Автор:
Крылова Людмила Петровна
Развитие творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения с помощью элементов технологии ТРИЗ (из опыта работы)
Автор статьи: Крылова Людмила Петровна
В статье представлен опыт работы учителя – дефектолога. Работа посвящена актуальной теме – развитию творческой личности. Цель данной статьи - представление читателям информации о развитии творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия). Задача статьи – познакомить читателей с методическими находками использования элементов технологии ТРИЗ на коррекционных занятиях.
Крылова Л.П._____________
Статья:
Развитие творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения с помощью элементов технологии ТРИЗ (из опыта работы)
Повышенный интерес к детскому творчеству – примета нашего времени. Многие исследователи и педагоги – практики уделяют особое внимание целенаправленному развитию креативности.
В психолого – педагогической науке накоплен большой запас теоретических исследований, опираясь на которые педагог может успешно развивать творческие способности детей.
Хорошо известно, что любой ребенок, в том числе и с нарушением развития, может быть творческой личностью, потому что от рождения является потенциально талантливым.
Основной контингент специализированной группы в которой я работаю, составляют дети с косоглазием и амблиопией. При косоглазии один глаз отклоняется от общей точки фиксации, так как мышцы работают не согласованно. Косящий глаз практически выключается из акта видения. На фоне косоглазия развивается понижение остроты зрения – амблиопия, что сказывается, прежде всего, на восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия, а это в свою очередь приводит к неточным представлениям об окружающем мире.
Одним из средств познания окружающего мира и развития творческих способностей является воображение.
По мнению Л.С. Выготского [2], получаемый образ воображения будет тем новее и оригинальнее, чем активнее и глубже изменения, чем нетрадиционнее, непривычнее для этих элементов соединения и трансформация реального мира в сознании конкретного человека.
В специальной Программе (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной [3] не обозначена задача развития творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения.
В поисках интересных методов и приемов развития этого важного психического качества я обратилась к технологии ТРИЗ и попыталась использовать ее на коррекционных занятиях как дополнение к названной Программе.
На специально организованных занятиях реализую основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи: коррекционное обучение, коррекционное развитие, коррекционное воспитание, а так же стимулирования творческой активности – принцип терпимости к странным идеям ребенка, даже если они кажутся «дикими» или за «гранью».
Сочетаю три группы методов и приемов: общедидактические, специальные для детей с нарушением зрения и приемы решения изобретательских задач.
Соблюдаю рекомендации офтальмолога:
- учет зрительных диагнозов и зрительных возможностей каждого ребенка;
- контроль за освещением рабочего места;
- использование горизонтальных и вертикальных подставок в зависимости от вида косоглазия (горизонтальная – для сходящегося, вертикальная – для расходящегося);
- цветовая гамма;
- контраст фона;
- размер пособий;
- зрительные гимнастики.
Учитываю, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Познакомившись со специфическими методами и приемами ТРИЗ я остановилась на Методе Фокальных Объектов (МФО), как наиболее приемлемым на первоначальном этапе развития творчества у детей среднего возраста.
Суть метода: признаки случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть, находящийся в фокусе внимания) объект - в результате получаются необычные ситуации.
Впервые этот метод я использовала на итоговом занятии по теме «Посуда» - предложила детям придумать необычную кастрюлю для мамы.
Рассматриваем контурное изображение кастрюли - обвожу контур, используя длинную указку с красным наконечником. Контур является основной формообразующей структурой объекта, которая существенно расширяет сферу зрительного опыта, в особенности, у детей с нарушением зрения. Красный цвет активизирует работу глазных мышц, что крайне необходимо при косоглазии.
Провожу беседу:
- Что нарисовано на листе? (На листе нарисована кастрюля).
- Какие части есть у кастрюли? (У кастрюли есть стенки, дно, крышка, ручки).
- Из какого материала делают кастрюлю? (Кастрюлю делают из металла).
- Для чего нужна кастрюля? (Кастрюля нужна для того, чтобы в ней готовить пищу).
С левой стороны от кастрюли располагаю картинку с изображением вагончика.
Рассматриваем ее:
- Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован вагончик).
- Какого он цвета? (Он разноцветный).
- Какие части есть у вагончика? (У вагончика есть колеса, двери, окна).
- Для чего нужен вагончик? (Вагончик нужен для того, чтобы перевозить людей).
Мы должны выбрать всего один признак вагончика, который «подарим» кастрюле. «Дарим» кастрюле колеса – значит, кастрюля может ездить.
С правой стороны от кастрюли располагаю картинку с изображением солнышка (рассматриваем по тому же плану). Выбираем еще один признак – цвет. Кастрюля будет с желтыми лучиками. Уточняем, какая получилась кастрюля - она может ездить и сиять, как солнышко.
В качестве приема продуктивной деятельности использую рисование. Рисование позволяет решать очень важные задачи:
- развивать глазодвигательные функции;
- готовить глаз к лечению на специальных аппаратах;
- тренировать зрительно – двигательную координацию.
На индивидуальных листах с контурным изображением кастрюли дети зарисовывают для мамы необычную кастрюлю. Величина контурного изображения предлагается с учетом зрительных возможностей каждого ребенка. Для ребенка с низкой остротой зрения контурное изображение значительно крупнее, чем для ребенка с высокой остротой зрения.
Следует отметить, что к предложенному заданию дети отнеслись настороженно и недоверчиво. Некоторые долго не могли приступить к рисованию. В итоге рисунки получились однообразные и неинтересные.
Проанализировав занятие (в том числе и рисунки), я посчитала необходимым провести диагностику уровня развития воображения по четырем критериям:
- Произвольность – степень принятия дошкольниками творческого задания и доведение его до завершения.
- Вариативность – возможность на одной и той же основе строить разнообразные образные конструкции.
- Оригинальность – способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых.
- Толерантность – степень открытости творческому продукту, созданному другим.
Анализ результатов диагностики показал, что наименее развитыми сторонами творческого воображения являются оригинальность и вариативность. (Приложение 1).
В дальнейшем я систематически использовала на занятиях по социально – бытовой ориентировке, придуманные мной, упражнения: «Волшебные башмачки», «Чудо – дерево», «Ателье для Золушки», «Волшебный транспорт» (подобные упражнению с кастрюлей).
В конце учебного года (средний возраст) дети не только научились выделять отдельные свойства предметов с помощью картинок, но и получать необычные сочетания.
Это волшебная кастрюля. В ней манная каша. Кастрюля едет на колесиках. Еще у нее есть труба и зонтик волшебный. Еще я сделала ей крылья от стрекозы и она когда захочет полетит. А это моя мама. Кастрюля едет корить маму. Мама любит манную кашу.
Соня Н
Мама в кастрюле сварила борщ. Борщ же красный бывает! Пар идет из трубы борщный. У нее есть ротик. Ее мама будет кормить. Кастрюля едет по лесенке к своим подружкам – кастрюлям. Она давно к ним не заезжала. Хочет поскорее их увидеть.
Люда П
Волшебная кастрюля с колесиками. Колесиков много. Она же может ехать быстро. Кастрюля едет по дорожке к людям. Люди хотят есть. Они были на рыбалке и захотели есть.
Данил О
Следующим этапом в развитии творческого воображения стало знакомство детей с биномом фантазии (старший возраст). Бином фантазии предполагает соединение двух объектов, в результате чего получается новый фантастический объект.
Известный специалист в области ТРИЗ А.М. Страунинг [4] рекомендует создавать необычные существа на основе художественных произведений детских писателей и поэтов.
Изучая тему «Обитатели дальневосточной тайги» я обратилась к рассказу Н.Абрамцевой [1] «Соревнование».
Возле лесного ручейка сидели лягушонок, бельчонок и ежонок.
- Никак не пойму, - вздыхал ежонок.
Бельчонок и лягушонок ворчали. Они поспорили, кто лучше прыгает, а ежонка выбрали судьей. Белочка прыгала по косматой елке, как рыжий, веселый мячик. А лягушонок запрыгал на середину ручейка, на лист кувшинки и проделывал удивительные пируэты. Ежонок никак не мог понять, кто лучший прыгун.
Вдруг зверята вздрогнули от резкого голоса.
- Все неверно! Все неверно! Все неверно! – рядом на рябине каркала ворона. Незнакомая.
- Что наоборот? – спросили пушистая белочка, пучеглазый лягушонок, колючий ежик.
_ А то наоборот, - каркнула ворона, - что все наоборот! – она расхаживала по ветке. – Рыжая должна делать то, что зеленый, и наоборот.
Нерешительно переглянулись бельчонок и лягушонок. Но раз такая важная ворона советует… и вот на елку прыгнул лягушонок. Не удержался, ведь на лапках не коготки, а перепонки. И шлепнулся он, и застеснялся. А из ручейка вылезла мокрая–премокрая белочка. Лист кувшинки не удержал ее.
- Не умеете прыгать! Оба – раскаркалась ворона.
Расстроились зверята. Сначала. Но вдруг ежонок взвизгнул:
- Вредная ворона все путает! Вы отлично прыгаете! Только по – разному, лягушонок – в воду, белочка – на елку.
Каркнула вредная ворона. Но ребятам – зверятам было уже не до нее.
Беседуем:
- Куда прыгнул лягушонок и что с ним произошло? (Лягушонок прыгнул на елку и упал);
-Почему лягушонок не удержался на ветке? (Лягушонок не удержался на ветке, потому что нет коготков, он скользкий);
- Где прыгала белочка? (Белочка прыгала в ручье по листьям кувшинок);
- Какой она стала? (Она стала мокрой-премокрой).
- Почему зверята расстроились? (Потому что оказалось, что они не умею прыгать).
- Что будет, если мы представим что лягушонок и белочка соединились в одно животное. Каким будет это животное? (Животное будет необычным, смешным, страшным, интересным).
Задача детей: придумать необычное животное, соединив при этом некоторые части тела лягушонка и белочки в одно.
Задание было разделено на несколько этапов:
I этап. Конструирование необычного животного из плоскостного конструктора. Упражнения с плоскостным конструктором эффективны в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения. Кроме того, работа с плоскостным конструктором развивает пространственные представления и активизирует в речи пространственную терминологию.
II этап. Аппликация из готовых форм – предлагаются наборы частей тела животных из цветной бумаги. (Рисунок 1,2)
III этап. Рассматривание волшебных животных и комментарии к ним.
Это животное живет на болоте и на елке. На дереве она спит и кушает, на болоте купается. Когда купается – вся мокрая. Потом садится на лист сохнуть. Когда высохнет, кушает листочки. Потом идет снова на дерево. Детеныши у нее такие же, как она, но она сейчас не рожает. Потом родит и будет давать им свое молочко. Их боятся не надо, они добрые.
Ксюша Ш
Это лягобелка. У нее разные глазки: оранжевый и зеленый. Когда будет ночь, она будет смотреть оранжевым глазом, а день – зеленым. Живет она на дереве и на болоте. На болоте пьет воду. На дереве грызет орешки. Детеныши у нее лягушата, потому что живот у нее лягушкин.
Дима Т
Из комментариев видно, что дети рассказывают не только о том, где и как будет обитать их животное, но и чем оно будет питаться, какими будут его детеныши, и будет ли это животное опасным для человека.
Кроме бинома фантазии в старшем возрасте знакомлю детей с элементарными законами диалектики. В древности под диалектикой понимали искусство вести беседу или споры с целью нахождения истины. В настоящее время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление.
В ТРИЗ – педагогике широко известно философское упражнение «Хорошо – плохо». Трамберг Ю.Г. [5] утверждает, что во время этого упражнения дети открывают для себя один из законов диалектики – противоречие.
Цель упражнения: показать, что в любом предмете, действии, ситуации есть хорошие и плохие свойства. Объясняю, что хорошее и плохое всегда идут вместе. Если хорошего больше, мы говорим «хорошо», плохого больше – говорим «плохо». Зачем это знать? Чтобы научиться определять: кому хорошо, кому плохо; чтобы понять, когда хорошее переходит в плохое.
Традиционно это упражнение проводится в форме общего устного обсуждения свойств предмета или явления. Дети дошкольного возраста, особенно с нарушением развития, очень быстро утомляются от вербального общения и теряют интерес к упражнению. Помня о том, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, обыгрываю это упражнение при помощи придуманных мной нескольких атрибутов.
1. Белая и черная коробочка с белыми и черными фишками. Называя хорошее свойство предмета, ребенок помещает в белую коробочку белую фишку, называя плохое свойство - в черную коробочку черную фишку. Фишки подсчитываются и выясняется, каких свойств предмета назвали больше: хороших или плохих. (Рисунок 3)
Пример:
Что хорошего в том, что Земля круглая?
- Когда она летает, она никого не задевает, мне дедушка рассказывал, что она потихоньку летит (Данил О).
- Она лысая (Ваня Ч).
- У нее нет углов, она может кататься (Максим Ч).
Что плохого в том, что Земля круглая?
- Она гладкая, за нее нельзя держаться (Лиза А).
- Она покатится, покатится и упадет, у нее же нет уголков (Люда П).
- Будет сильный ветер и унесет ее (Соня Н).
2. Передник–собиралка с двумя карманами: белого и черного цветов. Одеваю передник на ребенка и предлагаю «собирать» в карманы хорошие и плохие свойства (фишки) какого – либо предмета или явления: в белый карман - белые фишки, в черный карман – черные фишки. (Рисунок 3)
3. Рукавички: белая и черная. Показываю детям белую рукавичку – называют хорошие свойства предмета, черную – плохие свойства (возможны другие варианты). (Рисунок 3)
Этот атрибут заслуживает особого внимания, так как поочередная демонстрация рукавичек - своеобразная зрительная гимнастика. Смена двух контрастных цветов способствует развитию зрительного восприятия и зрительного внимания, которое у детей с косоглазием и амблиопией некачественно.
Контраст «помогает» ребенку точнее выделить признаки предмета. Он подчеркивает особенности предметов, делает зримой их структуру, помогает понять связь между частями и своеобразие каждой из них. Контраст – это установка на восприятие предметов в сравнительном плане, что способствует повышению остроты зрения.
Использую контраст при обсуждении, придуманных мной, необычных ситуаций как на прямом (на белом фоне черное силуэтное изображение), так и на обратном (на черном фоне белое силуэтное изображение).
Пример: на белом фоне черный силуэт идущего мужчины. (Рисунок 4)
Предлагаю нелепую ситуацию: что было бы, если бы папа пошел на работу, надев на ноги ботинки и валенки. Намеренно не заостряю внимание на том, что как именно папа надел обувь. Каждому ребенку даю возможность вообразить эту ситуацию по – своему.
Что хорошего в том, что папа так обулся?
- У папы не простынут ноги (Лиза А).
- Одной ногой он может прыгать в снег, а другой идти по луже и нюхать цветы (Данил О).
- Папа будет одной ногой в зиме, а другой – в весне (Люда П).
Что плохого в том, что папа так обулся?
- Все будут смеяться (Владик Д).
- Одной ноге будет теплее, а другой холоднее (Владик М).
- Неудобно идти по лестнице (Ваня Ч).
- Охранник не пустит на работу (Максим Ч).
Размышления детей свидетельствуют о том, что дети по–разному вообразили эту ситуацию: кто – то решил, что папа на одну ногу надел валенок (и), на другую – ботинок (и); кто – то посчитал, что папа надел на ноги вместе и валенки и ботинки. Ответы детей – яркая иллюстрация того, что они умеют выделять противоположные свойства, раскрывая тем самым новые, неожиданные стороны предметов и явлений.
В подготовительной группе, основным методом, который я использую с целью развития творческого воображения, по-прежнему, остается метод фокальных объектов. Во время изучения темы: различие объемного тела (шара) и плоскостной фигуры (круга) предлагаю детям создать необычный мяч с помощью придуманной мной игры «Волшебные помощники». Использую сделанные мной кубики со специально подобранными картинками. Считаю, что бросание кубика и ожидание того, какая выпадет картинка гораздо интереснее, чем просто рассматривание картинок.
Это набор кубиков, каждый из которых отражает какой – либо признак создаваемого предмета: форму, цвет, величину, звук, запах, материал из которого сделан, продукт питания, способ передвижения, место обитания (возможны другие варианты). У каждого кубика шесть сторон. На каждой стороне по одной картинке. Следовательно, шесть картинок на каждом кубике отражают какой – либо признак будущего предмета. Из шести картинок на каждом кубике нужно выбрать только одну, которая выпадет во время бросания кубика. Количество кубиков, используемых на занятии может быть разным.
Бросаем кубик – выпадает:
В серии «форма» - круг, в серии «цвет» - роза, в сери «звук» - петушок, в серии «запах» - груша, в серии «способ передвижения» - стрекоза, в серии «питание» - чашка с чаем. Значит мячик будет круглой формы; украшен розами; кукарекать, как петушок; с запахом груши; летать, как стрекоза; питаться чаем. Все шесть кубиков с выпавшими картинками выставляются перед детьми. Каждому ребенку предлагается лист с контурным изображением мяча (цвет и размер контура в соответствии с рекомендациями офтальмолога).
Проанализировав получившиеся рисунки и комментарии к ним, нетрудно заметить, что дети «перенесли» на мяч два - три признака. Это немного, но то, что они «наделили» мячи какими – то «своими» признаками и действиями, говорит о хорошем уровне творческого воображения. (Рисунок 5)
Гномик (сказочный герой, присутствующий на занятии), я дарю тебе на память рисунок, который я нарисовала сама. Мой мячик очень любит розовый цвет. Это мячик – девочка. Это еще маленькая девочка и у нее не выросли большие ручки, только маленькие. Она держит в руке цветочек, а в другой – волшебную палочку, которая кукарекает, как петушок.
Арина М.
Это мой волшебный мячик. Мячик красивый, как девочка. Он круглый и пахнет розой. Моя мама любит розы. Еще мячик любит пить чай.
Владик М.
По мере развития детей, я вместе с ними осваиваю новые методы ТРИЗ–технологии. Часто обращаюсь еще к одному интересному методу – методу проектирования. На мой взгляд, это один из эффективнейших методов развития творческого воображения дошкольников, так как он подводит детей к тому, что не следует бояться каких – либо изменений в привычных вещах. В рамках этого метода широко известен прием «фантастического сложения» (что будет если прибавить). Использую этот прием во время изучения темы «Мебель». Рассматриваем в группе шкафы для одежды и посуды; определяем материал, из которого сделаны; уточняем, чем один шкаф отличается от другого. На итоговом занятии прошу детей подумать, что будет, если к шкафу для одежды прибавить электрический провод и включить в розетку. Предлагаю детям рассмотреть контурное и силуэтное изображение шкафа и затем послушать небольшую историю, которую я сочинила:
Стоял в одной комнате большой блестящий (контурное изображение) шкаф. Висела в этом шкафу одежда для девочки: платья, юбочки, сарафанчики, блузочки и многое другое. Но девочка была капризная, ленивая и не аккуратная. Вешала в шкаф грязную помятую одежду. Со временем в шкафу накопилось много пыли, и он почернел (черное силуэтное изображение). Решил, что ему пора отправляться на свалку. Я подумала, а что если к шкафу присоединить электрический провод и включить в розетку. Во что превратиться шкаф?
Дети сразу вспомнили много бытовых приборов: стиральную машину, холодильник, телевизор, микроволновую печь, компьютер и воплотили свои идеи в рисунках, то есть получили реальный результат, что для них очень важно.
Я не случайно в качестве главного действующего лица истории про шкаф выбрала девочку, считая, что девочки в большей степени, чем мальчики любят наряды. Шкаф с одеждой заинтересовал их. Я не ошиблась: девочек больше волнует чистота одежды. Они «превратили» шкаф в стиральную машину или пылесос, с помощью чего одежду можно привести в порядок. Так же не случайно предложила использовать провод и розетку, рассчитывая на то, что это будет интересно мальчикам.
Шкаф решил, что он превратиться в три вещи. Он стал пылесосом. Вот длинный шланг. Он пропылесосил всю пыль дома и около дома. Ведь он же большой! Вещи выскочили из шкафа и побежали в машинку. Вот на рубашке, видите, пятнышки. И еще он стал холодильником и там стали жить продукты.
Люда П.
Большинство мальчиков «превратили» шкаф в холодильник.
Вещи в шкафу все были синие. Мама их так постирала. Шкаф захотел стать холодильником, потому что папа сделал три розетки. Ну, вещи и пошли на улицу проветриваться. Шкаф превратился в холодильник. Там лежит мороженое «Рожок». Внизу мама положила баклажан и перчики. Холодильник стеклянный и все видно. А это я иду кормить кошку Мурку, взял из холодильника молоко.
Максим Ч.
Безусловно, этот метод расширил творческие возможности дошкольников и помог нестандартно взглянуть на окружающий мир.
Если в начале обучения (средний возраст) дети относились к творческим упражнениям настороженно, часто были не достаточно активными, боялись высказываться, то в старшем возрасте у них появилась творческая свобода и умение убедительно отстаивать свою идею, конечно, соответственно своим возрастным возможностям.
В результате проделанной работы наметилась достаточно убедительная положительная динамика в развитии творческого воображения у детей с косоглазием и амблиопией. (Приложение 2) Если в среднем возрасте были дети, которые не принимали творческие задания и не всегда доводили начатое дело до конца, то в настоящее время таких детей нет.
Мои воспитанники научились:
- Строить на одной и той же основе несколько разнообразных конструкций.
- Выдвигать оригинальные идеи.
- Придумывать и рисовать необычные сюжеты.
Отрадно то, что дети стали более открытыми и терпимыми к тому, что создают сверстники. И еще одна, на мой взгляд, очень важная особенность: у детей пропала боязнь перед новым и неизвестным, что очень важно для маленького ребенка, в особенности, в условиях зрительной недостаточности.
Педагогическая значимость моего опыта заключается в том, что он может быть интересен и полезен не только широкому кругу педагогов и специалистов, в частности, работающих в области инклюзивного образования дошкольников с нарушением зрения, но и родителям, желающим помочь своему ребенку быть успешным.
В настоящее время активно пропагандирую эту интересную технологию.
Список литературы
- Абрамцева Н. / Страунинг А.М. «Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста» Обнинск.: 1996
- Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» М.: 2003
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) М.: 2003
- Страунинг А.М. «Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста» Обнинск.: 1996
- Трамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка» Московский психотерапевтический журнал 2000 № 3