Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ «РАБОТА СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ»

Автор:
Николаева Ольга Валериевна

Аннотация:

Особенную трудность у младших школьников с общим недоразвитием речи вызывает написание слов с непроверяемыми орфограммами. При разработке занятия учитывались со-временные научные представления о процессе овладения орфографией, использовались нейропсихологические приемы коррекции нарушений письменной речи. Логопедическое за-нятие развивает слухо-речевую память, способствует совершенствованию фонематической, лексико-грамматической стороны речи. На занятии решаются задачи развития логического мышления, связной речи, а также используются упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук. 

Статья:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ

«РАБОТА СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ»

( «КАК ДОМОВЁНОК КУЗЯ ПТИЦ ОТ ГОЛОДА СПАСАЛ» )



ЦЕЛИ:


образовательные:

  • знакомство со словарным словом «рябина»;

  • введение словарного слова в связную речь;

развивающие:

  • расширение словарного запаса младших школьников;

  • совершенствование грамматического строя речи;

  • развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза;

  • совершенствование фонематических представлений;

  • развитие слухо-речевой памяти;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • развитие логического мышления;

  • развитие связной речи;

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • привлечение внимания детей к чтению художественной литературы;

  • создание условий для выражения своих мыслей в творческом продукте, например,

в синквейне.



Оборудование: тетради; «сундучок» домовёнка Кузи; фишки-«ягоды» по количеству детей в группе; карточки с текстами о рябине фотографии зимующих и перелетных птиц (снегирь, дрозд, свиристель, щур, скворец); картинки (ряпушка, ряженка, рисунок, ряска, река, резинка, ряд, редиска, рябь, ряд, бивни, бинт, бинокль, беркут, белка, бирки, бисер, кабина, панама, ноты, ночь, наледь, насыпь, наледь, фонарь, канава, раковина, калина); музыкальная фонограмма А. Вивальди «Времена года».



Ход занятия.



Логопед. Жил в большом городе домовенок по имени Кузя. Дружил он с девочкой Наташей, помогал ей по хозяйству, как все домовые.

Звучит музыкальная фонограмма А.Вивальди «Времена года».

И вдруг загрустил Кузя. Потянуло его в лес, захотел он навестить своих друзей: дедушку Лешего, веселую мышку Шишигу да маленького Лешика. Быстро он добрался до дремучего леса.

В зимнем лесу красиво. Все деревья одеты в нарядные белые шубы. Только зверей что-то не видно…



Пальчиковая гимнастика.



Наконец, на полянке показался зайчик.

Рисунок 1.



Выглянула из-за куста хитрая лиса.

Рисунок 2.


Показался бурый медведь.

Рисунок 3.


Выбежал серый волк.

Рисунок 4.


Прошмыгнула серая мышка.

Рисунок 5.


Зашумели от ветра деревья.

Рисунок 6.

С ветки вспорхнула птичка.

Рисунок 7.

Логопед. Но кто это прилетел в наш сказочный лес? Да это Баба Яга. Она все время спорит с Лешим, кто из них в лесу главный. И сейчас она задумала что-то недоброе. Посмотрите, птицы слетаются на нашу поляну. Но что это с ними? Это Баба Яга заколдовала лесных птиц. Вы узнали их? (Рисунок 8.)

Дети. Нет. Буквы в словах перепутаны.

Логопед. Давайте исправим надписи к картинкам, чтобы дедушка Леший узнал своих пернатых друзей.

На доске - изображения птиц. Подписи к картинкам деформированы.

Необходимо восстановить подписи к картинкам. Исправленные слова дети записывают в тетрадях.

Рисунок 8.

дордз – дрозд рущ – щур

сенигрь – снегирь сковерц – скворец

рисвистель - свиристель


Логопед. Какая птица может погибнуть в зимнем лесу? Какая картинка лишняя?

Дети. Скворец – перелетная птица. Он улетает в теплые края из-за недостатка пищи, а не из-за холода. Зимой исчезают растения, насекомые и мелкие животные, которыми скворец питается.

Логопед. Дедушка Леший всегда заботится о лесных жителях. Давайте посмотрим, какое угощение он приготовил для своих гостей. Отгадайте ребус. Для этого расположите буквы в порядке уменьшения размера (от большой до самой маленькой). (Рисунок 9.)

Рисунок 9.

Дети. Это рябина.

Логопед. Что обозначает слово «рябина»?

Дети. Рябина – дерево или кустарник с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а также сами ягоды.

Логопед. После сильных морозов горькие ягоды рябины стали сладкими. А Лешик хочет, чтобы всем хватило угощения. Поэтому он просит разделить слово «рябина» на слоги.

Дети. Ря-би-на.

Логопед. Назовите первый слог в слове «рябина». (Слог «ря».) Вспомните слова со слиянием «ря».

Дети отвечают.

Логопед. Мышке Шишиге очень нравятся слова со слиянием «ря». Она приготовила картинки, но не все они содержат данное слияние. Помогите Шишиге правильно выбрать слова. Для этого назовите картинки, которые вы видите на доске. (Рисунок 10.)

Рисунок 10.

Дети. Ряпушка, рисунок, ряженка, ряска, река, резинка, ряд, редиска, рябь, ряд.

Логопед. Какие картинки лишние и не содержат слияние «ря»?

Дети. Рисунок, река, резинка, редиска.

Логопед. Уберите эти картинки.

Вызванный ученик убирает названные картинки.

Логопед. Запишите оставшиеся слова на «ягодах». Эти ягоды мы положим в волшебный сундучок домовенка Кузи. Если положить в него рисунки, то сундучок расскажет добрую сказку.

Дети записывают слова на карточках-«ягодах» и кладут листочки в сундучок.

Логопед. Назовите слова, которые содержат слияние «би».

Дети называют.

Логопед. Кузя приготовил картинки. Назовите эти слова. (Рисунок 11).

Рисунок 11.


Дети. Бивни, бинокль, бинт, беркут, белка, бирки, бисер, кабина.

Логопед. В каких словах отсутствует слияние «би»?

Дети. Беркут, белка.

Логопед. Выберите те картинки, в которых есть слияние «би» и запишите эти слова на карточках-«ягодах».

Дети. Бивни, бинокль, бинт, бирки, бисер, кабина.

Логопед. Друзья домовенка Кузи предлагают вам новые картинки: панама, ноты, ночь, нáледь, нáсыпь, фонарь, канава, раковина, калина. (Рисунок 12). Какие слова не содержат слияние «на»?

Рисунок 12.

Дети. Ноты, ночь.

Логопед. Шишиге и Лешику очень понравились слова со слиянием «на». Какие это слова?

Дети. Панама, нáледь, нáсыпь, фонарь, канава, раковина, калина.

Дети записывают слова на карточках-«ягодах».

Логопед. Вспомните, слова со слияниями «ря», «би», «на».

Дети вспоминают.

Логопед. Внимательно посмотрите на таблицу. Какие слова в первом столбике содержат первый слог «ря»?

РЯ БИ НА

ряпушка бивни панама

ряженка бинокль наледь

ряска бинт раковина

рябь бирки насыпь

ряд бисер фонарь

рядом кабина канава

лабиринт калина

Дети. Ряженка, рядом.

Логопед. Какие слова во втором столбике содержат слог «би» в середине слова?

Дети. Кабина, лабиринт.

Логопед. В каких словах слог «на» находится в конце слова?

Дети. Раковина, калина.

Логопед. Сколько раз можно составить слово «рябина», используя данные слоги. Давайте проверим.

Дети. Из этих слогов слово «рябина» можно составить два раза.

Логопед. Леший очень доволен. Теперь вкусных рябиновых ягод хватит всем птицам.

Физкультминутка.

Снег сегодня шел с утра. Дети выполняют упражнение «снег».

Рада снегу детвора. Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках, Поднимают руки вверх, выполняют упражнение «дорожка».

На носах и на ладошках. Дотрагиваются до носа, показывают ладошки. Логопед. Посмотрите, Кузя и его друзья собрались вокруг волшебного сундучка. Они хотят послушать интересную сказку. Давайте и мы заглянем в сундучок. Ребята, а здесь спрятаны подарки. Давайте их внимательно рассмотрим.

Логопед раздает детям карточки с текстами песен,

стихов и загадок про рябину. (Приложение 1.)

Логопед. Найдите в этих текстах однокоренные слова к слову «рябина». Запишите эти слова в свои тетради, выделите корень и суффиксы. (Рисунок 13.)

Дети выполняют задание в тетрадях.

Рисунок 13.

Логопед. Пользуясь карточкой (приложение 1), подберите к этим однокоренным словам слова-предметы, признаки, действия, описывающие рябину.

Дети находят и подчеркивают в текстах слова и составляют

словосочетания о рябине, записывают их в тетрадь.

рябина горькая рябинка рдеет рябиночка зябнет

рябинушка кудрявая рябинник густой рябинная ягода

рябиновый сок рябиночка зябнет

Логопед. Настало время для настоящей сказки. Посмотрите на доску. (Рисунок 14.)

Помогите домовёнку Кузе и его друзьям покормить голодных птиц. Вам нужно составить из данных слов два предложения.

Рисунок 14.

Дети составляют рассказ о рябине и записывают его в тетрадь.

Рябина.

За окном горят алые гроздья рябины. Красногрудые снегири клюют её горькие ягоды.

Итог занятия.

Логопед. Понравилась вам сказка?

Дети. Очень понравилась.

Логопед. С каким словом вы познакомились на уроке?

Дети. Мы познакомились со словом «рябина».

Логопед. Давайте мы подарим нашей рябинке синквейн.


Рябина

Горькая, полезная.

Рдеет, украшает, спасает.

Красная рябина кормит птиц зимой.

Красота. Польза. Простота.


Логопед. Вот и закончилось путешествие Кузи в зимний лес. Рябинка на прощание помахала ему своими веточками. Пришла пора домовёнку прощаться со своими друзьями.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Стихотворение «Камушки рубиновые».

(В.Мусатов).


 

Эти камушки рубиновые

Или ягодки рябинные?

На холмах

И на равнинах

Рдеют кисти на рябинах,

Распевают снегири

От зари и до зари:

«Не клюём мы камушки,

Камушки рубиновые,

А клюём мы ягодки,

Ягодки рябиновые.



Хоровод «Рябинушка».

(Муз. Говоровской Н.И.)



1) Ты, рябинушка моя,                       2) Ты, рябинушка моя,

    Кудревата, листовата.                         Кудревата, листовата.

    Ты когда возошла,                               Ты когда цвела?

    Когда выросла?                                     Когда вызрела?


    

3) Ты, рябинушка моя,                          4) Ты, рябинушка моя,

     Кудревата, листовата.                           Кудревата, листовата.

    Я весной возошла,                                  По зорям цвела,

    Летом выросла.                                       В осень вызрела.


Частушка.



Ох, довольно, мы напелись,

Про рябиночку красную

Ой, спасибо гармонисту

За игру прекрасную.




Стихотворение «Рябиновая ветвь».

В.Широков.



Поставь рябиновую ветвь

На стол в стакане.

И в темноте дрожащий свет

Не перестанет

Струиться от её плодов,

Мерцать тревожно...



Рябина.



Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость,

И садам украшение,

И дроздам – угощение.






12

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010