Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка урока с использованием компьютера

Автор:
Лежнина Евдокия Николаевна

Аннотация:

 Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данные уроки разработаны на основе модифицированной программы для работы с детьми VII вида. Построены таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность повторить материал по строению каждой оболочки, закрепить основные понятия. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания. С целью активизации мыслительной функции мозга использован прием создания проблемной ситуации, работа с картой способствует развитию памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа.

Особое значение имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность учеников, способствуют повышению мотивации к обучению.

 

В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Поэтому в урок включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи. Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи

Статья:

 Автор: Лежнина Е.Н.

Образовательное учреждение: МОУ С(К) ОШ №59 г. Томска

Предмет: география

Класс: шестой

Тема: «Обобщение материала по теме «Гидросфера». Вода на Земле».

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт:

1.      Наглядная презентация учебного материала 20 слайдов

2.      Среда: программа для создания презентации Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word, Macromedia Captivate.

3.      Технологический сценарий:

Структура презентации:

Структурные элементы

Временная реализация

№ кадра

Организационный момент

1 минута

1

Цели и задачи урока

2 минуты

1

Актуализация знаний, гимнастика для глаз

 

2 минуты

1

Организация и проведение игры «Что?Где?Когда?»

30 минут

2, 3-20

Динамическая пауза

5 минут

18

Подведение итогов игры

3 минуты

19

Завершение урока

2 минуты

20

 

                              Содержание кадров

  1. Эпиграф
  2. Мировой океан
  3. Байкал
  4. Айсберг
  5. Каспийское море
  6. Красное море
  7. Тихий океан
  8. Гольфстрим
  9. Обь
  10. Цунами
  11. Лабрадор
  12. Волга
  13. Песчаный берег
  14. Байкал
  15. Горы
  16. Мировой круговорот воды (схема)
  17. Карта планеты
  18. Река
  19. Озеро
  20. Чистый водоем

      -Литература

 

 

 

 

План урока

 

Этап урока

Форма работы

Время

1.Организационный момент

Деятельность учителя: приветствие, создание настроя на успех, проверка готовности к уроку

1 мин.

2.Целеполагание, подготовка органа зрения

Деятельность учителя: Сообщение темы, цели урока, объявление условий игры, проведение гимнастики для глаз.

2 мин.

3.Разминка

Подготовка к игре, деятельность учителя, класса

7 мин.

4.Первый, второй раунд. Динамическая пауза

Деятельность обучающихся: обсуждение вопроса, ответ

5 мин динамическая пауза

5.Третий раунд

Индивидуальная работа обучающихся

5 мин.

6. Четвертый раунд

Групповая работа

6 мин.

7. Пятый раунд

Коллективная работа

4 мин

8. Шестой раунд

Индивидуальная работа

5 мин

9. Подведение итогов, завершение урока

Обсуждение

5 мин.

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

- обеспечение урока необходимым наглядным материалом;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- оптимизация учебного процесса на уроке (увеличение количества информации на уроке, сокращение времени на ее обработку);

- повышение эффективности усвоения учебно-воспитательного процесса;

- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

 

Цель: повторить основные объекты гидросферы, показать необходимость их охраны.

 

Задачи:       образовательные - повторить основные сведения о составных частях

                                                       гидросферы, расширить

                                                       представления о водных ресурсах России;

                    развивающие - работать над развитием умения концентрировать внимание на

                                              определенном

                                                географическом объекте, способности активизировать память,

                                                мышление;

                                                способствовать развитию устной речи обучающихся;

                   воспитательные  -повышать мотивацию к изучению предмета.

 

Форма проведения урока: по типу популярной телеигры «Что? Где? Когда?». Урок

                                              Проводится в компьютерном классе.

 

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, карточки-задания, тестовые

                           задания, схема для проведения гимнастики для глаз, макет круглого стола

                           с секторами, музыкальное сопровождение динамической паузы, материал

                           для второго раунда.

 

Эпиграф: «Вода!...Ты сама жизнь.»     А. де Сент-Экзюпери. Слайд 1

 

                                                              Ход  урока

I. Организационный момент (1 минута).

Обучающиеся занимают места за «круглым» столом

Вступительное слово учителя (постановка цели урока):- Мы изучили еще одну оболочку Земли, которая называется гидросфера. Сегодня на уроке мы повторим составные части гидросферы, еще раз обозначим значение водных ресурсов для жизни людей.

Вы знакомы с телевизионной игрой «Что? Где? Когда?». На нашем уроке вам предстоит выступить в роли знатоков. Перед вами несколько секторов с вопросами. Всего вопросов 6.Право вращать стрелку получают те, кто активно участвует в разминке. Обсуждение вопроса коллективное (1 минута). Отвечает тот, кто принял активное участие в обсуждении. За правильный ответ знатоки получают по 1 баллу.

 

Гимнастика для глаз. Работа со схемой.

 

II. Разминка.

Этот этап состоит из двух частей:

 - индивидуальная работа по карточкам (каждый участник получает пакет, где среди прочих терминов есть обозначающий составную часть гидросферы. Эту карточку необходимо поместить на доску под табличкой «Гидросфера»).

- вторая часть разминки потребует умения быстро соображать и давать четкие ответы на вопросы:

1. Сколько океанов входит в состав гидросферы?

2. Самое глубокое озеро в мире?

3. Плавающая глыба льда в океане?

4. Самое большое озеро в мире?

5. В чем измеряется соленость воды?

6.Самый большой океан?

7. Теплое течение, зарождающееся в Мексиканском заливе и согревающее Европу?

8. Крупная река, протекающая по Западно-Сибирской равнине?

9. Гигантская волна в океане, распространяющаяся со скоростью до 800 км в час?

10. Самое длинное холодное течение в Мировом океане?

Слайды 2-11

 Первый раунд..

 - Назовите крупнейшую реку России, которая протекает по Восточно-Европейской равнине. Где ее истоки и устье? Какое значение имеет эта река в хозяйственной деятельности человека?

(Волга. Истоки – на Валдайской возвышенности, устье – впадает в Каспийское море. Река судоходная, на ней построены ГЭС, богата рыбными ресурсами. Ответ должен сопровождаться показом объекта на карте). Слайд 12

 

 Второй раунд.

«Черный ящик»

- Для употребления в пищу, использования в хозяйственных нуждах и промышленности человеку нужна пресная чистая вода. Такую воду можно взять в водоемах суши или добыть из-под земли, куда она попадает, пройдя через водопроницаемые слои почвы и горных пород. Одна из таких пород имела отношение к изобретению часового механизма. Вопрос: Что в «черном» ящике? Слайд 13

 

Динамическая пауза. Упражнения на расслабление мышц шеи и спины.

 

 Третий раунд.- Глубочайшее озеро, координаты которого 52 с. ш. и 108 в. д. назовите его, покажите на карте. Что вы знаете об этом водоеме?

(Байкал. Озеро возникло  в результате разлома земной коры предположительно около 25 млн лет назад, уникальное озеро по чистоте пресной воды, в нем большое количество растений, животных, многие не встречаются нигде в мире кроме этого озера. На берегах Байкала построены рыборазводный завод, завод по производству целлюлозы, который приносит озеру значительный вред). Слайд 14

 

 Четвертый раунд.

- Название материка «Африка» переводится как «безморозный», «бесснежный». Есть ли снег в Африке? Если есть, то где?

(Есть, например, вершина горы Килиманджаро, высота 5895 метров над уровнем моря. Ответ считается полным, если сопровождается доказательством и показом объекта на карте).Слайд 15

 Пятый раунд.

- Прослушайте сказку «Путешествие капельки»

Жила-была маленькая блестящая капелька воды. Ее домом был огромный океан. Однажды, когда солнце светило особенно ярко, капелька стала такой легкой, почти невесомой. Она покинула свой дом и отправилась в путешествие. Первое, что ей открылось – слои атмосферы. Там было красиво, но очень холодно. Капелька стала опять грустной , похожей на слезинку. Вместе с другими такими же как она, капелька была подхвачена ветром и унесена далеко-далеко. И вот уже вместо океана под ними высокие горы и изумрудный равнины. Капелькам захотелось поближе рассмотреть все это и они дождем опустились вниз. Нашей капельке повезло – она упала в реку, и ей не пришлось пробираться в тесноте через слои почвы в подземные потоки. Все закончилось благополучно. Подземные воды, как и река, вернули капельку и ее подруг в океан.

Вопрос: Какой непрерывный процесс описан в сказке?

(Мировой круговорот воды). Слайд 16

 

 Шестой раунд.

Выполнение тестовых заданий.

Цель введения данной формы работы в урок – включение в активную деятельность слабо успевающих ребят. Для более подготовленных – возможность получения дополнительного балла. Данное задание обучающиеся выполняют на ПК.

  1. Водная оболочка Земли:

                                                а) литосфера

                                                б) гидросфера

                                                в) атмосфера

                                                г) биосфера.

2. Холодное течение в Мировом океане:

                                                  а) Гольфстрим

                                                 б) Куросио

                                                 в) Течение западных ветров

3. Место, где река берет свое начало:

                                                 а) русло

                                                 б) устье

                                                 в) бассейн реки

                                                 г) исток

4. Озеро называется сточным, если:

                                                 а) в него стекают реки и ручьи

                                                 б) в него не стекают реки и ручьи

                                                 в) если из него вытекает хотя бы одна река

                                                 г) если из него не вытекает ни одной реки.

5. Выберите, что вы считаете наиболее важным для охраны поверхностных вод:

                                                 а) не допускать стока загрязненных поверхностных вод в

                                                     реки и озера

                                                 б) не бросать мусор по берегам рек и озер

                                                 в) не мыть машины вблизи озера или реки

                                                 г) экономить чистую пресную воду и хорошо очищать уже

                                                      использованную. Слайды 16-20

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов и выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока с использованием компьютера

 

Автор: Лежнина Е.Н.

Образовательное учреждение: МОУ С(К) ОШ №59 г. Томска

Предмет: география

Класс: шестой

Тема: «Обобщение материала по теме «Литосфера». Формы рельефа».

Время реализации занятия:45 минут

Авторский медиапродукт:

1.      Наглядная презентация учебного материала

2.      Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint,графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word, Star Board.

3.      Технологический сценарий:

Структура презентации:

Структурные элементы

Временная реализация

№ кадра

Организационный момент

1 мин.

1

Цели и задачи урока, актуализация знаний, гимнастика для глаз

5 мин.

1

Основная часть урока, блиц-опрос

5 мин.

1, 2, 3, 4, 5.

Повторение основных форм рельефа

10 мин.

6,7, 8.

Динамическая пауза

3 мин.

6,7, 8.

Выполнение практической работы

7 мин

9,10.

Тесты

5 мин

11-20.

Задание-сюрприз

5 мин

1.

Заключительный этап урока, подведение итогов, выставление оценок

4 мин.

7.

 

Содержание кадров

1.Физическая карта мира

2. вулкан Ключевская сопка

3.Волга

4.Эверест

5.Байкал

6.Рельеф Земли

7.Равнина

8. «Установить соответствие»

9.Вулкан

10.Загадки

11-20 Тесты

       - Литература

 

План урока:

Этап урока

Форма работы

Время

Организационный момент

Деятельность учителя: приветствие, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя на работу на уроке

1 мин.

Целеполагание. Гимнастика для глаз.

Деятельность учителя: сообщение цели, задач урока.

5 мин.

Основная часть урока. Блиц-опрос

Деятельность учителя: вовлечение ребят в активную работу.

Деятельность учащихся: начало работы

5 мин.

Основные формы рельефа. Равнины. Динамическая пауза.

Деятельность учащихся: работа с интерактивной доской и настенной картой. Групповая форма работы.

8 мин.

Горы

Деятельность учащихся: работа с интерактивной доской.

5 мин.

Практическая работа

Деятельность учащихся по выполнению задания по контурной карте.

7 мин.

Тесты

Деятельность учащихся: выполнение тестовых заданий.

5 мин.

Заключительный этап урока. Задание-сюрприз. Подведение итогов, выставление оценок.

Деятельность учителя: учет активности каждого.

Деятельность учащихся: нахождение правильного ответа на вопрос.

9 мин

 

Цель: повторить основные формы рельефа, отработать навыки работы с интерактивной доской.

Задачи:       Образовательная - повторить и обобщить знания, полученные в процессе

                                                      изучения темы

                                                    Обратить особое внимание на формы рельефа суши,

                                                     движение земной коры;

                     Развивающая      - работать над формированием мышления, речи;

                     Воспитательная  - способствовать формированию чувства восхищения

                                                    красотой природы  Родного края.

Оборудование: карта полушарий, атласы по физической географии, набор слайдов в

                           Программе Notebook, материал для заключительной части урока.

 

Урок проводится с использованием интерактивной доски Star Board.

 

                                                               Ход  урока:

I.Организационная часть урока (приветствие, положительный настрой ).

Постановка цели урока:

- Мы изучили оболочку Земли литосферу, сегодня на уроке нам предстоит не

Только вспомнить, что такое рельеф, его основные формы, но и проделать эту работу с помощью интерактивной доски.

 

Гимнастика для глаз с использованием схемы

 

II.  Основная часть урока

         1. Блиц-опрос:

1.      Верхняя твердая оболочка Земли (литосфера).

2.      Явление, происходящее на глубине из-за разрыва и смещения

Участков земной коры (землетрясение).

3.      Самый высокий вулкан в России, расположенный на Камчатском

Полуострове (Ключевская Сопка).

4.      По какой равнине протекает река Волга (Восточно-Европейская).

5.      Самая высокая вершина в Гималаях (Джомолунгма).

6.      Бьющие фонтаном через определенное время на высоту нескольких десятков метров перегретые минеральные источники (гейзеры).

7.      Вулкан, извержение которого привело к гибели древнего города Помпеи (Везувий).

8.      Равнина, на которой мы живем (Западно-Сибирская).

9.      Полезное ископаемое, являющееся ценным сырьем для получения большого количества веществ, в первую очередь, топлива для машин, добывается в нашей местности (нефть).

10.   Вид полезных ископаемых, к которому относится нефть (осадочные органические).

11.  Впадина, образовавшаяся из-за опускания участков земной коры по линиям разломов (грабен).

12.   Озеро, находящееся в грабене (Байкал).

13.  Плоскогорье в Сибири, расположенное между реками Енисей и Лена (Средне-Сибирское).

 

 

2.Повторение основных форм рельефа с использованием слайда «Рельеф Земли».

Обучающимся предлагается определить горы, равнины в зависимости их положения над уровнем моря. Ответы у доски подтвердить показом на физической карте объектов литосферы.

3.Групповая форма работы.

- Мы живем на одной из самых больших равнин мира. Как она называется? Какова ее протяженность? Определить границы этой равнины. Объяснить, почему Западно-Сибирскую равнину называют еще низменностью.

(Для выполнения данного вида работы обучающиеся объединяются в две группы. Изложить ответ получает право группа, быстрее справившаяся с работой. Вторая группа может внести дополнения).

Дополнительный материал: самое низкое место суши – уровень поверхности Мертвого моря – бессточное озеро, расположенное в тектонической впадине Гхор, ниже уровня моря на 395-408 метров. Берега озера пустынные, скалистые. В Мертвое море впадает река Иордан Запас солей около 43 млрд тонн, добывают для химической промышленности.

            Все равнины мира давно освоены человеком. Это места пригодные для занятий 

            Земледелием, разведения животных, на равнинах ведется добыча полезных

             Ископаемых, строятся города.

 

Динамическая пауза. Упражнения для снятия напряжения мышц плечевого пояса.

 

  1. Другой формой рельефа являются горы.

Работа со слайдом «Установить  соответствие»

Анды

Уральские горы

Карпаты                                                  

Альпы                                                        Евразия

Тибет                                                         Азия

Гималаи                                                    Северная Америка

Кордильеры                                              Южная Америка

Тянь-Шань                                                 Африка

Кавказ

Алтай

Саяны

 

  1. Практическая работа с использованием контурной карты.

Задание: определить координаты объектов – Ключевская Сопка, вулкан Килиманджаро нанести эти объекты на контурную карту полушарий.

Значение гор. Горы – территории малопригодные для земледелия, но в горах есть прекрасные пастбища для скота. В горах находятся залежи руд, из которых получают нужные минеральные вещества.

 

Загадки: - Что сперва в воде родится, а потом воды боится?

                                                                  (поваренная соль)

               - Черен, как ворон, а греет, как Солнце (каменный уголь).

               - Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь,

                  Ума-разума не наберешься (мел).

 

6.  Обсуждение и  выполнение тестовых заданий с использованием интерактивной доски. В условиях компьютерного кабинета возможно выполнение тестов в программе Captivate.

 

7. Задание-сюрприз.

Перед классом демонстрируется «черный ящик».

- Внимание! Вопрос: в ящике находится продукт, изготовленный из семян растения, родиной которого является Эфиопское нагорье. Что в «черном ящике»? В случае правильного ответа на вопрос ребятам достаются в качестве приза пакетики растворимого кофе «3 в 1».

 

III.Заключительный этап урока. Подведение итогов, выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 VIII вида города Томска

 

 

Комбинированный урок по разделу «Атмосфера»

 

Тема урока: «Атмосферные осадки»

 

Цели урока: - изучить виды атмосферных осадков, причины их образования;

                     - работать над развитием речи, коррекцией внимания. Мыслительных

                       функций;

                     - повышать интерес к краеведческой работе, использовать навыки

                             компьютерной грамотности.

Оборудование: карта полушарий, слайды презентации урока, видеопроектор, материал

                           для индивидуальной работы, упражнения для коррекционной работы,

                            опорная схема на доске, учебник «Физическая география» 6 класс

                           стр. 126, тексты сообщений обучающихся, отрывки записей песен

                       «Облака, белокрылые лошадки…», «У природы нет плохой погоды».

 

Урок проводится с использованием презентации слайдов в компьютерном классе.

 

                                                   Ход урока

 

  I.На фоне музыки к песне «Облака, белокрылые лошадки…» обучающиеся входят в класс и занимают места за общим столом.

 Организационный момент (приветствие, положительный настрой на урок, просмотр наличия на рабочих местах учебников, письменных принадлежностей; проверка правильности позы за рабочим столом).

  II.Повторение ранее изученного материала, активизация знаний

      

             Блиц-опрос:

1.      Воздушная оболочка Земли (атмосфера)

2.      Название нижнего слоя атмосферы (тропосфера)

3.      Ветер, меняющий направление два раза в сутки (бриз).

4.      Киви. Это птица или фрукт? (И то и другое)

5.      Самая длинная река (Нил).

6.      Прибор для измерения температуры воздуха (термометр).

7.      Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и все находящиеся на ней предметы (атмосферное давление).

8.      Заболевание, связанное с повышением давления (гипертония).

9.      Количество водяного пара, содержащегося в 1 м воздуха, выраженное в граммах (абсолютная влажность).

10.  Название процесса, благодаря которому не иссякает пресная вода на Земле (Мировой круговорот воды).

11.  Движение воздуха в горизонтальном направлении (ветер).

12.  Повышается или понижается температура воздуха с увеличением высоты? (Понижается).

13.  Слайд 1 «Синенькая шубенка всю Землю накрыла». Что это? (Небо).

 

Вывод: Атмосфера – воздушная оболочка Земли, которая имеет свои особенности (состоит из газов, имеет температуру и давление, влажность).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение атмосферы (тема урока зачитывается с доски «Атмосферные осадки»).

Слайд «Атмосферные осадки»

- Наши основные задачи на уроке:

                                                       - выяснить, что относится к осадкам;

                                                       - как образуются осадки;

                                                       - как можно измерить, сколько их выпадает;

                                                       - каково значение осадков в жизни и хозяйственной

                                                         деятельности людей.

Слайд «Облака». На фоне этого слайда проводится гимнастика для глаз.

 

  III.Объяснение нового материала.

Слайды «Снег», «Дождь», «Туман», «Роса»

 

Осадки – то, что падает, осаждается. Что падает на Землю из атмосферы? Правильно, снег,

Дождь, град. Но сюда же относится то, что образуется из воздуха  при соприкосновении с охлажденными поверхностями – иней, роса, изморозь, туман, гололед ( опыт с зеркалом). Значит, атмосферные осадки можно разделить на две группы (работа со схемой)

Слайд «Виды осадков»

Вывод: атмосферные осадки – это вода в жидком или твердом состоянии.

Чтобы определить, какие из них характерны для определенного времени года, предлагаю вам выполнить задание. (Каждый ученик получает задание в конверте, после его выполнения производится проверка на доске).

Динамическая пауза. Упражнения для предупреждения развития остеохондроза.

- Итак, вы определили, какие осадки выпадают у нас в разное время года. А как происходит их образование?

В воздухе любой поверхности земного шара содержится водяной пар. В зависимости от его количества отличают насыщенный или ненасыщенный воздух. Из какого воздуха образуются облака? (Из насыщенного, когда происходит его охлаждение в верхних слоях тропосферы). На землю вода из облаков попадает в виде дождя, снега, града.

Работа с опорной схемой на доске. (Капельки воды в воздухе находятся все время в движении, они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся крупными, тяжелыми и падают на землю дождем. Если температура воздуха ниже 0, то в облаке образуется из капель воды снег. Но иногда летом возможен град. Это получается вот так: капли воды в облаке находятся в постоянном движении, они то поднимаются, то опускаются вниз. Если они попадают в верхнюю часть облака, а там температура ниже, капли превращаются в льдинки. Эти льдинки также движутся, опускаясь, покрываются водой, а когда снова окажутся в верхней части облака, произойдет их дополнительное оледенение. Льдинки становятся тяжелыми и падают на землю в виде града, так и не успев растаять в нижней части облака).

Закрепление.

- Почему невозможно выпадение града зимой, когда температура воздуха, например,-20?

На фоне слайда «Гроза» обучающиеся делают сообщения.

- Дождь очень часто бывает с грозой (гром, молнии). Наибольшее число грозовых дней на острове Ява. В отдельных его частях из 365 дней 322 бывают с грозами. В местности, где мы живем, - юг Западно-Сибирской равнины, грозы, конечно, не так часты, но, все-таки, бывают. Так, например, сильная гроза произошла летом 2007 года. Она сопровождалась сильным ветром. Было нанесено много вреда жителям Томского района из-за того, что поваленные ветром деревья падали прямо на крыши домов. В городе Томске тоже было много сломанных деревьев. Часто жертвами грозы становятся люди. Поэтому нужно следить за прогнозами погоды и принимать меры, чтобы на время грозы быть в безопасном месте.

- Большой вред наносит народному хозяйству град. Размеры градин иногда бывают с кулак. Такой град был в Москве более ста лет назад. Пострадали много людей, животных, здания. Сейчас научились бороться с градом. Для этого запускается специальная ракета, которая разбивает градины на более мелкие льдинки. Эти частицы тают в нижних слоях облака и падают на землю дождем.

А в чем заключается положительное значение осадков? (Обучающиеся могут назвать значение дождя для роста растений, круговорот воды в природе, значение снежного покрова для сельскохозяйственных культур).

Люди всегда стремились узнать, будет ли дождь, какая выдастся зима. И делали это по множеству примет, которые нередко используем и мы. Но больше доверяем прогнозу погоды. Вы уже знаете, как называют специалистов, которые наблюдают за атмосферой.

Слайд «Метеоролог»

А сейчас каждый из вас выполнит часть работы метеоролога, создавая таблицу прогноза погоды на неделю.

Выполнение работы за ПК.

 

IV. Заключительный этап урока. Проверка качества выполнения работы в Word, подведение итогов, выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 VIII вида города Томска

 

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Биосфера»

 

Тема урока: «Воздействие человека на природный комплекс»

 

Цели урока: - на основе знаний о природном комплексе познакомить обучающихся

                        с экологическими связями в природе, изучить воздействие на

                       природные комплексы человека на примере леса;

                     - развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать свое

                        мнение по определенной проблеме;

                     - воспитывать осознание роли человека, способствовать формированию

                        любви к природе родного края.

 

Оборудование: карта природных зон мира, карта Томской области, слайды с

                           изображениями редких видов животных и растений Томкой области,

                           созданные в программе Notebook, тестовые задания.

 

Урок проводится в нестандартной форме как урок-исследование проблемы с использованием интерактивной доски.

 

                                            Ход урока

 

I. Организационный момент (приветствие, положительный настрой на урок, изложение плана работы).

Наш урок мы проведем в необычной форме. Основная цель урока – разобраться и оценить воздействие человека на природные сообщества, а также определить правильные формы поведения в природной среде.

     Представьте, что мы присутствуем на конференции по проблеме леса как природного комплекса, на которую приглашены специалисты, роль которых будут играть ребята нашего класса.

Итак, знакомьтесь: - менеджер по поставкам древесины;

                                 - технолог деревоперерабатывающего предприятия;

                                 - представитель туристической фирмы;

                                 - эколог.

 

Гимнастика для глаз. Упражнения, помогающие разогреть глазные мышцы и предотвратить утомление глаз.

 

II. Повторение. «Мозговой штурм»: «28 января 1820 года вблизи 70 ю. ш. 42 з.д. с обоих судов была «замечена земля» - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

                                                     а) Новая Гвинея

                                                     б) Новая Зеландия

                                                     в) Куба

                                                     г) Антарктида.

3. Фронтальный опрос.

1) Какие оболочки Земли вам известны?

2) Как называется часть географической оболочки, заселенная организмами и преобразованная в результате их деятельности?

3) Как называется закономерное сочетание компонентов живой природы (горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв) на определенной территории

4) Как называется часть природного комплекса?

5) Назовите имя ученого, создавшего учение о биосфере.

 

Слайд «Тайга»

 

III. Основная часть урока.

 1.Эколог.  Леса занимают одну пятую часть земного шара. В них живут разнообразные организмы: от вековых деревьев, крупных животных до микроскопических грибов и почвенных бактерий

Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. Он хранит в себе большие запасы воды и питает подземные реки, повышает влажность воздуха. Он, как огромный пылесос, очищает воздух, снижает скорость ветра, задерживает воду и тем самым препятствует эрозии почв.

2. Менеджер. А еще лес – это ценная древесина, которую человек использует для своих нужд. Большая часть Томской области расположена в таежной зоне, южная ее часть в зоне смешанных лесов. В 60-е годы прошлого века здесь начала развиваться лесная промышленность. Сейчас наша область является одним из основных поставщиков леса в другие страны. (Выступление сопровождается показом на карте природных зон).

 

Слайд «Что дает человеку лес»

 

3.Технолог предприятия. Ценные породы деревьев используют для изготовления качественной, красивой мебели, из стволов деревьев (бревен) делают материалы для строительства жилья. Кроме того, древесина используется как сырье для промышленности, из которого получают различные химические вещества, волокна, из которых потом изготавливают ткани.

            Демонстрация вискозы.

 

Динамическая пауза. Смена позы.

 

Слайд «Смешанный лес»

 

 4.Турист. Ну вот, вам бы только рубить, пилить, корчевать. А подумали бы, какую красоту губите! Нет, для меня ценность леса в другом. Как хорошо летом отправиться в поход и отдохнуть на природе. Остановиться где-нибудь на опушке леса, поставить палатки, развести костер, повеселиться.

 5. Эколог. Очень часто такой отдых заканчивается лесным пожаром, уничтожаются деревья, гибнут птицы, насекомые, лесные звери.

  6.Участник конференции. Но ведь человек не только разрушает, он пытается защитить природу.

Работа со слайдом: на доске распределить, положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

- Создание заповедников и национальных парков.

- Контроль за вырубкой леса в Карелии.

- Взрыв на Чернобыльской АЭС.

- Лесные пожары.

- Уничтожение большого количества животных и растений

- Создание Красной Книги.

6. Эколог. Этих мер недостаточно, человек должен полностью изменить свое отношение к природе. Ведь в ней все взаимосвязано.

 

Слайд «Взаимосвязь компонентов природного комплекса»

 

Работа со слайдом: установить связи между отдельными частями леса.

Если удалить из схемы одно звено, она разрушится. Каждая часть выполняет свою роль.

 

Выполнение тестовой работы:

1).Масса остатков погибающих растений и животных не покрыла всю поверхность Земли  благодаря деятельности:

                            а) ветра;

                            б) животных;

                            в) микроорганизмов;

                            г) растений.

2).Основными компонентами природного комплекса являются:

                            а) воздух;

                            б) вода;

                            в) почва;

                            г) организмы;

                           

3). Человек воздействует на природный комплекс когда:

                            а) дышит;

                            б) сжигает топливо;

                            в) вырубает леса;

                            г)выращивает сады.

4). Оболочка Земли, где распространены все живые организмы, а также вещества, созданные или измененные ими:

                                а) гидросфера;

                                б) атмосфера;

                                в) биосфера;

                                г) литосфера.

5). Выберите действие, которое не может осуществить природа:

                                а) напоить людей;

                                б) накормить людей;

                                в) обогреть людей;

                                г) защитить себя от деятельности людей.

- Ребята, а так ли мы беспомощны? Что мы можем с вами сделать, чтобы ослабить проблему уничтожения лесов?

 

Слайды «Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области»

 

Обсуждение и предложение правил поведения в лесу:

 

·       Не срывай цветов

·       Не ломай ветви деревьев и кустарников

·       Не пытайся поймать и отнести домой животных леса

·       Не загрязняй лес и водоемы упаковками от пищи и напитков

·       Осторожно обращайся с огнем, не оставляй непотушенных костров

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010