Автор:
Арестова Валентина Захаровна
В школе, где обучаются неслышащие дети, предусматривается работа над развитием слуха и речи в ходе всего общеобразовательного процесса /на любом уроке и внеклассное время/.
Групповые занятия – это форма организации работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха.
Статья:
Групповые занятия как форма организаций работы по развитию
слуховых функций и произносительной стороны речи
у глухих школьников
автор(SC – 4160): учитель РСВ и ФП Арестова Валентина Захаровна
ГБОУ Уфимская специальная школа-интернат 1 вида.
- Значение специальной работы.
- Задачи и содержания специальной работы.
- Организация и формы специальной работы.
- Групповые занятия и их особенности.
- Литература.
Формирования у детей с нарушениями слуха устной речи всегда являлась одной из основных задач. Так как устная речь
является наиболее употребительным способом обучения, основой владения языком , инструментом мышления.
Основные задачи включают развитие у глухих школьников способности воспринимать речевой материал только на слух,
исключив зрение, создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи, совершенствование навыка активной речевой деятельности, обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира, включая формирование фонетически внятного, членораздельного
Произношения, достаточно естественного звучания речи.
Обучение предусматривает, прежде всего, формирования у не слышащих детей речевого поведения, умение глухого школьника воспринимать речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому; умение говорить эмоционально и выразительно, активно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации.
От качества фонетического оформления речи глухого зависит - станет ли она доступна пониманию окружающих, базой владения языком и орудием мышления. В зависимости от характера коммуника -тивной деятельности в современной дидактике выделяют фронтальную, индивидуальную и групповую форму обучения.
Обучение происходит в условиях длительной слуховой тренировки /три периода: 1; 2-5; 6-11классы/ с использованием слуховой аппаратуры, разных устройств и пособий, различных анализаторов, выработки способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, разных форм обучения.
Формы организации учебной деятельности в специальной коррекционной школе соответствуют существующим формам в общеобразовательной школе. Но имеются в учебно – воспитательном процессе три критерия классификации форм организации учебной деятельности:
- число учащихся;
- место учёбы;
- продолжительность занятий.
Исходя из первого критерия, наполняемость классов в школе глухих составляет 6 – 8 человек.
Второй критерий отражается в формах организации учебной деятельности: предметные уроки, фронтальные – в слуховом кабинете, музыкально-ритмические занятия – кабинет ритмики, индивидуальные занятия в кабинетах по РСВ, внеурочные занятия.
Третий критерий выражается в продолжительности этих форм проведения:
-предметный урок – 45 минут;
-фронтальные, групповые и внеурочные занятия – 30 минут;
- индивидуальные занятия – 20 минут с одним учеником.
В школе , где обучаются неслышащие дети, предусматривается работа над развитием слуха и речи в ходе всего общеобразовательного процесса /на любом уроке и внеурочное время/.
Групповое занятие – это форма организации работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 6-11 классах.
По – прежнему проводятся и индивидуальные занятия, если этого требуют индивидуальные особенности ученика, уровень его развития, овладение им речевого материала и другие причины.
Но целесообразно изменить форму организации индивидуальных занятий по РСВ и ФП по следующим причинам:
- повысить интерес к предмету;
- включить такие виды деятельности, как диалог, монолог;
- развить самоконтроль за слуховым восприятием и произносительной стороной речи;
- Ввести речевое общение между учениками, учителями и учениками.
Задача групповых занятий – усиления слухового компонента в комплексном слухо - зрительном восприятии речи с индивидуальным слуховым аппаратом – целью, которой является организация общения с окружающими людьми как условия адаптации в среде слышащих.
Как комплектуются группы?
- По возрастным признакам: в 6 – 8 классах группы состоят из 2-3 учеников, а в 9 – 11 классах группы состоят из 3 – 4 учащихся.
- По уровню остаточного слуха.
- По уровню произносительной стороны устной речи.
- По уровню развития речи - оптимальный, сниженный, ограниченный, резко ограниченный.
- По уровню обучаемости и обученности.
- По общему развитию ученика.
Групповые занятия проводятся не реже двух раз в неделю продолжительность 30 минут. А со слабыми учащимися можно увеличить количество занятий до 3 – 4 раз в неделю.
Содержание работы определяется программой дл специальных школ 1 вида. В работе используются тексты, адаптированные статьи из газет, журналов, книг, материал предметных уроков. Так же как и на индивидуальных занятиях используются различные речевые единицы: предложения, словосочетание, слово, слог, звук.
Особенности групповых занятий:
- восприятие речевого материала большей частью на слух;
- обеспечение активного участия всех учащихся данной группы в работе;
- отбор речевого материала для групп исходя из их индивидуальных и типологических особенностей;
- использование приёма «вытягивание расстояния»;
- усиление контроля за собственной речью и собеседника.
На групповых занятиях можно предложить ученикам задавать вопросы учителю, затем ученики могут задать по одному – два вопроса друг другу. Для более сильной группы подбирается речевой материал большего объёма и с более сложными речевыми конструкциями, для другой группы – несколько облегчённый материал, как по объёму, так и по речевым конструкциям. Поэтому одну и ту же статью или текст из книги можно адаптировать в зависимости от особенностей развития детей в данной группе. Речевой материал, необходимый для групповых занятий, дает возможность совместному планированию с учителями предметниками и воспитателями и даже использовать речевые ситуации с другими работниками школы.
На групповых занятиях, как и на индивидуальных, используются догадка, ситуация, контекст, которыми следует учить пользоваться учащихся. Для этого нужно заранее продумать, какие ситуации создать на занятии, какие вопросы составить, чтобы ученики, опираясь на контекст, могли догадаться и правильно ответить на вопрос.
В процессе групповых занятий есть возможность учить детей воспринимать речь не только учителя и одноклассников, но и речь других людей /воспитателей, родителей, поваров, врачей и т.д./.
Очень интересно использовать магнитофонные /диктофонные/ записи самих детей и других людей.
Целесообразно использовать на групповых занятиях различение на слух не только фраз, но и более мелких по звучанию речевых единиц.
Подбирать слова, близкие по звучанию, отличающиеся слогом или звуком: например, рама - мама, сор – сом – сон. Слова с противоположностью звучания типа: бочка – кочка, точка, почка, ночка, дочка мочка. Особенно этот вид деятельности дает возможность развивать у детей навыки самоконтроля за своей речью и речью собеседника.
Оснащаются групповые занятиями как и индивидуальной дидактическими материалами , схемами ,таблицами ,техническими средствами и другими пособиями .
Структура групп занятий .
1.Организованный момент : режим усиления , приветствия, перекличка. Сообщается тема ,задачи занятия.
2.Организация работы.
Ваш выбор. Диалог
Монолог
Беседа, по прочитанному в классе
Материал с общеобразовательного урока.
3.Материал текста занятия (по теме занятий)
Можно использовать различные речевые единицы, виды работ /таблицы, схемы, картинки, макеты и др./.
Это основная часть занятия. Где раскрываются все возможности учеников: речевое развитие, мыслительные способности. Активность слухового восприятия и самоконтроль.
4. Различение материала на ухо без звукоусиливающей аппаратуры.
Продолжается работа по восприятию речи и элементов речи
без усиленного слухового контроля, исходя из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей учащихся.
5. Организация окончания занятия.
Выяснить: что узнали на занятии нового, чем занимались, оценка деятельности учащихся.
Вывод: применённые формы работы групповых занятий
можно использовать на разных этапов общеобразовательных уроков. А именно: в виде диалога, монолога, работы парами, игры, ответов на вопросы слабослышащих, восприятия речи с их лица.
Литература. Л.П.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.
Л.В.Андреева. Сурдопедагогика. Журнал «Дефектология»