Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Технология проблемного диалога на уроках математики в 1 классе

Автор:
Раганян Аида Пайлаковна

Аннотация:

Урок был проведён в коррекционной школе II вида с использованием технологии проблемного диалога.  Изучение натуральных чисел строится на основе практических работ и задач, содержание которых взято из жизни и связано с трудом учащихся. Поэтому формирование каждого нового понятия всегда связывается  с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения.

В соответствии с целью и  задачами на уроке использовались различные формы и приёмы работ:  подбор примеров, повторение темы с устными ответами по нему, заслушивание ответов учащихся, подготовка к комплексному применению знаний и к обобщающей деятельности, создание проблемной ситуации,  элементы занимательности,  игра с опорой на жизненный опыт,  творческие задания.

Обучение математике на уроке было тесно связано с формированием речи  слабослышащих учащихся. Проводимая работа была направлена как на овладение математической терминологией, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи.

 При подготовке к уроку был продуман  переход от одного вида деятельности  к другому, подобран наглядный материал (иллюстрации, картинки). Для недопущения перегрузки на уроке проводилась физкультминутка, была организована игровая деятельность. Примеры игр и игровых упражнений были сгруппированы в соответствии  с их дидактическим содержанием.

Работа на уроке была направлена на развитие мышления,  памяти, внимания, творческого воображения и наблюдательности. Всё это способствовало развитию логического  мышления, умению кратко, ясно и правильно излагать свои мысли.

Урок был проведён с учётом индивидуальных особенностей детей.   

 

 

 

 

Статья:

Предмет: математика

Класс: 1класс

Тип урока: УОСЗ (урок обобщения и систематизации знаний).

Вид урока: урок-путешествие.

Инновационный метод:  проблемно - диалогический метод.

Тема урока: Повторение чисел от 1 до 10.

Цель стратегическая  урока: развитие мировоззрения учащихся; постижение приёмов синтеза и анализа своих действий, направленных на постановку учебной проблемы  и поиск её  решения.

Цель тактическая: обеспечениетворческого  усвоения учащимися специально организованного учителем побуждающего и подводящего  диалога;

развитие  логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод;

развитие фразовой речи, диалогической речи, наглядно-действенного мышления и слуха учащихся.

Задачи:

систематизировать, совершенствовать и закрепить ранее полученные знания  нумерации  и состава чисел от 1 до 10;

выполнять задания поискового характера;

развивать внимание, зрительную память;

учиться проводить самоанализ собственной деятельности  и оценивать себя.

Ресурсы:

-основные: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. учебник «Математика» часть 1;

                    рабочая тетрадь.

-дополнительные: презентация, серия картинок, раздаточный материал, игрушка-самоделка, таблички со словами, конверты с заданием.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Межпредметные связи: окружающий мир, развитие речи.

 

Технология проведения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа:  организовать внимание школьников с помощью вопросов и зада-

ний, которые задаются

 на слух (за экраном) для успешной работы на уроке.

 

 

 

Проверяет готовность  обучающихся к уроку, рабочее состояние слуховых аппаратов.

 

 

 

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

 

II.Мотивация к учебной деятельности.

 

Определение темы и цели урока. Постановка проблемы.

 

Цель этапа: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; определение  шагов  учебной деятельности.

Создаёт условия для самостоятельного определения учащимися цели урока и шагов учебной деятельности.

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

-Какие числа мы уже изучили на уроках математики?

-Чему мы научились с вами на уроках?

 

 

- Чтобы хорошо считать, не допускать ошибок при сложении и вычитании, что мы делаем?

- Как вы думаете, какая  сегодня тема урока?

- Сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Чтобы узнать, на каком виде транспорта, вы должны будете правильно расставить числа в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква. Если вы правильно выполните задание, сможете  прочитать слово. 

 

Прогнозируют шаги учебной  деятельности.

 

 

- От 1 до 10.

 

- Мы научились: складывать, вычитать, решать примеры, решать задачи.

 

- Мы повторяем.

 

- Повторение чисел от 1 до 10.

 

Учащиеся расставляют числа от 7 до 1 и складывают слово «корабль»

 

Л. Положительно относиться к учению,  желать приобретать новые знания.

Р.Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

П. Осознавать познавательную задачу.

К.Вступать в диалог с учителем, участвовать в общей беседе, слушать и понимать речь других.

III.Актуализация знаний.

Цель этапа: акцентировать внимание детей на  выполнение  задания поискового характера.

 

- Сегодня с нами в путешествие поплывёт Клава (игрушка-самоделка). Но она приготовила для вас задания. Если вы правильно их выполните, то сможете отправиться  в путь.

1) назовите соседей чисел:  .. 5 ..; .. 9 ..;

..3..  ;

2)какое из чисел  больше или меньше:

7  9; 3  6; 8  5?

3) к какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось  9;

- Вы справились с заданиями, которые приготовила Клава.  Можем отправляться в плавание.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задания и находят правильные ответы.

 

 

Л. Положительно относиться к учению,  желать приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности.

Р. Определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя

П.Соотносить результаты с реальностью, выполнять задания с большей долей самостоятельности.

К.Обмениваться мнениями. Слушать  друг друга, извлекать пользу из опыта одноклассников.

IV.Обобщение и систематизация знаний.

Цель этапа: подготовить учащихся к обобщённой  деятельности,  научить самостоятельно решать проблему.

 

 

На доске серия картинок-корабликов  с примерами.

- Посмотрите на картинки. В море плавает много кораблей. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы они не столкнулись?

 

 

-Надо решить примеры на сложение и вычитание и  правильно расставить корабли по номерам.

Решают примеры, находят правильные ответы и расставляют корабли по номерам.

 

 

 

Р.Определять цель учебной деятель-ности самостоятельно или с помощью

учителя, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять их.

П. Уметь соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

К.Вступать в учебный диалог с учителем и с классом, организовывать учебное взаимодействие в классе.

V.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: постановка проблемы и поиск нахождения решения.

-Мы приплыли на остров «Задачкино» Как вы думаете, кто или  что может быть на этом острове?

- На  этом острове надо решить задачу, чтобы плыть дальше. Вы умеете решать задачи?

-Прочитайте запись.

На одном корабле было 5 матросов, на другом корабле -4 матроса.

 

- Это задача?

- Почему?

- Придумайте вопрос.

 

-Теперь прочитайте задачу полностью и решите её.

- Следующий остров «Сказочный». Как вы думаете, что может быть на этом острове?

-Может быть там сказочный домик?

-Как вы думаете, состав какого числа мы впишем в пустые окошки этого домика?

-У вас на столах конверты. Посмотрите,

что в них.

-Вы умеете решать такой пример?

-Если к данному числу мы прибавим 1, то получим следующее число.

 

Высказывают свои мнения.

 

 

-Да

 

Дети читают.

 

 

 

- Нет.

- Потому, что нет вопроса.

-Сколько всего матросов было на кораблях?

Читают задачу полностью и решают её.

- Наверно, там живут герои сказок.

 

 

- Да.

- Так как в доме всего 8 пустых окошек, мы можем  вписать туда только состав числа 5.

- В конверте лежит пример.

10+1=

-Нет.

Решают пример.

Л. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Р.Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять их.

П.Находить ответ на интересующий вопрос.

К.Участвовать в учебном  диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

VI.Конроль усвоения знаний.

Цель этапа: выявить  понимание учащимися смысловой и темати-

ческой направленности урока.

- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось? Какие трудности вы испытывали на уроке?

Домашнее задание.

-Придумать пример и решить его.

Вписать в пустые окошки состав числа 7.

Обсуждают допущенные ошибки  и их корректирует.

 

 

 

 

Л.  Устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

 Р.Выполнять учебные действия в мыслительной и речевой форме, вносить необходимые коррективы.

П.Осознавать познавательную задачу, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VII. Рефлексия.

Цель этапа: выявить  самооценку учащихся собственной учебной деятельности.

Подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Какая была тема урока? Расскажите, чему научились на уроке? Оцените свою работу на уроке.

 

Дети считают количество звёздочек, полученных на уроке и дают оценку собственной деятельности

 

Л.Учиться оценивать свою учебную деятельность.

Р.Учиться адекватно воспринимать оценку своей работы  учителем и товарищами.

К.Участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости.

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010