Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Основные этапы организации хоровой студии в специальной коррекционной школе VIII вида.

Автор:
Калашникова Наталья Викторовна

Аннотация:

В школе-интернате VIII вида города Мурома Владимирской области сложилась система коррекционно-развивающей работы по художественно-эстетическому  воспитанию учащихся.

        Решить задачу музыкального воспитания у детей с недостатками в развитии возможно лишь при четкой, продуманной организации внеклассной работы, которая в условиях специальной коррекционной школы являлась бы продолжением урока и включала бы не только воспитательные функции, но и обучающие, развивающие, корригирующие.

Музыкально-исполнительская деятельность, будучи интересной и доступной детям с нарушенным интеллектуальным развитием способствует:

- повышению мотивации к учебной деятельности, воспитанию нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств, художественно-эстетических качеств;

-нормализации поведенческих проявлений, снижению уровня негативных эмоциональных переживаний, на смену которым приходит состояние оптимизма, уверенности в собственных силах: научившись подчинять свою активность звучащей музыке, дети и в других ситуациях продвигаются в самостоятельной организации поведения;

Пение, дыхательные упражнения, танцевально-ритмическая деятельность укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость,

Целью музыкального воспитания в целом является формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальности, создание условий для наиболее полного, разностороннего формирования положительных качеств личности.

Статья:

 Под музыкальностью следует понимать умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на эмоциональные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности.

Достижение цели требует реализации комплекса образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, которые стоят перед преподавателем, руководителям хорового коллектива и решаются в процессе занятий вокально-хоровой студии. В задачи  входит:

- овладение детьми определенными  музыкальными знаниями, музыкально-исполнительскими умениями и навыками, умениями самостоятельно использовать технические средства;

- обогащение эмоциональной сферы; словарного запаса;

- воспитание музыкально-эстетического вкуса;

- формирование интереса  к музыкальной деятельности в целом;

- формирование коммуникативных качеств личности;

 - воспитание положительных личностных качеств учащихся;

-применение широких возможностей музыки для осуществления психокоррекционной и психотерапевтической помощи.   

           Ведущее место в музыкально- эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. Хоровое пение оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогает, как сказал К.Д. Ушинский «слить много сердец в одно сильно чувствующее сердце». Задачей педагога, к которому пришли дети с недостатками в развитии, с интеллектуальной недостаточностью является вовлечение их в коллективную деятельность, создание единой группы, в которой дети хорошо себя чувствуют и по-товарищески относятся друг к другу. Положительную роль в этом может сыграть школьный хор, в котором участвуют дети разного возраста, разных классов, а объединяет их общее дело.

На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности («психологические функции»). Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.     Эстетическое воспитание во вспомогательной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, С.М. Миловская).

      Исследования С.М. Миловской (1966г.) показали, что в процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивое внимание. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.    

    В школе-интернате я занимаюсь работой с хором  и вокальной группой одиннадцать лет. Хотя задачи, которые ставит руководитель перед детьми в хоре, в общем-то, традиционны, при работе с нашими ребятами прослеживаются свои особенности коррекционной работы.

На занятиях вокально-хорового кружка создаются условия для реализации личностных возможностей воспитанников на основе изучения их возрастных и психофизических особенностей. Осуществляется оптимальный отбор приемов, методов  и форм обучения и воспитания. Особое место уделяется созданию благоприятного психологического климата, ситуации успеха.       

 Наиболее сложным моментом в процессе репетиционного периода является отсутствие усидчивости. Всем известно, что только длительная, кропотливая работа может дать хороший результат. Наши дети в силу своих заболеваний не способны сосредоточенно заниматься продолжительное время. Научить детей умению сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание – одно из необходимых условий при исполнении песни. От того, насколько это получается у ребят, зависит успех любого концертного выступления.

Основное время репетиции занимает разучивание текста и мелодии  наизусть. Соединяясь в единое целое, т.е. в песню, текст и мелодия помогают и стимулируют запоминание друг друга. Пение без дирижерского жеста создает трудности в исполнении, поэтому, детям необходимо запомнить, какой жест, что обозначает. Во время концертного выступления - последовательность песен и даже очередность построения на сцене. Это способствует развитию и коррекции памяти.       Поэтому в работе у меня сразу пять, шесть произведений, как правило, разнохарактерных. И обязательно повторяется уже разученная песня, наиболее любимая детьми. При этом я использую различные приемы исполнения: кто лучше? кто громче? кто тише?; исполнение по группам, мальчики – девочки, исполнение мелодии руками.

      Хоровое искусство как никакое другое способствует развитию мелодического и гармонического слуха, а также чувства ритма. С самых первых занятий я стараюсь вырабатывать у детей сознательное и критическое отношение к своему пению: спрашиваю, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли исполнение песни самим и слушателям. Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе создает атмосферу творчества, общего дела.

   Важным в работе руководителя хора является работа над выразительностью исполнения песен разного характера и содержания. Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей с недостатками в развитии осложняют решение указанной задачи. Препятствием могут стать застенчивость, растерянность, физические недостатки, недоразвитие речи. Очень важно установить контакт с каждым ребенком, вызвать у него чувство доверия, симпатии.

Как научить ребенка наиболее выразительно исполнить, например колыбельную песню? Конечно же, через знакомые ощущения. Рисуется образная картина: мама укачивает малыша и тихо напевает ему, чтобы уснул. После такой беседы дети, как правило, поют очень выразительно, не забывая и о мимике лица.  При исполнении песен подвижного, веселого характера - обязательно настраиваю на улыбку, пытаясь развеселить детей, придумываю различные смешные распевки-скороговорки, прибаутки.

     Много времени уделяется беседам о содержании исполняемых песен, т.к. это помогает раскрыть художественные образы (лирика, героика, юмор и др.)

      Опираясь на исследования С.М. Миловской, уделяю особое внимание подбору песенного репертуара. Выбрать для хора современную музыку (которую часто хотят исполнять старшеклассники) довольно сложно: то очень трудно, то скучно, то не соответствует учебным задачам, а наиболее распространенный недостаток – не вокально, трудно петь! Репертуар делится на обучающий, который развивает определенные вокальные навыки, и рассчитанный на концертное исполнение. Большая часть репертуара нашего хорового коллектива - это произведения отечественных композиторов, в основном детские песни, так называемая детская «классика» (В.Шаинский, Е.Крылатов, М.Дунаевский и др.), в последнее время – произведения современных композиторов, пишущих для детей, издаваемые на дисках издательства детских образовательных программ «ВЕСТЬ –ТДА».

Не мене важным для успешной работы является то, что дети должны, прежде всего, любить ту музыку, которую поют. Большая часть репертуара состоит из тех произведений, которые мы повторяем в течение нескольких лет. Поддерживать в репертуаре выученные произведения для детей с интеллектуальной недостаточностью труднее, чем учить новые из-за особенностей памяти (механическая, кратковременная)

 Музыкальные произведения разучиваются под сопровождение фортепиано, затем дети учатся исполнять песни под фонограмму. Актовый зал школы-интерната снабжен современной музыкальной аппаратурой, беспроводными микрофонами. В современный век ИКТ учащиеся школы учатся самостоятельно пользоваться музыкальной аппаратурой, микрофонами, что делает занятия вокалом более привлекательными, т.к. ребята понимают, что выглядят как настоящие артисты, которых они могут видеть по телевидению.

      Я всегда говорю детям, что все они артисты, а работа артиста очень сложная. Трудно уследить сразу за всем: и правильная осанка, и правильное певческое дыхание, правильное формирование звука, четкая дикция, мимика лица, яркое выразительное пение, выполнение жестов дирижера. Не всем детям это сразу под силу, но, занимаясь с одними и теми же детьми несколько лет, я замечаю, что у них происходят изменения, и они справляются со всеми требованиями.

       Занятия в хоре и концертные выступления помогают детям преодолеть скованность, зажатость. В коллективе они становятся дружелюбнее, общительнее. Концерт- это результат репетиционных занятий, мы выносим на суд зрителей свою долгую, кропотливую работу. Песни готовы. Что же еще? Внешний вид! Мы на сцене! На нас смотрят родители, педагоги, другие ребята и оценивают все, даже умение красиво выйти и уйти со сцены. Необходимо и этому учить детей, чтобы на нас приятно было смотреть./Рисунок 1/

        Выстраивая концертную программу, стараюсь подобрать и объединить песни общей тематикой, замыслом. Это знакомит детей с понятием «драматургия». В последнее время в концерты включаем декламаторов, которые «связывают» наши песни, помогают перестроиться с одного характера на другой, сотрудничаем со школьной театральной студией «Вдохновение». В результате получаем целый спектакль, который немыслим без декораций и костюмов.  И они у нас есть! Придумываем оформление сцены и делаем декорации сами с привлечением учителя изобразительного искусства, учителей трудового обучения и родителей учащихся. Шьем костюмы на занятиях школьных факультативов, где занимаются девочки-старшеклассницы, также занимающиеся в вокально-хоровом кружке./Рисунок 2/

        В занятия школьного хора вовлечены дети со второго по десятый класс. Коррекционно-развивающая работа в вокально-хоровой студии предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу с каждым вокалистом. Создана младшая группа: для того, чтобы выступать в основном составе, им необходимо освоить певческие навыки. Отдельная работа проводится с солистами хорового коллектива. Растет репертуар хора, увеличивается сложность песен, улучшается качество исполнения.

     Выводы: в результате целенаправленных занятий в хоровом коллективе происходит развитие таких психических процессов у детей, как память, внимание, мышление, восприятие; корригируются недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы. У детей развивается мелодический и гармонический слух, чувство ритма, творческое воображение.     

     При использовании всех выше указанных приемов организации работы хорового кружка, можно добиться определенных результатов, пример тому наш школьный хор и вокальная группа.

Ежегодно дети участвуют во всех общешкольных мероприятиях, городских и областных фестивалях и конкурсах. В 2004году - победители в номинации «За лучшее музыкальное оформление» на 9-м областном фестивале самодеятельного художественного творчества учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2006году - стали дипломантами первой степени на 3-ем областном фестивале самодеятельного художественного творчества учащихся школ-интернатов Владимирской области «Мы все можем». С 2007 года – победители в номинации «Лучший вокальный номер», «Лучший солист»; в 2008 году – дипломанты III степени, в 2009 и 2010 – лауреаты II степени этого конкурса, победители в номинации «Лучший вокальный номер»./Рисунок 3,4/

 И как нужны школе такие творческие взлеты, чтобы дети любили свою школу, чтобы знали, как увлекательно, интересно самим творить чудо, приносить себе и другим радость.

Публичные выступления имеют большое значение для детей нашей школы-интерната. Выезжая за пределы родной школы, родного города, ребята учатся взаимодействовать с незнакомыми людьми, ориентироваться в новой, непривычной обстановке. Все это способствует решению основной проблемы, стоящей перед коллективом школы: совершенствованию коррекционно-воспитательной работы, направленной на их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию в обществе. /Рисунок 5/

      Есть у коллектива свои традиции; любимые песни - это песня из репертуара Ю. Шатунова «Детство», ставшая гимном детей школы, и гимн педагогам на музыку песни  О. Газманова «Офицеры» и слова, написанные творческим коллективом учителей. Мы любим собираться вместе и петь, готовить выступления для праздников, встречаться в литературно-музыкальных гостиных  по разным темам./Рисунок 6/

Многие выпускники школы продолжают заниматься пением в студиях при учебных заведениях, где они продолжают свое образование. Они частые гости школы: на праздниках Первого и Последнего звонка, Осенних балах, Новогодних вечерах /Рисунок № 7/.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010