Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Групповые занятия как форма организаций работы по развитию слуховых функций и произносительной стороны речи у глухих школьников

Автор:
Арестова Валентина Захаровна

Аннотация:

В школе, где обучаются неслышащие дети, предусматривается работа над развитием слуха и речи в ходе всего общеобразовательного процесса /на любом уроке и внеклассное время/.

Групповые занятия – это форма организации работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха.

 

Статья:

                                                                     

Групповые  занятия  как форма  организаций   работы  по развитию

слуховых  функций  и произносительной  стороны  речи

у  глухих   школьников

автор(SC – 4160): учитель РСВ и ФП  Арестова Валентина Захаровна

ГБОУ  Уфимская специальная школа-интернат 1 вида.

 

 

  1. Значение специальной работы.
  2. Задачи и  содержания специальной работы.
  3. Организация и формы специальной работы.
  4. Групповые занятия и их особенности.
  5. Литература.

Формирования у детей с нарушениями слуха   устной  речи всегда  являлась одной из основных задач. Так как устная речь

является наиболее употребительным  способом обучения, основой владения языком , инструментом мышления.

Основные задачи включают развитие у глухих школьников способности  воспринимать речевой материал только на слух,

исключив зрение, создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи, совершенствование навыка активной речевой деятельности, обогащение представлений глухих о неречевых  звуках окружающего мира, включая формирование фонетически  внятного, членораздельного  

Произношения, достаточно естественного звучания речи.

Обучение предусматривает, прежде всего, формирования у не слышащих детей речевого поведения, умение глухого  школьника воспринимать речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому; умение говорить эмоционально и выразительно, активно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации.

От качества фонетического оформления речи глухого зависит  - станет ли она доступна пониманию окружающих, базой владения языком и орудием мышления.   В зависимости от характера коммуника -тивной  деятельности в современной дидактике выделяют фронтальную, индивидуальную  и  групповую форму обучения.

Обучение происходит в условиях длительной слуховой тренировки /три периода: 1; 2-5; 6-11классы/ с использованием слуховой аппаратуры, разных устройств и пособий, различных анализаторов, выработки способов  восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, разных форм обучения.

Формы организации учебной деятельности  в специальной коррекционной школе соответствуют  существующим формам в общеобразовательной школе. Но имеются в учебно – воспитательном процессе  три  критерия классификации форм организации учебной  деятельности:

 - число учащихся;

 - место учёбы;

 - продолжительность  занятий.

Исходя из первого критерия, наполняемость классов в школе глухих составляет 6 – 8 человек.

Второй критерий отражается в формах  организации учебной деятельности:  предметные уроки,  фронтальные – в слуховом кабинете, музыкально-ритмические занятия – кабинет ритмики, индивидуальные занятия  в кабинетах по РСВ, внеурочные занятия.

Третий критерий выражается в продолжительности этих форм проведения:

 -предметный урок – 45 минут;

 -фронтальные, групповые и внеурочные занятия – 30 минут;

 - индивидуальные занятия – 20 минут с одним учеником.

В школе , где обучаются неслышащие дети, предусматривается работа над развитием слуха и речи в ходе всего общеобразовательного процесса /на любом уроке и внеурочное время/.

Групповое занятие – это форма организации работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 6-11 классах.

По – прежнему проводятся и индивидуальные занятия, если этого требуют индивидуальные особенности ученика, уровень его развития, овладение им речевого материала и другие причины.

Но целесообразно изменить форму организации индивидуальных занятий по РСВ и ФП по следующим причинам:

 - повысить интерес к предмету;

 - включить такие виды деятельности, как  диалог, монолог;

 - развить самоконтроль за слуховым восприятием и произносительной стороной  речи;

 - Ввести речевое общение между учениками, учителями и учениками.

Задача групповых занятий – усиления слухового компонента  в комплексном слухо - зрительном восприятии речи с индивидуальным  слуховым  аппаратом – целью, которой является организация общения с окружающими людьми как условия адаптации в среде слышащих.

Как комплектуются группы?

 - По возрастным признакам:  в 6 – 8 классах группы состоят из 2-3 учеников, а в 9 – 11 классах группы состоят из 3 – 4 учащихся.

 - По уровню остаточного слуха.

 - По уровню произносительной стороны устной речи.

 - По уровню развития речи -  оптимальный, сниженный, ограниченный, резко ограниченный.

 - По уровню обучаемости и обученности.

 - По общему развитию ученика.

Групповые занятия проводятся не реже двух раз в неделю продолжительность 30 минут. А со слабыми учащимися можно  увеличить количество занятий до 3 – 4 раз в неделю.

Содержание работы определяется программой дл специальных школ  1 вида. В работе используются тексты, адаптированные статьи из газет, журналов, книг, материал предметных уроков.  Так же как и на индивидуальных занятиях  используются различные речевые единицы: предложения, словосочетание, слово, слог, звук.

Особенности групповых  занятий:

 - восприятие речевого материала большей частью на слух;

 - обеспечение активного участия всех учащихся данной группы в работе;

 - отбор речевого материала для групп исходя из их индивидуальных и типологических особенностей;

 - использование приёма «вытягивание расстояния»;

 - усиление контроля за собственной речью и собеседника.

На групповых занятиях можно предложить ученикам задавать вопросы учителю, затем  ученики  могут задать по одному – два  вопроса друг другу. Для более сильной группы подбирается  речевой  материал  большего объёма и с более  сложными речевыми конструкциями, для другой группы – несколько облегчённый материал, как по объёму, так и по речевым конструкциям.  Поэтому одну и ту же  статью или текст  из книги можно адаптировать в зависимости от особенностей развития детей в данной группе.   Речевой материал, необходимый  для групповых занятий, дает возможность совместному планированию с учителями предметниками и воспитателями и даже  использовать  речевые ситуации с другими работниками школы.

На групповых занятиях, как и на индивидуальных, используются догадка, ситуация, контекст, которыми  следует учить пользоваться учащихся. Для этого нужно заранее продумать, какие ситуации создать на занятии, какие вопросы составить, чтобы ученики, опираясь на контекст, могли догадаться и правильно ответить на вопрос.

В процессе групповых занятий есть возможность учить детей воспринимать речь не только учителя и одноклассников, но и речь других людей /воспитателей, родителей, поваров, врачей и т.д./.

Очень интересно использовать магнитофонные /диктофонные/ записи самих детей и других людей.

Целесообразно использовать на групповых занятиях различение на слух  не только фраз, но  и более мелких  по звучанию речевых единиц.

Подбирать слова,  близкие по звучанию, отличающиеся слогом или звуком: например, рама - мама, сор – сом – сон. Слова                                                   с противоположностью звучания типа: бочка – кочка, точка, почка, ночка, дочка мочка.  Особенно этот вид деятельности  дает возможность развивать у детей навыки самоконтроля за своей речью и речью собеседника.

Оснащаются  групповые занятиями как и индивидуальной  дидактическими  материалами , схемами ,таблицами ,техническими  средствами  и другими пособиями .

    Структура  групп  занятий .

1.Организованный момент : режим усиления , приветствия, перекличка. Сообщается  тема ,задачи занятия.

2.Организация работы.

Ваш  выбор.  Диалог

                                                Монолог

                                                Беседа, по прочитанному  в классе

                                                Материал  с общеобразовательного урока.

3.Материал текста занятия (по теме занятий)

Можно использовать различные речевые единицы, виды работ /таблицы, схемы, картинки, макеты и др./.

Это основная часть занятия. Где раскрываются все возможности учеников: речевое развитие, мыслительные способности. Активность слухового восприятия и самоконтроль.

4. Различение материала на ухо без звукоусиливающей аппаратуры.

Продолжается работа  по восприятию речи и элементов речи

без усиленного слухового контроля, исходя из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей учащихся.

5. Организация окончания занятия.

Выяснить: что узнали на занятии нового, чем занимались, оценка деятельности учащихся.

Вывод: применённые формы работы  групповых занятий

можно  использовать на разных этапов общеобразовательных уроков. А именно: в виде диалога, монолога, работы парами, игры, ответов на вопросы слабослышащих, восприятия речи с      их лица.

 

Литература. Л.П.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.

Л.В.Андреева. Сурдопедагогика. Журнал «Дефектология»

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010