Авторы:
Воронова Елена Михайловна
Раевская Жанна Геннадьевна
Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с общим недоразвитием речи должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду и должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителя, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Цель данной статьи заключается в информировании читателей о формировании интонационной стороны речи у детей с ОНР. Основная задача статьи — познакомить читателей с отдельными направлениями этой работы, поделиться практическим опытом.
Статья:Формирование интонационной стороны речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организует речь, устанавливает смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства, на письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
В данной статье мы представили отдельные направления этой работы:
1. Работа над речевым дыханием.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т.д.
2. Работа над развитием мелкой моторики (куклы би-ба-бо).
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.
Работая с куклой, говоря за неё, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Куклы позволяют незаметно исправлять запинки, так как замечание делается не ребёнку, а его кукле. Например: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребёнок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
3. Инсценировки.
Эта способность к перевоплощению, присуща всем людям, а детям в особенности, широко используется в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и умеренного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе со взрослыми, или некоторые детали к костюму. Всё это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребёнка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
Распределяя роли в игре-драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребёнок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
4. Сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать. Лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию и жесты.
5. Логопедическая ритмика.
Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в соответствии с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребёнка.
Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьёзное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танца и пляски, речевой игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7. Произнесений приветствий, обращений, имён с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.д.)
Итак. Нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи по развитию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Игровые упражнения серии «если бы я был актёр»
«Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова.
Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали)
Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котёнок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котика, он поправился, стал весёлым и опять играл с ней. Детям предлагается по очереди передать состояние котика – печального, больного и веселого, здорового.
«Лёгкие бабочки». «Мотылёк». Музыка С. Майкапара.
Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности.
Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, лёгкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирал себе самый яркий и красивый, а потом садились на него. Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, нарисованную музыкой.
«Я певец»
Цель: учить детей создавать образ певца (с опорой на звукозапись знакомой детской песни).
Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному с микрофоном исполнить знакомую песню, представив себя участником конкурса «Утренняя звезда» В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри.
«Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования).
Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему.
Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!...». Один из детей должен, вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидела брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т.д.).
Игровые упражнения серии «если бы я был режиссер»
«Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей).
Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои действия «в театре на столе», последовательно предавать сюжет, интонационно передавать образы.
Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей – зрителей.
«Измени сказку»
Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез».
Ребёнок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонажей из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: - Ой! Меня укусила оса!». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать предложение измененной сказки.
Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Бородович А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1974.
3. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1993.
4. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003, №3.
5. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтение. М., Просвещение, 1969.
6. Медведева Е.А. Искусства и художественная деятельность в системе психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами в развитии. М.: 2010.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.