Автор:
Богдашевская Татьяна Петровна
Метапредметное занятие «Творчество и генетика»
Автор: Богдашевская Татьяна Петровна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории,
ГБОУ СОШ №235, ЦАО г. Москва.
Метапредметное занятие «Творчество и генетика» разработано для учащихся 9 класса, обучающихся по программе для общеобразовательных школ по биологии, по линии И.Н. Пономаревой. Это - вариант урока по теме «Генетика человека», в рамках которого формируется первоначальное представление философского понятия «творчество». Урок соединяет в один узел множество важных вопросов для современной молодежи: профориентацию, роль знаний и творчества в решении ежедневных проблем. Материал занятия актуально демонстрирует тесное переплетение законов генетики и реальной жизни. Новизна урока прослеживается, во-первых, - в форме организации урока. Это урок биологии с использованием ИКТ. Во-вторых, в содержании - это проблемный, личностно ориентированный урок. В разработке дается подход к решению проблемы: «Что такое творчество и как оно связано с генетикой и будущей профессией?». Учащиеся представили взгляды на генетику и лечебное дело, профессию журналиста и законы наследственности и изменчивости, генетику и наномедицину, генетику и искусство. В-третьих, новизна заключается в формировании метапредметных знаний. В разработке урока сделаны разные акценты на понятие «творчество». В широком смысле, оно – новаторская деятельность человека, инструмент решения сложнейших глобальных проблем. В узком смысле, творчество – это нестандартные решения, нешаблонные подходы, качественно новые действия и взгляды в любой работе. Урок реализует важные цели школьного образования – обучение учащихся навыкам творческой деятельности, универсальным учебным действиям.
Цели занятия: - обучающие: повторить, обобщить, расширить знания по генетике, установить связи генетики с другими науками, искусством; - развивающие: развивать интеллект, мыслительные операции, речь, внимание, память, коммуникативные навыки; - воспитательные: воспитывать нравственные основы, ЗОЖ, культуру общения, эстетический вкус, коллективизм; - метапредметные: сформулировать понятие «творчество», обосновать важность творческого подхода к решению задач разного уровня, в том числе в генетике; УУД: ставить цели и задачи, работать с разными источниками информации, создавать презентации, уметь работать по презентациям, формулировать выводы, подводить итоги работы на уроке.
Данный урок адресован творческим педагогам и начинающим учителям. Разработка поможет в выборе интересных тем для ученических презентаций и в разработке научной, доступной, эвристичной методики их изложения. Урок раскрывает практическую ценность генетики в повседневной жизни: ГМО – в магазине, мутации – в книгах, в картинах, в причинах ряда болезней. Урок формирует нравственные основы: отношения к инвалидам и человеческой жизни. Предлагаемая методическая разработка – инновационный урок. Она отвечает современной образовательной концепции и второй образовательной парадигме: учащиеся самостоятельно добывают знания и обучают других учеников.
Статья: