Автор:
Райх Светлана Викторовна
Коррекция и развитие интеллектуальных способностей учащихся
на уроках профессионально – трудового обучения
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения
Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.
Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие задачи:
- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство
долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
Статья:
Коррекция и развитие психофизических функций учащихся
посредством трудовой подготовки
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения
Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.
Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие задачи:
- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство
долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.
Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
1) усвоение (осознание) цели работы;
2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;
3) умение производить оценку своей работы».
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с интеллектуальной недостаточностью в трудовой и познавательной деятельности. «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя» С. Л. Мирский. Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.
Трудовая подготовка учащихся с недостатком интеллекта – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся.
Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе - коррекционно – развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:
• опора на сохранные способности;
• расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
Для решения задачи коррекции и развития на уроках швейного дела, я разработала и применяю систему упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций учащихся.
Примеры упражнений направленных на коррекцию и развитие
психических функций учащихся на уроках швейного дела
Задания на развитие и коррекцию памяти
№ 1. «Пословица»
1 ученик начинает пословицу о труде, 2 заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
№ 2. «Запомни»
Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.
№ 3. «Запиши»
Записать как можно больше слов относящихся к теме:
а. халат б. блузка
и др.
№ 4. «Запомни предметы»
Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.
№ 5. «Зарисуй по памяти»
Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем.
. Упражнения на развитие и коррекцию мышления.
№ 1 «Выдели общее»
Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.
№ 2. «Сравни»
Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями.
а) что общего между 1 и 2 рядом
б) сравни, чем отличаются модели 1 и 2 ряда
в) чем отличаются модели 1 ряда друг от друга
№ 3. «Классификация»
Даны 5 словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Например:
спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.
халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.
№ 4. «Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например:
в..л…к..о п..я…а т..а…е…т..о и т. д.
№ 5 «Кроссворд»
А) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.
Б) Кроссворд на закрепление терминологии.
Упражнения на развитие и коррекцию внимания
№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.
№ 2. «Найди 10 различий»
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.
№ 3. «Найди общее»
Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.
№ 4. «Что лишнее?»
Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.
№ 5. «Найди детали»
Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.
Упражнения на развитие восприятия.
№ 1. «Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.
№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение 1 минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.
№ 3. «Волшебный мешочек»
Подготовить образцы тканей, поместить в мешочек.
Определить на ощупь заданную ткань.