Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями обучения.

Автор:
Писарева Татьяна Сергеевна

Аннотация:

                                  Бланковая методика как средство развития

устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями обучения.

     Даннаяметодическая разработка посвящена теме вариативности организационных форм, внедрению инновационных подходов, форм и средств коррекционно-педагогической помощи в обучении детей с разным уровнем психофизического развития.

     Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов  обновления  коррекционной работы по преодолению письменной и устной речи.

    Практика и поиски новых путей повышения результативности в коррекционной работе, показали, что, для достижения положительного результата, необходимо усовершенствовать форму и содержание обучающегося занятия. Одно из основных направлений  в данной методике, это - поэтапное планирование и организация работ с установлением индивидуального образовательного маршрута, внедрение памятки, посвящённые алгоритму выполнения конкретной практической деятельности. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями обучения. Основная цель данной методике- это коррекция нарушений устной и письменной речи с применением бланковой методики, способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе.

     Бланковая методика помогает решать разнообразные задачи:  обогатить словарный запас по лексическим темам, формировать фонематическое восприятие, а также развивать произвольность внимания и распределение внимания.

      Практическая значимость  бланковой методике: задания соответствуют особенностям  школьника 7-11 лет с особыми  образовательными потребностями, которому понятно и интересна игровая деятельность.

     Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка.

Ключевые слова: образовательный маршрут,  бланк, алгоритм, памятка, развитие, устная речь, письменная речь.

Статья:

 

   Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.                                         

                                                  Актуальность

        Бланковая методика  это один из способов организации комплексного коррекционно-логопедического процесса, которая предполагает реализацию  коррекционных целей, позволяющих более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Наличие одноразовых бланков под конкретные образовательные цели позволяет:

-исследовать или закрепить навыки каждого конкретного ученика и группы в целом;

-уточнить характер сопутствующих нарушений;

-быстро получить обратную связь, определить степень усвоения изучаемого материала;

-проводить мониторинговые исследования;

 -проследить динамику продвижения каждого учащегося и группы в целом;

                Актуальность использования на логопедических занятиях бланков позволяют развивать  и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.                              

                                                 Новизна

   Использование  бланковой методики в структуре логопедического занятия для диагностики и коррекции  устной и  письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида.

                                                  Цель

Коррекция  нарушений устной и письменной речи с применением  бланковой методики,  способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями  в учебном процессе.

                                                 Задачи

  1. 1.     Коррекционно-образовательные

-закрепить учебный материал, предлагаемый  на занятии;

- преодолеть различные  трудности в овладении  устной и письменной речью.

       2. Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать звукопроизношения;

 

-развивать навык звукового анализа и синтеза;

-развивать словарный запас и  практические  умения пользоваться им;

-развивать грамматический навык

-развивать связную речь;

-развивать  психические процессы (мышление, память, внимание).       

 

3.Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать мотивацию к логопедическому занятию;
-обогащать эмоционально-чувственную сферу.

                           

                                       

                                          Содержательная часть.                                                                                                

Раздел.

Содержательная часть.

 

 

 

1.Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Дифференциация согласных, гласных; звукобуквенный анализ; произвольное внимание.

 

2.Словарный запас.

Синтезирование слов из набора букв, слогов

 

3.Словообразование.

 Обогащение словарного запаса; упражнять в словообразовании; закреплять навыки образования и написания сложных слов.

 

4.Лексико-грамматический строй речи.

Развитие пассивного и активного словаря;

 Синонимы, омономы, антонимы.

 Составление словосочетаний, предложений;

 Восстановление деформированного текста

 

 

 

                                    

                                    Методические рекомендации:  

При подборе заданий необходимо учитывать основные проблемные зоны школьников с нарушениями устной и письменной речью:

 I. -несовершенство зрительных   дифференцировок;

   -несовершенство фонематического восприятия;

   -отставание в развитии  графомоторных  навыков;

   -отставание в развитии лексико-грамматического строя речи;

   -несовершенство в организации учебной деятельности (слабость планирования, самоконтроля, адекватности оценивания результатов).

   -особенности восприятия стандартных инструкций (устных, письменных)

  -отставание в развитии высших психических процессов(памяти, мышления)

  -особенности развития эмоционально–волевой сферы (позднее созревание произвольности, эмоциональная незрелость, склонность к аффектам)

                                                 

 II. Задания предлагаются в небольшом объёме, доступные по содержанию; занимательные.

 III. Памятка - алгоритм   выполнения бланковых заданий.

 

Памятка.

  1. Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс и дату заполнения).
  2. Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
  3. Если не понял инструкцию с первого раза, перечитай её ещё раз по частям.
  4. Если задание не понятно, попроси привести пример, образец похожего задания.
  5. Приступай к выполнению заданий по команде.                                              

 

                                          Основные этапы работы.

 

Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

  Фамилия, Имя учащегося _____________________ класс________

возраст ____________ дата___________________

Инструкция: Зашифруй слова с помощью шифра П-2; Т-3. Образец: тепло-3е2ло.

 

Раздел. Словообразование.

Фамилия, Имя учащегося________________ класс___________

возраст_____________ дата______________ Инструкция: найди общий суффикс в словах, обозначающих профессии людей.

1)     Учитель-строитель____________

2)     Слесарь-токарь_______________

3)     Редактор-скульптор____________    

Ключ:- етель; -арь; -ор.

 

Раздел. «Словообразовании»

  1. Первое слово записано жирным шрифтом. Логопед объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными – однокоренными для выделенного слова, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь.
  2.  В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части- приставку, корень, суффикс, окончание.
  3. Как вариант работы. Школьники составляют предложения с заданными словами, уточняют правописание безударных гласных в корне слов.

 

 

 

 

                

                      Леслесничийлесниклесовод

                      лесорублеснаялесистый

                      перелесоклесостепьлесничество

                      подлесоклесотундра

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел. Лексико-грамматический строй речи.

     Изучение многозначных слов хорошо начинать с текста загадки, включающего несколько толкований одного и того же слова. Пояснением служит картинка, либо контекст.

Фамилия, имя учащегося______________ класс_____________

возраст___________________ дата_________________

 Инструкция: подбери существительное, которое подходит по смыслу к каждому двух прилагательных, образуя устойчивые словосочетания, составить предложение с данным словом.

Образец: Свежая, изумрудная  (……….) зелень

Свежая  зелень (укроп, петрушка; изумрудная зелень (тёмно-зелёный цвет).

  1. Гаечный, скрипичный  (……….).
  2. Кленовый, бумажный  (………).

Слова для справок: лист, ключ, ручка.

     Школьники с нарушением интеллекта в качестве слова-антонима нередко выдают то же  самое слово с частицей «не»: длинные – недлинный; чистый – нечистый. Для развития словаря предлагается следующие бланки.

Инструкция: соедини линией слова, противоположные по значению.

Прямой  сытый  низкий   тёмный сухой узкий.

 

     В своей работе логопеды сталкиваются с проблемами согласования числительного с существительными у учащихся коррекционных школ. Целенаправленное изучение этих категорий слов позволит скорректировать различные варианты аграмматизмов.

Инструкция: составь и запиши словосочетания, заменяя цифры числительными.

 

Для привлечения внимания учащихся к использованию числительных  полезны задания, построенные по типу анкеты автобиографического толка. В 1-2-3 классе в устной форме. Письменное выполнение возможно в 4 классе, в среднем звене коррекционной школы.

Инструкция: дополни предложения нужным числительным.

  1. Я учусь в _____________ классе.
  2.  Мне уже_____________ лет.
  3.  В нашей школе___________ этажа.

 

     Развитию лексико-грамматических отношений способствуют задания по восстановлению деформированных предложений. Отметим, что для упрощения задачи можно выделить первое слово каждого предложения, например, набрав его  с прописной  буквы  или выделив его другим шрифтом. Однако надо обратить внимание учащихся, что все слова даны на карточке в нужном падеже и менять окончания слов не надо.

Инструкция: составь предложения из данных слов.

 

Морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с

 

    При  составления связного текста из отдельных предложений, учащимся с нарушением интеллекта следует помогать поэтапно:  составить отдельные предложения, переписать их на строчки, а затем совместно проверить пунктуацию. Восстановление деформированного текста из отдельных предложений  способствует развитию причинно-следственных и временных отношений. Текст должен состоять из 4-5 предложений.

Последовательность работы такова:

- чтение всех предложений;

- совместное нахождение первого предложения текста;

- нумерация предложения (обозначение числом порядкового номера предложения);

- нахождение второго предложения и его нумерация;

-заключительное чтение всего текста.

                                             Рекомендации: 

     Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения устной и  письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка.

                                         

 

 

                                           

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Результативность

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

                          

 

     Учебно-методический комплекс:

1.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179. 

2.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.

3.Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» №1 2009г.С70.

4.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.

5.Козырева Л.М.  Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.

6.Кукушкин В.С. Логопедия в школе  практический опыт. М., 2005.

7. Кузьмина Е.В. Бланковая методика в работе логопеда. М. 2007.

9.Лалаева Р.И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

10.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.

11.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2006.

12.Мазанова  Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2006.

13.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.

14.Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.

15.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. М., 2006.  

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция:  расшифруй и запиши слова. Помни,что  П-2; Т-3.

Образец: с3о2-______стоп

3ор3-___________, С3е2а-___________, 2ас3а-____________, ло2а3а-___________,

2оле3-___________, 2амя3ь, с3у2ени-_________________.

 

Бланк №2

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С-согласный, Г- гласный.

Образец: ШКОЛА – ССГСГ

ПЕНАЛ-______________  ;                    КАРАНДАШ-___________

УЧЕНИК-______________ ;                    УЧИТЕЛЬ-_______________

КЛАСС-_______________;                    портфель-_________________      

 

Раздел. Словообразование

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: составь сложное слово, обозначающее профессию человека.

Например: варить  сталь - сталевар.

  1. Разводит пчёл______________________          6. Ловит рыбу_____________________
  2. Рубит лес_____________________________    7. Косит газоны____________________
  3. Чистит трубы__________________________    8. Лазает по скалам__________________
  4. Плавает по морям______________________    9. Разводит сады____________________
  5. Строит корабли________________________     10. Пашет землю____________________

Ключ:  пчеловод,  лесоруб, трубочист, мореплаватель, кораблестроитель, рыболов,  газонокосильщик, скалолаз, садовод, землепашец.

 

Бланк №2

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: переставь слоги так, чтобы получились названия ягод.

  1. ЛИ  НА  МА_________________
  2. НИ  ЧЕР  КА_________________
  3. КА  НИ  БРУС________________
  4. НИК  КРЫ   ЖОВ______________
  5. ДИ  СМО  РО   НА_____________
  6. ЗЕМ  НИ  ЛЯ  КА  ___________________
  7. КА  КЛУБ  НИ_______________________

 

Ключ: малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, земляника, клубника.

 

Раздел. Словарный запас

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: вспомни как собирают разные овощи. Допиши подходящие овощи столбиком, под каждым глаголом.

Срывают.

Выдёргивают.

Выкапывают.

Срезают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Слова для справок: свекла, тыква, лук, помидор, картофель, морковь, укроп

 

Раздел Лексико-грамматический строй речи

Бланк №1

Фамилия, Имя учащегося______________________ класс__________

Возраст___________ дата______________

Инструкция: подбери и напиши к каждому слову синоним

1.Алфавит__________

2.Метла_____________

3.Мёрзнуть__________

4.Запах________________

5.Глаза________________

6.Шторм_______________

Слова для справок: азбука, аромат, зябнуть, очи, буря,веник.

Бланк №2

Фамилия, имя учащегося____________ класс____________

Возраст_________ дата____________

Инструкция: замени выделенные слова  на слова с противоположным значением, тогда предложения станут правдивыми.

1.Когда идёт дождь, на улицах сухо и чисто.

______________  _____________________

2.Дети ненавидели купаться в этом озере, так как вода в нём была мутная и грязная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.                                         

                                                  Актуальность

        Бланковая методика  это один из способов организации комплексного коррекционно-логопедического процесса, которая предполагает реализацию  коррекционных целей, позволяющих более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Наличие одноразовых бланков под конкретные образовательные цели позволяет:

-исследовать или закрепить навыки каждого конкретного ученика и группы в целом;

-уточнить характер сопутствующих нарушений;

-быстро получить обратную связь, определить степень усвоения изучаемого материала;

-проводить мониторинговые исследования;

 -проследить динамику продвижения каждого учащегося и группы в целом;

                Актуальность использования на логопедических занятиях бланков позволяют развивать  и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.                              

                                                 Новизна

   Использование  бланковой методики в структуре логопедического занятия для диагностики и коррекции  устной и  письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида.

                                                  Цель

Коррекция  нарушений устной и письменной речи с применением  бланковой методики,  способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями  в учебном процессе.

                                                 Задачи

  1. 1.     Коррекционно-образовательные

-закрепить учебный материал, предлагаемый  на занятии;

- преодолеть различные  трудности в овладении  устной и письменной речью.

       2. Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать звукопроизношения;

 

-развивать навык звукового анализа и синтеза;

-развивать словарный запас и  практические  умения пользоваться им;

-развивать грамматический навык

-развивать связную речь;

-развивать  психические процессы (мышление, память, внимание).       

 

3.Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать мотивацию к логопедическому занятию;
-обогащать эмоционально-чувственную сферу.

                           

                                       

                                          Содержательная часть.                                                                                                

Раздел.

Содержательная часть.

 

 

 

1.Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Дифференциация согласных, гласных; звукобуквенный анализ; произвольное внимание.

 

2.Словарный запас.

Синтезирование слов из набора букв, слогов

 

3.Словообразование.

 Обогащение словарного запаса; упражнять в словообразовании; закреплять навыки образования и написания сложных слов.

 

4.Лексико-грамматический строй речи.

Развитие пассивного и активного словаря;

 Синонимы, омономы, антонимы.

 Составление словосочетаний, предложений;

 Восстановление деформированного текста

 

 

 

                                    

                                    Методические рекомендации:  

При подборе заданий необходимо учитывать основные проблемные зоны школьников с нарушениями устной и письменной речью:

 I. -несовершенство зрительных   дифференцировок;

   -несовершенство фонематического восприятия;

   -отставание в развитии  графомоторных  навыков;

   -отставание в развитии лексико-грамматического строя речи;

   -несовершенство в организации учебной деятельности (слабость планирования, самоконтроля, адекватности оценивания результатов).

   -особенности восприятия стандартных инструкций (устных, письменных)

  -отставание в развитии высших психических процессов(памяти, мышления)

  -особенности развития эмоционально–волевой сферы (позднее созревание произвольности, эмоциональная незрелость, склонность к аффектам)

                                                 

 II. Задания предлагаются в небольшом объёме, доступные по содержанию; занимательные.

 III. Памятка - алгоритм   выполнения бланковых заданий.

 

Памятка.

  1. Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс и дату заполнения).
  2. Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
  3. Если не понял инструкцию с первого раза, перечитай её ещё раз по частям.
  4. Если задание не понятно, попроси привести пример, образец похожего задания.
  5. Приступай к выполнению заданий по команде.                                              

 

                                          Основные этапы работы.

 

Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

  Фамилия, Имя учащегося _____________________ класс________

возраст ____________ дата___________________

Инструкция: Зашифруй слова с помощью шифра П-2; Т-3. Образец: тепло-3е2ло.

 

Раздел. Словообразование.

Фамилия, Имя учащегося________________ класс___________

возраст_____________ дата______________ Инструкция: найди общий суффикс в словах, обозначающих профессии людей.

1)     Учитель-строитель____________

2)     Слесарь-токарь_______________

3)     Редактор-скульптор____________    

Ключ:- етель; -арь; -ор.

 

Раздел. «Словообразовании»

  1. Первое слово записано жирным шрифтом. Логопед объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными – однокоренными для выделенного слова, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь.
  2.  В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части- приставку, корень, суффикс, окончание.
  3. Как вариант работы. Школьники составляют предложения с заданными словами, уточняют правописание безударных гласных в корне слов.

 

 

 

 

                

                      Леслесничийлесниклесовод

                      лесорублеснаялесистый

                      перелесоклесостепьлесничество

                      подлесоклесотундра

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел. Лексико-грамматический строй речи.

     Изучение многозначных слов хорошо начинать с текста загадки, включающего несколько толкований одного и того же слова. Пояснением служит картинка, либо контекст.

Фамилия, имя учащегося______________ класс_____________

возраст___________________ дата_________________

 Инструкция: подбери существительное, которое подходит по смыслу к каждому двух прилагательных, образуя устойчивые словосочетания, составить предложение с данным словом.

Образец: Свежая, изумрудная  (……….) зелень

Свежая  зелень (укроп, петрушка; изумрудная зелень (тёмно-зелёный цвет).

  1. Гаечный, скрипичный  (……….).
  2. Кленовый, бумажный  (………).

Слова для справок: лист, ключ, ручка.

     Школьники с нарушением интеллекта в качестве слова-антонима нередко выдают то же  самое слово с частицей «не»: длинные – недлинный; чистый – нечистый. Для развития словаря предлагается следующие бланки.

Инструкция: соедини линией слова, противоположные по значению.

Прямой  сытый  низкий   тёмный сухой узкий.

 

     В своей работе логопеды сталкиваются с проблемами согласования числительного с существительными у учащихся коррекционных школ. Целенаправленное изучение этих категорий слов позволит скорректировать различные варианты аграмматизмов.

Инструкция: составь и запиши словосочетания, заменяя цифры числительными.

 

Для привлечения внимания учащихся к использованию числительных  полезны задания, построенные по типу анкеты автобиографического толка. В 1-2-3 классе в устной форме. Письменное выполнение возможно в 4 классе, в среднем звене коррекционной школы.

Инструкция: дополни предложения нужным числительным.

  1. Я учусь в _____________ классе.
  2.  Мне уже_____________ лет.
  3.  В нашей школе___________ этажа.

 

     Развитию лексико-грамматических отношений способствуют задания по восстановлению деформированных предложений. Отметим, что для упрощения задачи можно выделить первое слово каждого предложения, например, набрав его  с прописной  буквы  или выделив его другим шрифтом. Однако надо обратить внимание учащихся, что все слова даны на карточке в нужном падеже и менять окончания слов не надо.

Инструкция: составь предложения из данных слов.

 

Морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с

 

    При  составления связного текста из отдельных предложений, учащимся с нарушением интеллекта следует помогать поэтапно:  составить отдельные предложения, переписать их на строчки, а затем совместно проверить пунктуацию. Восстановление деформированного текста из отдельных предложений  способствует развитию причинно-следственных и временных отношений. Текст должен состоять из 4-5 предложений.

Последовательность работы такова:

- чтение всех предложений;

- совместное нахождение первого предложения текста;

- нумерация предложения (обозначение числом порядкового номера предложения);

- нахождение второго предложения и его нумерация;

-заключительное чтение всего текста.

                                             Рекомендации: 

     Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения устной и  письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка.

                                         

 

 

                                           

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Результативность

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

                          

 

     Учебно-методический комплекс:

1.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179. 

2.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.

3.Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» №1 2009г.С70.

4.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.

5.Козырева Л.М.  Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.

6.Кукушкин В.С. Логопедия в школе  практический опыт. М., 2005.

7. Кузьмина Е.В. Бланковая методика в работе логопеда. М. 2007.

9.Лалаева Р.И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

10.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.

11.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2006.

12.Мазанова  Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2006.

13.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.

14.Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.

15.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. М., 2006.  

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция:  расшифруй и запиши слова. Помни,что  П-2; Т-3.

Образец: с3о2-______стоп

3ор3-___________, С3е2а-___________, 2ас3а-____________, ло2а3а-___________,

2оле3-___________, 2амя3ь, с3у2ени-_________________.

 

Бланк №2

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С-согласный, Г- гласный.

Образец: ШКОЛА – ССГСГ

ПЕНАЛ-______________  ;                    КАРАНДАШ-___________

УЧЕНИК-______________ ;                    УЧИТЕЛЬ-_______________

КЛАСС-_______________;                    портфель-_________________      

 

Раздел. Словообразование

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: составь сложное слово, обозначающее профессию человека.

Например: варить  сталь - сталевар.

  1. Разводит пчёл______________________          6. Ловит рыбу_____________________
  2. Рубит лес_____________________________    7. Косит газоны____________________
  3. Чистит трубы__________________________    8. Лазает по скалам__________________
  4. Плавает по морям______________________    9. Разводит сады____________________
  5. Строит корабли________________________     10. Пашет землю____________________

Ключ:  пчеловод,  лесоруб, трубочист, мореплаватель, кораблестроитель, рыболов,  газонокосильщик, скалолаз, садовод, землепашец.

 

Бланк №2

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: переставь слоги так, чтобы получились названия ягод.

  1. ЛИ  НА  МА_________________
  2. НИ  ЧЕР  КА_________________
  3. КА  НИ  БРУС________________
  4. НИК  КРЫ   ЖОВ______________
  5. ДИ  СМО  РО   НА_____________
  6. ЗЕМ  НИ  ЛЯ  КА  ___________________
  7. КА  КЛУБ  НИ_______________________

 

Ключ: малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, земляника, клубника.

 

Раздел. Словарный запас

Бланк №1

Фамилия, имя ученика______________ класс____________

Дата___________

Инструкция: вспомни как собирают разные овощи. Допиши подходящие овощи столбиком, под каждым глаголом.

Срывают.

Выдёргивают.

Выкапывают.

Срезают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Слова для справок: свекла, тыква, лук, помидор, картофель, морковь, укроп

 

Раздел Лексико-грамматический строй речи

Бланк №1

Фамилия, Имя учащегося______________________ класс__________

Возраст___________ дата______________

Инструкция: подбери и напиши к каждому слову синоним

1.Алфавит__________

2.Метла_____________

3.Мёрзнуть__________

4.Запах________________

5.Глаза________________

6.Шторм_______________

Слова для справок: азбука, аромат, зябнуть, очи, буря,веник.

Бланк №2

Фамилия, имя учащегося____________ класс____________

Возраст_________ дата____________

Инструкция: замени выделенные слова  на слова с противоположным значением, тогда предложения станут правдивыми.

1.Когда идёт дождь, на улицах сухо и чисто.

______________  _____________________

2.Дети ненавидели купаться в этом озере, так как вода в нём была мутная и грязная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010