Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа «Мир чувств и цветов"

Автор:
Попова Виктория Ивановна

Аннотация:


В данной работе педагог-психолог КРО Попова Виктория Ивановна предлагает программу по адаптации детей с ОВЗ к обучению в классах КРО в условиях общеобразовательной школы.

Статья:

Программа «Мир чувств и цветов»
Обоснование.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы школьного психолога с проблемными детьми является  коррекция недостатков развития ребенка. Особый интерес при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми  VII – VIII вида представляет достаточно новый в настоящее время метод – арттерпия.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского -  художественная терапия. Словосочетание «арт-терапия» в научно-методической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Так, Нитше подчеркивал, что здоровье не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – личность стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих впоследствии этого трудности в обучении. Неуспеваемость  в школе часто вызывает негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности в общении с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. После первого года обучения такие дети (неуспевающие, испытывающие большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.) решением ПМПК определяются в классы КРО, где ребенок попадает в новый коллектив, где необходимо построить новые  отношения  со сверстниками и пр. Это еще одна из травмирующих ситуаций для ребенка в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой. В данной программе: «Мир цветов и чувств», включающий цикл арт¬терапевтических занятий мы в большей степени обратили свое внимание на ряд вышеизложенных проблем, т.к. в процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущение собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя свободно, спокойно, расслабляется
Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии ступает место инициативности, творчеству. Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «Я успешен», «У меня есть способности», «Я признан другими», «Моё мнение учитывается», «Я могу справиться с трудностями».
Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания с социальных отношений: «Я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослыми», «меня понимают», «меня понимают, меня поддерживают».
Ребята не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками. И это основные различия между уроком рисования и арт-терапевтическим занятием.
1.    Не совпадают приоритетные цели. Главное на уроке рисования – научить школьника основам изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода.
На арт-терапевтических занятиях основные цели психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво – некрасиво, похоже – не похоже, правильно – неправильно.
Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.
2.    На уроке содержание и порядок деятельности учащихся задаются и строго контролируется учителем
Арт-терапия напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему  желании. В соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
3.    отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного воздействия. Психолог на арт – занятии для того, чтобы облегчить и продвинуть.
Центральная фигура в арт–терапевтическом процессе – личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
В арт-терапии используются элементарные художественные средства, и не требуется предыдущего опыта в рисовании.
В структуре арт-терапевтического занятия логично выделяются две основные части. Одна невербальная, творческая, неструктурированная, где основное средство самовыражения – изобразительная деятельность. Другая часть –вербальная, и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпритацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Наряду с занятиями учащихся целесообразно провести работу с педагогами. Мы предлагаем тренинг «использование арт-терапевтических техник в работе с детьми» (см. «Школьный психолог» 2006 №3), с целью: расширить представления учителей об использовании арт-терапевтических техник и предоставить возможность почувствовать на собственном опыте действенность этих техник, и мастер класс «Мир чувств и цветов» на развитие творческого потенциала личности педагога средствами арт-терапевтических техник.
Реализация программы предполагает комплексный подход, предполагающий тесное взаимодействие всех педагогов, работающих с данной категорией детей.
Практика убеждает в том, что арт-терапевтические методы позволяют:
•    высвободить потенциальные психические ресурсы;
•    изменять психоэмоциональное состояние ребенка;
•    формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;
•    преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других;
•    развивать творческую инициативу;
•    расширять кругозор;
•    создавать ситуации успеха для каждого ребенка;
•    создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую
Цель программы: Адаптация детей с ОВЗ к обучению, устранение неэффективного психологического напряжения, формирование положительного образа Я, регулирование эмоционального состояния.
Задачи: отреагирование актуальных состояний; снятие эмоционального напряжения; коррекция механизмов психологической защиты в виде демонстративности, негативизма, агрессии; коррекция тревожности, негативных установок, соц.барьеров; развитие чувства собственной значимости; формирование способов эффективного взаимодействия детей; знакомство с основными эмоциями человека; развитие умения контролировать свои действия; развитие воображения.
Тематический план:
№    Тема занятие    упражнения    Материалы  оборудованеи
1    Настроение     Упражнение на знакомство
Графическое задание «Лучи солнца»
Упражнение в парах «портрет на полу»
Диагностическое задание «Цвета настроений»
Итог занятия    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел;
Пиктограммы эмоций;
3    Наши чувства и действия    Проблемная ситуация. Использовать стихотворение «Девочка и пластилин»
Обсуждение проблемной ситуации
Рисунок моря в соответствии с настроением ребенка
Решение проблемной ситуации: коллективный рисунок «веселый клоун и нарядная кукла»    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел, альбом;
Пиктограммы эмоций;
3    Грусть     Беседа на ковре;
Графическое задание «грустный рисунок»;
Задание на адаптацию в комнате для занятий «Найти грустные предметы»;
Диагностическое задание «Мандала грусть»;
Задание на создание ситуаций успеха «Сухие листья»;
Итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман с нарисованной окружностью;
Фотографии, пиктограммы с иллюстрациями эмоций;
Сухие листья, клей ПВА
4    Радость     Беседа на ковре;
Графическое задание «Продолжи рисунок»;
Задание на создание ситуаций успеха «Колпачок клоуна»;
Задание на отреагирование эмоций и снятия напряжения «Красивый рисунок»;
Итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки;
Ватман;
Заготовки колпачков из бумаги; завязки
Пиктограммы эмоций;
5    Страх     Беседа на ковре;
Задание на создание ситуаций успеха и отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску»;
Задание на отреагирование эмоций «рисуем страхи»;
Задание на снятие напряжения «уничтожение страхов»;
Итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел, скотч;
Фотографии, пиктограммы с иллюстрациями потенциально страшными для ребенка;
6    Удивление     Графическое задание для совместного выполнения «Космический аппарат»;
Мотивирующее задание « Нарисуй космическое небо»;
Задание на создание ситуаций успеха «Новые планеты»;
индивидуальное творческое задание «Удивительные инопланетяне»;
совместное задание «Карта звездного неба»;
итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, пульвизатор;
сыпучие продукты: крупа, соль, сахар;
ПВА, миктограммы эмоций;
7    Злость     Беседа на ковре;
Графическое задание «злые линии»;
Беседа «на что похожа злость?»
Задание на демонстрацию индивидуальности восприятия (классификация рисунков других детей различным видам эмоций, обсуждение)
Задание на снятие эмоционального напряжения «рисуем злость»
Итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Бумага А4
Фотографии лиц с разными эмоциями;
Стекло с обработанным краем;
Пиктограммы эмоций
8    Восторг     Беседа на ковре;
Графическое задание «Морозные узоры»;
Совместное задание «Елочка»;
Индивидуальное задание «Новогодние игрушки», совместное – «украшение ёлки»;
Задание на снятие эмоционального напряжения «Фейерверк» (рисуем восторг в технике кляксографии)
Итог занятия;    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Бумага А4
Фотографии лиц с разными эмоциями;
Трубочки для коктейля;
Пиктограммы эмоций
8    Стыд     Беседа на ковре;
Игра  с картинками различных эмоций « Что было бы, если бы..»
Индивидуальное задание «Какого цвета стыд?»
Совместное задание «Помоги. Исправь»
Задание на перевоплощение, снятие  эмоционального напряжения
Итог занятия    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Бумага А4
Фотографии лиц с разными эмоциями;
Пиктограммы эмоций
10    Гнев     Беседа на ковре;
Тренинговое упражнение «Сердитая старуха» (разыгрывается эпизод из «Сказки о старике и рыбки» А.С. Пушкина)
Рисуем гнев в технике кляксографии. Индивидуальное задание
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Итог занятия    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел, альбом;
Пиктограммы эмоций;
11    Обида     Беседа на ковре;
Тренинговое упражнение «обидчик и обиженный»
Индивидуальное задание. Рисование обиды с помощью цветных клякс
Коллективное задание «Фейерверк красок и чувств»
Итог занятия    Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел, альбом;
Пиктограммы эмоций;
12    Заключительное занятие    Индивидуальное задание «Мое настроение сегодня утром» в технике кляксографии
«Что говорит цвет» - ниткопись.
«Музыка картины» - групповая работа с произведениями художников
Рефлексия.
     Гуашь, акварель, кисти, вода;
Цветные карандаши, мелки, фломастеры;
Ватман, мел, альбом;
Пиктограммы эмоций;
Нитки,













Приложение 1.
Мастер-класс для преподавателей «Мир чувств и цветов»
       Цель: развитие творческого потенциала личности педагога, его способности к самовыражению средствами арт-терапев¬тических практик.
       Задачи: развитие воображения, ассоциативно-об¬разного мышления, творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности), развитие коммуникатив¬ных умений.
Длительность 30 минут.
Ход занятия.
1. Орг. Момент
- вы зашли в наш кабинет для занятий. Обратите внимание на цвета, которые здесь присутствуют. Какие ощущения, чувства они вызывают?
-вспомните слова, определяющие действия цвета на наши органы чувств.
- итак, сегодня на занятии «Мир чувств и цветов» мы продолжим говорить о цветах и наших чувствах.
Игра «Молекулы» (разбивка на группы)
l-й этап. Знакомство с языком цвета.
 Упражнение "Язык цвета"
Оборудование: краски, кисти, лист бумаги, заготовки для техники «печатания» (использование клише)
Мы пришли в выводу: цветовые оттенки могут отображать настроение че¬ловека, чувства, психологическое состояние. У каждо¬го человека с цветом связано множество жизненных ассоциаций. С помощью цветовых пятен в технике кляксографии (раздувание цветного красочного пятна) или техники «печатания» изобразите на листе бумаги следующие эмоциональные состояния человека (по  выбору: Радость. Грусть.Волнение. Испуг.Печаль. Ожидание. Страх. Тревога. Презрение. Напряжение. Лень. Скуку. Усталость. Спокойствие.
2-й этап. Творческое самовыражение
Упражнение «Язык красок»
Оборудование: карандаши, лист бумаги.
    Инструкция
На языке цветовых пятен, разноцветных линий рас¬скажите о том, как вы провели сегодня утро. (По окон¬чании рисования.)
- Сравните используемые в работе  линии и цвета с цветами, использованными при выполнении предыдущего задания.
- почему именно этот цвет ассоциируется у вас с данным эмоциональным состоянием?
Упражнение «Музыка картины»
Оборудование: репродукция одной из картин И.К. Айвазовского , набор изобразительных матери¬алов и инструментов (акварель, гуашь, пастель, цвет¬ные карандаши, графит, бумага, кисти).
    Инструкция
Рассмотрите репродукцию картины известного ма¬риниста (маринист -  человек, который изображает на своих полотнах море) Попытайтесь почувствовать свое присутствие внутри картины... Представьте, где на этой картине вы находитесь, что делаете, что видите, какие звуки слышите... Попы¬тайтесь словесно описать музыкальный строй карти¬ны (какие звуковые ощущения близки по настроению изображенному в структуре картины).
Зарисуйте возникшие ощущения, чувства. Можно ис¬пользовать любые изобразительные материалы и инс¬трументы.
(По окончании рисования.) Сравните цветовой строй рисунка с цветовым рядом, который вы использовали в ходе выполнения предыдущих упражнений.
3-й этап. Рефлексия самовыражения в творчестве
Оборудование: для прослушивания музыкального произведения.( «Лунной сонаты» Бетховена).
В ходе этого этапа занятия участникам предоставля¬ется возможность осуществить рефлексию творческой деятельности
- посмотрите на свои рисунки, каким цветам вы отдали большее предпочтение

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать немало о характере человека.
Красный цвет
Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении целей. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала в решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом быка», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно читать «карту местности», воспринимать окружающее адекватно.
Желтый цвет
Те, кто любит этот цвет – люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение  не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.
Зеленый цвет
Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют общаться с деньгами.
Голубой цвет.
Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающим доверие. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
Фиолетовый.
Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко  справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства – следствие большой внутренней работы над собой.
- Наше занятие подходит к концу. Давайте проведем коллективный анализ нашей работы:
- Какое задание особенно заинтересовало вас?
- Какие творческие работы, по вашему мнению, ока¬зались особенно удачными?
- Что вы открыли нового в себе?
    А теперь послушайте музыку. Спасибо за работу!









 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010