Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок «Звук и буква «р» в 1 классе "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида"

Автор:
Федорова Татьяна Васильевна

Аннотация:

Аннотация

 Урок «Звук и буква «р».  в 1 классе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, учитель: Федорова Татьяна Васильевна.

Цель данного урока: продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; познакомить со звуком и буквой «р»; зрительно-пространственного восприятия, координации движений мелких мышц кисти рук; воспитывать общекультурные навыки обращения с книгой.

Практическое значение работы: пополнение педагогических копилок, освоение новых приемов и методов обучения звукобуквенного анализа.

Занятие было направлено на воспитание грамотного участника дорожного движения.

          Результатом данного урока считаю следующее: обучающиеся познакомились со звуком «р», научились правильно читать открытые и закрытые слоги.

 

 

Статья:

         Тема урока: Звук и буква «р».

Цель:

  1. Продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
  2. Познакомить со звуком и буквой «р»;
  3. Развитие зрительно-пространственного восприятия, координации движений мелких мышц кисти рук;
  4. Воспитывать общекультурные навыки обращения с книгой.

Методы и приемы:рассказ, беседа, чтение слогов и слов учителем и учащимися.

Оборудование:доска, книга, картинки (рыба, рак, сыр, шары, тигр), красные и синие кружки, картинки со звуками, слогами.

Ход работы

I. Организация учащихся

Психологический настрой на урок. (Солнышко).

Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко «улыбается». Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!

Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем!

Разминка.

Для начала подготовим наше дыхание:

дыхательная гимнастика:

вдох через нос выдох через рот

вдох через рот выдох через нос

вдох через рот выдох через рот

вдох через нос выдох через нос.

Мы с вами подготовили дыхание, теперь нужно подготовить язычок, для этого сделаем:

артикуляционную гимнастику:

трубочка/ улыбочка

иголочка/ лопаточка

вкусное варенье

футбол

часики

лошадка.

Мы с вами подготовили наше дыхание и язычок для дальнейшей работы, теперь выполним еще:

речевую гимнастику (нужно будет быстро проговорить скороговорку):

Ты не бойся, это гусь,

Я сама его боюсь.

II. Подготовка к восприятию нового материала

Ребята, давайте повторим все звуки, которые мы с вами изучили.

Кто хочет назвать звуки? Молодцы.

А теперь показать и назвать только гласные звуки. Почему эти звуки гласные?

Кто покажет согласные звуки. Почему они согласные?

Молодцы!!!

Сегодня мы с вами будем подселять нового жильца в наш домик со звуками. Но мы его еще не знаем. Сейчас наш гость подскажет, какой это звук.

Кто же к нам пришел в гости: это тигр. Ребята, давайте скажем, как тигр рычит.

Молодцы!

Кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? Правильно, это звук «р». Давайте поселим его в наш домик. Ребята в нашем домике живут гласные и согласные звуки, давайте скажем, какой это звук? Почему? Молодцы!

III. Изучение нового материала

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова со звуком «р», мы будем работать по картинкам, читать по учебнику со мной и самостоятельно.

  • Работа по картинкам:

       Учитель поочередно предъявляет ученикам предметные картинки: рыба, рак, сыр, шар.

        Тигра вам принес кружки и хочет, чтобы вы определили, где находится звук «р». Ребята, какие кружки мы должны использовать? А почему, синее? (потому что звук «р» согласный).

       Молодцы!!!

  • Чтение слогов по пособию:

       Положите перед собой Буквари.

       Откройте их по закладке.

       Переверните страничку вперед.

       Найдите нужную страницу. Проверьте.

      Учитель показывает нужную для работы страницу, помогает детям, которые не справились.

      Найдите изображение буквы «Рр» в Букварях. Давайте еще раз произнесем звук «р». Кто мне скажет, какой это звук гласный или согласный, и почему?

      Сейчас мы будем читать слоги: ар, ор, ур, ыр.

      Сначала слоги прочитаю я.

      Теперь, прочитаем слоги  хором.

      А теперь, слоги нам прочитает … .

      Послушаем … .

      Молодцы!!!

Физминутка

зрительная гимнастика:

посмотрим направо, налево, вверх, вниз (5 раз).

пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

 «Хома, хома, хомячок»

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Теперь мы с вами отдохнули и можем продолжать дальше.

С каким звуком мы сегодня знакомимся? Что мы выяснили про звук? Что научились читать? Кто сможет прочитать?

Молодцы!!!

Сейчас мы будем читать слоги: ра, ро, ру, ры.

Сначала слоги прочитаю я.

Теперь, прочитаем слоги  хором.

А теперь, слоги нам прочитает … .

Послушаем … .

Молодцы!!!

 

  • Чтение слов по пособию:

Задание из Букваря напечатано на доске:  ша

                                                                                   сы

                                                                                   со            р

                                                                                   хо

         Посмотрите, как я буду читать. (Учитель плавно ведет указкой от слога к букве и читает).

         А теперь, так же прочитает … .

        Молодцы!!!

        Сейчас мы будем читать по аналогии слоги и слова в Букваре:

ар – шар

ыр – сыр

ор – сор

ор – хор

         (Ребята по очереди читают слоги  и слова).

 

IV. Первичное закрепление изложенного

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте скажем, что сегодня на уроке мы с вами изучали?

С каким новым звуком познакомились на уроке?

Звук [р] гласный или согласный? Почему?

Молодцы!!!

V. Подведение итогов

Дрожу от страха 

До сих пор! – 

Воскликнуло полено,- 

Похоже буква на топор! 

Расколет непременно! 

Учитель отмечает активную работу учащихся.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010