Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

"Урок социально-бытовой ориентировки.Инфекционные заболевания и меры по их предупрежденю"

Автор:
Антонова Светлана Александровна

Аннотация:

 Урок социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению» с целью сформировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

                                                                                                                                                                           Антонова С.А.

                                                                                                                                           

Статья:

Урок социально-бытовой ориентировки

Класс: 9

Тема: Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Цель: сформировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

Задачи:

1.Сформировать представление об инфекционных заболеваниях, выяснить способы заражения и меры предосторожности.

2.Корригировать и развивать устную речь, мыслительную деятельность с помощью ответов на вопросы, заполнения перфокарт, выполнения заданий по карточкам.

3.Способствовать расширению словарного запаса учащихся через изучение новых понятий: инфекция, микробы, виды заболеваний и т.д.

4.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, перфокарты.

Ход урока

 I Организационный момент

Психологический настрой учащихся на урок.

-Все ребята встали, улыбнулись друг другу, потому что все мы с вами красивые, умные и самое главное здоровые.

II Сообщение темы урока

 На доске карточка

ДИОПНФАРЕСЯКЦУИТЮЯ

-Определите тему сегодняшнего урока с помощью спрятанного слова?

-Инфекция

-Правильно. Мы начинаем изучать раздел «Медицина». Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.

-Сегодня тема нашего урока: «Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению», на уроке мы узнаем, какие заболевания называют инфекционными, какие группы инфекционных заболеваний выделяют, каким образом они распространяются, как предупредить заражение организма инфекционными заболеваниями.

 III Изучение нового материала

Вводная беседа

-Кто из вас знает, что такое инфекция?

(Ответы учащихся)

-В переводе с латинского языка инфекция- это заражение.

Как вы сможете объяснить смысл инфекционные заболевания?

-Заразные заболевания

Прочитаем об этих заболеваниях на ваших столах статьи:

Статья: Заразные заболевания вызывают специфические возбудители —микробы (бактерии, вирусы, грибки). Микробы-очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни-свой вредный микроб. Болезни, вызываемые микробами, вирусами, грибками, называются инфекционными.

Заразные болезни возникают только при наличии: возбудителя болезни, паразитирующего в организме человека или животного; путей передачи возбудителей от зараженного организма к здоровому.  Если организм человека ослаблен, болезнетворные микробы, попав в него начинают с большой скоростью размножаться. Ответная реакция организма человека на заражение и есть болезнь.

      Но все инфекционные заболевания имеют и общие признаки: недомогание, жар, отсутствие аппетита. Все эти болезненные явления вызываются ядовитыми веществами (токсинами), которые выделяются микробами и проникают в кровь.  Токсины поражают весь организм человека независимо от того, какой орган страдает больше. Вот почему недомогание, жар, отсутствие аппетита – обычные признаки каждой инфекционной болезни.

- В организме человека есть и полезные микроорганизмы, которые ведут постоянную борьбу с инфекционными микробами, не давая им размножаться и вызывать заболевание. Эти нужные микроорганизмы находятся в кишечнике, лимфатических узлах. Когда у человека держится температура 37,0, то не стоит пить таблетки, снижающие температуру, так как это признак того, что организм борется с болезнетворными микробами.

А вот, когда температура поднимается выше – это значит, что организм не справляется, и поэтому следует обратиться к врачу и пройти курс лечения антибиотиками. Раньше, когда не было антибиотиков – люди умирали от инфекционных заболеваний.

Беседа:

-А как вы думаете, из-за чего можно заболеть?

-Передача возбудителей инфекции может быть пища, вода, воздух, игрушки, предметы обихода, одежда, обувь, посуда, грязные руки, почва, насекомые, клещи и др.

-Правильно. Инфекционные заболевания передаются от человека к человеку разными путями.

- А сейчас мы разберем виды инфекционных заболеваний.

Виды инфекционных заболеваний (показ слайдов на мультимедийном проекторе).

1.Кишечные

2.Инфекции дыхательных путей

3.Кровяные

4.Инфекции наружных покровов

Заполнение таблица в тетради.

Работа учащихся в тетради:

   Возбудители инфекционных болезней передаются от больных людей к здоровым различным путям, т.е. для каждой инфекции характерен определенный механизм передачи.

Виды инфекционных заболеваний

Заболевания

Способ заражения

Кишечные

дизентерия, брюшной тиф, холера, ботулизм.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

Кровяные

Клещевой энцефалит, малярия, чума

Через укусы животных, насекомых

Инфекции дыхательных путей

Грипп, ангина, оспа, туберкулез

Воздушно-капельный путь

Инфекции наружных покровов

Чесотка, сибирская язва, трахома, столбняк

Контактный путь

 

 -Рассказ заранее подготовленных учащихся:

       При кишечных заразных болезнях (брюшном тифе, дизентерии, паратифах, холере, ботулизме и др.) возбудитель выводится в окружающую среду преимущественно с фекалиями, а в организм здорового человека попадает через рот с загрязненной пищей, водой, грязными руками, переносится мухами.

       При болезнях дыхательных путей (острые респираторные вирусные инфекции, грипп, корь, дифтерия, коклюш и др.) возбудитель выводится в окружающую среду с выдыхаемым воздухом, при кашле, чиханье, с мокротой, а в организм здорового человека попадает с вдыхаемым воздухом, пылью, содержащими возбудителей.

       При кровяных болезнях (малярия,  комариный и клещевой энцефалиты и лихорадки, чума,  и др.) возбудитель находится преимущественно в крови и переносится членистоногими переносчиками (комары, мошки, мокрецы, слепни, блохи, вши, мухи-жигалки и клещи).

       При болезнях наружных покровов (сибирская язва, рожа, болезни, чесотка и др.) возбудитель инфекции попадает в организм человека главным образом через поврежденные кожу и слизистые оболочки. Происходит это при непосредственном контакте с больными (в том числе половом), а также при пользовании полотенцами, постелью больных, при укусах и ослюнении больными животными, при ранениях, царапинах, ссадинах и попадании на пораженную кожу частичек почвы.

-Что происходит, если очень большое количество людей заражается инфекционной болезнью?

-Эпидемия (запись термина в тетрадь)

-Об эпидемии какой болезни мы слышим каждый год?

-Об эпидемии гриппа.

-Послушайте о том, как нужно, вести себя при эпидемии, расскажет нам об этом медицинская сестра учреждения:

-Эпидемия – массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

О существовании грозных заболеваний люди знали давно. Неизвестными путями они распространялись по стране, через моря. Одновременно одной и той же болезнью заболевало огромное количество людей и погибало. С 1347 по 1350 год свирепствует эпидемия инфекционной болезни - Чума. Она унесла из жизни 25 млн человек! В 1665 году в Лондоне от чумы погибло 100 тыс. человек. В 18 веке эпидемия оспы повлекла гибель 60 млн человек. Мир тогда еще не знал о существовании заразных микроорганизмов, как они распространяются, как уберечься от них, как с ними бороться, как их победить?

-Какие профилактические меры стоит проводить для исключения возможности возникновения эпидемии?

Профилактические меры:

1.Повышение сопротивляемости организма физкультурой;

2.Личная гигиена (мыть руки, мыться, стирать одежду, пользоваться личными предметами гигиены);

3.Проведение профилактических прививок;

4.Излечение источника инфекции;

5.Карантинные мероприятия.

IV Физкультминутка

 Дыхательная разминка «А на выдохе я вам скажу…»

VI Закрепление пройденного материала

-Сейчас, ребята я предлагаю вам самостоятельно заполнить перфокарты:

Вопрос:

Как называется заражение организма болезнетворными микробами?

Ответ: инфекция

Вопрос:

Как называется обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств?

Ответ: дезинфекция

Вопрос:

Какое инфекционное заболевание, захватывает большее количество людей?

Ответ: Эпидемия

Задание: Прочитай и расставь стрелки:

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекции дыхательных путей

 

Через продукты питания, воду, грязные руки

Кишечные инфекции

 

Воздушно-капельный путь

Кровяные инфекции

 

Контактный путь

Инфекции наружных покровов

 

Через укусы насекомых

 

VII Итог урока

-Вспомните тему нашего урока

- Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

-Что такое инфекция?

-Какие виды инфекций вам известны?

-Молодцы вы хорошо поработали на уроке. После того как я проверю перфокарты, вам будут выставлены оценки.

VIII Домашнее задание: составить буклет на тему «Инфекционные заболевания»

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010