Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Технология работы по формированию речи у неслышащих учащихся с кохлеарным имплантом в условиях специальной (коррекционной) школы

Автор:
Хименкова Елена Сергеевна

Аннотация:

Кохлеарная имплантация – один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки,  различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные, и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Однако, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха. Актуальность проблемы изучения данной категории детей продиктована современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, направленной на поиск новых оптимальных путей реабилитации после кохлеарной имплантации.

В статье описан опыт работы по формированию устной речи имплантированных первоклассников, обучающихся в коррекционной школе интегрированного типа, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи: наличие речевой среды, постоянная коррекционная помощь,  практика речевого общения. Все это положительно влияет на слухоречевое развитие имплантированных учащихся. У них постепенно накапливается активный словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации, у имплантированных детей  в ходе коллективной речевой деятельности появляется речевая активность. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, дает положительные результаты в речевом развитии ребенка.

В статье дана характеристика учащихся на начало обучения в школе, раскрыты основные направления работы по формированию устной речи имплантированных учащихся и показаны результаты эффективности коррекционной работы по формированию устной речи  и развитию речевого слуха учащихся после кохлеарной имплантации с применением данных приемов в специальной школе интегрированного типа.  Приведен пример индивидуального занятия с имплантированным первоклассником, где отражены основные этапы работы по развитию речевого слуха.

Как показала практика работы, описанная в статье, опыт включения детей с кохлеарным имплантом в образовательно-коррекционное пространство школы оказался успешным. Поэтому, специальная (коррекционная) школа играет огромную роль для развития и реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации.

Обучение  в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи, а также есть практика речевого общения, дает положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха имплантированных учащихся.

Статья:

Технология работы по формированию речи у неслышащих учащихся с кохлеарным имплантом в условиях специальной (коррекционной) школы

Автор: Хименкова Елена Сергеевна

В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует их более полноценному личностному развитию, социальной адаптации (Багрова И.Г., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Зикеев А.Г., Зыков С.А., Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И., Назарова Л.П., Носкова Л.П., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шелгунова Н.И., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З. и другие). Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников  при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление реабилитации лиц с тяжелыми формами тугоухости и глухоты – кохлеарная имплантация (М.Р.Богомильский, И.Н.Дьяконова, Н.А.Дайхес, И.В.Королева, Э.В.Миронова, И.В.Рахманова, Г.А.Таваркиладзе, Ю.М.Овчинников, А.А.Ланцев, Ю.К.Янов и др.).

В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом). В мире уже более 2000000 глухих людей пользуются кохлеарными имплантатами, значительную часть из них составляют дети. В России, где в 2010 году число пациентов с КИ превышало 4000 человек, эти операции проводятся в Санкт- Петербурге, Москве и нескольких других городах.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва. Но, также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях, в том числе и по подготовке их к общению в обществе слышащих.  Поэтому,  дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха.

Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Исследования (Н.Д. Шматко и другие), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

Высокая эффективность коррекционно-педагогической работы может быть достигнута в специальной школе интегрированного типа, в которой обучаются дети с нормальным и нарушенным слухом, где организовано педагогическое сотрудничество, дети с КИ включены в активную речевую деятельность,  разрабатывается технология работы по формированию устной речи имплантированных учащихся, основной целью которой   является  их подготовка к полноценной интеграции в социум.

Целенаправленное обучение языку имплантированных учащихся необходимо осуществлять через деятельность,  практику речевого общения на основе обязательного развития слухового восприятия, всех психических функций. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что  проблема формирования устной речи  имплантированных школьников является значимой, недостаточно изученной, что и определяет ее актуальность.

Речь имплантированных учащихся на начало обучения в школе

В Сясьстройской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате интегрированного типа обучаются учащиеся после кохлеарной имплантации, которые поступили в школу с низким уровнем слухоречевого развития. Поскольку для эффективного слухоречевого развития ребенку с кохлеарным имплантом необходима речевая среда и систематическая коррекционная помощь, ученики были  определены  в класс слышащих воспитанников с задержкой психического развития  с незначительными речевыми нарушениями. Коррекционную помощь оказывали наиболее творчески работающие педагоги: опытные учителя – дефектологи/сурдопедагоги, педагог – психолог, музыкальный руководитель. Имплантированные дети стали посещать музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете по развитию речевого слуха, групповые психокоррекционные занятия, 3 раза в неделю индивидуальные занятия, а также дополнительные коррекционные занятия по формированию устной речи.

В этом учебном году в школе обучается пока два имплантированных воспитанника,  это ученики 1Б класса, еще одному ученику только сделали операцию и два ученика являются кандидатами на кохлеарную имплантацию.

 

Таблица 1.

Фамилия, имя, год рождения, дата поступления в школу

Саша К., 2002 г.р.

 

07.09.10 г.

Дима Н., 2003 г.р.

 

03.12.10 г.

Класс

Основной диагноз, сопутствующие нарушения

Дв. СНТ 4степени, дизартрия

Дв. СНТ 4степени, артикуляторная диспраксия

Дата

проведения операции

19.01.2009

(7 лет)

23.11.2008

(5 лет)

Дошкольная подготовка

специальный д/с для детей с нарушениями слуха

массовый д/с комбинированного вида

Характеристика речевого развития на начало обучения в школе

Самостоятельная речь не сформирована, понимание обращенной речи затруднено, владеет дактилем, слуховое восприятие в стадии формирования

Самостоятельная речь не сформирована, понимание обращенной речи отсутствует, слуховое восприятие не развито

 

Из таблицы видно, что Саша поступил в школу после окончания специального (коррекционного) детского сада. До имплантации, которая была проведена в возрасте 7 лет, он посещал специальный детский сад, был слухопротезирован, занимался с сурдопедагогом непродолжительное время. После операции мама отдала ребенка в логопедический садик, но результата не было и снова перевела его в детский сад для детей с нарушениями слуха.  Диме операция была сделана в возрасте 5 лет, он поступил в 1- ый класс данного учреждения после двухлетнего обучения и занятий с логопедом в массовом детском саду.  Хотя Диме операция была сделана раньше, с Сашей в специальном (коррекционном) детском саду проводился начальный этап развития  слухового восприятия. Он владел дактильной речью, читал. У Димы, который закончил массовый детский сад и занимался только с логопедом, слуховое внимание было не развито, он знал некоторые буквы (эм, пэ), но в слоги не сливал, слуховое восприятие было не сформировано. Также у этих детей отмечались речевые нарушения: дизартрия, диспраксия.

На начало обучения в школе самостоятельная речь учащихся с кохлеарным имплантом была не сформирована, отсутствовало или было затруднено понимание обращенной речи, не развита слухоречевая память. В речи присутствовали односложные простые слова (да, нет),  Саша пытался имитировать «контур» слов, но словарный запас был значительно снижен. До операции Саша  владел дактильной формой речи и на начальном этапе она ему помогала, но постепенно  необходимость в ней отпала. Поступившие в 1 класс имплантированные дети  -  безречевые,   с крайне ограниченным словарным запасом и отсутствием простой фразы, с низким уровнем  речевого развития.

Включение учащихся с кохлеарным имплантом в речевую деятельность

Реализуя личностно-ориентированный подход в коррекционно-педагогической работе сначала педагоги углубленно изучили эмоциональные, речевые и когнитивные особенности детей. Технологию работы по формированию речи отрабатывали при совместном  планировании всех педагогов, работающих с этими детьми. Подключали к работе родителей, которые продолжали работу дома в выходные, праздничные и каникулярные дни. Чтобы пополнять словарный запас на начальном этапе включили такие важные темы, как «Моя семья», « Мой класс», «Времена года», «Учебная деятельность». В школе постоянно осуществляется преемственность в работе между педагогами: учителя – дефектологи помогают воспитателям проводить коррекционную работу во внеклассное время. Речевой материал, который отрабатывает учитель – дефектолог на занятии, на уроках учитель закрепляет и вводит в самостоятельную речь, а воспитатель во внеурочное время и мама дома в игровой и трудовой деятельности закрепляют речевые умения.

На начальном этапе работы по формированию речевых умений было важно наладить контакт с детьми, выработать потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи. Так как имплантированные дети сначала не хотели вступать в контакт, они пытались изолироваться,  оказались в «коммуникационном вакууме», любая стимуляция к речи вызывала у них негатив, педагоги искали пути и средства для создания мотивации к использованию речи: работали над формированием речевых штампов, «оречевлением» желаний, потребностей. Включали имплантированных детей в речевую деятельность на фронтальных занятиях, организовывали ситуации общения с одноклассниками в свободной обстановке.

Постепенно в ситуации коллективной деятельности: трудовой (например: ремонт книг в библиотеке), а особенно игровой:  на переменах произошел перелом в речевом поведении имплантированных воспитанников.  На переменах были организованы подвижные игры с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и другие. Имплантированные дети стали принимать участие в играх, их выбирали ведущими, им приходилось оречевлять свои действия, адекватно реагировать на речевые инструкции, они вынуждены были обращаться к слышащим сверстникам, а педагоги постоянно оказывали помощь при построении высказывания.

 На начальном этапе включения детей в речевую деятельность педагогу и детям с сохранным слухом приходилось неоднократно повторять инструкцию, медленно  проговаривая слова, постепенно понимание обращенной речи стало развиваться, у имплантированных учащихся накапливался  слухоречевой словарь.

         Работа по формированию речевой активности имплантированных учащихся в коррекционной школе интегрированного типа осуществляется в течение всего времени обучения и носит систематический характер. Во внеклассное время также соблюдается речевой режим,  воспитатели контролируют речь ребенка, включают их в речевое общение со слышащими сверстниками. Учителя - дефектологи помогают воспитателям проводить коррекционную работу во внеклассное время, наладить естественное общение с имплантированными воспитанниками.

Во внеклассное время дети с кохлеарным имплантом активно включены в работу кружков, подготовку выступлений на различных внеклассных и общешкольных мероприятиях. Совместные выступления на общешкольных конкурсах художественной самодеятельности, совместное участие имплантированных и слышащих детей в речевых конференциях сплотили первоклассников, что послужило положительным толчком к речевому поведению и речевым действиям имплантированных. Учащиеся с кохлеарным имплантом с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов [Рисунок 1], Саша поет в школьном хоре, у детей появилась речевая активность и потребность в речевом общении [Рисунок 2].

 Основные направления работы по формированию устной речи имплантированных учащихся

Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:

·                   выработка потребности в речевом общении;

·                   работа над развитием слухового восприятия;

·                   формирование звуко-слоговой структуры слова;

·                   развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

·                   развитие слухоречевой памяти;

·                   овладение грамматической стороной речи.

Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях  в 1 классе,  включает в себя:

·                    работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация).

·                    работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.

·                    различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний -  существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок;

·                    работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений;

·                    работу над диалогической речью [Рисунок 3];

·                    работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров;

·                    занятия по телефону.

 Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается  с планирования речевого материала.

Опираясь на программы I и II видов, отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность»  может включать  в себя фразы, например:

Ø  Здравствуй

Ø  До свидания

Ø  Как тебя зовут?

Ø  Как твоя фамилия?

Ø  Сколько тебе лет?

Ø  Как зовут твою учительницу?

Можно спланировать работу по развитию речевого слуха по дням, например: вторник – слушание сказок, среда – слушание музыки, четверг – разговор по телефону с мамой. Начинать надо с воспитания внимания  к телефонному звонку, учить слушать сигнал телефона, затем отвечать, когда есть речевой сигнал. На начальном этапе диалоги могут состоять из простых фраз, например:

- Мама, привет!

 - Как дела?

 - У меня тоже

 - Я учусь

 - Пока

Затем постепенно речевой материал усложняется. Важно учить ребенка вслушиваться в речь мамы. Сначала необходимо отработать фразы по табличкам: в той последовательности, в которой они записаны, вразбивку, вразбивку в ином порядке, а потом включать новую фразу.

Структура индивидуального занятия с имплантированными учащимися может быть такой: пример индивидуального занятия, проведенного с учеником 1 класса Сашей К.

Тема: Автоматизация звука «Ш».  «Одежда», «Зимние забавы».

Цели: автоматизировать звук «Ш» в разных позициях в слогах, словах, фразах на материале РСВ. Работать над развитием ритмико-интонационной структуры речи. Упражнять в умении воспринимать, различать на слух новый речевой материал, опознавать знакомый речевой материал, работать над восприятием на слух текста.

Ход занятия:

I Орг.момент

+Здравствуй, Саша     У: здравствуйте

+ Как дела?                  У: отлично, а у Вас?

+ Хорошо

+ Что мы будем делать?   У: будем слушать и говорить

 - Говори все звуки, следи за голосом   У: я постараюсь

II Работа над дыханием и голосом

 - Говори гласные звуки кратко   У: а   о   у  э   и  

 - Скажи слитно                            У: а______о______у_____э_____и

 - Повтори слоги со звуком «п» 2 раза  У: папапопопупупипипепе

III Тренировка узнавания гласных

 - Послушай, повтори (шепотом)

+ пап, тот, поп, тут, пуп, тит, пип, тат

IV. – Послушай и узнай звук

+Ш_____________

 - Послушай, повтори

+ШАШОШУ

+ШОШОШУ

+ШАШОША

+Будем играть?   У: Да, а как?

 +Возьми конверт    У: А где взять?

+ На окне (шепотом)   (достает конверт)

 - Слушай, повторяй, выкладывай

+ПА-па-па     +па-ПА   +па-ПА-па

 - Послушай слова, подбери ритм, отхлопай

+ шапка,  шарф, штаны, снежки, варежки

У: верно?     - Это лишняя

 - Продолжи предложение  +Шапка, шуба, шарф – это…. У: одежда

V. Ты хочешь играть? (чудесный мешочек, в мешке шапка, шарф, варежки)

У: Что там?    + (шепотом) шапка (достаю)

 - Чья?   У: моя

 - Чей шарф?   У: мой?

 - Чьи варежки?   У: не мои, а Ваши

 - Надень шапку и шарф

VI.Физминутка

 - Ты устал?  - Давай отдохнем  (выполняют упражнения с движениями)

Шли, шли, шли

Мы пирог нашли,

Сели, поели

И дальше пошли

VII.  Работа над ритмико - интонационной структурой предложения

+ Пришла, осень?   У: нет, зима

+ Зима пришла?  У: Да, зима пришла!

  - А ты любишь зиму?   Почему?

 - Будем работать с текстом, вспоминай ( рассыпной текст)

 - Послушай, выбери табличку.

+Пришла зима (находит табличку, показывает на аппликации)

+ На дворе большие сугробы.

+Малыши играют в снежки.

+ Ребята катаются на санках.

+Всем весело!

 - А ты любишь кататься на санках?   У: Я люблю кататься на санках.

 (убрать таблички)

 - Послушай текст, повтори (пробует повторить)

VIII. Разговор по телефону. (звонит мама)

 -   Алло!

 - Мама, привет!

 - Отлично.

 - Я учусь. Когда ты приедешь?

 - Хорошо, я тебя люблю, пока.

IX  – Послушай, повтори слова (шепотом)

+зима, снег, снежки, в снежки, шапка, пушистый снег, играют, пришла зима.

 - Занятие окончено, до свидания.

Мониторинг сформированности речевой коммуникации учащихся с кохлеарным имплантом

Результаты эффективности коррекционной работы по формированию устной речи учащихся после кохлеарной имплантации с применением данных приемов в специальной школе интегрированного типа  можно увидеть из сравнительной таблицы:

Таблица 2.

Имя, фамилия

Саша К.

Дима Н.

Вася Р.

Даня П.

Класс

Диагноз

Дв.СНТ 4 ст.

Дв.СНТ 4 ст.

Дв.СНТ 4 ст.

Дв.СНТ 4 ст.

Слухопротезирование

КИ

КИ

с\а, бинаурально

с/а, бинаурально

Дошкольная подготовка

Спец.д\с

Массовый д/с

Спец.д/с

Без дошк.подг.

Характеристика речи на начало обучения в школе

Самостоятельная речь не сформирована, понимание затруднено, владеет дактилем

Самостоятельная речь не сформирована, понимание отсутствует, дактилем не владеет

Самостоятельная речь не сформирована, понимание затруднено, дактилем владеет

Самостоятельная речь не сформирована, понимание отсутствует, дактилем не владеет

Количество введенных в речь звуков в конце 1 класса

25

20

14

14

Внятность речи (%)

86

67

49

52

РСВ (%)

75

70

50

54

Для сравнения взяли данные итоговой диагностики учащихся из разных классов: 1А класс, в котором обучаются дети с нарушениями слуховой функции и 1Б класс, где обучаются слышащие дети и дети с КИ. Два ребенка с нарушением слуха протезированы индивидуальными слуховыми аппаратами и 2 имплантированных ребенка, состояние слуховой функции у которых одинаковое и уровень начальной подготовки также одинаков. Проанализировав результаты речевого развития за год, нам удалось отследить и выявить положительную динамику в речевом развитии имплантированных учащихся и учащихся протезированных слуховыми аппаратами. Но как видно из таблицы, дети с одинаковым состоянием слуховой функции и уровнем сформированности речи на начальном этапе, в конце года показали разные результаты. У имплантированных учащихся проценты внятности речи и  развития слухового восприятия значительно выше, это говорит о том, что с такими детьми проще и легче проводить коррекцию, у них слушание развивается намного быстрее, меньше времени тратится на работу над звуками и ритмами,  больше звуков, введенных в речь, выше речевая активность, чем у учащихся со слуховыми аппаратами. Мы видим, что при одинаковых условиях начальной подготовки, результаты за год разные. Уровень речевого развития имплантированных учащихся стал выше, чем у учащихся со слуховыми аппаратами.

Слуховое восприятие и речевое развитие у глухого имплантированного ребенка отличается от такового у глухого ребенка с СА. После КИ приобретается способность воспринимать широкий спектр окружающих и речевых звуков на достаточном расстоянии, необходимом для обучения, постепенно формируются предпосылки к спонтанному овладению речью в процессе жизнедеятельности.

На индивидуальных занятиях  имплантированные  дети   читают и слушают  сказки, звонят по телефону маме, разучивают стихи, готовятся к внеклассным мероприятиям; ведется постоянная работа над развитием связной речи. Дети с удовольствием посещают эти занятия. Дома родители отмечают, что их дети стали больше и лучше говорить, повторять, спрашивать, прислушиваться, распознавать различные неречевые звучания. Хорошие отзывы родителей – самая лучшая похвала всем педагогам, работающим с имплантированными детьми.

В настоящее время значительно увеличивается число глухих детей с кохлеарными имплантами. Актуальность проблемы изучения данной категории детей продиктована современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, направленной на поиск новых оптимальных путей реабилитации после кохлеарной имплантации. Как показала практика нашей работы, опыт включения детей с КИ в образовательно-коррекционное пространство школы оказался успешным. Поэтому, специальная (коррекционная) школа играет огромную роль для развития и реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации.

Обучение  в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи, а также есть практика речевого общения, дало положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха имплантированных детей. У них постепенно накапливается активный словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. Мы стали отмечать, что у имплантированных детей появилась речевая активность. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, дает положительные результаты в речевом развитии ребенка. Мы радуемся малейшим достижениям наших воспитанников, хвалим за любую попытку оречевить то или иное действие.

Организация педагогического сотрудничества включает в себя:

·         изучение индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;

·         совместное планирование речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель;

·         осуществление преемственности в работе между педагогами;

·         активное включение родителей в процесс формирования речи;

·         включение имплантированных учащихся в активную деятельность: учебную, игровую, трудовую.

С имплантированными учащимися необходимо вести интенсивную коррекционно-педагогическую работу. Такая работа способна привести к положительным результатам, пробудить у детей желание использовать в общении устную речь. Это позволит детям интегрироваться в речевую среду и социально адаптироваться в общество.

Кохлеарная имплантация – это, возможно, единственный шанс для глухого ребенка максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010