Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Метод интегративной песочной терапии в работе с подростками группы риска.

Автор:
Никифорова Татьяна Федоровна

Аннотация:

                                                   Аннотация

к работе «Метод интегративной песочной терапии в работе с подростками группы риска».

Метод интегративной песочной терапии – это метод психологического воздействия, который дает возможность  естественного и безболезненного вмешательства в психику подростка.

Цель: коррекция протестного, демонстративного поведения, компенсация тревожности, снижение уровня агрессивности.

Задачи:

-выражение негативных чувств и эмоций.

-изменение отношения к своему прошлому, настоящему и будущему.

-избавление от причиняющих страдания зависимостей.

-ориентировка на принятие новых принципов жизни и ценностей.

 

 

Педагог-психолог ОГБУСО «СРЦ

для несовершеннолетних

Братского района»                                                  Т.Ф. Никифорова.

 

 

Статья:

Метод интегративной песочной терапии в работе с подростками группы риска.

                                                                                  Часто руки знают, как решить проблему,

                                                                    с которой интеллект боролся напрасно.

                                                                                                                       К.Г. Юнг.

В последнее время отмечается резкое повышение количества преступлений, совершаемых подростками. Ребята, поступающие в  социальное учреждение, зачастую уже отбыли наказание в режимных учреждениях. После освобождения они направляются в социально-реабилитационный центр органами опеки и попечительства потому, что родные либо отказываются принять их в семью, либо бывают не в состоянии справиться с воспитанием подростка.

Как правило, это подростки, подвергавшиеся насилию,  склонные к бродяжничеству, воровству, курению, алкоголизму и наркомании. У них наблюдается широкий спектр личностных деформаций  в эмоционально-волевой сфере, затрудняющих социально-психологическую адаптацию к новым условиям: нарушение поведения и общения, плаксивость, обида, агрессивность, резкие перепады настроения,  суицидальные наклонности.

В период адаптации к новым социальным условиям подростки часто не идут на контакт, грубят, не подчиняются правилам учреждения, не соглашаются на диагностику. Поэтому я искала  такие методы психологического воздействия, которые дают  возможность естественного  и безболезненного вмешательства в  психику подростка с целью  коррекции протестного, демонстративного поведения, обесценивания чувства обиды, снижения уровня агрессивности, компенсации тревожности. Один из них - метод интегративной песочной  терапии, который служит дополнением к другим методам коррекционной и психотерапевтической работы и позволяет решать следующие задачи: диагностические, коррекционные, терапевтические, творческого развития.

Автор метода интегративной песочной терапии, швейцарский юнгианский психоаналитик Дора Кальфф считает, что «Картина на песке может быть понята, как  трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице подобно драме, конфликт переносится  из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Прежде чем приступать к проведению песочной терапии, необходимо подготовить оборудование  для работы с песком.

Я оборудовала место для занятий в кабинете психологии, выделив для этой цели достаточно освещенный участок у стены.  Деревянный ящик с промытым, просеянным и прокаленным  песком поставила на стол, к нему подобрала удобные стулья. Над ящиком закрепила светильник на гибкой ножке (картина на песке должна быть хорошо освещена). Внутреннюю поверхность ящика окрасила масляной краской в голубой цвет. На дно положила стекло – голубая прозрачная поверхность символизирует воду. Линия песка задает «линию горизонта».

 

Обработка песка:

  

Песок необходимо прокаливать в духовой печи 1 раз в 3 дня. Во время карантина – каждый день. Дополнительная обработка – кварцевание песка в течение 25 минут ежедневно.

             Вдоль стены расположила полки, на которых поставила  игрушки, отражающие все стороны жизни людей: дома, мосты, предметы живой и неживой природы, духовные символы, предметы, символизирующие смерть, сближение и разъединение. Кроме игрушек приготовила небольшие карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями: "нежность", "любовь", "отношения". Если подростку необходим предмет, которого нет на полках,  можно предложить вылепить его из глины или соленого теста.

              В расстановке предметов на полках я не  придерживалась  слишком строгого порядка, ибо подросток, выбирая предметы, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат тому, кто этот порядок создал. Каждый предмет, который привлечет подростка, не случаен, у предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием.
Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо. Когда создается картина на песке, она сама по себе приобретает смысл. Песочное поле и множество фигурок дают подростку возможность заглянуть в свое внутреннее пространство. Проходя мимо  сотни фигурок, он возьмет в руки только те, которые имеют для него значение здесь и сейчас.

            Интересно наблюдать за подростком, который впервые входит в комнату с песочницей. Прежде чем он успевает осознать, что делает, его руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы. Затем добавляются миниатюрные фигурки, игрушки, появляется целый мир, разыгрываются драмы, и подросток полностью погружается в игру.

           Многие из воспитанников не имеют возможности в детстве наиграться вдоволь, они редко фантазируют, занимаются творчеством. Поэтому занятия с песком - очень привлекательный для подростка метод самовыражения. Песочная терапия особенно плодотворна в работе  с подростками, которые не могут или боятся выразить свои чувства. Это ребята с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью,  психическими травмами, агрессией. В процессе работы с песком они заново переживают травматическое событие и избавляются от связанных с ним переживаний. Карл Густав Юнг утверждал, что процесс игры с песком «высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

 

Знакомство с песком:

 

                Предлагаю подростку сесть за стол, положить руки на песок, закрыть глаза и просто дышать, убеждая себя, что с каждым выдохом уходят страх и боязнь оценки. Страх и оценка - это то, что мешает творчеству. Так подросток сидит некоторое время, ощущая руками гладкость, сыпучесть, тепло песка. Включаю тихую, спокойную музыку. Прошу подростка сосредоточить внимание на руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как оно пульсирует. Предлагаю подвигать ладошками  по песку так, как захочется, зарыться руками в песок. Этот момент важен тактильными ощущениями. Подросток начинает осваивать пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры.

 

Выбор предметов:

 

После этого предлагаю открыть глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль полок, класть в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая предметы,  подросток должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется важным для него,  не задумываясь и не отвечая себе, почему. Во время работы сажусь поодаль и даю возможность подростку сосредоточиться на  своих чувствах.

 Стадии:

 

В песочной психотерапии выделяют четыре стадии: хаос, покой, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «хаос» подросток берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на   поверхности, сваливает в кучу, часто перемешивает с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения. Бывает, что все пространство песочницы уже занято, но подросток  продолжает брать игрушки (ему необходимо проработать свое внутреннее напряжение, отреагировать отрицательные эмоции). Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального напряжения и освобождение от него. Повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить эмоциональное отношение к ней.

Стадия покоя- пассивная фаза. Уменьшается количество используемых фигурок, появляется сюжет. Добавляются новые персонажи, как правило положительные и одинокие среди опасного мира (подростку есть за что бороться, что защищать). В этот период он будто восстанавливает силы, копит внутреннюю энергию для следующей стадии. Может сидеть, не двигаясь, положив руки на песок. После короткого отдыха вновь принимается за работу.

На стадии «борьба» на песок бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения. На этой стадии подростки очень активно строят войну, драки, происходит столкновение и противостояние «хороших сил с плохими». Добро сражается со злом, идет схватка, война, тяжелое противоборство. В таких играх нет победителя, но подросток всегда знает, что он на стороне «хороших сил», уверен, что добро победит. Этот опыт важен для него. Давая названия картинам на данной стадии, подростки употребляют слова: «Война», «Мир и война», «Хорошие и плохие». На этой стадии подросток должен отвоевать трудности, свои проблемы. Его нельзя торопить или помогать ему. Включаю тревожную музыку, усиливая трагичность момента.

Постепенно картина принимает напряженный и организационный характер: противнику сохраняется жизнь, дарится свобода. Это знак, что стадия борьбы подходит к концу.   Регулирую мелодию: она незаметно теряет свой накал, звучит легче, спокойнее. На песке появляются первые признаки уравновешенности. Через некоторое время обычно появляется герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. Животные в парах находятся в загонах, в городе есть некое движение, проложены дороги, по которым можно безопасно ездить, мосты, дорожные знаки. В садах растут растения, люди заняты делом. Видно, что проблема разрешилась и подросток пытается занять свое место в измененном мире.

             После того, как работа закончена, предлагаю еще раз внимательно посмотреть на получившуюся картину. Спрашиваю, не хочет ли он что-то изменить в картине или добавить? Иногда разговор может начаться в стадии борьбы. Подростки начинают рассказывать о психологических травмах, событиях, о которых боятся вспоминать. Бывает, что не могут сдержать своих чувств: плачут, злятся, ругаются, закапывают какие-то персонажи в песок. В процессе сеанса веду протокол и наблюдаю за подростком:

-если он берет все игрушки и предметы подряд -  ему важно проработать свое внутреннее напряжение.

-строит только хороший или только опасный мир -  видит в жизни только одно.

-стесняется, не может работать при наблюдателе -  в жизни много контроля.

-часто поглядывает на психолога, перестает работать - ждет помощи, одобрения своих действий. Интерпретация заключительной картины дает психологу много диагностической информации. Оценивая работу подростка, мысленно делю песочную поверхность на три части по горизонтали и вертикали, даю оценку каждому сектору.

           Воспоминания.

 

Мысли, фантазии в настоящее время.

Мечты, планы на будущее.

Прошлые эмоциональные переживания.

Актуальное эмоциональное состояние.

Стремления, желания.

Действия в прошлом.

 

Действия, реализуемые в данный момент.

Действия, возможные в будущем.

             Если сектор воспоминаний остается чистым, значит подросток освободился от тягостных мыслей, переживаний. В секторе фантазий в настоящее время появляется сказочный дом, роща - подросток мечтает о спокойной и радостной жизни. В секторе актуального эмоционального переживания - озеро, река, лебеди, раковины – у подростка появились позитивные мысли, надежда. В секторе прошлых эмоциональных переживаний – мост - подросток видит выход из ситуации. Бывает, что сектор действий, возможных в будущем, остается пустым. Работа заходит в тупик. Это значит, что подросток построил мир, в котором хотел бы жить, но не имеет навыков социального поведения, не готов к позитивному взаимодействию с окружающими. Это становится темой дальнейшей реабилитационной работы. В этом случае применяю позитивную психотерапию. Здесь уместны вопросы: какие ресурсы (качества, черты характера) есть у тебя, чтобы отношения (ситуация) наладились? Какой еще выход можно найти? Кто может тебе помочь? К кому ты обратишься в первую очередь?

Если «проживание» психотравмирующей ситуации мучительно для подростка, применяю эмоционально-образную психотерапию, работая  с чувством страха, обиды, ненависти до тех пор, пока подросток не переосмыслит ситуацию, сможет принять измененное чувство, с которым готов жить. Сеанс песочной психотерапии заканчиваю вопросом: что ты сейчас чувствуешь? Что изменилось в твоей жизни после того как ты простил (отпустил, пережил)? Если ситуация вновь повторится, какими будут твои действия?

Картины фотографирую, чтобы наблюдать, как идет процесс исцеления. После сеанса провожу диагностику уровня нервно-психического напряжения. Как правило, уровень тревожности становится значительно ниже. Подростки  испытывают потребность в поддержке, эмоциональной вовлеченности. Эти данные позволяют вести дальнейшую работу на более благоприятном  психологическом фоне.

                                                                Стадия «Хаос».

 

 

          

                                                     

                                                  Стадия «Покой».

 

             

 

 

 

 

 

                                                 Стадия «Борьба».

 

              

 

                                                    Стадия «Разрешение конфликта».

 

                

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010