Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности «Умелые пальчики – говорливый язычок»

Автор:
Максименко Ольга Леонидовна

Аннотация:

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности

«Умелые пальчики – говорливый язычок»

 

Максименко О.Л. учитель-логопед

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 25 компенсирующего вида» г. Мончегорска, Мурманской области

 

Проект по развитию мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи обоснован на том, что состояние зрения так же оказывает влияние на развитие речи. У детей с нарушениями зрения проявляется отставание в формировании, как речевых навыков, так и в двигательной сфере. В этом случае общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Статья:

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности

«Умелые пальчики – говорливый язычок»

 

Как мы знаем, мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления, речи, а также с развитием пространственного восприятия,  воображения и наблюдательности.

Исследования доказывают, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть под  влиянием кинестетических импульсов от самих пальцев.

Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей.

Проект по развитию мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи обоснован на том, что состояние зрения так же оказывает влияние на развитие речи. У детей с нарушениями зрения проявляется отставание в формировании, как речевых навыков, так и в двигательной сфере. В этом случае общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания (Приложение 1).

Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации что, в свою очередь, накладывает негативный отпечаток на их речь. Многие дети с нарушениями зрения и речи имеют также сопутствующие нарушения:

  • сниженные возможности в зрительно–пространственной ориентировке из-за нескоординированности движений;
  • недостаточное развитие предметно–практических действий из-за неточности моторных движений глаза и руки;
  • недостаток прошлого чувственного опыта;
  • общая моторная недостаточность, отклонения скорости и ритма движений;
  • нарушение координации пальцев кисти руки, замедленность их движений, застревание на одной позе;
  • искажения, замены одних предметов другими из-за узости обзора, особенностей монокулярного зрения.

Таким образом, для своевременного и полноценного развития речи для детей с нарушением зрения следует учитывать следующие факторы:

- обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

- установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимного общения логопеда с детьми и детей между собой;

- создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).  Рука ребёнка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. В группу пришли  домашние дети, у многих из них не были сформированы навыки самообслуживания. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. отсутствовали дифференцированные движения. А некоторые дети не могли выполнить простейшее упражнение, такого как, например, сжимание кулачка. При малой двигательной активности мышцы рук детей были вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживало развитие моторики рук и отрицательно сказывалось на формировании предметно-практической деятельности детей и речевой активности. Это ещё раз подтверждает тот факт, что у детей с нарушением зрения речевое развитие формируется своеобразно и очень часто не укладывается в обычные возрастные нормы.

Проведя мониторинг по развитию речи детей, проверив уровень коммуникации, я подобрала диагностику, в которую входили различные задания для определения уровня развития мелкой моторики мелкой моторики рук (Приложение 2). Параметры были следующие:

- при умении расслаблять пальцы и кисти рук появляется хорошая подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Лучше проводить такие упражнения с каким-либо реальными предметами.

- при удержание позы кисти рук двигательные и кинестетические ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся на мышцы языка. Подобные упражнения сначала делают одной рукой, затем другой и, наконец, двумя руками одновременно. 

- следующий параметр - автоматизация движения пальцев - состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения. Здесь необходимо выработать координацию движений и развития навыка ориентировки.

- развитие первоначальных графических навыков вырабатываются посредством выполнения длительных упражнений. Ребёнок овладевает способностью направлять, регулировать движения руки, у него развивается «чувство контура».

В каждый из этих параметров входило до десяти  и более заданий, которые оценивались отдельно. Потому что нельзя оценить моторику ребёнка по 2-3 упражнениям и сразу выявить уровень её развития. При этом учитывались темп, объём, точность переключение движений от одного к другому.

 Помня о специфике развития детей с нарушением зрения важно давать особенно чёткую словесную инструкцию, порою повторяя её не один раз. Делать это надо спокойно, ровным голосом, используя ту же фразу, что и первоначально.

Поэтому при диагностике я также фиксировала следующие данные:

- Выполнение словесной инструкции. Придерживается ли ребёнок заданных правил или делает всё по-своему?

- Доводит ли он работу до конца. Потому что на характер  выполнения работы может влиять уровень мотивации, низкая работоспособность, отвлекаемость.

При разработке проекта и подборе игровых упражнений я принимала во внимание следующие принципы:

- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок должен знать, что получит необходимую помощь при затруднениях;

- постепенное усложнение игрового материала, упражнений -  от простого к  сложному.

Чтобы обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка я использовала следующие виды работы:

- обогащала опыт родителей путём ознакомления с консультациями –  «Развитие движений пальцев рук», «Играем дома», «Между делом», «Игры с предметами домашнего обихода» и др.;

- расширяла представления родителей о нетрадиционных пособиях  для развития мелкой моторики рук в игровом тренинге «Наши пальчики»;

- знакомила родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактических игр – игротека для родителей.

В проекте для повышения коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки я использовала традиционные и нетрадиционные формы работы.

Начиналась коррекционная работа с простой пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения. Затем вводились игры со стихами и потешками. Эти игры создавали благоприятный фон, эмоциональный настрой, способствовали развитию умения слушать и улавливать ритм речи (рис. 1).

Массаж позволял активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.  Здесь были  использованы упражнения самомассажа кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, катушками (рис. 2, рис. 3).

Применение «сухого бассейна» даёт возможность погружать руки как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук (рис. 4, рис. 5).

Пальчиковые игры с предметами – это своеобразная  игровая терапия, которая оказывает положительное влияние на состояние ребёнка. Все эти упражнения способствовали положительному эмоциональному настрою, повышалась работоспособность, снималась эмоциональная напряженность (рис. 6, рис. 7).

Видовое разнообразие пальчиковых игр с предметами является немаловажной частью работы в познавательно-продуктивном методе – это применение обычных предметов и необычных. Наравне с предметами проводились игры с использованием разнообразного материала: природного (шишки, орехи, косточки, фасоль), хозяйственно-бытового (прищепки, катушки, крышки), бросового (решётки, колечки, втулки) (рис. 8, рис. 9, рис. 10, рис. 11).

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям пришёл пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку. Образные двигательно-речевые миниатюры помогали пополнить запас активного словаря, улучшить речевой слух и речевую память (рис. 12)

Во время игровой деятельности так же развивали мелкую моторику. Большую радость доставляют детям игры с мозаикой, пазлами, шнуровкой. Более того, эти игры способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве (рис. 13, рис. 14).

Работа с плоскостными изображениями вызывает у маленьких детей огромный интерес. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение. Кроме, развития мелкой мускулатуры пальцев рук, повышения произвольности и координированности движений руки данные игры и упражнения выполняют задачи по формированию сенсорных эталонов и осознанности действий (рис.15, рис. 16).

Формированию зрительно-пространственного гнозиса также способствовала работа с плоскостными изображениями. Дети учились различать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади. В качестве речевого развития шла работа по различению предложно-падежных конструкций – над, под, в, на, около, рядом, за (рис. 17, рис.18).

Выкладывание фигур из счётных палочек уже само по себе развивает мелкую моторику, но можно выполнить и специальные упражнения. Из палочек можно выложить на плоскости всё, что угодно, поэтому данное задание помимо мелкой моторики прекрасно развивает воображение ребёнка (рис. 19).

Так называемое, «рисование» пальчиками несложных геометрических фигур по внешнему и внутреннему контуру на столе, а затем без помощи трафарета  в воздухе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. Эти упражнения развивают не только зрительно-моторную координацию, но и способствуют стимуляции зрительных функций (рис. 20).

Трафареты способствуют развитию графических навыков и пространственного воображения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются одним из средств повышения работоспособности головного мозга (рис. 21).

К концу года, используя в работе с детьми разнообразные методы и приёмы, я стала замечать, что у малышей улучшились внимание, память и фразовая речь. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными. Повысилась  работоспособность. Таким образом, при совершенствовании у детей ручной умелости, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. В результате реализации проекта на конец учебного года показатели по развитию мелкой моторики и речевому развитию значительно улучшились.

Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики показал следующие результаты –  в начале года 40% детей имели низкий уровень развития мелкой моторики, средний уровень – 30%, высокий – 30%. Конец года показал, что низкий уровень развития мелкой моторики наблюдается у 3% детей, средний – 55%, высокий – 42%.

Мониторинг определения уровня развития речи выявил, что низкий уровень на начало года имели 22% детей на конец года – 17%, средний уровень – 32% и 26% соответственно, и высокий уровень наблюдался у 45% и 57% соответственно (Приложение 3).

Таким образом, можно сделать вывод о том, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования коммуникативной функции речи.

Анализируя проектную деятельность по формированию коммуникативной функции речи через развитие мелкой моторики, можно предположить следующие закономерности:

- выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи;

- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, повышают речевую активность ребёнка;;

- повышается концентрация внимания и его распределение;

- выполнение упражнений в сопровождении короткими стихотворениями, делает речь более чёткой, ритмичной, и усиливает контроль над выполняемыми движениями;

- развивается память, так как дети учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

- развивается воображение и фантазия;

- кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.

Итак, можно сказать, что данная коррекционная работа помогает детям с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет и, таким образом, способствует повышению самооценки самого ребёнка.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010