Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Оздоровительное плавание – комплексное физическое развитие детей с ДЦП

Автор:
Морозова Татьяна Николаевна

Аннотация:

Для детей, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VI  вида, имеющих диагноз детский церебральный паралич, занятия плаванием является важной частью системы воспитания, обучения и лечения.

Статья:

Статья на открытый педагогический форум «Новая школа»

 

Оздоровительное плавание – комплексное физическое развитие детей с ДЦП

Морозова Татьяна Ивановна

учитель физической культуры МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №100,VI вида», г.Кемерово

 

 

Для детей, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VI  вида, имеющих диагноз детский церебральный паралич, занятия плаванием является важной частью системы воспитания, обучения и лечения. Двигательные нарушения, ограничивающие или делающие невозможным активные движения, отражаются на общем здоровье ребёнка. Плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство при нарушениях осанки.

У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением: дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Большая динамическая работа ног в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, профилактику плоскостопия.

          В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

Занятия плаванием являются частью комплексного лечения и профилактики нарушений осанки. Учитывая занятия лечебной физической культурой, особенностью организации занятий плаванием в нашей школе является сокращение занятий с детьми на суше. Расписание занятий составлено так, что плавание начинается после занятий ЛФК. Действия инструктора по ЛФК и инструктора по плаванию согласованы и отличаются преемственностью и единством требований к обучающимся.

Плавание является средством закаливания детей: взаимное воздействие воды, воздуха, сопровождаемое движением – профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

          Для успешной реабилитации  детей школы-интерната мною разработана учебная программа:  «Оздоровительное плавание». Как показывает опыт работы с данной категорией детей, решающую роль играет индивидуальный подход на основе учёта степени двигательных нарушений  и психологических особенностей ребёнка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений, другие – вялы, малоподвижны, не используют даже имеющиеся двигательные возможности, требуют постоянной стимуляции к движению. Вялых, малоактивных детей надо постоянно заинтересовывать, предлагать доступные задания, выполнение которых побуждало бы их к двигательным действиям. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности, выдержки.

          В связи с этим цель обучения детей плаванию – использование различных форм, методов и средств обучения, направленных на коррекцию двигательных нарушений,  развитие  потребностей  здорового образа жизни для дальнейшего  самосовершенствования и самореализации.

Задачи курса оздоровительного плавания делятся на несколько групп:   

I группа:

1)  разгрузка позвоночника – создание благоприятных физических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

2) укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие силовой выносливости мышц, коррекция плоскостопия;

3) коррекционно-реабилитационное развитие двигательной активности.

II группа:

- коррекционно-развивающая: общее физическое развитие, выработка двигательных навыков (ловкость, быстрота, выносливость) и совершенствование двигательных способностей.

III группа:

- образовательная (знания и умения): овладение техническими приёмами, теорией и практикой освоения водной среды, привитие жизненно важных и оздоровительно - гигиенических навыков.

IV группа:

- валеологическая, оздоровительная – улучшение психоэмоционального состояния детей, снятие психологической напряжённости и создание оптимистического настроения в многолетнем лечении; овладение правилами безопасного поведения на воде, оказание первой помощи, выработка привычек здорового образа жизни.

V группа:

- нравственно – воспитательная: воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности, трудолюбия, честности, доброжелательности.

          Все задачи взаимосвязаны и способствуют гармоничному развитию личности.

Обучающиеся нашей школы-интерната посещают бассейн один раз в неделю. Занятия проводятся в школьном малогабаритном бассейне. Вдоль стен чаши расположены поручни для опоры детям, испытывающим трудности в передвижении. Группы формируются в зависимости от пола, возраста и индивидуальных  возможностей с учётом степени сложности двигательного дефекта.

          Ведущее место в обучении детей плаванию занимает игровой метод, который способствует улучшению эмоционального состояния ребёнка, помогает преодолеть чувство боязни воды, неуверенность в себе.

 

Например, игра «Волны в море».

Цель игры: ознакомление с физическими свойствами воды.

Ход игры – исходное положение: стойка, руки в стороны, повороты туловища направо, налево с различными движениями кистей рук по поверхности воды и под водой.

          Игровой метод формирует познавательную деятельность, обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении, позволяет использовать разнообразные исходные положения.    Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя,  дети быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в воду и погружаться  в неё, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. В работе со старшими школьниками игры используют для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивных способов плавания. Например, игра «Кто быстрее».

Цель игры – закрепление техники плавания, развитие быстроты и координации движений.

Ход игры: в воде поплавками отмечается дистанция в 5 - 6 метрах. По сигналу два игрока плывут, толкая мяч головой впереди себя. Побеждает тот, кто быстрее проплывёт с мячом от одного конца бассейна до другого (можно указать, каким  стилем плыть).

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

          Для развития активности у воспитанников необходимо в занятия вводить свободное плавание, которое повышает эмоциональную окрашенность занятия, даёт детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приёмов.

          Важным фактором успешности занятий является эмоциональная заинтересованность детей. Они должны испытывать удовольствие и радость от занятий плаванием. Появление страха усиливает спастическую напряжённость мышц и затрудняет выполнение произвольных движений ребёнком с ДЦП. Эмоционально положительное отношение к занятию побуждает ребёнка к преодолению трудностей.

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010