительная записка

 

Одной из важных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) школой VIII вида, является социальная адаптация учащихся. Эта задача может быть решена только при условии формирования у детей навыков социального взаимодействия, прежде всего, общения. Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом  умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить и работать в коллективе, вступать в людьми в личные и деловые отношения. Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без общения и взаимодействия.

Вопросами изучения общения умственно отсталых детей занимались исследователи: Петрова В.Г. (психологическое изучение особенностей общения), Р.И.Лалаева (формирование речи у умственно отсталых школьников), Д.И.Бойков, Е.Е.Дмитриева (общении детей в условиях внесемейного воспитания) и др.

М.И.Лисина, изучая общение как особую коммуникативную деятельность, рассматривает понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» как синонимы. Выдвигая на первый план содержательную, потребностно-мотивационную сторону общения, М.И. Лисина определила общение как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина, 1985). 

У детей с умственной отсталостью неизбежно возникают различного рода трудности в процессе социализации, во многом это связано с недостаточной сформированностью навыков общения. Представления об окружающем мире у таких детей ограничены, интересы, потребности и мотивы характеризуются примитивностью. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. У умственно отсталого ребенка нарушено ощущение пространства, представление о своем теле, а также осознание себя как личности – словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром.

В связи с тем, что развитие коммуникативных навыков является одним из условий психического развития и успешной социализации ребенка с умственной отсталостью возникает необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс инновационных методов и технологий, существенно повышающих результативность работы педагогов.

На базе коррекционной школы разработана и апробирована программа «Мы вместе»,  сочетающая в себе психологическое и иппотерапевтическое направления, по формированию навыков общения у обучающихся  младших классов.

          В основе метода иппотерапии лежит  эмоциональное отношение ребенка к форме проведения этой работы, к лошадям.

          Всем известно благотворное влияние лошади – этого грациозного и благородного животного на человека. Когда речь идет о больном человеке – ребенке, роль такого воздействия увеличивается.

        Зная о любви детей к животным и понимая, какую важную роль они играют в коррекционной работе, нами и были организованы эти занятия. Само общение с лошадью создает положительный эмоциональный фон, снижается импульсивность у беспокойных детей, улучшается поведение.

        Метод иппотерапии включает в себя и социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие. Способствует продвижению позитивных установок на личностное развитие ребенка, повышает мотивацию к занятиям. Обладая сильным биополем, лошади способны заряжать окружающих позитивной энергией при любом контакте.

          В России активное использование иппотерапии началось с открытия в 1991 году в Москве экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов в г. Луга. Известно об использовании этого метода с Петергофе в институте для детей с интеллектуальными отклонениями.

Исходным пунктом концепции верховой езды является предположение, что человек восприимчив и легко вступает в контакт с внешними ритмами (биологическими, геофизическими, общественными). Данное предположение подтверждено педагогической работой профессора Мауэра в 1987 году.  Из этого следует, что на развитие человека, ритмические воздействия влияют как позитивно, так и негативно. Примером позитивного воздействия и являются колебательно-вибрационные импульсы движения лошади. Эти позитивные действия называются – ритмизирунгом. Он имеет место в том случае, когда внешние ритмические воздействия открывают в человеке индивидуальные потребности. Эффективность воздействия колебательных импульсов лошади на ребенка во многом зависит от степени расслабления ребенка. Чем свободнее и раскрепощеннее чувствует себя ребенок, тем приятнее действуют на него колебания. Между ребенком и лошадью образуется гармония, некая целостность. Чем полнее это согласие, тем положительнее самоощущение ребенка. Ритмичные колебания  проходят с головы до ног в состоянии расслабленности ребенка.

Ребенок во время диалога движений с лошадью подвергается множеству ощущений. Инструктор, в ходе занятия, помогает ребенку  в осознании своего тела, его движений, положения различных частей тела. Во время занятий активизируется осязательная чувствительность, значительно расширяется спектр как слуховых, так и визуальных импульсов. Повышение количества сенсорных импульсов, в свою очередь повышает и способность центральной нервной системы принимать импульсы внутренней и внешней среды и адекватнее на них реагировать, что улучшает сенсомоторную интеграцию ребенка с окружающей средой [2]. Все занятия с включением метода иппотерапии проводятся совместно с родителями. Таким образом, родители становятся активными участниками коррекционного процесса.

Приобретенные навыки в ходе реализации программы  закрепляются на некоторых занятиях:  развитие речи, чтение, математика.

       Иппотерапия наряду с лечебно-реабилитационным воздействием включает психологический компонент, влияющий на формирование мотивации к общению. Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка ситуацию успеха, способствует повышению самооценки. Стабилизация эмоционального состояния содействует формированию моторных и речевых навыков, организации собственной деятельности.

Цель программы:

формирование навыков общения умственно отсталых детей через коррекционное воздействие посредством сочетания двух методов: психологического и иппотерапевтического.

Задачи:

- формировать у детей на доступном уровне систему элементарных знаний, умений

    и навыков социального общения и поведения в различных ситуациях;

- стимулировать собственную игровую, коммуникативную и  речевую активность

    детей;

- обогащать  эмоциональный  опыт детей;

- формировать  навыки  бережного отношения к природе;

- формировать  у родителей систему знаний и навыков взаимодействия с ребенком

  (формирование адекватного восприятия детей, их особенностей и возможностей,

   приобретение знаний о возможных и наиболее рациональных формах

   взаимодействия с ребенком).

 

Принципы реализации программы

 

      В  реализации данной программы значимым является соблюдение следующих принципов.

Принцип систематичности  предопределяет регулярность, непрерывность коррекционного процесса. Систематические повторения позволяют ребенку усвоить материал. Для эффективного повторения необходимо сочетание усвоенного ребенком материала с новым.

Принцип социально-адаптирующей направленности предполагает формирование различных структур социальной компетентности и подготовку к жизни в обществе. Социально-адаптирующая направленность коррекционной работы способствует привитию ребенку с ограниченными психофизическими возможностями необходимых норм поведения, соответствующих навыков и привычек, бытовых, коммуникативных, эстетических, культурных взглядов и убеждений.

Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие различных анализаторов и осуществляется путем показа упражнений педагогом.

Принцип оптимистического подхода предполагает создание «ситуации успеха» для ребенка, поощрение его малейших достижений, стимулирование коммуникативных действий.

Принцип деятельностного подхода основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой его развития. В процессе коррекционной работы следует учитывать сложную структуру любой деятельности: мотивационный этап, постановка цели, операциональный этап, этап контроля.

Принцип учета сложности материала является важным при подготовке и проведении занятий. Они должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции ребенка и его мотивацию к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми.

          Условия реализации программы

Срок реализации программы – один год. Форма занятий – групповая. Количество детей в группе  8 человек – учащиеся младших классов коррекционной школы VIII вида   (легкая и умеренная  умственная отсталость).

  Программа  «Мы вместе» включает в себя 36 занятий, которые проводятся с сентября по май.   Из них 16 с использованием метода  иппотерапии. Продолжительность групповых занятий – 40 минут.

Занятия с участием животных проводятся на территории конно-спортивного клуба, на специально оборудованной площадке, в зимнее время в специальном  крытом манеже.  Остальные 20  занятий проводятся в условиях школы, в просторном помещении, где дети с различной степенью активности могут безопасно передвигаться.  

 

Предполагаемые результаты:

- приобретение и расширение коммуникативных навыков;

- развитие навыков социального и межличностного взаимодействия в соответствии с  

  психофизическими возможностями детей;

- обогащение эмоционального опыта.

Материалы и оборудование, используемые на занятиях в условиях школы:

- СD-диски для музыкального сопровождения,  музыкальный центр, фотокамера;

- наборы цветных карточек с изображением эмоций, сказочных персонажей, предметные

   картинки;

- пальчиковые (сенсорные) краски, цветные карандаши, природный материал.

Методическое  обеспечение программы:

- методика «Позы человека» (Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская);

- методика определения уровня владения коммуникативными действиями,

   сформированности коммуникативных качеств личности (А.М.Щетинина,

   М.А. Никифорова);

- методика исследования связной речи (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина);

- уроки  общения для детей с нарушением интеллекта (Л.М. Щипицина);

- сценарии занятий;

- термометр настроения.

Материальное обеспечение занятий с использованием метода иппотерапии:

- автобус для доставки детей к месту занятий;

- лошади;

- места для занятий;

- оборудования и приспособления;

- экипировка для занимающихся.

Этапы реализации программы.

Реализация программы осуществлялась поэтапно.

1 этап –  диагностический.

2 этап – коррекционный.

3 этап – оценочный.

            Диагностический этап включает в себя изучение коммуникативной сферы, личностного развития детей. В работе использованы следующие методики:

1.Методика «Позы человека» (определение когнитивного невербального общения по позе человека) Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская;

2. Методика определения уровня владения коммуникативными действиями (см. приложение 3), сформированности коммуникативных качеств личности (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова);

3. Методика исследования связной речи Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.  Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок. Полный вариант методики состоит из двух частей. В данной работе использовалась первая часть методики, которая выявляет умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.      

Психодиагностическое обследование организуется с учетом имеющихся у детей нарушений развития. Качественный анализ результатов включает в себя следующие параметры:

- отношение к ситуации обследования;

- соответствие действий ребенка условиям предъявляемого задания, инструкции;

- использование речевых и неречевых средств общения;

- отношение к совместной деятельности;

- отношение к собственным результатам.

На основном этапе в соответствие с тематическим планированием проводятся коррекционные занятия.

На оценочном этапе (в конце учебного года) используются те же диагностические методики, что и на этапе первичной диагностики с целью выявления динамики развития ребенка по наблюдаемым параметрам, определения эффективности коррекционной работы.

Структура групповых коррекционных занятий

   Программа предполагает сочетание двух направлений в коррекционной работе: психологического и иппотерапевтического, которые служат определенной цели в рамках ее реализации.

Структура  занятий, проводимых в условиях школы:

- Термометр настроения

- Ритуал приветствия

- Разминка

- Работа по теме занятия

- Релаксация

- Ритуал прощания

- Термометр настроения

Ритуал начала занятий включает в себя оригинальное групповое приветствие.

       Наиболее вариативной является основная часть занятия,которая меняется в зависимости от текущих целей и динамики коррекционного процесса. Однако постоянной остается собственно ее структура, порядок.  Работа всегда начинается с определения настроения (Термометр настроения)  и дыхательных упражнений, так как правильное дыхание является одной из составляющих произвольной саморегуляции, затем выполняются упражнения по теме занятия и т.д.

      Ритуал окончания занятияпроходит аналогично приветствию. Ведущий, эмоционально прощаясь с детьми и взрослыми, сидящими на стульях проговаривает: «До сви-да-ни-я»,  называя имя ребенка, устанавливает зрительный контакт, ждет ответа ребенка. При этом поощряется любая инициатива ребенка.

      Повторяющиеся элементы занятий и используемое в работе музыкальное сопровождение создают у детей ощущение безопасности и создают предпосылки для овладения новыми умениями. Кроме этого использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями.

      Обязательным условием является  аккуратная, тактичная оценка успехов каждого ребенка.

Структура  занятий, проводимых в условиях конно-спортивного клуба:

- Приветствие: дети приветствуют друг друга, родителей, инструктора, педагога-психолога.

- Подготовка к занятию:  психолог, инструктор определяют цели занятия, подготавливают    

  необходимое оборудование.                  

- Установление контакта с лошадью: игра «Мой друг – лошадка»; настрой на предстоящее

   упражнение; индивидуальная работа инструктора с ребенком; упражнения для детей   

   выбираются в зависимости от  индивидуальных особенностей детей и  от цели занятия.

- Основной этап: используются упражнения, требующие от ребенка сосредоточенности,    

   двигательного контроля. 

- Заключительный этап: ребенок благодарит четвероногого друга за занятие, прощается с   

   ним; дети помогают в уборке подсобного инвентаря, ухаживают за лошадью.     

            Занятиям в конно-спортивном клубе предшествует подготовительная работа по оптимизации общего мышечного тонуса тела, обучению релаксации. Упражнение «Двигательный репертуар» и др. направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые – медленные, мягкие – жесткие, сильные – слабые, тяжелые – легкие.

           Продолжительность выполнения упражнений на лошади индивидуальна для каждого ребенка, и определяется врачом, составляет  от 10 до 25 минут.

            Конно-спортивный клуб находится в 5 км. от школы,  доставка детей организуется при помощи школьного автобуса по специально составленному расписанию. Во время следования автобуса к месту назначения одному из детей предлагается комментировать маршрут движения, (например, «от школы едем прямо, … поворачиваем направо, … едем прямо, … проезжаем мимо (магазина, кафе, аптеки… и пр.).  По прибытии автобуса к месту назначения этот же ребенок организует выход детей и родителей из автобуса (например, «сначала выходят Света и ее папа, … потом Игорь и его мама» … и т.д.). При необходимости ребенку оказывается помощь. Это позволяет формировать не только пространственные представления детей, но и закреплять навыки межличностного общения, повышает самооценку детей, их значимость в совместно проводимой деятельности. Таким же образом организуется поездка обратно, с привлечением другого ребенка для организации посадки в автобус и комментирования маршрута. Родители, понимая значимость подобных тренировок, помогают детям.

 На первых занятиях дети получают общие сведения о животных, знакомятся с лошадьми, участвуют в кормлении, запоминают клички животных. Знакомятся с особенностями поведения, осваивают элементарные упражнения верховой езды (посадка на лошади, спешивание) под руководством инструктора.

            Отличительной особенностью этих занятий является то, что даже чрезмерно  возбудимые  дети  ведут  себя  спокойно.  Во   время   проведения занятий отмечается дружелюбная, спокойная атмосфера, положительный эмоциональный настрой, масса позитивных эмоций. Во многом это связано с тем, что с человеческой точки зрения, лошадь есть существо, которое не осуждает. Это ее свойство можно воспринимать как источник безопасности, оно помогает ребенку ощутить спокойствие, а в сочетании с психологической поддержкой создается среда, в которой дети могут решать задачи сотрудничества и взаимодействия с окружающими.

 В связи с тем, что все дети, обучающиеся в коррекционной школе имеют сопутствующие нарушения развития, применяется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитываются просьбы и пожелания родителей. Проводимые занятия призваны стимулировать процесс развития детей, и оказывать помощь в их социализации.

            Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из  психофизических возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение задач по формированию коммуникативных навыков детей, обогащению социального и эмоционального опыта.

            При работе с использованием метода иппотерапии, проводимого в клубе, на положительном эмоциональном фоне стимулируется и собственная речевая активность детей (желание спросить, высказать свои эмоции и пр.), формируются трудовые навыки (уборка, кормление, уход за животными). Эмоциональная связь с животными и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади в сочетании с систематическими занятиями группы в условиях школы создают уникальную терапевтическую ситуацию.

После занятий, проводимых в клубе, детям предлагается нарисовать свои впечатления, и они делают это с удовольствием. Совместно с родителями ведется «Дневник впечатлений», где дети помещают свои рисунки, фотографии, сделанные в процессе совместной деятельности.

           Психолог – ключевая фигура на занятии. Он организует, наполняет конкретным содержанием и  осуществляет коррекционно-развивающий процесс. Налаживает связи между детьми и родителями, подбирает и применяет конкретные методы и приемы для предупреждения негативных реакций в поведении детей. Остальные участники – родители, инструктор, дети на него ориентируются.

Показания к применению метода иппотерапии :

- речевые нарушения;

- нарушения умственного развития;

- различные нарушения социальной адаптации;

- психические заболевания и др.

Основные условия для проведения занятий с использованием иппотерапии:

- врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок;

- активное и сознательное участие ребенка в процессе занятия;

- рациональное сочетание разнообразных методов (психотерапевтических, педагогических, иппотерапевтических).

Характеристика группы детей

Группу составили учащиеся младших классов (1-3 класс) из них: 3 мальчика, 5 девочек.  Легкая умственная отсталость – 3 человека (37,5%), умеренная умственная отсталость – 5 человек (62,5%).

Испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения в следствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

По результатам проведенной  диагностики уровня владения коммуникативными действиями (оценивание по 5-бальной шкале) и сформированности коммуникативных качеств личности (оценивание по 5-бальной шкале)  группа условно разделена на две подгруппы:

1 подгруппа: – 3 ребенка  (П.И., Г.В., Д.Т.): для них характерно системное недоразвитие речи средней степени. По диагностируемым параметрам средние показатели менее 2 баллов. Контакт с окружающими (сверстниками и взрослыми) непродолжительный. Для поддержания контакта требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, тактильный контакт). Интерес к совместной деятельности выражен слабо, неустойчив, требует подкрепления  эмоционально яркими стимулами. Ограничен активный и пассивный словарный запас. В общении пользуются фразой в большинстве случаев двусоставной. Наибольшие затруднения связаны с недостатками звукопроизношения, с фонематическими и грамматическими искажениями.

2 подгруппа: – 5 детей (К.А., Б.А., В.Д., Л.В., Г.С.): у этих детей отмечается системное недоразвитие речи легкой степени. По диагностируемым параметрам средние показатели 2 или более баллов. Заинтересованность в контакте со сверстниками и взрослыми поверхностная. Интерес к совместной деятельности недостаточный, импульсивны в деятельности, снижен самоконтроль. В общении используют фразовую речь,  более развернутую, по сравнению с подгруппой 1. Имеют место нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического компонента речевой системы. 

Особенности методов и приемов работы с подгруппами. 

Учитывая различный уровень развития детей, работа организуется таким образом, чтобы максимально привлечь к совместной деятельности каждого ребенка. Это достигается при:

- создании ситуации успеха –  каждый ребенок должен почувствовать свою значимость в группе, причастность к общему делу;

- при работе парами –  к слабому ребенку в пару ставится более успешный, это способствует развитию межличностных отношений, формирует навыки делового общения;

- адекватности предъявляемых требований с учетом речевых особенностей и особенностей личности каждого ребенка – ребенку не предлагают заведомо сложное для него задание;

- доступности и четкости сформулированных вопросов – нельзя задавать вопросов, которые требуют двойного ответа;

- наводящих вопросов, подсказывающего характера вопросов – для детей испытывающих трудности при построении фразы в вопрос включаются слова, которые составят ответ ребенка;

- включения элементов рациональной психотерапии, терапевтических игр – помощь ребенку в достижении состояния психического равновесия, помогает словесному выражению чувств, расширяет круг интересов ребенка. Терапевтическая игра может не планироваться заранее и проводится по мере необходимости.

 

 

Учебно-тематический план занятий по программе «Мы вместе»

для учащихся младших классов. 1 год обучения (36 часов)

 

Дата

Название занятия

Кол-во часов

 

1

Давайте знакомиться.

1

 

2

Диагностика сформированности коммуникативных навыков

3

 

3

Правила нашей группы

1

 

4

Сплочение группы.

1

 

5

Ознакомление с оборудованием конно-спортивного клуба, знакомство с инструктором и животными

1

 

6

Занятие в клубе.  Элементарные упражнения верховой езды. Получение первичных навыков безопасного   общения с животным и ухода за ним

2

 

7

Азбука эмоций – Радость.

1

 

8

Азбука эмоций. – Злость.

1

 

9

Занятие в клубе. Отработка основного исходного положения 1, 2.

2

 

10

Мой портрет

1

 

11

Мой характер

1

 

12

Занятие в клубе.  Отработка исходного положения 3,4.

2

 

13

Выставка снежных скульптур.

1

 

14

Общение со знакомыми и незнакомыми.

1

 

15

Занятие в клубе.  Игровые упражнения

2

 

16

Я хочу сказать «спасибо».

1

 

17

Вежливые слова. 

1

 

18

Занятие в клубе.  Мой друг - лошадка

2

 

19

Добро в жизни каждого человека

1

 

20

Я и другие.

1

 

21

Занятие в клубе.   Выполнение упражнений самостоятельно

2

 

22

Я и моя группа

1

 

23

День рождения.

1

 

24

Занятие в клубе. Закрепление полученных навыков

1

 

25

Наши достижения.

1

 

26

Общение со взрослыми.

1

 

27

Обобщающее занятие. Повторная диагностика

2

Итого:

36

 

 

Сводная таблица результатов по методикам на диагностическом и оценочном этапах работы

 

Методики

«Позы человека»

(в%)

Владение коммуникативными действиями

(в баллах, среднее значение)

Коммуникативные качества

(в%)

Методика Фотековой Т.А., Ахутиной В.Т.

 

 

Диагности

ческий

этап

Низкий

 

37,5

Организационные

2,1

Низкий

85,7

Общая оценка в группе

110

Средний

 

62,5

Перцептивные

2,6

Высокий

 

0

Оперативные

 

1

Средний

12,5

Средний балл

13

Общая оценка

1,9

 

 

Оценоч

ный

этап

Низкий

 

37,5

Организационные

3,0

Низкий

75

Общая оценка в группе

185

Средний

 

37,5

Перцептивные

3,2

 

Высокий

 

25

Оперативные

 

1,8

средний

25

Средний балл

23

Общая оценка

2,6

 

На основании полученных в ходе итоговой диагностики результатов, можно отметить:  

 - количество детей с низким уровнем когнитивного развития остается прежним (3 чел.) 37,5%. Двое обучающихся по результатам переходят на высокий уровень по данной методике.

- при определении уровня владения коммуникативными действиями наиболее низкие результаты наблюдаются в овладении оперативными средствами, которые включают в себя передачу сообщения. Во многом имеющиеся трудности у детей связаны с дефектами звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи.   Разница в изменении групповых показателей на всех этапах работы не превышает 1.  На оценочном этапе отмечается наличие среднего уровня владения коммуникативными действиями у 3 обучающихся (37,5%).

- наименее сформированными коммуникативными качествами личности детей являются: эмпатийность и инициативность в общении. Разница в изменении показателей по представленным в методике параметрам не превышает 1.  Средний балл в группе  соответствует низкому уровню развития. Но в процентном отношении на оценочном этапе наблюдается увеличение количества детей имеющих средний уровень 25% по сравнению с 12,5% , полученными на диагностическом этапе.

- в ходе диагностики по методике Т.А.Фотековой, Т.В. Ахутиной  в представленной группе наибольшие трудности дети испытывали при раскладывании картинок и построении связного высказывания по картинкам. Оценивая группу по критериям: 1) смысловой адекватности и самостоятельности выполнения и 2) возможности программирования текста  были получены самые низкие показатели. Невозможность самостоятельного выполнения задания при раскладывании картинок в нужной последовательности и трудности в построении сюжетной линии наблюдалось у 62,5 % детей на диагностическом этапе и у 25% на оценочном. При составлении рассказа по серии картинок дети  ограничивались простым перечислением изображенного на картинках, т.е. отмечена выраженная тенденция к фрагментарности,  не полное  осмысливание сюжета, изображенного на картинках. На оценочном этапе по всем наблюдаемым критериям отмечена положительная динамика. Средний балл в группе на диагностическом этапе обследования составил – 13, на оценочном этапе – 23.

            Полученные результаты свидетельствуют об эффективности данного метода коррекционной работы и дают основание для ее активного продолжения.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

 

 

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. –  СПб: Питер, 2006. – 176 с.

2. Иппотерапия в комплексной реабилитации детей с особенностями развития. Информационные материалы. Областной центр соц. Помощи семье и детям «Юный нижегородец». – Н.Новгород, 2008.

3. Лейнер Х. Психотерапия детей и подростков. СПб: Питер, 2007. – 160 с. 

 4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

5. Психотерапия в дефектологии. – М.: Просвещение, 1992. – 128 с.

6. Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды – СПб: Речь, 2001.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: 2000.

8. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учеб.-метод. пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

9. Щипицина Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография. – СПб: Речь, 2009. – 128 с.

 10. Щипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. –  СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 302 с.

11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.

12. Харчук Ю. Иппотерапия и коневодство. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2007. – 256 с.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010