Авторы:
Дрыгина Светлана Владимировна
Илюхина Светлана Ухтияровна
Шубина Разина Давлетгараевна
Хасаншина Светлана Витаиловна
Мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков
[C], [Cь], [З], [Зь], [Ц] в связной речи.
В данной работе собраны материалы для автоматизации звуков в связной речи с использованием элементов мнемотехники. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При воспроизведении текста стихотворения самостоятельно дети получают возможность осознанно контролировать собственное произношение автоматизируемого звука в связной речи. Разучивание становится делом весёлым, интересным, при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
При подборе материала ставилась цель не только исправить недостатки произношения, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить память и мышление детей для более успешной подготовки их к обучению в школе.
Предложенные в работе мнемотаблицы и речевой материал можно успешно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков, на фронтальных занятиях по развитию фонематического слуха, речи и обучению грамоте. Материалы данного практического пособия рекомендованы учителям – логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов специальных (коррекционных) учреждений и родителям.
Апробация представленного материала на базе дошкольных образовательных учреждений №1, №5, №6 города Азнакаево Республики Татарстан даёт хорошие результаты: уменьшается время, затрачиваемое на автоматизацию поставленных звуков и введение их в связную речь, увеличивается объём слуховой и речевой памяти, у детей обогащается словарный запас.
Эти факты позволяют надеяться, что предложенное пособие окажет педагогам помощь в работе с детьми, а детям лучше овладеть правильной речью.
Шубина Разина Давлетгараевна ( SC-3730)
- учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»
г.Азнакаево РТ __________________________________________________________
Дрыгина Светлана Владимировна (SC -3632)
- учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»
г.Азнакаево РТ ____________________________________________________________
Илюхина Светлана Ухтияровна ( SC-3647)
- учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»
г.Азнакаево РТ ___________________________________________________________
Хасаншина Светлана Витаиловна ( SC-4294)
- учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» г.Азнакаево РТ
__________________________________________________________________________
Статья: