Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекция и развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки

Автор:
Райх Светлана Викторовна

Аннотация:

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей  учащихся

на уроках профессионально – трудового обучения

 

       В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с  интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия  предоставляют специальные – коррекционные образовательные    учреждения

      Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся   с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.

      Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида  – это формирование умений, необходимых  для успешной социально – трудовой адаптации  учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие  задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать  общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное     отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство

долга,  и др.);

- формировать коммуникативные умения;

- формировать мобильность.

Статья:

Коррекция и развитие психофизических функций учащихся

посредством трудовой подготовки

 

       В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с  интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия  предоставляют специальные – коррекционные образовательные    учреждения

      Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся   с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.

      Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида  – это формирование умений, необходимых  для успешной социально – трудовой адаптации  учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие  задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать  общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное     отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство

долга,  и др.);

- формировать коммуникативные умения;

- формировать мобильность.

     Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.

      Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

1) усвоение (осознание) цели работы;

2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;

3) умение производить оценку своей работы».

     В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с интеллектуальной недостаточностью в трудовой и познавательной деятельности. «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя»  С. Л. Мирский. Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания  и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.

       Трудовая подготовка учащихся с недостатком интеллекта – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на  развитие учащихся.

Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе - коррекционно – развивающий, который  направлен на коррекцию недостатков  и развитие психофизических качеств  детей с интеллектуальной недостаточностью.         

     Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.

   Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью  ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности  этих детей  таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:

• опора на сохранные способности;

• расширение возможностей учащихся  в трудовой деятельности.

   Для решения задачи коррекции и развития  на уроках швейного дела, я разработала  и применяю систему упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций учащихся.

 

            Примеры упражнений направленных на коррекцию и развитие

                 психических функций учащихся на уроках швейного дела 

 

                               Задания на развитие и коррекцию  памяти

№ 1.   «Пословица»

 1 ученик начинает пословицу о труде, 2 заканчивает и говорит              начало второй пословицы и т.д.

№ 2. «Запомни»

         Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по    памяти.

№ 3. «Запиши»

         Записать как можно больше слов относящихся к теме:

         а. халат                  б. блузка

         и др.     

   № 4.  «Запомни предметы»

          Запомнить разложенные на столе предметы. После   изменения определить, что изменилось.

№ 5. «Зарисуй по памяти»

         Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух   учителем.

.                      Упражнения на развитие и коррекцию  мышления.

№ 1  «Выдели общее»

        Предлагается ряд  эскизов изделий. Надо выделить общее, что     имеется в этих изделиях.

№ 2.  «Сравни»

        Предлагается  два ряда изделий, одного фасона,   отличающиеся некоторыми незначительными деталями.

        а) что общего между 1 и 2 рядом

        б) сравни, чем отличаются модели 1 и 2 ряда

        в)  чем отличаются модели 1 ряда друг от друга

№ 3. «Классификация»

        Даны 5 словарных слов. Четыре  из них объединены общим

        признаком, пятое – лишнее.

       Например:

       спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.

       халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.

№ 4. «Заполни пропавшие буквы»

         Даны словарные слова с пропущенными буквами.

         Например:

         в..л…к..о       п..я…а      т..а…е…т..о   и  т. д.

№ 5 «Кроссворд»

      А)  Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

       Б)  Кроссворд на закрепление терминологии.

 

                       Упражнения на развитие и коррекцию внимания

№ 1. «Исправь ошибку»

         а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.

        б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона    с ошибкой.

№ 2. «Найди 10 различий»

          Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими      различиями.

№ 3.   «Найди  общее»

        Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали,  которые   имеются в этих изделиях.

№ 4. «Что лишнее?»

         Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.

№ 5. «Найди детали»

          Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.

                                  Упражнения на развитие восприятия.

№ 1. «Восприятие величины предметов»

         Предлагаются определить на глаз размер линий,     предметов.

№ 2.  «Найди 10 различий» (объем восприятия)

          Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими     различиями. Показывать в течение 1 минуты, затем рисунки  убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.

№ 3. «Волшебный мешочек»

        Подготовить образцы тканей, поместить в мешочек.

        Определить на ощупь заданную ткань.

                                                       

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010