Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Реализация принципа «полноценное обучение через максимальное развитие» в деятельности педагогов начальной школы.

Автор:
Назаренко Ирина Вячеславовна

Аннотация:

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Назаренко Ирины Вячеславовны. Автор определяет основные направления деятельности педагога по созданию нового типа урока, в ходе которого реализуется принцип «полноценное обучение через максимальное развитие».
Автор подчеркивает актуальность данного принципа и предлагает оригинальную систему
«многоступенчатых» упражнений обучающей и развивающей направленности.

Статья:

В условиях реализации современных стандартов образования особую актуальность приобретает не только процесс формирования у школьников определенной системы знаний, умений и навыков, но и процесс развития у них когнитивной сферы.

Диагностика уровня сформированности устной и письменной речи учащихся, а также выявление уровня развития их познавательной сферы и состояния сенсомоторных и психофизиологических процессов при поступлении в школу и в ходе дальнейшего обучения, позволяет сделать вывод: контингент детей, имеющих недостаточный уровень развития и сформированности вышеперечисленных процессов, увеличивается из года в год.

Причинами тому служат ряд неблагоприятных факторов мультифакториального характера (стечение эндогенных и экзогенных причин), а именно:

- во-первых, наличие тенденции к общему ослаблению соматического здоровья детей, участившиеся случаи мозговых дисфункций, имеющих органическую природу, наличие в анамнезе факторов, подтверждающих отягощенную наследственность;

-во-вторых, социальные факторы, то есть снижение планки социально-бытового уровня жизни. Известно, что онтогенез психики определяется социальной ситуацией развития, которая представляет собой отношение между человеком и окружающей его действительностью. Неполные семьи, семьи с неблагополучным социальным фоном ( хроническим алкоголизмом), двуязычие  в семье, издержки воспитания со стороны родителей – все эти факторы ведут к социальной запущенности детей, а это в свою очередь, к недостаткам психического онтогенеза разной степени выраженности.

На фоне всех этих негативных факторов перед современным педагогом ставится непростая задача:  создать оптимальные условия   организации образовательного процесса, в ходе которого реализовывался бы в полной мере принцип « полноценное обучение через максимальное развитие».

Сложность данной задачи заключается в ряде существенных причин:

  1. Значительная индивидуальная вариативность проявлений недостатков развития познавательных, сенсомоторных и психофизиологических процессов школьников, различная степень  выраженности этих недостатков и, как следствие, трудности их распознавания.
  2. Отсутствие или неполнота теоретических  знаний педагогов об особенностях психического развития учащихся, об основных критериях оценки их развития, отсутствие навыков первичной диагностики состояния познавательной сферы, речевых и неречевых процессов.
  3. Подчинение структуры урока одной цели- формирование         определенных знаний; реализация программного содержания и не более того; одномодальный путь подачи материала; необоснованно высокий темп урока; занижение значимости или полное игнорирование развивающих задач со стороны учителя.

Тем не менее, квалифицированный педагог, считающий себя компетентным специалистом, владеющий методикой работы и ориентирующийся в современных подходах к образовательному процессу, обязан помнить, что процесс  формирования из ученика конкурентоспособной личности, это сложный процесс единения обучения и развития. Следовательно, учитель должен понимать, что воздействие на ребенка во время урока должно быть комплексное, системное, многоцелевое, направленное не только на обеспечение усвоения знаний, но и на создание в рамках урока развивающих ситуаций. Это определит положительное влияние на динамику развития ребенка в целом.

Конечно, планируя тот или иной урок, учитель подразумевает наличие  в его структуре развивающих моментов и ставит частные задачи, направленные на развитие психомоторных процессов детей. Но подчас эти задачи в ходе практической реализации плана урока остаются чисто формальными. На первый  план все же выступают цель и задачи  обучающего характера, непосредственно связанные с тематическим содержанием. В результате структура урока оказывается полностью наполненной  однотипными элементами. Этого можно избежать, если создать в ходе урока развивающую среду, то есть развитие познавательных, психофизиологических и сенсомоторных процессов определить не как второстепенную задачу, а как одну из главных целей. Наличие развивающих ситуаций в процессе обучения детей обуславливает и наличие двух основных направлений в рамках урока:

  1. реализация цели урока, через выполнение частных обучающих задач.
  2. развитие познавательной сферы учащихся (операций мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия и гнозиса и т. д.) и психомоторных процессов (графических навыков, мелкой моторики, пространственного праксиса и гнозиса, кинестетических ощущений, правильного речевого дыхания, стереогнозии, соматогнозии и т. д.).

Но эти два направления не параллельны друг другу, а имеют много точек соприкосновения, они пересекаются и совпадают. В результате на выходе получается новый тип урока, в котором осуществляется не только постоянное и планомерное формирование системы знаний и умений, но и систематическое развитие психических процессов, и, если необходимо, то и их коррекция. Практическая значимость уроков такого типа заключается в наличии существенной положительной динамики в развитии детей. Кроме того, отмечается резкое повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности.

Это объясняется тем, что уроки подобной структуры наполнены не однотипными заданиями по теме, а имеют разноплановое содержание, ведущее к активизации всех анализаторных систем, и требующее частой смены деятельности. Это особенно важный момент, так как на уроках, как правило, прием информации учащимися идет одномодальным зрительно-слуховым путем. А, как известно, не все дети способны получать, перерабатывать и усваивать учебную информацию одним и тем же способом. Это объясняется условным делением всей категории детей по признаку ведущей модальности на «аудиалов», «визуалов» и «кинестетов». Поэтому включение в структуру урока заданий и упражнений, требующих максимальной работы того или иного анализатора, позволяет практически всем детям активно участвовать в занятии. Это в свою очередь ведет к лучшему усвоению определенной темы и активному развитию речевых и неречевых процессов.

Реализация принципа «полноценное обучение через максимальное развитие»  становится возможной при условии владения учителем определенной системы методов и приемов. Используя известные методы, а, также привлекая к работе свое творчество, педагог способен создать развивающую ситуацию на любом этапе урока.

 Создание проблемно-учебной ситуации (ПУСы)-это один из приоритетных методов коррекционной педагогики. Но, так как основной направленностью его является развитие ребенка, то обоснованно его активное использование не только в коррекционной педагогике, но и при работе с детьми общеобразовательных классов.  

Наличие определенной положительной динамики в психомоторном развитии детей в результате систематического применения на уроке метода создания поисковой ситуации, стимулирует творческие способности педагога и подталкивает  его к поиску новых нестандартных решений в создании проблемных ситуаций, к разработке собственных интересных видов заданий и упражнений развивающего характера.

Одним из результатов подобного педагогического поиска является разработка и применение на уроке нетипичных упражнений, так называемого «пошагового» или « многоступенчатого» характера.

Специфика структуры данного вида упражнений вытекает из самого их названия. Учащийся в ходе выполнения какого-либо задания проходит ряд «шагов» или «ступенек». Этому предшествует сложная многоступенчатая инструкция учителя. Именно наличие сложной установки позволяют сделать их максимально эффективными и реализовать целый ряд развивающих задач одномоментно.

Данные упражнения можно использовать в любой момент урока, но особенно эффективны они  для определения темы. Учащиеся самостоятельно путем выполнения многоступенчатых инструкций учителя формулируют тему урока, узнают о следующем задании, определяют свою дальнейшую работу. Подобные виды заданий несут  в себе не только развивающую нагрузку, но и содержат элемент сюрприза, что вызывает положительные эмоции у детей и, стимулирует желание работать на уроке и, соответственно, повышает уровень усвоения учебного материала.

Обязательное условие эффективного применения данных упражнений – это многообразие дидактических и наглядных пособий.

Наличие большого числа демонстрационных пособий и раздаточного материала обеспечивает в полной мере реализацию принципа деятельностного подхода в процессе обучения и развития ребенка. Манипуляции с различными предметами  по инструкции учителя и визуальное восприятие ярких пособий усиливают эффект от использования «многоступенчатых» упражнений.

Следует отметить, что упражнения данного вида различаются по степени сложности в зависимости от возраста учащихся, уровня сформированности системы знаний, умений и навыков, и уровня развития познавательной сферы и психомоторных процессов. Так, для учащихся общеобразовательных классов доступно выполнение поисковых упражнений, состоящих из 3-5 ступеней, в то время как их ровесникам из специальных (коррекционных) классов VII вида может быть предложено 2-4 ступени, а для специальных (коррекционных) классов VIII вида не более 2-3.

Различаются также и инструкции к выполнению. Для детей с особыми потребностями они предлагаются в более простой формулировке и направлены на конкретные действия. Установки для учащихся нормального онтогенеза более сложные, отвлеченные, требующие наличия внутреннего плана действий.

В качестве примера «многоступенчатых» упражнений предлагаются следующие:

 

 

Упражнение на определение темы урока

(4 ступени)

 

 

 

  Задачи:

    -развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

   -развитие зрительного восприятия, памяти, зрительного гнозиса;

   - развитие оптико-пространственных представлений, ориентировки в цветовой гамме.

    -формирование и совершенствование навыков простых форм звукового анализа слов, развитие умения выделять первый звук в слове.

Оборудование: цветовые полоски (правая и левая часть их отличаются по цвету), конверты с цветными символами на кармашке (соответственно цветам на полосках). Внутри одного из них обозначена тема (например, картинки, названия которых начинаются со звука [а])

Инструкция:

«Найди полоску, на которой синий цвет слева»-1 ступень;

«Определи цвет его «соседа» справа»- 2 ступень;

 «Найди среди конвертов тот, на котором квадрат того же цвета, что и цвет «соседа». Посмотри, что в нем»-3 ступень.

« Если в конверте пусто, задание выполнено неверно. Если найдешь картинки, определи первый звук в их названиях. Этот звук и будет нашей темой (в данном случае «Звук [а]. Буква А» »-4 ступень

 

 

Упражнение на определение темы  урока

( 5 ступеней)

 

 

Задачи:

- развитие оптико-пространственных представлений, соматогнозии;

- развитие зрительного и слухового восприятия и гнозиса;

- развитие слуховой памяти и зрительной памяти;

- развитие буквенного гнозиса;

- формирование и совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

- развитие ориентировки в цветовой гамме и разных оттенков одного цвета;

- развитие ассоциативного мышления, процессов классификации и сравнения;

- развитие кинестетических ощущений и мелкой моторики рук.

Оборудование: буквенная таблица (расположение разноцветных букв таблице в несколько рядов и столбцов), д/п «ленточный дождь»(множество разноцветных атласных лент, закрепленных на горизонтальной деревянной перекладине и свободно спадающих вниз),  цветовые полоски (правая и левая часть их отличаются по цвету).

Инструкция:

«Найди на «ленточном дожде» ленту, обозначающую цвет лимона (желтый)»-1ступень;

«Определи первую букву в названии этого цвета (Ж)»-2 ступень;

«Определи букву в буквенной таблице первую слева в четвертом ряду (У)»-3 ступень;

«Определи цвет первой полоски справа. Выдели из его названия первую букву(КРАСНЫЙ- буква К)». -4 ступень;

«Сложи из полученных букв слово (ЖУК). Определи к какой категории понятий относится понятие «жук» (насекомые). Это и есть тема»- 5 ступень. 

Развивающие упражнения нестандартного многоступенчатого характера можно с успехом, применять не только в начале урока для определения темы.   Многофункциональность   данных упражнений  обосновывает возможность включения их в любой этап урока, например, в такой его структурный момент, как закрепление  учебного материала или актуализация полученных ранее знаний.

 

 

Упражнение многоступенчатого характера, направленное на совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов (актуализация знаний ).

( 3 ступени)

 

 

 

Задачи:

-  совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов;

- совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов;

-дифференциация понятий «слог»-«звук»-«буква».

-развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-развитие зрительного восприятия и буквенного гнозиса;

Оборудование: карточки со словами разной слоговой структуры, вывешенные на доске, например, карточки со словами «трава», «краски», «дом», «корова», «автобус», «дорога» и другие.

Инструкция:

Предлагается сложная инструкция.  Важно, чтобы ее проговаривание осуществлялось не более двух раз. В противном случае теряется смысл принципа сложной ступенчатой структуры упражнения, и не в полной мере выполняются задачи данного задания.

« Определи количество слогов в данном слове (например, в слове «трава»). (Получилось 2 слога).  -  1 ступень;

«Найди и определи в слове «краски» букву, место которой в этом слове соответствует количеству слогов в слове «трава» (это буква р, так как она вторая в этом слове.)- 2 ступень;

«Среди ряда предложенных карточек со словами выбери те слова, в которых есть такая же буква. Запиши слова в тетрадь»-3 ступень.

Также необходимо отметить целесообразность создания  развивающей среды и на таком важном этапе урока, как фаза отдыха, которой учителя, к сожалению, зачастую пренебрегают.  А, если использовать нестандартный подход к ее организации, то можно извлечь максимум пользы не только в виде психоэмоциональной и психофизиологической разгрузки учащихся, но и реализовать целый ряд развивающих задач. Иначе говоря, задания и упражнения  многофункциональной развивающей направленности с успехом можно использовать в качестве физминутки.  Заменяя стандартные, хорошо знакомые детям, а потому не очень интересные, упражнения для пальцев рук с однотипным речевым сопровождением на упражнения нетрадиционного развивающего характера  с использованием индивидуального раздаточного материала, учитель помогает детям не только нейтрализовать негативные последствия информационной перегрузки, снимать усталость от статической позы, добиваться максимального нервно-мышечного расслабления, но и развивать у них ряд сенсомоторных и психофизиологических процессов. На эти цели направлены целые комплексы упражнений   для развития дыхания, голосообразования, развития мелкой моторики рук, упражнений, связанных с массажем активных точек, кинестетических ощущений. С успехом можно использовать упражнения на развитие тактильной чувствительности и стереогноза, одновременно формируя у детей целый ряд понятий (круглый, гладкий, шершавый, большой, теплый, мягкий и многие другие), а также развивая способность сравнения предметов по ряду признаков.

Одним из интересных здоровьесберегающих компонентов урока является метод биоэнергопластики. Использование его в качестве разгрузки в ходе урока позволяет детям не только  снять нервно-мышечное напряжение, но и стимулировать их умственную деятельность. Это объясняется тем, что содружественные, гармоничные и пластичные движения рук и артикуляционного аппарата активизируют естественное распределение биоэнергии в организме, стимулируя тем самым умственные процессы.

Очень актуально применять упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, комиссур, координированности и слаженности работы полушарий, одновременно развивая мелкую моторику рук, координацию речи и движений, реципрокную координацию и другие процессы. А, если наполнить подобные упражнения речевым материалом по теме, можно реализовать и коррекционно-развивающие задачи. Необходимым условием для этого должно быть создание развивающей среды на всем протяжении урока, на всех его этапах, включая и фазу отдыха. То есть компетентный квалифицированный педагог, идущий в ногу со временем, должен использовать по возможности каждый структурный момент занятия для решения развивающих задач. В этом случае принцип «обучение через максимальное развитие » будет реализован в полной мере. 

Но необходимо учитывать, что для  успешного выполнения данных многофункциональных упражнений необходимо наличие индивидуального оснащения учащихся, но оно не требует значительных затрат (носовые платочки, бельевые прищепки, клубочки ниток, липкие ленты, лоточки с песком, камушки разной формы, шишки, пуговицы, наборы атласных лент и т. д.).

Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием  для успешного педагогического процесса.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010