Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование коррекционных тренажеров в работе с детьми с нарушением зрения

Автор:
Кондракова Елена Ивановна

Аннотация:

В статье рассматривается проблема развития мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения через коррекционную работу на тренажерах. Предложенные игры способствуют развитию зрительно-моторной координации, точности движений, развитию зрительных функций, умению ориентироваться в микропространстве.

Статья:

Использование коррекционных тренажеров в работе с детьми с нарушением зрения

 

       Проработав много лет с детьми с нарушением зрения, я заметила, что большую сложность для наших детей представляют движения пальцев рук, слабо развита моторика, им присущи отклонения в координации движения, темпа и ритма действий, неуверенность при выполнении простых заданий. У дошкольников затруднение в формировании и выполнении движений объясняется тем, что у них слабо развиты мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция. У детей с патологией зрения  вызывает затруднение и зрительно-пространственная ориентировка, особенно на плоскости листа, так как сужен уровень глазомерных способностей. Снижение остроты зрения ведет к усложнению процесса восприятия.  А так, как почти все наши выпускники идут в обычную школу, то проблема подготовки руки ребенка с нарушением зрения к школе становится одной из главных. Поэтому одним из направлений коррекционной работы в нашем садике является сглаживание недостатков тактильно-двигательной координации и развитие мелкой моторики. А так же развитие полисенсорных связей, когда в восприятии, регуляции и контроля действий ребенка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы. Сегодня детей окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и т.д. Однако существующее в настоящее время игровое разнообразие еще не в полной мере может удовлетворить потребности в игровом оборудовании детей с отклонениями  в развитии. Игровые материалы и игрушки выпускаемые  в настоящее время  фирмой «ЭЛТИ -КУДИЦ», «Монтессори - Питер» по мере возможности приобретаются нами, но все упирается  в финансы. Поэтому педагоги нашего садика проявляют фантазию и многие д/игры и пособия делают своими руками. В коррекционной работе  по развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают настенные коррекционные модули, в виде раскрывающихся книжек изготовленные своими руками.

Тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», панно – «Сетка», «Тактильный центр», зрительно-двигательный тренажер -  «Умные тропинки», «Магнитные дорожки», «Плетение» магнитные тренажеры – «Муха», «Шахматы», «Тактильные мешочки», «Шумовые  коробочки», «Зайка».

    

Рис.1. Настенные коррекционные модули   

При работе на тренажерах учитываем остроту зрения, индивидуальные особенности ребёнка, темперамент, настроение, состояние нервной системы. Перед  работой на тренажерах, для снятия моторной напряженности мышц рук, развития гибкости и подвижности пальцев проводим пальчиковую гимнастику.

Панно – «Сетка»

      Панно – «Сетка» - сетка (размер ячеек-1см х1см) для плетения, изображения различных узоров при помощи цветных ленточек (ширина ленточек 1см) и разноцветных шнурков.

    При выполнении заданий на плетение на тренажере у детей развивается произвольное внимание, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, тренируются зрительные функции: прослеживание, фиксация, цветоразличение.

Рис. 2. Панно «Сетка»

 

Тренажер – «Шнуровка»

     Тренажер – «шнуровка» – панно из оргстекла с отверстиями, расположенными на расстоянии 5 см друг от друга по всей поверхности и разноцветные шнурки для изображения узоров, геометрических фигур, букв, цифр.

      В играх на шнуровку развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация,  происходит укрепление пальцев рук и всей кисти, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи, развивается пространственное ориентирование. Работа по образцу облегчает процесс зрительной ориентации, достижения положительного результата, а это снимает негативные предпосылки

формирования неуверенности в своих силах, повышает стремление детей к преодолению возникающих трудностей зрительной недостаточности.

Рис. 3. Тренажер – «Шнуровка»

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.     

        Педагог предлагает детям различные задания:

– прошнуровать  по образцу: пунктирные линии с разными интервалами, с                         чередованием, вертикальные, горизонтальные;

– выполнить различные дорожки по образцу;

– шнуровка по словесной инструкции;

– вышивание цифр и букв по отверстиям;

– вышивание узоров сложной формы.

Рис. 4. Тренажер – «Шнуровка» (выполнение задания по образцу)

Тренажер – «Гвоздики»

     Тренажер – «гвоздики» – доска с «гвоздиками», расположенными на расстоянии 5см друг от друга по всей поверхности доски для изображения фигур, цифр, предметов, узоров, животных при помощи резинок.

Основные задачи, которые решает эта игра развитие наблюдательности, активизация креативного мышления, развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, воображения.

Рис. Тренажер «Гвоздики»

Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:

 -«рисование» резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных;        

 - «рисование» ломаных линий;

 - «рисование» треугольников, четырехугольников;

 - «рисование» разных предметов, животных по образцу, по схеме;

 - «рисование» цифр, букв по образцу, по памяти;

 - «рисование» сюжетов;

 - «рисование» узоров по образцу, по схеме;

   «рисование» - геометрических фигур.                                                                                                Играя на тренажере «гвоздики» ребенок учится ориентироваться на плоскости, развивает логику, воображение, внимание.

Рис. 6. «Рисование» - животных

Рис. 7. «Рисование» - цифр

 

 

             

                 Рис. 8. «Рисование» - букв                             Рис. 9. «Рисование» - узоров по схеме

«Тактильный центр»

    Тактильный центр – доска с наклеенными на ней различными предметами  из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями.

 Центр тактильности способствует развитию  тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности памяти, мышления и воображения.

Рис. 10. Тактильный центр                                                                                                                                                                                                                                                

Тренинг творческих тактильных восприятий.

 Цели: Развитие тактильных ощущений, внимания, памяти, мышления, умения соотносить ощущения с  речью.

 Детям предлагаются следующие задания:

 - ощупать пальцами поверхность

 - найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную,  ребристую

 -ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами.

  Игра «Найди и покажи»

Цель: учить дифференцировать тактильные ощущения.

Ребенку предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.  

  Игра «Опиши предмет»

Цели: учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения, развивать зрительное внимание, мышление.

Ход игры

Ребенок с завязанными глазами ощупывает предмет на панели и описывает его.

Игра «Найди и покажи  гладкие, колючие и шероховатые предметы»

Цели: учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью.

Ход игры

Ребёнок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие из них колючие, какие – шероховатые.

Игра «Угадай предмет»

Цели: Учить, передавать в словесной форме свои тактильные ощущения, развивать внимание, мышление.

Ход игры

Один ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал.

Игры – «Ассоциации»: «Найди пушистого котенка», «Найди колючего ёжика»,   «Холодный гладкий лёд», «Ребристый мостик», «Кочки».

Рис. 11. «Найди пушистого котенка»

Зрительно-двигательный тренажер -  «Умные тропинки»

Зрительно-двигательный тренажер «Умные тропинки» - доска с прорезанными дорожками разных траекторий, позволяющими передвигать различные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги 4 цветов (красного, синего, желтого и зеленого) по игровой доске. Он идеально подходит для снятия стресса и концентрации внимания. Тренажер вызывает у детей живой интерес.

            

Рис. 12. Зрительно-двигательный тренажер -  «Умные тропинки»

При работе на зрительно-двигательном тренажере у детей формируется умение перемещать в заданном направлении определенную фигуру, развиваются зрительные функции: прослеживания, форморазличения и цветоразличения, развивается мелкая моторика и координация глаз-рука.

Игра «Проведи фигуру по дорожке»

Цели: Развитие произвольного внимания, координации «глаз-рука», зрительных функций.

Ход игры.

Ребенку предлагают провести определенную фигуру (квадрат, круг, треугольник) по дорожке.

Игра «Проведи по дорожкам красные фигуры»

Цели: Развитие зрительно-моторной координации, зрительных функций, концентрации внимания.

Ход игры

Ребёнку предлагают провести по дорожкам фигуру определенного цвета (красную, зеленую, синюю).

Игра «Кто быстрее»

Цели: Развитие зрительного сосредоточения «глаз-рука», развитие коммуникативных навыков.

Ход игры.

Двум детям дается задание, как можно быстрее пройти по дорожкам снизу вверх и спуститься вниз.

Рис. 13. Игра «Кто быстрее»

Тренажер «Магнитные дорожки»

Тренажер   «Магнитные дорожки»  -  магнитная доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными) и магнитами - игрушками.

Рис. 14. Тренажер «Магнитные дорожки»

 

При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Педагог  предлагает алгоритм действий  – зрительный анализ линии,  её называние (прямая, волнистая, зигзагообразная); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии магнитом – игрушкой.

Игра  «Помоги пчелке долететь до подружки»

Цели: Активизация зрительно- моторной координации.

Ход игры

Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, нарисовать её руками  в воздухе, тактильно обследовать,  проведя по ней пальчиком, затем провести пчелку по линии.

                

Рис. 15. Игра  «Помоги пчелке долететь до подружки»

Для поддержания интереса  проводим аналогичные игры с различными магнитами. «Помоги божьей коровке добраться до ягодки», «Лягушонку допрыгать до петушка», «Проведи рыбку по волнам».

Магнитный тренажер – «Муха»

Магнитный тренажер – «Муха» - игровое магнитное поле 3 х 3, магнит, имитирующий муху.

Игра «Муха»

Цели: Введение в активный словарь детей слов, обозначающих направления (вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания, развитие прослеживающих функций глаз.

 Вначале знакомим детей с правилами игры. Муха может ходить вверх, вниз, вправо или влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении.

Ход игры.

Дети по очереди говорят, куда должна перелететь муха. Проигрывает тот, у кого муха выходит за пределы игрового поля.

Рис. 16. Магнитный тренажер – «Муха»

Слуховой диктант

Цели: Учить ориентироваться по словесной инструкции, развивать прослеживающие функции глаз, мышление.

Ход игры

На игровом поле стоит магнит – игрушка. По словесной инструкции ребенок перемещает её по игровому полю. Пчелка перелетела на одну клетку вверх, на две клетки вправо, на две клетки вниз и т.д.

Игра: «Рассели жильцов»

Цели: Введение  в словарь детей слов, обозначающих направления (правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний и левый нижний угол), развитие мышления, умения ориентироваться.

Ход игры

По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик, в левом верхнем углу синий магнитик, в левом  нижнем жил розовый магнитик, в правом нижнем углу черный магнитик, в центре желтый.

Рис. 17. Игра: «Рассели жильцов»

 

Магнитный тренажер – «Шахматы»

      Магнитный тренажер – «Шахматы» - магнитное шахматное поле, магниты, палочки.

При работе на тренажере у детей формируется умение ориентироваться по клеткам, перемещаться в указанном направлении, отсчитывать нужное количество клеток в указанном направлении, вводится в активный словарь понятия: «вправо вверх», «вправо вниз», «наискосок», развивается слуховое сосредоточение и координация «ухо - рука», зрительное сосредоточение и координация «глаз - рука».

           

Рис. 18. Магнитный тренажер – «Шахматы»

Педагог может предложить следующие задания:

 - расставь магнитики в клеточках в определенном порядке по образцу

 - расставь палочки по образцу                                                                                        

 - продолжи узор  палочками                    

 - выложи  предметы по схеме

Слуховые диктанты.

Цели: Развитие зрительно-моторной координации, развитие слухового сосредоточения ухо-рука, умения отсчитывать нужное количество клеток, активизация зрительного внимания.

Ход игры

 Магнит стоит на игровом поле и ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз и т.д.).

Игра « Помоги божьей коровке дойти до мамы»

Цели: Развитие прослеживающих функций глаз, формирование зрительного сосредоточения, введение в активный словарь детей слов, обозначающих направления перемещения на плоскости.

Ход игры.

На игровом шахматном поле стоят магниты божьи коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, должен переместить божью коровку к маме

( 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо).

Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться», «Доведи петушка до зёрнышка» и т.д.

Игровая ситуация помогает быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки.

Рис. 19. Игра « Помоги божьей коровке дойти до мамы»

Тренажер – «Плетение»

      Тренажер – «Плетение»  - представляет собой разноцветные шнурочки для плетения косичек. При плетении косичек у детей развивается координация, самоконтроль за движением рук, зрительно-моторная память.

Рис. 20. Тренажер – «Плетение»

Задания: - заплети косичку синего цвета

                - заплети косичку    розового цвета

                - заплети косичку зеленого цвета

Тренажер – «Тактильные мешочки»

    Тренажер «Тактильные мешочки» - мешочки, заполненные мелкими предметами из разных по качеству материалов песком, камешками, крупой, горохом, ватой, целлофаном. Наполняемость периодически можно менять, добавляя разные наполнители.

Тактильные мешочки стимулируют осязательные и тактильные анализаторы, мелкую моторику.

Вначале педагог знакомит ребёнка с каждым мешочком с его содержимым, затем ребенок тактильно его обследует.

Рис. 21. Тренажер – «Тактильные мешочки»

Игра «Что в мешочке?»

Цель: Учить детей тактильно определять содержимое мешочков.

Ход игры

Ощупывая, мешочек ребенок говорит, что в нем (песок, вата, фасоль и т.д.)

     Игра «Найди мешочек»

Цель: Развитие тактильных ощущений, внимания, тактильной памяти.

Ход игры.

Ребёнку предлагается ощупать один мешочек. Затем, поменяв мешочки местами, найти его из 8 других на ощупь.

Игра «Ассоциация»

Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, тактильных представлений.

Ход игры

Ощупывая, мешочек ребенок говорит, что ему это напоминает.

 

 

«Шумовые коробочки»

     «Шумовые коробочки» - коробочки наполненные песком, крупой, скрепками, гаечками, пуговицами. Положительно влияют на развитие слуховых анализаторов, активизируют слуховую память.

Игра «Узнай звук».

Цели: Развитие умения  различать звучание предметов из разных материалов.

Ход игры.

Детям предлагают прослушать звучание 5 коробочек с разными наполнителями.

После прослушивания звучания каждой коробочки её открывают и показывают, что внутри. После двух прослушиваний снова предлагают слушать звучание и отгадывать, что внутри коробочки.

Рис. 22. «Шумовые коробочки»

Игра «Любимый звук»

Цель: Развитие слухового внимания и умения дифференцировать звуки, активизация положительных эмоций.

Ход игры.

Ребёнку предлагают прослушать разные звуки и определить любимый звук, а затем выделить его из других.

Зрительный тренажер - «Назови,  из чего сделан предмет»

Зрительный тренажер  «Назови, из чего сделан предмет»  - набор предметов  из различного материала (ткани, резины, пластмасса, стекла, металла, бумаги и т.д.) на разноцветных ленточках.  При работе на тренажере у детей развивается полисенсорное восприятие предметов, речь, мышление, моторика.

 

Рис. 23. Зрительный тренажер - «Назови,  из чего сделан предмет»

Игра «Найди и покажи деревянный предмет»

Цель: Развитие умения зрительно - тактильно находить предмет из  дерева, металла, бумаги, резины и т.д.

Ход игры

Ребёнку предлагают зрительно найти и показать деревянный предмет (колечко от пирамидки).

Игра «Найди и покажи, какой предмет висит на красной ленточке»

Цель: Активизация зрительного внимания, развитие навыка цветоразличения, умения называть предмет, активизация словаря.

Ребёнок должен найти и сказать, что висит на красной ленточке.

-На красной ленточке висит резиновый шарик.

Тренажер - «Зайчик»

Рис. 24. Тренажер - «Зайчик»

 

Тренажер – «Зайчик» - Панно из оргстекла  с отверстиями для шнуровки контура зайца. При работе на тренажере у детей развивается зрительно-моторная координация, тонкая моторика, активизируются зрительные функции прослеживания.     

Итак, практика работы  показала, что системный подход к проблеме развития мелкой моторики, связи коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы позволяют добиться успешной подготовки руки ребенка к школьному обучению, а также способствует повышению остроты зрения у детей. Думаем, что работа по развитию мелкой моторики на коррекционных тренажерах может быть интересна и воспитателям массовых детских садов, которые зачастую сталкиваются  с теми же проблемами.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010